
Апостол Павел
2 Кор., 185 зач., VIII, 1-5

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как уже здесь на земле стать участником Царства Божия? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из восьмой главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;
Отрывок, который мы только что услышали, адресован христианам города Коринф. Поводом для написанного является то, что христиане Иерусалима оказались в очень бедственном положении из-за гонений. Они нуждались в материальной помощи. Апостол Павел призывает коринфских христиан жертвовать на поддержку иерусалимской общины.
Чтобы побудить своих адресатов к действию, он указывает им на пример Македонской церкви. Македонские христиане были очень щЕдры. Несмотря на то, что сами находились в затруднительных обстоятельствах, они отдали своим братьям в Иерусалиме практически все, что имели. И далее апостол Павел формулирует принципиально важный закон духовной жизни: глубокая нищета, в которой они оказались из-за своей жертвенности, стала для них источником духовного богатства. Македонские христиане пребывали в состоянии непрестанной сердечной радости, несмотря на внешне скорбные и тяжелые обстоятельства.
В книге Деяний апостольских этот же принцип Павел формулирует более лаконично — «блаженнее давать, нежели принимать». При этом он указывает, что эти слова произнес Сам Христос. Так апостол подчеркивает важность этого принципа. Без учета такой закономерности духовная жизнь становится невозможной. Источником этого порядка является Сам Бог. Каждое лицо Святой Троицы отдает Себя Двум Другим без остатка, но при этом не исчезает, не сливается с Двумя Другими, а является самостоятельным Божественным Лицом. Поэтому Бог, с одной стороны, Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, с другой, Он один единый Бог. Это то, что некоторые богословы называют тайной извечного круговорота божественной любви.
Можно привести такой пример. Когда человек отдает жизнь за своих близких, например, на войне, о нем говорят, как о герое. Именно в момент подвига его индивидуальность раскрывается в полноте. Все самое благородное, высокое выходит на первый план. Именно в эту минуту он реализуется как Человек с большой буквы. И напротив, когда человек малодушничает, сохраняет свою жизнь, но предает, то никто потом и не помнит о нем. Его никто не уважает. Для окружающих он не представляет никакой ценности. Его словно не было. Получается парадокс: первый отдал все, саму свою жизнь, уничтожил себя, но через это утвердился в памяти людей и в вечности как личность. Второй попытался сохранить, сберечь себя, и через это потерял своей лицо, стал никем.
Об этом и говорит апостол. Если не отдаем, а все тащим к себе и для себя, то на душе тяжко. Ведь мы постепенно погружаемся в изоляцию. Залезаем в собственную голову и остаемся наедине со своей пустотой. Так мы сами закрываемся от сияния Духа Божия, который есть Дух любви и общения. И напротив, если ради Христа и с мыслью исполнить Его Евангельскую заповедь, жертвуем на других людей деньги, время, силы, если заняты помощью, поддержкой других, наполняемся радостью. Чем больше сосредоточены на этом служении, чем больше стремимся принести пользу окружающим, тем больше в сердце благодати. И не стоит бояться, что мои собственные дела придут в упадок. Это не обязательно, хотя и возможно. Просто взамен я получаю гораздо большее, чем успех в своих бытовых делах, — я получаю ту драгоценную жемчужину, ради которой богач из Евангельской притчи продал все свое имение. Получаю то, что Спаситель называл единым на потребу, то есть, то единственное, что может наполнить мое сердце, открыть в нем источник жизни, подарить ему мир, покой, тишину. Я получаю Царство Божие, уже здесь на земле — жизнь вечную.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер