
Апостол Павел
2 Тим., 296 зач., III, 10-15.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Слова апостола Павла, которые только что прозвучали, адресованы его ближайшему ученику и соратнику Тимофею. На долю этого человека выпало много испытаний из-за его веры во Христа. У него было очень много недоброжелателей, которые доставили ему немало неприятностей. Поэтому Павел и обращается к нему со словами утешения и поддержки. Однако, основная мысль Павла звучит далеко неутешительно: мир устроен так, что праведники неизбежно будут страдать, а злые люди, напротив, благоденствовать и преуспевать в своих злодеяниях. Апостол говорит об этом, как о некой константе нашей жизни. В качестве примера он приводит собственный опыт. Вспоминает о том, что с ним случилось во время проповеди Евангелия. Он был изгнан жителями из Антиохии, затем, спасаясь от смерти, ему пришлось бежать из Иконии, а в Листре его побили камнями и даже посчитали убитым, вытащив бездыханное тело за пределы города. Да уж, хороши слова поддержки, скажем мы. Все эти рассказы могут только еще больше ввести человеку в уныние и тоску. На что же рассчитывает апостол, вспоминая все эти страсти?
Дело в том, что Тимофей был свидетелем всех этих злоключений, которые произошли с его учителем. И он также очень хорошо видел, что Павел не озлобился, не ожесточился, он даже не горит жаждой справедливого возмездия. Он не предъявляет претензий ни Богу, из-за Которого он все это вынужден терпеть, ни людям. Парадоксальным образом в его душе продолжают жить вера во Христа и что самое важное любовь и великодушие к окружающим. То есть, апостол находится в таком душевном расположении, в котором человек, которого бьет жизнь, по закону житейской логики ну никах не может находиться. Это душевное расположение и есть то самое утешение, о котором Павел напоминает своему ученику.
Перед нами замечательный образ того, что есть христианство и что оно может предложить человеку. Христос не обещает наладить нашу жизнь сразу после того, как мы примем крещение. Скорее всего, наше материальное благополучие не изменится после того, как мы начнем ходить в храм на богослужения. Вероятно и участие в церковных таинствах не избавит нас от массы бытовых неустройств. Более того, скорее всего, у нас появятся дополнительные проблемы с ближними, которые могут не принять нашего нового образа жизни. Единственное, что обещает Господь — в ответ на нашу верность, веру и ревность дать нам силы терпеть. Терпеть не только своих, но даже чужих злых людей. И не просто терпеть, сжав зубы, на грани срыва. Но терпеть с любовью и великодушием, как терпят любящие родители своего непутевого ребенка. Иными словами, Христос обещает нам одно, но самое важное — мир сердца и покой души, которые и есть Царство Небесное.
Псалом 121. Богослужебные чтения
В ветхозаветной традиции существовал интересный обычай во время крупных праздников. Когда паломники поднимались к Иерусалимскому храму, по пути они пели особые гимны — которые так и назывались — «песни восхождения». Интересно, что само название перешло и в христианское богослужение — в субботу вечером мы слышим «степенны» — псалмы восхождения. Сегодня в храмах читается 121-й псалом — именно такой — давайте послушаем.
Псалом 121.
Песнь восхождения. Давида.
1 Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдём в дом Господень».
2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, —
3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
5 Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.
6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!
8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»
9 Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.
Но неужели весь смысл прозвучавшего сейчас вдохновенного псалма только в том, что человек радуется возможности прийти в храм на праздник? Или в словах «в дом Господень пойдём» есть ещё большая глубина? Что такое «дом»? В замечательном исследовании французского феноменолога Гастона Башляра «Поэтика пространства» мыслитель пишет, что «дом — один из важнейших интегрирующих принципов для идей, воспоминаний и грёз... Дом в жизни человека вытесняет всё разрозненное и случайное, неустанно превознося целостность и преемственность. Без его советов человек растрачивал бы себя попусту. Он — тело и душа. Он — первичный мир человека».
Если эти слова Башляра применить к храму, становится понятным: посещение «Дома Божия» — это не просто «временная смена дислокации», это прежде всего вхождение не в помещение, а в иной уклад жизни — такой, где человек в первую очередь должен обрести меру. Что это значит? Ведь ещё на портике античного храма в Дельфах было начертано: «Μηδὲν ἄγαν» — «Ничего сверх меры». Но вопрос так и оставался неразрешимым: а где та самая правильная мера, или золотая середина?
У нас, христиан, уже есть ответ на этот вопрос. Наша «мера» — это Христос Спаситель, Истинный Бог и Истинный человек. Сораз-меряясь с тем, что Он говорит нам в Своём Евангелии, любой человек получает в руки реально применимый инструмент, которым можно очень хорошо перенастроить жизнь.
Вот об этом, дорогие друзья, и будем думать, приходя в храм: как бы нам ещё лучше уловить, ощутить всей душой ту самую тональность «золотой меры», понимая которую многих глупостей и ошибок в жизни можно было бы избежать!
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла

Апостол Павел
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избавиться от людей, которые делают нашу жизнь невыносимой, но быть рядом с которыми нас обязывают обстоятельства? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Отрывок, который только что прозвучал, — это вступление послания апостола Павла к христианам города Фессалоники. Адресаты апостола — обычные люди. Они ничем особо не отличались от многих других христиан, которые пришли в Церковь из язычников. Те же достоинства, те же недостатки. Плюс — минус. Да и в их общине были те же самые проблемы, что и в других древнехристианских общинах. Собственно своё письмо Павел и посвящает разбору этих проблем. Где-то он будет наставлять, где-то разъяснять, где-то даже обличать и укорять.
Однако при этом начинает Павел с благословений. В его приветствии ощущается одобрение, поддержка и любовь. Он переходит к обсуждению неприятных вопросов очень аккуратно. Он не вываливает сходу на голову своих адресатов накопившиеся претензии. И это не просто вежливость. На причину такого отношения апостол сам указывает фразой «зная избрание ваше». Павел уверен, что каждый, кто пришёл в Церковь Христову, избран Богом. О каждом у Бога есть особое попечение и забота. И несмотря на то, что фессалоникийцы ошибаются, ведут себя порой легкомысленно, духовно близоруко, они всё же остаются избранными.
И сам Павел точно такой же. Как и они, он чудом оказался в Церкви. А потому он очень предусмотрительно и аккуратно исполняет своё служение начальника. В его словах нет жёсткой категоричности, грубой фамильярности. Свою задачу апостол видит в том, чтобы делиться своим опытом жизни во Христе, давать людям надежду и хранить себя для того, чтобы через него действовала сила Божия. Он не дерзает выносить о людях собственный суд. Не решает, кому быть в Церкви, а кому нет. В его интонациях, в его словах сквозит живая вера в то, что Церковью управляет Сам Господь. И он стремится оставлять как можно больше пространства для того, чтобы Бог Сам вершил Свой суд. Поэтому и говорит апостол: «всегда благодарим Бога за всех». Он принимает фессалоникийцев со всеми их немощами, как принимают родных, близких людей. И благодарит Бога за то, что Он дал ему их такими, какие они есть. Со всей их верой, терпением и любовью. Пусть они и далеки от совершенства.
Ситуация Павла — ситуация каждого из нас. Даже если мы не большие начальники, нас нередко окружают люди, которых мы не выбирали. И не обязательно отношения с этими людьми у нас складываются гладко. Это могут быть отношения, наполненные болью, разочарованиями и претензиями. И не всегда мы в силах всё бросить и уйти. Порой мы связаны обязательствами. Сегодняшний отрывок намекает нам на то, что всё это не случайные люди. Каждый, кто приходит в нашу жизнь, избран Богом для нас. Каждый предлагает нам решить духовную задачку, сделать выбор: или скатиться в вечное недовольство и брюзжание по поводу того, какие ужасные и бестолковые люди меня окружают. Или, подобно Павлу, признать, что все наши близкие такие же, как я. О каждом у Бога есть Свой особый замысел. Каждого Он ведёт к Себе уникальным путём. Каждый для Него является избранным. И не моё дело решать, каким должен быть человек, как он должен себя вести и где он должен быть. Не моё дело вставать на место Бога и тем более выливать на людей всю свою горечь. Моё дело учиться подобно Павлу благодарить Творца за тех, кого Он мне дал, утешать их, поддерживать, если потребуется наставлять, делиться опытом, но самое главное, чтобы мы ни делали, покрывать их милостью и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
Гостем программы «Исторический час» был доцент Литературного института имени Горького Сергей Арутюнов.
Разговор шел о судьбе и творчестве поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова, о его подвиге во время войны, после которого он потерял глаза и часть лица, о том, как в своем творчестве он говорил о нравственности и почему был так востребован у читателей.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







