
2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел говорит довольно банальную и очевидную истину: тот, кто больше сеет, тот и получает больший результат. Чем больше потрачено посевного материала, тем больше урожай. Эту сельскохозяйственную аналогию апостол применяет к духовной жизни, изобилие даров в которой дает обильная милостыня. По мнению апостола Павла, милостыня — тот самый посевной материал, который в качестве своего плода приносит «всякую благодать», то есть самые различные дары от Бога, как духовные, так и телесные.
Некоторые комментаторы поясняют, что телесные дары — это довольство, то есть общая удовлетворенность собственной жизнью, которая не имеет прямой связи с количеством имущества или же с какими-то другими внешними факторами, а духовные — избыток и преумножение добрых дел. Апостол призывает не бояться того, что если начать делиться, то можно самому через какое-то время остаться ни с чем. Конечно, для такого отношения к материальному нужна вера в нематериальное, а точнее — в Бога, Который является Источником всех благ. То, что у нас есть, дано нам во временное пользование, а по своей сути абсолютно все принадлежит Богу. Следовательно, Он может как давать, так и отнимать. Если же Он что-то нам дал, то сделано это было для какой-то цели. Вопрос лишь в том, какова эта цель.
Для верующего человека ответ на вопрос о цели звучит очень просто: материальное должно приносить духовную пользу. В том числе и укреплять собственную веру. Опыт показывает, что сомнения есть всегда. Каждый христианин знает из собственного опыта, что вне зависимости от количества отданного нуждающемся, никто из нас не стал нищим. Напротив, чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Это говорит опыт. Но даже он не освобождает от сомнений, всякий раз закрадывается недоверие, почти всегда отдавать бывает невероятно сложно, разум ищет отговорки, и зачастую успешно их находит.
Апостол Павел знал об этой особенности нашей психологии и потому он не призывает отдавать все, он вообще не оговаривает проценты и доли. Но он говорит о том, что отдавать надо с радостью, а не со слезами или же с затаенной злобой: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». Мера же благотворительности очень проста: «по расположению сердца». Столько, сколько велит сердце, столько, сколько отдать будет в радость. Если же превысить эту меру, то, судя по мысли апостола Павла, пользы не будет ни тому, кто отдает, ни тому, кто получает.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема