
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Тим., 298 зач., IV, 5-8.
Глава 4.
5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим заключительные наставления апостола Павла к Тимофею. Он ощущает, что время его смерти близко и поэтому призывает ученика к большей ответственности и самостоятельности. При этом в его словах как будто бы слышится легкая грусть, ведь его земной путь подходит к концу. В то же время в наставлении апостола слышится такая внутренняя сила и уверенность в Боге, что от ощущения грусти не остается и следа.
Как ученику апостола Тимофею следует в первую очередь исполнять свой долг. Язычники самых разных мастей, гностики, иудействующие — все, кто встречался с христианством, стремились приспособить его к себе, к своим мнениям и страстям. Молодому Тимофею, руководившему Ефесской общиной, надо было быть бдительным, ведь каждый приходил в нее со своими духовными проблемами и иногда вместо того, чтобы их решать, начинал распространять их на других. Люди властные вместо того, чтобы учиться служению Христову, начинали отрабатывать свои комплексы на ближних, завышая нравственные требования до того, что они начинали противоречить заповедям Божиим. Другие развивали ложные учения до такой степени, что их взгляды переставали соответствовать библейским. Во всех этих противоречиях и сложных перипетиях Тимофей должен был принимать взвешенные и вдумчивые решения, которые, конечно, были связаны с трудностями. Поэтому апостол Павел и пишет о скорбях, которые предстоит перенести его ученику. Эти скорби, далеко не только внешние, от язычников или иудеев, но скорби внутренние, от внутренних нестроений. То же самое можно сказать о благовестии, которое предписывает совершать апостол. Тимофей должен говорить о Христе со внешними, но в не меньшей степени ему следует напоминать о благой вести самим христианам. Может показаться невероятным, но это действительно так! Христиане очень часто забывают, что их собственная вера связана с радостью и надеждой.
Именно изнутри Евангельского взгляда на мир, апостол Павел пишет о своей смерти как об отшествии к Богу. Смерть ужасает не только современных людей. В не меньшей степени она ужасала современников апостола. Тем более, когда речь шла о казни. Однако, зная о победе Христовой, и воспринимая смерть в ее ключе, апостол воспринимает собственную казнь как жертву, которую он приносит Богу, проявляя верность Ему. В своей совести он слышит добрую весть, его подвиг был подлинно христианским, и Павел прошел его достойно, сохранив веру и удостоившись венца.
И тут мы подходим к самому главному: апостол говорит, что венец праведности Бог приготовил не только ему, но и «всем возлюбившим явление Его». Эта мысль чрезвычайно важна. Мы привыкли думать о конкретных грехах и добродетелях: что-то у нас получается, а с чем-то явные проблемы. На самом же деле все эти частные ситуации оказываются укоренены в главном: в нашем отношении к Богу, к тому, что Он делает на земле. Можно верить в Бога, но воспринимать Его существование как факт, приносящий в жизнь одни проблемы. Надо что-то специфическое делать, с чем-то или кем-то соизмерять свои поступки... В такой ситуации мы можем учитывать существование Бога, но будем ли мы Его любить? Это главный вопрос. Потому что Бог ждет от нас не учета, но именно любви. Поэтому апостол говорит не о тех, кто выполнил все правила, но о тех, кто любит Бога, кто радуется Ему, удивляется и восхищается глубиной Его замысла о мире.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 - XIII, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Знакомясь с жизнью Церкви, современные люди нередко задают себе вопрос: как быть верующим сегодня? Неужели правила, которым почти две тысячи лет, не устарели? Неужели нельзя придумать ничего нового? Ответы на эти вопросы звучат в отрывке из 12-й и 13-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Глава 13.
1 Братолюбие между вами да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,
6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
Многие из нас, в самых разных вариациях, слышали от детей забавные вопросы о прошлом. В определённом возрасте дети задумываются о том, что было до их рождения. Но порой ещё не умеют сопоставить жизнь отдельного человека с историей мира, от чего задают вопросы в стиле: «А дедушка видел динозавров»? Со временем, уже в подростковом возрасте подобные вопросы сменяются уверенностью, что взрослые, даже если они не современники мамонтов, мало что понимают в современной жизни и уж точно ничего не понимают в её правилах и в том, как надо расставлять приоритеты. И, конечно, на этом фоне, христианство с его правилами выглядит как нечто совершенно архаичное и устаревшее. И если сегодня никому в голову не приходит жить по законам императора Тиберия, который был современником Иисуса из Назарета, то почему верующие убеждены, что по законам Самого Иисуса жить можно?
Чтобы понять, из чего исходят христиане, когда рассуждают подобным образом, надо задать себе странный и на первый взгляд неожиданный вопрос. Например, должен ли был император Тиберий пережёвывать пищу или мог глотать, не жуя? Потягивался ли Диоген, просыпаясь в своей бочке, или это особенность только современных людей? Смысл этих вопросов в том, чтобы ясно увидеть, что биологически мы практически не отличаемся от людей времён Христа. Соглашаясь с этим, христиане просто добавляют: не отличаемся и духовно. Это, конечно, не значит, что мы не отличаемся ничем. Быт, традиции, представления о культурных нормах и даже представления человека о самом себе во многом были другими, но любовь и ненависть были так же хорошо людям древности, как и нам с вами сегодня. Грубость и обида, прощение и примирение, жадность и щедрость придуманы не двести и не пятьсот лет назад. Иными словами, христиане утверждают, что заповеди Божии касаются таких вещей, которые не могут устареть, так как являются частью духовной природы человека, в той же мере, в какой пищеварение или кровообращение являются частью природы биологической.
Более того, в самой своей сути эти правила оказываются укоренены в Самом Боге, почему сегодняшний отрывок из апостольского послания и начинается с отсылки к Богу живому, Которому мы призваны служить. А далее перечисляются на первый взгляд очень простые вещи: братолюбие как основа христианской жизни; помощь странникам как людям, которые нуждаются в опоре в нестандартной и незнакомой для них ситуации; доброе отношение к браку, который, по мысли апостола Павла, достоин всякого почтения; умение довольствоваться тем, что имеешь, как проявление надежды на Бога, всех поддерживающего и направляющего; и, наконец, уважение к наставникам, как тем, кто способствует нашей духовной жизни. Задумавшись над этими советами апостола, мы поймём, что в них всё современно, потому что Христос действительно вчера и сегодня и во веки Тот же.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Филарет Московский о создании и сохранении семьи». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме создания и сохранения семьи, из книги святителя Филарета Московского «Как создать православную семью».
Разговор шел о том, что важно помнить при создании семьи и когда семья проходит через кризисы, а также, почему семью называют «школой любви».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Поможем школе-интернату в Тверской области

С 13 лет Настя жила в Максатихинской школе-интернате, которая располагается в Тверской области. Девочку сюда прямо с улицы доставили социальные работники. Поскольку родителей у Насти нет, она жила с бабушкой. Женщина совсем о ней не заботилась. Хрупкий, замкнутый, агрессивный ребёнок в потрёпанной и грязной одежде — такой впервые увидели девочку сотрудники учреждения. Чтобы расположить её к себе и многому научить, им потребовались немало усилий и времени. Но этот труд не был напрасным. К 18 годам Настя стала совсем другим человеком. Она превратилась в приятную, трудолюбивую, добрую и ответственную девушку. Анастасия вышла замуж за молодого человека, который ранее окончил ту же школу-интернат. Сейчас они с супругом воспитывают четверых детей. У них свой дом в Тверской области и хозяйство. Глава семьи работает в МЧС, а Настя занимается детьми и домом.
Истории с добрым продолжением — это самая лучшая награда для сотрудников Максатихинской школы-интерната. «Для нас счастье, когда мы можем вернуть исковерканным детским душам покой и тепло, научить ребят ценить семью и подготовить их к самостоятельной жизни», — говорят они.
Сегодня в учреждении находятся 48 детей, среди них подопечные с инвалидностью. Для того, чтобы все ребята продолжали жить в комфортных условиях, необходимо обновить в детских комнатах кровати, обустроить место для досуга и творчества. Также важно приобрести развивающие игры и методические материалы. А ещё купить для подопечных нижнее бельё, в котором всегда есть необходимость.
Сбор для Максатихинской школы-интерната открыт на сайте Тверского фонда «Рука помощи».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов