
Русский путешественник начала ХХ века, географ, этнограф и писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев большую часть жизни посвятил исследованию Дальнего Востока и Сибири. Он прошагал сотнями диких таёжных троп. И оставил потомкам уникальные и разнообразные сведения, на которые по сей день опираются российские учёные — биологи, геологи, археологи и многие другие.
Путешествия вошли в жизнь Владимира Арсеньева, когда он был ещё ребёнком. Володя читал о них в приключенческих романах Жюля Верна и Майн Рида. Потом в руки к мальчику попали дневники Пржевальского, мемуары Семёнова-Тян-Шанского и путевые заметки Миклухо-Маклая. И уже тогда мальчик ощущал в себе стремление изучать природу родной страны. Однажды вместе с дядей он даже совершил небольшое путешествие по берегам реки Тосны, что под Петербургом. Вместе с тем Володю привлекала военная карьера, и после окончания гимназии в 1893-м году он поступил в Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище. Какова же была радость Арсеньева, когда одним из его преподавателей оказался известный путешественник и исследователь Михаил Ефимович Грум-Гржимайло! С его подачи Владимир начал изучать картографию и серьёзно заинтересовался Дальним Востоком. После окончания училища Арсеньев стал добиваться распределения в Приамурский военный округ. Так в 1900-м году он оказался в Хабаровске. Изучение Хабаровского края тогда только начиналось, и имело в том числе военно-стратегическое значение. Учитывая исследовательский интерес Арсеньева, командование поручило ему небольшие походы с целью изучения местности. В течение нескольких коротких экспедиций Владимир исследовал юго-восток Приморья. Для военного начальства он составлял подробные топографические карты, а для собственного интереса вёл путевые дневники, в которых описывал таёжную флору и фауну, особенности рельефа, народ, населявший эти места.
В 1905-м году по указу генерал-губернатора Приамурья, Арсеньев в чине капитана был назначен руководителем нескольких экспедиций на неисследованный прежде горный хребет Сихотэ-Алинь. Владимир Клавдиевич возглавил группу из 20-ти человек. Они собирали сведения о пригодности здешних дорог для прохода различных видов вооружения, делали топографическую съёмку местности, измеряли ширину рек, быстроту течения, вели метеорологические наблюдения. На каждом шагу группу подстерегала опасность: в своих мемуарах Арсеньев рассказывал о встрече с медведем и тигром; о том, как во время неудачного сплава бурным течением реки унесло лодку с провизией, и 21 день отряду пришлось голодать — в своём дневнике Арсеньев пишет, что они варили и ели кожаные ремни и ранцы. Вместе с тем, было в таёжных экспедициях и множество светлых моментов. Владимир Клавдиевич вспоминал, как с отрядом отмечал православные праздники в уссурийской тайге. Как познакомился с туземцем по имени Дерсу Узала, который стал другом, а впоследствии — и героем нескольких произведений Арсеньева. Арсеньев не забывал живущих в тайге туземцев — наладил снабжение продуктами, одеждой, оружием для охоты. «Ты — человек, который всегда помогал и учил хорошему. Долго живи и нас помни», — письмо с такими словами прислали Владимиру Клавдиевичу тунгусы-орочи, когда он вернулся в Хабаровск.
В июле 1910 года Арсеньева назначили директором Хабаровского краеведческого музея. Путешественник не только пополнил его фонды уникальными материалами и экспонатами, которые привёз из экспедиций. Но и отремонтировал старое здание, расширил экспозицию, открыл научно-исследовательский отдел. Много лет он совмещал музейную деятельность с экспедиционной работой. А ещё — преподавал и писал книги. Когда в 1917-м году грянула революция, Арсеньев получил приглашение из Соединённых штатов Америки. Ему предлагали высокооплачиваемую работу в одном из университетов. Владимир Клавдиевич отправил за океан короткий ответ: «Я — русский. Работал и работаю для своего народа и разделю вместе с ним любую участь». Он остался. И до последнего дня служил своей стране. В 1930-м Арсеньев простудился после очередного похода в тайгу, и 4 сентября скончался от пневмонии. Но навсегда остался в памяти людей, как человек, который раскрыл миру красоту южного края Дальнего Востока.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер