
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 182 зач., VI, 16 — VII, 1.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к коринфянам с вопросом, по которому мы понимаем, что в их общине появилась опасность идолопоклонства. Причем, возможно, идолопоклонства особенного рода. Бывшие язычники прекрасно понимали, что такое идол и уж если сделали свой выбор должны были держаться его. Однако апостол не имеет ввиду физический храм, потому что тут же говорит им: «вы храм Бога живого»! И его мысль об идолах в храме начинает звучать совершенно иначе. Физический храм — это место, в котором присутствие Бога в некотором смысле локализовано. Соответственно, присутствие в нем идола довольно просто контролируется, так как оказывается явным грехом. Но апостол говорит, что ученики должны стать общиной Божьей. И если Енох — великий праведник Ветхого завета ходил перед Богом, то здесь речь идет о том, что Сам Бог пребывает в среде. И если в древности — это могло осмысляться как пребывание духовное, то для апостола оно вполне осязаемо, потому что Бог во Христе назвал людей друзьями и братьями. Я буду их Богом, а они — моим людьми, — говорит Он и это очень созвучно словам героини Песни Песней, которая говорит: «Мой любимый принадлежит мне, а я ему».
Однако такие близкие отношения с Богом даются не дешево и те, кто стремятся быть Его друзьями, могут оставаться таковыми, если соответствуют Ему. Движение Бога навстречу человеку предполагает взаимность. «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь». Конечно, как и предыдущие слова, — это цитаты из Ветхого Завета, которые апостол явно распространяет на тех, к кому обращается.
Они — новый храм Бога живого. Не каменный, не деревянный, но дом духовный, в котором каждый соединяется с другим любовью. Но если это собрание людей может быть духовным храмом, в котором духовно пребывает Бог, значит, в нем могут пребывать и духовные идолы, заслоняющие собой Бога Живого.
Что такое идол? Это рукотворное изображение, которое обожествляется и подменяет собой Бога. Чем же может быть идол духовный? Любой идеологией или мифологией, которая оказывается важнее Творца, которой начинают уделять внимание большее, чем уделяется Ему. В чем был смысл того призыва, который обратил к народу Моисей? В центр своей жизни они должны были поставить веру в Бога и верность ему. Они, конечно, продолжали жить в мире, но главным мерилом своей жизни сделали волю Божию. Они приносили жертвы, но главной жертвой была их праведная жизнь. Язычники верили в богов, но о любви к ним не могло быть и речи. Они приносили жертвы, но только для того, чтобы боги были милостивы к их государству. Подмена эта далеко не сразу может оказаться очевидной. Ведь практически всё в такой религии остается на прежних местах: в ней есть заповеди, посты, молитвы, трепет перед Богом, только в центре этого всего идол — достаток, успех личный или государственный, престиж, власть, счастье... и всё то земное, что может стать смыслом жизни и приковать человека к земле.
Земля — если она на своем месте — может быть замечательной и плодородной почвой, но, если она оказывается на нашей одежде — мы называем ее грязью и стремимся удалить. Многие идеи — прекрасные сами по себе, оказавшись не на своем месте становятся нечистотой, которая должна быть удалена. Апостол призывает учеников соблюдать святыню в страхе Божием. Не сохранять, как можно сохранять мертвого идола, но совершать как то, что связано с жизнью в Боге.
Порадуем одиноких стариков и детей с инвалидностью из Ярославской глубинки

Каждый год, перед Рождеством, команда фонда «Спасибо» отправляется в отдалённые уголки Ярославской области, чтобы привезти подарки и праздничное настроение подопечным. Это дети и подростки с инвалидностью, ребята из малоимущих семей и одинокие пенсионеры. Чтобы у фонда была возможность порадовать каждого, в декабре он проводит акцию по сбору подарков. Пожелания взрослых и детей самые разные — от продуктов, полотенец и постельного белья, до развивающих игр и наборов для творчества.

Год назад сотрудникам и волонтёрам фонда «Спасибо» при участии благотворителей удалось порадовать более 200 (двухсот) человек. Например, Дениса Андрющенко. Из-за прогрессирующей болезни подросток становится всё слабее. Денис уже не может ходить, но при этом не теряет радости и интереса к жизни. Любит читать и увлекается конструированием. В прошлый раз он получил в подарок энциклопедию, которую очень ждал. А в эти праздники команда фонда порадует Дениса настольной игрой.
Ещё среди тех, кому нужны забота и внимание — пенсионерка Лариса Арменовна. Важное место в её жизни всегда занимала помощь другим — она участвовала в эвакуации детей из чернобыльской зоны, поддерживала людей в психоневрологических интернатах и ребят в детских домах. Сегодня бабушка живёт одна в глубинке Ярославкой области, и сама нуждается в добром участии: ей необходимы лекарства и продукты.
Вы можете поддержать подопечных ярославского фонда «Спасибо». Например, самостоятельно приобрести подарок и передать через сотрудников фонда, присоединиться к волонтёрским поездкам, а также оставить любой благотворительный взнос на сайте проекта.
Позвонить сотрудникам фонда: +7 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«М.М. Бахтин и Ф.М. Достоевский». Татьяна Касаткина
Гостьей программы «Светлый вечер» была доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы Татьяна Касаткина.
Разговор шел о том, почему в советские годы книгу Михаила Бахтина «Проблемы творчества Достоевского» восприняли как религиозное свидетельство, а сегодня в ней видят искажение христианских идей Достоевского.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Первая беседа с кандидатом философских наук Андреем Теслей была посвящена жизненному пути М.М. Бахрина (эфир 22.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена христианскому взгляду на труды М.М. Бахтина (эфир 23.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Подготовка к встрече Рождества Христова». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Мы говорили о празднике Рождества Христова, о его смыслах и о подготовке к нему.
Рождество Христово — момент, когда Бог становится Человеком ради спасения людей, и это меняет взгляд на время, историю и человеческую жизнь. В эфире звучат размышления о стремлении «увидеть» Рождество через зримые образы, традиции и культуру, о значении Святой Земли и о том, как по-разному человек может воспринимать мир: видеть в нём лишь внешнее или открывать величие Божие. Отдельно говорится о современных формах празднования и о том, как при внимательном, мирном настрое в них сохраняется возможность духовного сосредоточения. Также отец Максим рассуждает об умалении Бога и любви как жертве — о рождении Богомладенца, уязвимости и доверии, с которыми Христос приходит в мир. Разговор касается личных отношений человека с Богом, церковной общины и того, как вера призвана наполнять не только храм, но и повседневную жизнь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











