
Русский путешественник начала ХХ века, географ, этнограф и писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев большую часть жизни посвятил исследованию Дальнего Востока и Сибири. Он прошагал сотнями диких таёжных троп. И оставил потомкам уникальные и разнообразные сведения, на которые по сей день опираются российские учёные — биологи, геологи, археологи и многие другие.
Путешествия вошли в жизнь Владимира Арсеньева, когда он был ещё ребёнком. Володя читал о них в приключенческих романах Жюля Верна и Майн Рида. Потом в руки к мальчику попали дневники Пржевальского, мемуары Семёнова-Тян-Шанского и путевые заметки Миклухо-Маклая. И уже тогда мальчик ощущал в себе стремление изучать природу родной страны. Однажды вместе с дядей он даже совершил небольшое путешествие по берегам реки Тосны, что под Петербургом. Вместе с тем Володю привлекала военная карьера, и после окончания гимназии в 1893-м году он поступил в Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище. Какова же была радость Арсеньева, когда одним из его преподавателей оказался известный путешественник и исследователь Михаил Ефимович Грум-Гржимайло! С его подачи Владимир начал изучать картографию и серьёзно заинтересовался Дальним Востоком. После окончания училища Арсеньев стал добиваться распределения в Приамурский военный округ. Так в 1900-м году он оказался в Хабаровске. Изучение Хабаровского края тогда только начиналось, и имело в том числе военно-стратегическое значение. Учитывая исследовательский интерес Арсеньева, командование поручило ему небольшие походы с целью изучения местности. В течение нескольких коротких экспедиций Владимир исследовал юго-восток Приморья. Для военного начальства он составлял подробные топографические карты, а для собственного интереса вёл путевые дневники, в которых описывал таёжную флору и фауну, особенности рельефа, народ, населявший эти места.
В 1905-м году по указу генерал-губернатора Приамурья, Арсеньев в чине капитана был назначен руководителем нескольких экспедиций на неисследованный прежде горный хребет Сихотэ-Алинь. Владимир Клавдиевич возглавил группу из 20-ти человек. Они собирали сведения о пригодности здешних дорог для прохода различных видов вооружения, делали топографическую съёмку местности, измеряли ширину рек, быстроту течения, вели метеорологические наблюдения. На каждом шагу группу подстерегала опасность: в своих мемуарах Арсеньев рассказывал о встрече с медведем и тигром; о том, как во время неудачного сплава бурным течением реки унесло лодку с провизией, и 21 день отряду пришлось голодать — в своём дневнике Арсеньев пишет, что они варили и ели кожаные ремни и ранцы. Вместе с тем, было в таёжных экспедициях и множество светлых моментов. Владимир Клавдиевич вспоминал, как с отрядом отмечал православные праздники в уссурийской тайге. Как познакомился с туземцем по имени Дерсу Узала, который стал другом, а впоследствии — и героем нескольких произведений Арсеньева. Арсеньев не забывал живущих в тайге туземцев — наладил снабжение продуктами, одеждой, оружием для охоты. «Ты — человек, который всегда помогал и учил хорошему. Долго живи и нас помни», — письмо с такими словами прислали Владимиру Клавдиевичу тунгусы-орочи, когда он вернулся в Хабаровск.
В июле 1910 года Арсеньева назначили директором Хабаровского краеведческого музея. Путешественник не только пополнил его фонды уникальными материалами и экспонатами, которые привёз из экспедиций. Но и отремонтировал старое здание, расширил экспозицию, открыл научно-исследовательский отдел. Много лет он совмещал музейную деятельность с экспедиционной работой. А ещё — преподавал и писал книги. Когда в 1917-м году грянула революция, Арсеньев получил приглашение из Соединённых штатов Америки. Ему предлагали высокооплачиваемую работу в одном из университетов. Владимир Клавдиевич отправил за океан короткий ответ: «Я — русский. Работал и работаю для своего народа и разделю вместе с ним любую участь». Он остался. И до последнего дня служил своей стране. В 1930-м Арсеньев простудился после очередного похода в тайгу, и 4 сентября скончался от пневмонии. Но навсегда остался в памяти людей, как человек, который раскрыл миру красоту южного края Дальнего Востока.
Все выпуски программы Жизнь как служение
18 апреля. О богослужении дня

Сегодня 18 апреля. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
О богослужении дня — священник Алексе Дудин.
Для христианина нет более ответственного дня, дня перед Пасхой, когда он должен подготовиться к встрече со Христом. Для того, чтобы подготовиться к этой встрече, нужно пережить и этот день. Этот день — день особых воспоминаний. Христианин, как правило, в этот день находится в храме, и если есть возможность, с утра присутствует на Царских часах, потом идет вечерня с выносом Плащаницы распятого Христа, и вечером утреня совершается Великой Субботы, когда совершается чин погребения этой Плащаницы. Стоя у Плащаницы, человек должен вспомнить, как Христос был предан, как Он был судим ночью у Каиафы, как Он претерпел несправедливые обвинения, как Он предстал перед Пилатом, желающим отпустить его, и не обретя поддержки у своего народа, у тех людей, которым Он пришел для их спасения, будучи предан и распят, на кресте Он молился. Молился о распинающих Его. Усыновил Иоанна Богослова своей матери, и через него усыновил ей весь наш христианский род. Испытал полное истощение и вознес свою молитву: «Боже мой, Боже мой! Почему Ты меня оставил?» И вот этот день, день скорби, день молчания, день сопереживания Христу, конечно, каждый из нас должен постараться провести в храме.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О подвиге Преподобного Платона Студийского

Сегодня 18 апреля. День памяти Преподобного Платона Студийского.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Преподобный Платон был родным дядей Феодора Студита, величайшего монаха-подвижника и богослова VIII-IX веков в Византийской церкви. В монастыре святого Платона была введена такая степень общежития, что у монахов не было совершенно ничего своего. Одежды братья напоминали мешки, они были огромного размера, чтобы подходить каждому. После общей стирки они раздавались без разбора одинаково всем, от игумена до самого младшего послушника. В эпоху иконоборчества Платон противостоял этой губительной для Церкви, ее духовной жизни, богословия, искусства и монашества, ереси. А во время церковного мира непримиримо критиковал нравственные послабления, которые допускали последующие императоры. За все это святому пришлось много пострадать от властей предержащих. Церковь почитает Платона как исповедника. Пример святого учит нас, что противостоять еретикам с силой и убеждением, а также обличать пороки современности можно только когда сам живешь в соответствии с евангельскими заветами и в безупречном соответствии взятым на себя крещальным для мирян, или монашеским для иноков, обетом. Святой Платон исповедовал то, что проповедовал. В эти последние времена православным просто необходимо следовать такому примеру святой безупречности.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 апреля. О страстях Господа

Сегодня 18 апреля. Великая Пятница.
О страстях Господа — протоиерей Василий Гелеван.
Великая Пятница. Воспоминания святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа о Крестной Пасхе. Крест — это орудие победы. Выражение «непобедимая победа» взято из кондака и означает буквально «вражеский трофей». Кажущееся позорным распятие Христа обратилась в славу. Это потому, что своей крестной смертью Господь победил смерть и воскрес. Крестный путь Христа через Голгофу ведет к гробу воскресения. Смертью смерть поправ. Спаситель воскрес и сделал возможным воскресение каждого христианина. Так и мученики шли на страдания с твердой верой в воскресение. Они доказали всем свою победу над страхом смерти и над самой смертью. Они — свидетели Христа. И мы идем стопами Господа через наши тернии к звездам, сораспинаемся со Христом, терпеливо неся свой крест, как совокупность жизненных трудностей. С терпением, а не с нетерпением, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века.
Все выпуски программы Актуальная тема