
За окном сгущались осенние петербургские сумерки. На Невском зажигались огни. Светились двумя жёлтыми квадратами и окна маленькой чайной, где по вечерам любили собираться художники. Рассевшись вдоль длинных деревянных столов, они делились друг с другом творческими находками и пили чай из пузатого русского самовара.
В этот вечер художники Николай Ярошенко и Николай Дубовской оказались за столом рядом. Ярошенко пытался разговорить тёзку, шутил, но Дубовской лишь натянуто улыбался и молчал.
— Да что с тобой такое? — удивился Ярошенко. — Сидишь бледный, как загрунтованный холст!
Дубовской вздохнул.
— Был вчера у доктора, — сказал он. — Катар желудка обнаружили. Сам знаешь, порой и теперь голодать приходится, а уж в молодости и подавно, неделями крохи во рту не бывало. Вот и заработал себе недуг. Боли страшные, говорят, надо срочно лечить. Только лечение-то денег стоит, а где их взять — уж третий месяц, как ни одной картины не покупают...
Ярошенко на минуту задумался. А потом вдруг дружески хлопнул Дубовского по плечу и сказал:
— Не грусти. Будет тебе лечение. У самого хорошего доктора, и денег он тебя не возьмёт!
Художник говорил о Вячеславе Авксентьевиче Манассеине — известном петербургском враче, которого коллеги называли истинным бессребреником. Они недоумевали: как же так можно — не просто не взять платы за визит, а ещё и дать пациенту денег на лекарства! А между тем Вячеслав Авксентьевич поступал так каждый раз, когда видел перед собой пациента, явно принёсшего доктору свои последние гроши.
Врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор петербургской Военно-медицинской академии, Манассеин мог бы стать одним из самых высокооплачиваемых докторов в столице. Но он предпочитал вести скромную жизнь, считая, что врач — это не просто профессия, а прежде всего служение. «Врач должен отдаваться принимаемому на себя долгу всей душой, бескорыстно, с любовью и самоотвержением», — говорил Вячеслав Авксентьевич.
Манассеин всё свое время посвящал работе, почти не оставляя его для личных дел. Лекции в академии, приём в клинике, а вернувшись домой, Вячеслав Авксентьевич наскоро перекусывал и снова облачался в белый халат. К нему на квартиру приходили заводские рабочие, неимущие студенты и бедняки. Таких «домашних» пациентов он принимал порой до глубокой ночи. А утром всё повторялось снова.
Но и этого нагрузки деятельному, горячо радеющему за российскую медицину доктору Манассеину было недостаточно. В тысяча восемьсот восьмидесятом году он учреждает газету «Врач» и становится её главным редактором. В газете печатались не только новости из мира медицины. Огромное внимание Вячеслав Авксентьевич уделял на её страницах и вопросам врачебной этики. В одном из номеров, к примеру, он возмущённо раскритиковал некоего доктора, утверждавшего, что телесные наказания розгами полезны для здоровья.
Кроме того, Манассеин стал публиковать в газете сообщения о семьях врачей, оказавшихся в сложном материальном положении. Поступающие в редакцию пожертвования он тут же отправлял нуждавшимся. А на Четвёртом Пироговском медицинском съезде Вячеслав Авксентьевич выступил с предложением ко всем врачам России ежемесячно перечислять в адрес редакции газеты по одному рублю, формируя таким образом кассу взаимопомощи. Эта идея нашла живой отклик, и вскоре заработала на практике. А маленький и посильный вклад, который, однако, делал большое дело, медики сразу же окрестили «Манассеинским рублём».
Сферы деятельности Вячеслава Авксентьевича были весьма разносторонними. Искренне любивший литературу, сам много писавший, он был председателем Литературного фонда, оказывавшего поддержку бедствующим писателям. Он возобновил работу Общества вспомоществования нуждающимся студентам, а свою огромную библиотеку, полную редких книг, принёс в дар Томскому университету.
«Когда умру, то решительно нечем будет помянуть меня», — с искренним сожалением говорил этот скромный человек, которого называли «совестью врачебного сословия». Он ушёл из жизни в феврале тысяча девятьсот первого года после тяжёлой болезни. В последний путь его провожал весь Петербург.
Все выпуски программы Имена милосердия
18 июня. О вере с надеждой

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
О вере с надеждой — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел замечает, что Авраам поверил с надеждою. Оказывается, что вера может сочетаться с другими добродетелями. И можно даже утверждать, что, соединённая с другими христианскими качествами, она становится спасительной.
В противоположность такой вере можно поставить холодную, бездеятельную веру, которая присуща демонам. Об этом святой апостол Иаков сказал:«И бесы веруют». Однако их вера не приносит результата. Они не хотят быть с Богом и не спасаются. Такая вера не порождает добродетелей, не приносит им гармонии и счастья, полноты в Боге.
А вера, соединённая с надеждой, приносит спасительный плод. Так было с Авраамом и с женщиной, у которой была страдающая беснованием дочь. Она не только верила, что Христос обладает чудодейственной целительной силой, но и надеялась, что Он поможет. У этой женщины сила веры, соединённой с надеждой, была такова, что она не отступала от Спасителя, пока Он не исполнил ее желание. При этом Господь похвалил ее и сказал: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час.
Укрепим и мы нашу веру надеждой и добрыми делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об истории Игоревской Иконы Божией Матери

Сегодня 18 июня. Церковь чтит Игоревскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона Божией Матери Игоревская — древний список высокой византийской иконописи, но связана она с трагическими событиями, происшедшими с благоверным князем Черниговским и Киевским Игорем Кротким Агнцем, который, не ища власти, был властолюбцами, гоним, истязаем, заключаем в темницу, потом и в монастырь, где он, приняв уже и монашеский постриг в покаянии и молитве, совершал жизнь свою, но во время молитвы перед этой иконой был настигнут ненавистниками, жестоко убит, и эта икона остаётся благодатным памятником и его святости, и той кротости Пресвятой Богородицы, которая укрепляет исповедников, мучеников в их подвиге, в их кроткой жизни и мученической смерти за Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об отношении Христа к нераскаянным грешникам

В 7-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Об отношении Христа к нераскаянным грешникам — протоиерей Артемий Владимиров.
«Какое есть согласие, сочетание, — вопрошает апостол Павел, — между светом и тьмой, Христом и Велиаром? Никакого. Не приселиться к Нему делающий беззаконие, — говорит о святости божества святой царь Давид. Нет места дьяволу там, где присутствует Христос, самосущая истина, испущающая лучи правды и любви».
И так всякий человек, преданный греху, всякий,попирающий собственную совесть, сам бежит, как сгусток тьмы, от явления присносущного надмирного света. И эти слова Господа говорят о том, что мы призваны тянуться ко Христу, как цветы к солнцу, и, чая пришествия Спасителя, должны сами освобождаться от малейшей темноты, страстей, греховных помыслов, деянием чистых, оплакивая их в исповеди, отказываясь от них, призваны исполняться божественного света с тем, чтобы на судище Господнем прильнуть ко Спасителю, будучи веточками, привитыми к вечно цветущей лозе, воскресшему Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема