
Апостол Павел
2 Кор., 170 зач., I, 21 — II, 4.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Каждый, кто услышал сегодняшнее чтение пребывает в определенных отношениях с Богом. Один верит в Него, другой не верит, и услышал чтение случайно, третий сомневается и слушает, потому что находится в поиске. Так или иначе, все мы уверены, что свою религиозную жизнь определяем сами. Но вот в начале сегодняшнего чтения апостол Павел говорит, что в качестве учеников Христовых нас утверждает Бог. Будто печатью, Он отмечает тех, кто входит в завет с Ним, через Его Сына и дает им Духа как залог и гарантию этих новых отношений. Иными словами, со своей стороны мы действительно избираем путь, но нашим выбором и нашей решимостью все не заканчивается, потому что со своей стороны на наш выбор отвечает Бог. Своей благодатной силой Он помогает нам идти по пути ученичества, по пути ежедневного выбора правды вопреки выгоде и привычкам мира.
Самое удивительное, что апостол начинает этот возвышенный разговор по очень простому поводу. Апостол собирался прийти к Коринфянам по пути в Македонию, где тоже была община. Однако, что-то ему помешало. Судя по тому, что он пишет несколько ранее, тот факт, что он не пришел, смутил некоторых членов общины и для апостола оказывается важным объясниться. Он говорит, что не поленился и не поддался сиюминутным плотским интересам, но поступил так, как это было целесообразно. Казалось бы, что тут такого? Не смог прийти, с кем не бывает. Для чего говорить по этому поводу такие высокопарные речи? Но в том то и дело, что для апостола — это не высокопарные речи, а естественный взгляд на вещи. В его сознании нет разделения на бытовое и богословское, потому что вера оказывается не теорией, а основой жизни. Обычно, даже если человек знаком с богословием, в действительности он прибегает к нему редко, может быть для объяснения каких-то очень сложных и особенно значимых событий, а в остальном ориентируется на то, что называется житейской мудростью. И мы живем в этой раздвоенности и не задумываемся о том, что истина Христова должна войти в нашу жизнь не как теория, а как практика... Не в словах, которыми мы беремся поучать окружающих, а в самых простых бытовых отношениях и поступках.
В сегодняшнем чтении апостол затрагивает очень важную тему. Как тот, кто основал эту общину, Павел переживал о них и ревностно относился к их духовному состоянию. В то же время, как мудрый пастырь, он понимал, что взрослым людям надо давать возможность самим решить свои проблемы, ведь только собственный опыт делает человека искусным, позволяет ему в будущем победить искушение и творчески подойти к сложной ситуации. И все же, на одну тему коринфские христиане должны обратить внимание. Это тема общей радости, в которой они должны быть едины. Ведь если боль — это то, чего люди стремятся избежать, то радость — это то, к чему стремятся. У людей могут быть самые разные проблемы и трудности, но если радость для них связана со Христом, они все преодолеют, потому что цель выбрали верно.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема