Портпосёлок считается одним из микрорайонов Тольятти, хотя и находится в некотором отдалении от него. По сути, это отдельный городок, построенный для специалистов, прибывших в наши края более чем полвека назад открывать Волжскую электростанцию. Предполагалось, что это будет временное поселение, однако после окончания строительства микрорайон не был расформирован, а продолжал расти. И это не удивительно – места здесь невероятно красивые.
Портпоселок стоит на самом берегу Жигулевского моря. А точнее сказать - водохранилища, под воды которого погрузился после постройки Волжской ГЭС старинный город Ставрополь-на-Волге. Затопление не было неожиданностью для ставропольчан, жители заранее были переселены из зоны затопления на новое место – вполне уютное, с трех сторон окруженное сосновыми лесами. Конечно, веселый хоровод новостроек из стекла и бетона уже не был прежним Ставрополем. Даже имя он вскоре получил новое, в честь вождя итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. Сам же старинный город, как легендарный Китеж, вместе с теремами и церквами ушел под воду.
Все, что осталось от Ставрополя на прежнем месте – это корпуса земской больницы, основанной доктором Евграфом Осиповым в 1868 году. Вода разлившегося рукотворного моря не дотянулась до этих особнячков, и они оказались памятниками прошлого на окраине Портпоселка. При Осипове здесь лечили ребятишек, страдающих параличом, затем в больничных зданиях находилась турбаза, еще позднее – спортивная школа. В перестроечное время эти дома оказались невостребованными и пришли в запустение.
В 1996 году комплекс бывшей земской больницы вместе с окрестной территорией был передан в пользование Самарской епархии. Вначале самые почтенные здания Портпоселка предполагалось использовать как опорную базу при строительстве храма Успения Богородицы. Но возведение церкви шло медленно, а между тем общее дело сплотило многих верующих людей. Они желали принимать участие в совместных богослужениях – но где? И тогда возникла идея: одно из больничных помещений приспособить под домовую церковь. К реализации этой задумки привлекли лучших архитекторов и художников Тольятти, и в 1997 году храм Воскресения Христова уже был освящен. Руководивший всеми работами Александр Петров принял монашеский постриг с именем Феоктист и священный сан, и стал настоятелем церкви. А поскольку нашлось немало людей, стремившихся к иноческой жизни, то вскоре приход был преобразован в монастырь.
С тех пор в обители много что изменилось. Территория благоустроена, открылся храм преподобного Силуана Афонского, начато строительство собора в честь иконы Богородицы «Отрада и Утешение». Монастырь развивается и расцветает. И разве могла иначе сложиться жизнь в обители, созданной с чистого листа в искреннем порыве к Богу?
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов