В былые времена приготовление варенья в дворянских домах считалось настоящим искусством. На картине Владимира Маковского «Варят варенье» изображена пара пожилых помещиков, которая радует друг для друга этой милой семейной традицией.

— Маргарита Константиновна, вы обещали мне рецепт своего фирменного вишнёвого варенья!
— Да, да, Наташенька, я помню. Только боюсь, не смогу тебя чем-то удивить. Ничего особенного в моём рецепте нет. Разве что сироп я готовлю на отваре из вишнёвых листьев. Так меня научила мама, а её бабушка.
— Сироп на листьях? Вот это да! А косточки вынимаете?
— Нет, у нас в семье принято с косточками варить.
— С косточками — на старинный манер?
— Мне кажется, в старину использовали оба способа — и с косточками, и без. Раз уж мы с тобой встретились здесь, в Третьяковской галерее, пойдём, я покажу тебе картину середины девятнадцатого века, на которой из вишни вынимают косточки. Вот, посмотри, полотно так и называется — «Варят варенье».
— Ой, какая картина уютная! Двор обнесён забором. Старушка в белом чепце ложкой помешивает варенье в медном тазу на печке-буржуйке. Рядом за столом сидит её почтенный супруг и готовит новую порцию ягод. Он, действительно, вынимает косточки из вишен. Автор работы — художник Маковский. Это тот самый, что собрал большую коллекцию древностей?
— Нет, Наташа. Коллекция предметов допетровского времени была у Константина Маковского, а «Варят варенье» написал его родной брат Владимир.
— То-то я думаю, стиль другой. Я привыкла под фамилией Маковского видеть портреты боярышень в кокошниках, жанровые сцены с людьми в кафтанах и сарафанах — яркие, броские. А тут такое скромное полотно в мягких тонах.
— У каждого из братьев Маковских была своя миссия в искусстве. Константин реконструировал прошлое и возвращал его фрагменты в красках. А Владимир отображал текущую жизнь — правдиво и трепетно.
— Насчет правдивости у меня сомнения, Маргарита Константиновна. Вот как вы думаете, к какому сословию принадлежат герои картины «Варят варенье»?
— Надо полагать, они небогатые дворяне.
— Так почему же пожилые помещики сами готовят себе лакомство, или даже делают запасы на зиму? Ведь трудиться по хозяйству им не по чину.
— Это заблуждение! Приготовление варенья в дворянских домах считалось искусством, девушек обучали этому наряду с музыкой, танцами и рисованием. Особым достоинством было иметь свой секретный рецепт десерта. Конечно, черновую работу, как правило, выполняли слуги. Но Владимир Маковский написал свою картину в 1876 году, через пятнадцать лет после отмены крепостного права. В это время многие помещики обеднели, а то и просто разорились. Им приходилось обходиться без слуг.
— Думаете, эта участь постигла и пожилых супругов на картине «Варят варенье»?
— Скорее всего. Видишь, обстановка в саду довольно скромная. От прежней барской роскоши у старичков остались только одежда — шёлковая блуза и бархатный жилет у мужа, кружевной чепец у жены. Наряд не к месту — согласись, странно чистить ягоды в белых брюках. Но приготовление варенья много лет проходило в доме торжественно и чинно, и старички не хотят отказываться от этой милой сердцу традиции. Они надели свои лучшие вещи, чтобы создать праздничную обстановку.
— Но для чего?
— Скорее, для кого. Друг для друга, Наташа. Эти двое живут друг для друга, оберегают, поддерживают. Как, помнишь, старосветские помещики у Гоголя. Это, если хочешь, маленький повседневный подвиг — не капризничать, не унывать, не опускать руки. А находить радости в простых обыденных вещах и делиться ими, питать ими родного человека, чтобы он жил счастливо, несмотря на годы и невзгоды.
— Может быть, это и есть настоящая любовь?
— Конечно. Потому и веет от полотна Владимира Маковского добротой и покоем. Вот так придёшь в Третьяковку, постоишь перед картиной с незатейливым названием «Варят варенье» — и на душе теплеет.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











