Портпосёлок считается одним из микрорайонов Тольятти, хотя и находится в некотором отдалении от него. По сути, это отдельный городок, построенный для специалистов, прибывших в наши края более чем полвека назад открывать Волжскую электростанцию. Предполагалось, что это будет временное поселение, однако после окончания строительства микрорайон не был расформирован, а продолжал расти. И это не удивительно – места здесь невероятно красивые.
Портпоселок стоит на самом берегу Жигулевского моря. А точнее сказать - водохранилища, под воды которого погрузился после постройки Волжской ГЭС старинный город Ставрополь-на-Волге. Затопление не было неожиданностью для ставропольчан, жители заранее были переселены из зоны затопления на новое место – вполне уютное, с трех сторон окруженное сосновыми лесами. Конечно, веселый хоровод новостроек из стекла и бетона уже не был прежним Ставрополем. Даже имя он вскоре получил новое, в честь вождя итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. Сам же старинный город, как легендарный Китеж, вместе с теремами и церквами ушел под воду.
Все, что осталось от Ставрополя на прежнем месте – это корпуса земской больницы, основанной доктором Евграфом Осиповым в 1868 году. Вода разлившегося рукотворного моря не дотянулась до этих особнячков, и они оказались памятниками прошлого на окраине Портпоселка. При Осипове здесь лечили ребятишек, страдающих параличом, затем в больничных зданиях находилась турбаза, еще позднее – спортивная школа. В перестроечное время эти дома оказались невостребованными и пришли в запустение.
В 1996 году комплекс бывшей земской больницы вместе с окрестной территорией был передан в пользование Самарской епархии. Вначале самые почтенные здания Портпоселка предполагалось использовать как опорную базу при строительстве храма Успения Богородицы. Но возведение церкви шло медленно, а между тем общее дело сплотило многих верующих людей. Они желали принимать участие в совместных богослужениях – но где? И тогда возникла идея: одно из больничных помещений приспособить под домовую церковь. К реализации этой задумки привлекли лучших архитекторов и художников Тольятти, и в 1997 году храм Воскресения Христова уже был освящен. Руководивший всеми работами Александр Петров принял монашеский постриг с именем Феоктист и священный сан, и стал настоятелем церкви. А поскольку нашлось немало людей, стремившихся к иноческой жизни, то вскоре приход был преобразован в монастырь.
С тех пор в обители много что изменилось. Территория благоустроена, открылся храм преподобного Силуана Афонского, начато строительство собора в честь иконы Богородицы «Отрада и Утешение». Монастырь развивается и расцветает. И разве могла иначе сложиться жизнь в обители, созданной с чистого листа в искреннем порыве к Богу?
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.