В 1904 году обострился кризис в русско-японских отношениях. Японии не нравилось русское присутствие на Дальнем Востоке — в Корее и Китае. Настолько, что в Япония в конце концов решились на военные действия. Русско-Японская война 1904-1905-го годов стала трагической страницей в истории России. Одержать победу над врагом тогда по многим причинам не удалось. Но русские солдаты и матросы не жалели своих жизней ради Отчизны. Яркое свидетельство их подлинно духовного героизма и самопожертвования — подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».
«Варяг» и «Кореец» — небольшое боевое артиллерийское судно — стояли на рейде в корейском порту Чемульпо, когда в ночь на 9 февраля 1904-го года вражеские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре. Эта российская военно-морская база располагалась на арендованной у Китая территории Ляодунского полуострова. Из-за неожиданной атаки российские корабли не смогли должным образом отреагировать. Большинство судов получили серьёзные повреждения. Чтобы к ним на помощь не пришёл стоящий у берегов Сеула крейсер «Варяг», японцы заблокировали порт Чемульпо. Капитан Всеволод Руднёв получил от японского контр-адмирала Уриу Сотокити ультиматум. «Варягу» и «Корейцу» предлагалось сдаться без боя. В противном случае японцы грозили уничтожить порт вместе с судами.
Но вместо того, чтобы подчиниться и опустить флаг, крейсер «Варяг», а вслед за ним и канонерская лодка «Кореец», снялись с якоря и двинулись вперёд на прорыв блокады. Японская эскадра открыла шквальный огонь... Несмотря на колоссальное преимущество противника, русские моряки смогли отправить на дно один из японских миноносцев. И нанести серьёзные повреждения ещё двум вражеским кораблям. Увы, «Варягу» досталось не меньше. Пожар на палубе, несколько пробоин, потеря почти всех орудий... Множество убитых и раненых. Контузию получил и сам капитан Руднёв. Среди команды даже пошли слухи, что командир убит. Узнав об этом, Руднев в запачканном кровью мундире выбежал на мостик и крикнул: «Братцы, я жив! Цельтесь вернее!» И всё же наступил момент, когда стало понятно, что крейсер не сможет продолжать бой. Тогда капитан и команда приняли решение затопить корабль и взорвать канонерскую лодку. «Варяг» погружался в волны с поднятым на мачте Андреевским флагом.
Перед этим моряки «Варяга» и «Корейца» — те, кто остался в живых после тяжёлого боя, — перешли на борт французских кораблей, стоявших в порту Чемульпо. Иностранные матросы восхищались бесстрашным подвигом русских. Спустя несколько часов капитан Руднёв написал донесение Императору: «Суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага». В апреле 1904-го Николай II встречал героических русских матросов в Кронштадте. Его указом подвиг моряков был отмечен специальной наградой — медалью «За бой „Варяга“ и „Корейца“ 27 января 1904 года при Чемульпо».
Восхищённый бесстрашием русских моряков, австрийский поэт Рудольф Грейнц по следам событий написал стихотворение о героической гибели крейсера «Варяг». Почти сразу же стихи перевели на русский, а военный музыкант и композитор Александр Турищев сочинил музыку. Так появилась знаменитая песня «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Впервые она прозвучала на торжественном императорском приёме в честь команды «Варяга» и «Корейца». Николай II тогда произнёс слова, которые выразили всю суть героического подвига моряков: «От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси».
Все выпуски программы Открываем историю
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.