Сын известного тюменского купца Виктор Иванович Колокольников вошел в историю как видный благотворитель, общественный деятель. На свои личные средства Виктор Иванович помогал нуждающимся.
Виктор Иванович унаследовал от отца чайное предприятие. Окончил Тюменское Александровское реальное училище, затем Московский сельскохозяйственный институт. Вернувшись домой с Русско-японской войны с Георгиевским солдатским крестом за храбрость и героизм, в 1912 году Колокольников открыл коммерческое училище, куда принимали людей разного достатка. После начала Первой мировой войны Виктор Иванович организовал в училище госпиталь на 300 коек. Он устраивал благотворительные вечера со сбором средств в пользу больных, раненых, на нужды русской армии.
Как в дальнейшем сложилась жизнь Виктора Ивановича Колокольникова?

Витя Колокольников, четырнадцатилетний сын известного тюменского купца, торговца чаем Ивана Петровича Колокольникова, с трудом привыкал к новой мысли: теперь он — владелец отцовского предприятия. Точнее, совладелец — управлять чайным бизнесом ему предстояло вместе с тремя старшими братьями. Виктор ещё не отошёл от скорби по умершему несколько месяцев назад отцу, которого очень любил. Так что новость застала его врасплох. Молодой человек был уверен, что бразды правления компанией возьмёт в свои руки матушка. Но та рассудила по-иному. Переписала капитал на сыновей. И учредила новую компанию, которая стала называться «Ивана Колокольникова наследники».
Впрочем, Виктор смог приступить к новым обязанностям далеко не сразу. Сперва нужно было получить образование. Сначала в тюменском реальном Александровском училище. Потом — в Московском сельскохозяйственном институте. А в 1904-м началась Русско-японская война, и Колокольников пошёл на фронт добровольцем. Был ранен. Домой вернулся с Георгиевским солдатским крестом на груди — за храбрость и героизм. Одним словом, как следует вникнуть в дела семейного предприятия у Виктора получилось только в 1910-м году. Когда он увидел, какой большой доход приносит торговля чаем, решительно заявил братьям: деньги нужно употребить на какое-нибудь благое дело. И в 1912-м году купцы Колокольниковы открыли в Тюмени Коммерческое училище. Виктор Иванович стал его директором. Очень скоро слава об училище вышла далеко за пределы губернии. И не только по причине того, что там давали образование очень высокого уровня. Но и потому, что поступить в училище могли даже дети бедняков. Специально для помощи таким ученикам Виктор Колокольников учредил «Общество воспомоществования бедным учащимся Коммерческого училища». На личные средства купца организация оказывала неимущим студентам всевозможную помощь. В неё входила плата за обучение, выдача книг и учебных пособий, обеспечение одеждой, пищей и приютом, оказание бесплатных медицинских услуг, назначение денежных пособий.
Когда началась Первая Мировая война, Колокольников организовал в училище госпиталь на 300 коек. Он устраивал благотворительные вечера со сбором в пользу больных, раненых и на нужды русской армии. А в 1917 году власть в Тюмени перешла в руки большевиков. Частную собственность национализировали. Училище у Виктора Ивановича отобрали. Он и сам едва успел спастись от ареста. В 1920-м Колокольников был вынужден эмигрировать. Осел купец в китайском городе Харбин. Там было немало русских эмигрантов — таких же, как он, вынужденных покинуть любимое Отечество. Многие из этих людей остро нуждались. И Виктор Иванович решил организовать благотворительный фонд, чтоб им помочь. В 1922 году он возглавил в Харбине Комитет помощи русским беженцам. Организация решала самые насущные проблемы: помогала с поисками жилья, выделяла денежные пособия, оплачивала лечение. Основное финансирование взял на себя Колокольников, остальное приносили благотворительные мероприятия Комитета — балы, лотереи. Большую помощь Виктор Иванович оказывал харбинскому православному Казанско-Богородицкому монастырю. На кладбище этой обители и нашёл свой последний приют Виктор Колокольников. И, возможно, мало кто сегодня вспомнит о том, что когда-то он весьма успешно торговал чаем. А вот о добрых его делах и заботе о ближних люди не забывают даже спустя сто с лишним лет.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



