
Фото: Dmitriy Soloduhin / Unsplash
Каким по счету днём недели является воскресенье? Ответ, казалось бы, ясен — конечно, последний! Но так было не всегда. Изначально день памяти о великом чуде — Воскресении Господа Иисуса Христа — считался первым днём. Как сказано в Евангелии, Воскресение Христово произошло «по прошествии субботы, в первый день недели».
Действительно, в еврейском календаре, суббота, шаббат — день отдыха, посвященный Богу, — был последним, седьмым. А остальные носили просто порядковые номера. Таким образом, согласно еврейскому исчислению времени, Господь Иисус Христос воскрес в первый день недели, именовавшийся «Йом ришон».
Интересно, что такой счет дней по их порядковым номерам сохранился в ряде европейских языков — к примеру, в православной Греции и католической Португалии. Понедельник именуется «вторым днем». На греческом «дефтера», а на португальском — «сегунда-феира».
В той же Греции, принявшей историческое наследие православной Византии, в которой христианство было государственной религией, — название воскресенья сохранилось с древних времен, когда христиане называли этот день «Днём Господним». По-гречески — «кирияки», от слова «Кириос» — Господь. «Днём Господним» воскресенье называется и в романских языках. На итальянском воскресенье — «доменика», на испанском — «доминга». От «доминикус» — «Господний».
А вот в Северной Европе, на территориях, где некогда жили германские и кельтские племена, так и осталась память о древнем, дохристианском названии этого дня, посвященного Солнцу — от немецкого «зонтаг» до английского «сандэй».
Но, пожалуй, самое большое различие в названии дня проявилось в семействе славянских языков. Во всех этих языках, включая самые близкие к русскому — украинский, белорусский, болгарский, — воскресенье именуется «неделей», то есть именно днем отдыха, когда можно и нужно оставить работу и ничего не делать. Это название пришло из дохристианских времен, но оказалось созвучным принятому еще в триста двадцать первом году указу императора Константина равноапостольного, объявившего воскресенье выходным днем. Церковнославянское слово «неделя» обозначает воскресенье в календаре Русской Православной Церкви, а в светском календаре оно обозначает всю «семидневку», называемую Церковью — «седмицей».
И только в русском языке день, посвященный Богу, стал называться именно «воскресеньем» — днём, напоминающим о великом чуде Воскресения Господа из мертвых и спасении Им всего человечества.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема