За окном сгущались осенние петербургские сумерки. На Невском зажигались огни. Светились двумя жёлтыми квадратами и окна маленькой чайной, где по вечерам любили собираться художники. Рассевшись вдоль длинных деревянных столов, они делились друг с другом творческими находками и пили чай из пузатого русского самовара.
В этот вечер художники Николай Ярошенко и Николай Дубовской оказались за столом рядом. Ярошенко пытался разговорить тёзку, шутил, но Дубовской лишь натянуто улыбался и молчал.
— Да что с тобой такое? — удивился Ярошенко. — Сидишь бледный, как загрунтованный холст!
Дубовской вздохнул.
— Был вчера у доктора, — сказал он. — Катар желудка обнаружили. Сам знаешь, порой и теперь голодать приходится, а уж в молодости и подавно, неделями крохи во рту не бывало. Вот и заработал себе недуг. Боли страшные, говорят, надо срочно лечить. Только лечение-то денег стоит, а где их взять — уж третий месяц, как ни одной картины не покупают...
Ярошенко на минуту задумался. А потом вдруг дружески хлопнул Дубовского по плечу и сказал:
— Не грусти. Будет тебе лечение. У самого хорошего доктора, и денег он тебя не возьмёт!
Художник говорил о Вячеславе Авксентьевиче Манассеине — известном петербургском враче, которого коллеги называли истинным бессребреником. Они недоумевали: как же так можно — не просто не взять платы за визит, а ещё и дать пациенту денег на лекарства! А между тем Вячеслав Авксентьевич поступал так каждый раз, когда видел перед собой пациента, явно принёсшего доктору свои последние гроши.
Врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор петербургской Военно-медицинской академии, Манассеин мог бы стать одним из самых высокооплачиваемых докторов в столице. Но он предпочитал вести скромную жизнь, считая, что врач — это не просто профессия, а прежде всего служение. «Врач должен отдаваться принимаемому на себя долгу всей душой, бескорыстно, с любовью и самоотвержением», — говорил Вячеслав Авксентьевич.
Манассеин всё свое время посвящал работе, почти не оставляя его для личных дел. Лекции в академии, приём в клинике, а вернувшись домой, Вячеслав Авксентьевич наскоро перекусывал и снова облачался в белый халат. К нему на квартиру приходили заводские рабочие, неимущие студенты и бедняки. Таких «домашних» пациентов он принимал порой до глубокой ночи. А утром всё повторялось снова.
Но и этого нагрузки деятельному, горячо радеющему за российскую медицину доктору Манассеину было недостаточно. В тысяча восемьсот восьмидесятом году он учреждает газету «Врач» и становится её главным редактором. В газете печатались не только новости из мира медицины. Огромное внимание Вячеслав Авксентьевич уделял на её страницах и вопросам врачебной этики. В одном из номеров, к примеру, он возмущённо раскритиковал некоего доктора, утверждавшего, что телесные наказания розгами полезны для здоровья.
Кроме того, Манассеин стал публиковать в газете сообщения о семьях врачей, оказавшихся в сложном материальном положении. Поступающие в редакцию пожертвования он тут же отправлял нуждавшимся. А на Четвёртом Пироговском медицинском съезде Вячеслав Авксентьевич выступил с предложением ко всем врачам России ежемесячно перечислять в адрес редакции газеты по одному рублю, формируя таким образом кассу взаимопомощи. Эта идея нашла живой отклик, и вскоре заработала на практике. А маленький и посильный вклад, который, однако, делал большое дело, медики сразу же окрестили «Манассеинским рублём».
Сферы деятельности Вячеслава Авксентьевича были весьма разносторонними. Искренне любивший литературу, сам много писавший, он был председателем Литературного фонда, оказывавшего поддержку бедствующим писателям. Он возобновил работу Общества вспомоществования нуждающимся студентам, а свою огромную библиотеку, полную редких книг, принёс в дар Томскому университету.
«Когда умру, то решительно нечем будет помянуть меня», — с искренним сожалением говорил этот скромный человек, которого называли «совестью врачебного сословия». Он ушёл из жизни в феврале тысяча девятьсот первого года после тяжёлой болезни. В последний путь его провожал весь Петербург.
Все выпуски программы Имена милосердия
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







