
Фото: Dmitriy Soloduhin / Unsplash
Каким по счету днём недели является воскресенье? Ответ, казалось бы, ясен — конечно, последний! Но так было не всегда. Изначально день памяти о великом чуде — Воскресении Господа Иисуса Христа — считался первым днём. Как сказано в Евангелии, Воскресение Христово произошло «по прошествии субботы, в первый день недели».
Действительно, в еврейском календаре, суббота, шаббат — день отдыха, посвященный Богу, — был последним, седьмым. А остальные носили просто порядковые номера. Таким образом, согласно еврейскому исчислению времени, Господь Иисус Христос воскрес в первый день недели, именовавшийся «Йом ришон».
Интересно, что такой счет дней по их порядковым номерам сохранился в ряде европейских языков — к примеру, в православной Греции и католической Португалии. Понедельник именуется «вторым днем». На греческом «дефтера», а на португальском — «сегунда-феира».
В той же Греции, принявшей историческое наследие православной Византии, в которой христианство было государственной религией, — название воскресенья сохранилось с древних времен, когда христиане называли этот день «Днём Господним». По-гречески — «кирияки», от слова «Кириос» — Господь. «Днём Господним» воскресенье называется и в романских языках. На итальянском воскресенье — «доменика», на испанском — «доминга». От «доминикус» — «Господний».
А вот в Северной Европе, на территориях, где некогда жили германские и кельтские племена, так и осталась память о древнем, дохристианском названии этого дня, посвященного Солнцу — от немецкого «зонтаг» до английского «сандэй».
Но, пожалуй, самое большое различие в названии дня проявилось в семействе славянских языков. Во всех этих языках, включая самые близкие к русскому — украинский, белорусский, болгарский, — воскресенье именуется «неделей», то есть именно днем отдыха, когда можно и нужно оставить работу и ничего не делать. Это название пришло из дохристианских времен, но оказалось созвучным принятому еще в триста двадцать первом году указу императора Константина равноапостольного, объявившего воскресенье выходным днем. Церковнославянское слово «неделя» обозначает воскресенье в календаре Русской Православной Церкви, а в светском календаре оно обозначает всю «семидневку», называемую Церковью — «седмицей».
И только в русском языке день, посвященный Богу, стал называться именно «воскресеньем» — днём, напоминающим о великом чуде Воскресения Господа из мертвых и спасении Им всего человечества.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема