
Русский путешественник начала ХХ века, географ, этнограф и писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев большую часть жизни посвятил исследованию Дальнего Востока и Сибири. Он прошагал сотнями диких таёжных троп. И оставил потомкам уникальные и разнообразные сведения, на которые по сей день опираются российские учёные — биологи, геологи, археологи и многие другие.
Путешествия вошли в жизнь Владимира Арсеньева, когда он был ещё ребёнком. Володя читал о них в приключенческих романах Жюля Верна и Майн Рида. Потом в руки к мальчику попали дневники Пржевальского, мемуары Семёнова-Тян-Шанского и путевые заметки Миклухо-Маклая. И уже тогда мальчик ощущал в себе стремление изучать природу родной страны. Однажды вместе с дядей он даже совершил небольшое путешествие по берегам реки Тосны, что под Петербургом. Вместе с тем Володю привлекала военная карьера, и после окончания гимназии в 1893-м году он поступил в Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище. Какова же была радость Арсеньева, когда одним из его преподавателей оказался известный путешественник и исследователь Михаил Ефимович Грум-Гржимайло! С его подачи Владимир начал изучать картографию и серьёзно заинтересовался Дальним Востоком. После окончания училища Арсеньев стал добиваться распределения в Приамурский военный округ. Так в 1900-м году он оказался в Хабаровске. Изучение Хабаровского края тогда только начиналось, и имело в том числе военно-стратегическое значение. Учитывая исследовательский интерес Арсеньева, командование поручило ему небольшие походы с целью изучения местности. В течение нескольких коротких экспедиций Владимир исследовал юго-восток Приморья. Для военного начальства он составлял подробные топографические карты, а для собственного интереса вёл путевые дневники, в которых описывал таёжную флору и фауну, особенности рельефа, народ, населявший эти места.
В 1905-м году по указу генерал-губернатора Приамурья, Арсеньев в чине капитана был назначен руководителем нескольких экспедиций на неисследованный прежде горный хребет Сихотэ-Алинь. Владимир Клавдиевич возглавил группу из 20-ти человек. Они собирали сведения о пригодности здешних дорог для прохода различных видов вооружения, делали топографическую съёмку местности, измеряли ширину рек, быстроту течения, вели метеорологические наблюдения. На каждом шагу группу подстерегала опасность: в своих мемуарах Арсеньев рассказывал о встрече с медведем и тигром; о том, как во время неудачного сплава бурным течением реки унесло лодку с провизией, и 21 день отряду пришлось голодать — в своём дневнике Арсеньев пишет, что они варили и ели кожаные ремни и ранцы. Вместе с тем, было в таёжных экспедициях и множество светлых моментов. Владимир Клавдиевич вспоминал, как с отрядом отмечал православные праздники в уссурийской тайге. Как познакомился с туземцем по имени Дерсу Узала, который стал другом, а впоследствии — и героем нескольких произведений Арсеньева. Арсеньев не забывал живущих в тайге туземцев — наладил снабжение продуктами, одеждой, оружием для охоты. «Ты — человек, который всегда помогал и учил хорошему. Долго живи и нас помни», — письмо с такими словами прислали Владимиру Клавдиевичу тунгусы-орочи, когда он вернулся в Хабаровск.
В июле 1910 года Арсеньева назначили директором Хабаровского краеведческого музея. Путешественник не только пополнил его фонды уникальными материалами и экспонатами, которые привёз из экспедиций. Но и отремонтировал старое здание, расширил экспозицию, открыл научно-исследовательский отдел. Много лет он совмещал музейную деятельность с экспедиционной работой. А ещё — преподавал и писал книги. Когда в 1917-м году грянула революция, Арсеньев получил приглашение из Соединённых штатов Америки. Ему предлагали высокооплачиваемую работу в одном из университетов. Владимир Клавдиевич отправил за океан короткий ответ: «Я — русский. Работал и работаю для своего народа и разделю вместе с ним любую участь». Он остался. И до последнего дня служил своей стране. В 1930-м Арсеньев простудился после очередного похода в тайгу, и 4 сентября скончался от пневмонии. Но навсегда остался в памяти людей, как человек, который раскрыл миру красоту южного края Дальнего Востока.
Все выпуски программы Жизнь как служение
В какое время лучше жить? Светлана Чехова

Когда в жизни все хорошо, она протекает, как во сне. Спокойная жизнь ничего не меняет ни в нашем сердце, ни в нашем бытии. Мне кажется, она по сути теряет смысл. Человек рожден для того, чтобы стать лучше. Но он не будет менять себя просто так. Что-то должно его к этому сподвигнуть.
Когда начинаются испытания, начинается сама жизнь. Трудности рождают перемены. Человек задумывается о жизни, начинает что-то делать. Нет трудностей, нет преодоления препятствий, нет развития личности.
Святитель Григорий Богослов говорил: «Великое благодарение трудам на суше, опасностям на море и тем страхам, которыми я спасен! Они, поставив меня выше всего изменчивого, явным образом обратили к Горнему».
Когда-то из моей жизни ушел дорогой сердцу человек. Тот период был одним из самых непростых в жизни. У меня было двое младенцев на руках. Не было жилья. С утра до вечера я крутилась в заботах о детях, а по ночам работала, наполняя сайт по продаже систем безопасности, чтобы как-то прокормить себя и детей. Столкнулась тогда с массой разных проблем, к которым оказалась совсем не готова.
Я была подавлена и разбита, часто плакала от усталости и бессилия. Любила вспоминать прошлое, казалось, что все мое счастье осталось там. Или мечтала о будущем, что когда-нибудь будет по-другому. Но на самом деле, витая в прошлом и неизвестном будущем, я предавала настоящее.
Чтобы выдержать нагрузку, которая на меня свалилась, я должна была стать сильнее.
Чтобы поддержать себя духовно, я ходила несколько раз в неделю в храм. Также часто оставалась после службы и беседовала со священником, иногда разговоры длились часами. Изучала Евангелие, жития святых. Много молилась. И именно та молитва в тот непростой период была самой горячей и самой искренней в моей жизни.
Чтобы поддержать себя физически я стала бегать, а потом так увлеклась, что решила и поучаствовать в марафоне. Помимо бегового марафона случайно наткнулась на марафон книжный «52 книги за 52 недели», где нужно было читать по 1 книге в неделю. И каждую свободную минуту я читала: на прогулке с детьми, пока укладывала спать, даже пока готовила. Это очень сильно мне помогло, т.к. я всегда была занята, мне некогда было предаваться плохим мыслям и состояниям. Больше жила внутренней жизнью.
Спустя какое-то время стало легче. Появилась радость, энергия, я начала заниматься творчеством, переехала в другой город. Ожила и расцвела снова.
Самые сложные периоды — самые благословенные. Это понимаешь лишь, спустя время. Когда тебе больно, хочется чтобы это поскорее закончилось, но именно в этот момент происходит невидимое чудо — чудо преображения души. Душа в страданиях очищается и становится красивой. Именно в эти периоды учишься смирению, любви, вере.
Так или иначе у всех нас бывают непростые времена. В них важно сохранять оптимизм, находить за что благодарить Бога, как советовал старец Николай Гурьянов: «Не забывай благодарить Господа даже в трудные моменты жизни. Он ждет этого и пошлет тебе еще большие блага. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается».
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
«Случайная встреча»

Фото: Andrey Metelev /Unsplash
С улицы в дом врывается свежий рассветный холодок, запах весенней листвы, умытой ночным дождём, и гулкое эхо чьих-то шагов. Выглядываю в окно — молодая женщина торопливо стучит каблуками по тротуару. Какое красивое у неё платье — бирюзовое, как море. Впрочем, мне тоже надо спешить. Скоро начнётся Литургия. Маленький, старинный белый храм с зелёными куполами совсем рядом — в конце нашего переулка. Выхожу из дома. Колокольный звон вливается в симфонию утреннего городского шума. Храм уже полон народа. Я пробираюсь на своё обычное место, и вдруг замечаю... бирюзовое платье! Утренняя прохожая стоит возле иконы и зажигает свечу... И мне почему-то радостно от того, что она торопилась в храм. Никогда раньше не видела её здесь. Но на сердце тепло, словно повстречала старую знакомую.
Текст Анны Покровской читает Лариса Брохман.
Все выпуски программы Утро в прозе
21 февраля. О том, как Христос узнаёт своих чад

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня».
О том, как Христос узнаёт своих чад — игумен Назарий (Рыпин).
Это тайна отношений души человеческой с Богом. Безусловно, она совершается не в один момент. Происходит это на протяжении жизни человека или, по крайней мере, какого-то периода. И как мы узнаем друг друга в процессе нашей обычной жизни, также душа, обращаясь к Творцу в молитве, в покаянии, постепенно открывает для себя милость Творца. Когда мы порой даже себя сами не можем простить, и милосердие Божие превосходит наш человеческий ум. И постепенно мы познаем, что Бог благ, мы начинаем Богу доверять. И чем больше мы Ему доверяем, тем больше в нас уже разгорается любовь. И познание Творца в большей мере, чем, конечно, мы об этом знали, когда только пришли в церковь. А как узнает Господь? Узнает нас по нашим делам прежде всего. Конечно же, по нашему предстоянию в молитве, но плоды этой молитвы и нашего участия в таинствах, в благоговейном участии, должны выражаться в нашем доброделании, в наших качествах души. И вот когда постепенно качества души наши становятся похожими на Бога, в нашем подобии Ему, то Господь узнает нас и порой и святым свидетельствует о том, что да, ты Мой. Господь узнает нас уже как Своих, признает как Своих.
Все выпуски программы Актуальная тема