
2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Открою вам небольшой секрет: священникам приходится регулярно сталкиваться с проблемой, о которой, как правило, сами прихожане даже и не догадываются. Я бы назвал её очень просто: священник — тоже человек. Конечно, прихожан легко понять: наблюдая за вдохновенным служением пастыря у Престола, чувствуя силу его молитвы, проникаясь зажигательными словами его проповеди, так и хочется хорошего священника вывести за скобки его бренности и телесности — да и вообще человечности — и сказать: наш батюшка — ну просто ангел во плоти! Почему это категорически нельзя делать, объясняет нам апостол Павел в 12-й главе второго послания к Коринфянам. Отрывок из этой главы читается сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Свидетельство, которое нам оставил апостол Павел, достаточно суровое: есть прямая зависимость между высокими духовными состояниями и «откатом», или «послевкусием». Чем выше поднимается человек — тем глубже должны прорасти корни в «боль земли», чтобы его не «сорвало», чтобы он смог удержаться. Самый яркий пример — Христос Спаситель: все Его невероятные чудеса и поступки опирались на чёткое понимание грядущего Распятия — неспроста Он снова и снова говорит об этом ученикам — зачастую в самое, казалось бы, неподходящее время. Но они не слышат, не могут понять, какая связь одного с другим — и почему нельзя быть «просто высокодуховным».
Христианину легко попасть в ловушку «духовного потребления». Наш мозг незаметно переносит опыт обычного, бытового «потребительства» на сферу отношений с Богом. Незаметно для себя человек начинает смотреть на своего Бога и Творца словно на ещё одну позицию в маркет-плейсе — а ну-ка, что там интересненького? При этом совершенно забывая, что Бог — не вещь, да и Его условная «валюта» измеряется не денежными единицами.
Попав в ловушку потребительства, оказавшись в Церкви, человек начинает искать наиболее эффективные способы «доставки» духовных благ себе «на потребу»: «мощные храмы», «духоносных старцев», «прозорливцев», «аскетов и подвижников» — одним словом, всё то, что в каком-то смысле соответствует его представлению о «правильном бренде» — своего рода, гарантии качества. И важными «сертификатами» этого «духовного бренда», конечно же, будут особые, исключительные способности — «прямой контакт» с духовным миром, пророчества, откровения свыше, видения. Чем больше таких «ярлычков» — тем убедительнее воспринимается человек. Ещё бы: не каждому Богородица является чуть ли не еженедельно — как такому человеку, да и не довериться?..
В своём послании апостол Павел строго нас предупреждает о том, что ожидание, а тем более требование особых духовных даров от человека — это крайне разрушительная позиция, прежде всего по отношению к самому человеку. Я бы даже ещё жёстче сказал: требовать от пастыря ярко-выраженной духовности — подлость по отношению к нему. Почему подлость? Да потому, что этот «запрос» на высокую духовность, если будет удовлетворён — ради любви к ближнему — 1цена, которую придётся заплатить самому пастырю за это, может оказаться просто неподъёмной.
Что же, скажет недоуменно слушатель — нам остаётся только наблюдать за обычными, ничем не примечательными, «серенькими» пастырями и не искать ярких, пронзительных, духоносных? Да, именно так — я бы ответил. Потому что чем тише, спокойнее, непафоснее, без претензий на исключительность и «духовность» будет священник, тем больше шансов на то, что именно через этого невзрачного пастыря на самом деле будет действовать Сам Бог, как и сказал Он Сам устами пророка Исайи: «На кого воззрю, только на кроткого и молчаливого и трепещущаго слов моих?» (Ис.66:2)
Поэтому будем с вами беречь наших пастырей— какими бы простыми, невыдающимися, неисключительными, они нам бы ни представлялись — и не будем требовать от них того, чего мы сами понести не в силах!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
9 июня. О духовном смысле праздника Дня Святого Духа

Сегодня 9 июня. День Святого Духа.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Если мы посмотрим на церковный календарь, то в течение года всегда после Великого Двунадесятого праздника будет малый, связанный с ним праздник, прямо на следующий день. После Рождества Христова мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, после Крещения Господня мы вспоминаем Собор Иоанна Предтечи, вспоминаем Иоакима и Анну после Рождества, вспоминаем Старца Симеона и Анну Пророчицу после праздника Сретения Господня.
Когда мы оглянемся на День Живоначальной Троицы, который правильно называется полностью Днём Сошествия Святого Духа на апостолов, то мы увидим, что есть отдельный праздник Святому Духу. По идее, Святой Дух прославляется и на богослужении самого Двунадесятого праздника, но всё-таки, поскольку мы в этот день отмечаем полноту общения человеческого рода со всей Живоначальной Троицей — и с Богом Отцом, и с Богом Сыном, и с Богом Духом Святым, — то нам нужен отдельный день, чтобы отдельно прославить Бога Духа Святого.
Ведь Он — участник творения нашего, ведь Он — участник творения всего мира, ведь Он — тот, кто действует во всех таинствах Церкви. И хотя нам легче представить Бога Сына, потому что Он воплотился и Сам явился к нам, хотя нам легче обратиться к Богу Отцу, воспринимая Его как заботливого Небесного Отца, тем не менее, с Духом Святым мы непосредственно взаимодействуем каждый момент своей христианской жизни, и этот день нужно обязательно прославить.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. Об угождении Богу

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Испытывайте, что благоугодно Богу».
Об угождении Богу — протоиерей Максим Горожанкин.
Что благоугодно Богу? Это самый важный вопрос, который мы можем услышать из глубины своего сердца. Наша совесть — это тот орган, который может нам ответить на этот вопрос. Каждый день нашей жизни может и должен быть сопряжён с вопросом и ответом на этот вопрос. Что благоугодно Богу? Что благоугодно? Как мне жить, чтобы быть угодным Господу?
И здесь самое главное, что мы можем Богу принести, — это чистое, искреннее исповедание нашей веры и добрые дела. Мы веруем в Господа, мы делаем добро нашим ближним.
Верующим в душе можно быть очень долго, но бесплодно. А верующим на деле быть сложнее. И вот наша задача, как христиан, быть верующими на деле. В чём да поможет нам Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. О дружбе во Христе

Сегодня 9 июня. Международный день друзей.
О дружбе во Христе — игумен Назарий Рыпин.
Христос сказал апостолам: «Вы друзи есте», то есть Он сказал, что они Его друзья. И, безусловно, человек, как существо социальное, имеет потребность в общении. Такими сотворил нас Господь. Это базовая потребность человеческого естества, человеческой души, возможность общаться.
Ну и, конечно же, во Христе нам открывается иное измерение этой потребности — это духовная дружба. Хотя святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что встретить настоящего духовного друга — это великий дар Божий и очень большая редкость.
Но тем не менее, прежде всего, мы должны стремиться стать, действительно, как апостолы, друзьями Божьими своей жизнью. И через верность Ему, через исполнение Его святых заповедей. И тогда в Боге для нас откроется очень много людей, которых мы по-настоящему сможем назвать своими друзьями.
Но тайна ещё в том открывается, что чтобы иметь много друзей, надо быть другом для многих. Когда мы учимся дружить со многими и приходить на помощь многим, и многие в ответ помогают нам и стремятся быть нашими друзьями. Об этом нельзя забывать, что это прежде всего обращено к нам. Не мы должны искать друзей, а нам нужно стараться быть другом для многих.
Все выпуски программы Актуальная тема