
2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Открою вам небольшой секрет: священникам приходится регулярно сталкиваться с проблемой, о которой, как правило, сами прихожане даже и не догадываются. Я бы назвал её очень просто: священник — тоже человек. Конечно, прихожан легко понять: наблюдая за вдохновенным служением пастыря у Престола, чувствуя силу его молитвы, проникаясь зажигательными словами его проповеди, так и хочется хорошего священника вывести за скобки его бренности и телесности — да и вообще человечности — и сказать: наш батюшка — ну просто ангел во плоти! Почему это категорически нельзя делать, объясняет нам апостол Павел в 12-й главе второго послания к Коринфянам. Отрывок из этой главы читается сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Свидетельство, которое нам оставил апостол Павел, достаточно суровое: есть прямая зависимость между высокими духовными состояниями и «откатом», или «послевкусием». Чем выше поднимается человек — тем глубже должны прорасти корни в «боль земли», чтобы его не «сорвало», чтобы он смог удержаться. Самый яркий пример — Христос Спаситель: все Его невероятные чудеса и поступки опирались на чёткое понимание грядущего Распятия — неспроста Он снова и снова говорит об этом ученикам — зачастую в самое, казалось бы, неподходящее время. Но они не слышат, не могут понять, какая связь одного с другим — и почему нельзя быть «просто высокодуховным».
Христианину легко попасть в ловушку «духовного потребления». Наш мозг незаметно переносит опыт обычного, бытового «потребительства» на сферу отношений с Богом. Незаметно для себя человек начинает смотреть на своего Бога и Творца словно на ещё одну позицию в маркет-плейсе — а ну-ка, что там интересненького? При этом совершенно забывая, что Бог — не вещь, да и Его условная «валюта» измеряется не денежными единицами.
Попав в ловушку потребительства, оказавшись в Церкви, человек начинает искать наиболее эффективные способы «доставки» духовных благ себе «на потребу»: «мощные храмы», «духоносных старцев», «прозорливцев», «аскетов и подвижников» — одним словом, всё то, что в каком-то смысле соответствует его представлению о «правильном бренде» — своего рода, гарантии качества. И важными «сертификатами» этого «духовного бренда», конечно же, будут особые, исключительные способности — «прямой контакт» с духовным миром, пророчества, откровения свыше, видения. Чем больше таких «ярлычков» — тем убедительнее воспринимается человек. Ещё бы: не каждому Богородица является чуть ли не еженедельно — как такому человеку, да и не довериться?..
В своём послании апостол Павел строго нас предупреждает о том, что ожидание, а тем более требование особых духовных даров от человека — это крайне разрушительная позиция, прежде всего по отношению к самому человеку. Я бы даже ещё жёстче сказал: требовать от пастыря ярко-выраженной духовности — подлость по отношению к нему. Почему подлость? Да потому, что этот «запрос» на высокую духовность, если будет удовлетворён — ради любви к ближнему — 1цена, которую придётся заплатить самому пастырю за это, может оказаться просто неподъёмной.
Что же, скажет недоуменно слушатель — нам остаётся только наблюдать за обычными, ничем не примечательными, «серенькими» пастырями и не искать ярких, пронзительных, духоносных? Да, именно так — я бы ответил. Потому что чем тише, спокойнее, непафоснее, без претензий на исключительность и «духовность» будет священник, тем больше шансов на то, что именно через этого невзрачного пастыря на самом деле будет действовать Сам Бог, как и сказал Он Сам устами пророка Исайи: «На кого воззрю, только на кроткого и молчаливого и трепещущаго слов моих?» (Ис.66:2)
Поэтому будем с вами беречь наших пастырей— какими бы простыми, невыдающимися, неисключительными, они нам бы ни представлялись — и не будем требовать от них того, чего мы сами понести не в силах!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 17.10.2025». Оксана Кавальская, Ольга Зайцева

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Марина Борисова, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Фотовыставка «Церковь помогает» — о помощи Русской Православной Церкви в зоне конфликта;
— Очные встречи с участниками «Академии журнала «Фома»;
— Праздник Покрова Пресвятой Богородицы;
— Осень — время грусти или радости?
Все выпуски программы Журнал
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема