Говоря о русских художниках, братьях Викторе и Аполлинарии Васнецовых, критики порой называли Аполлинария робкой тенью Виктора. Братья на сравнения внимания никогда не обращали. Не было в их жизни места соревнованию, а были только любовь и настоящая дружба.
Васнецовы происходили из известного на Вятской земле рода священников. Будущие художники рано остались сиротами. Аполлинарию было тогда всего 13. Виктор, старше на восемь лет, заменил ему отца. То, что младший брат способен к живописи, он заметил, когда Аполлинаша был ещё совсем маленьким. Виктор как-то показал ему свои рисунки. Аполлинарий хотел во всём походить на брата. Он взял мел и расписал стены дома. Мел отобрали, но малыш нашёл кусок мыла и продолжил свои настенные экзерсисы. Домашние поняли: в семье растёт будущий художник.
Братья были неразлучны с детства. Вместе росли, играли, рисовали. Первыми учителями в живописи стали для них отец и бабушка, которую внуки называли «бабушкой с акварелями» — у неё было много красок, которых она не жалела для мальчиков. Идя по стопам отца-священника, братья закончили духовное училище в Вятке. Они проводили вместе всё свободное время. И не представляли себе жизни без рисования. Виктор познакомился с художником Андриолли, брал у него уроки, настоял на том, чтобы брат тоже посещал эти занятия. Узнав, что в Петербурге есть Академия художеств, Виктор решил ехать в столицу. А поступив учиться, взял к себе и Аполлинария.
Оказавшись в чужом городе, Васнецовы, помнившие о тёплой атмосфере родительского дома, держались поближе друг к другу. Правда, Аполлинарий неожиданно изменил свои планы: сдал экзамен на должность сельского учителя и уехал в деревню. Виктор убеждал брата, что как художник он принесёт гораздо больше пользы народу, но Аполлинарий стоял на своём.
Спустя год, когда Виктор уже женился и переехал в Москву, Аполлинарий всё-таки решил посвятить себя искусству. Он тоже перебрался в Первопрестольную и поселился у брата. Васнецовы вместе гуляли по Москве, которую сразу полюбили, и возвращаясь с очередной прогулки, восхищались тем, сколько чудес они сегодня повидали. Жили в то время братья трудно, но в уныние не впадали и много работали. Дела поправились, когда картины Виктора начали покупать. Став знаменитым, он не изменился: по-прежнему оставался советчиком брату и поддерживал его материально.
Друзьям казалось, что Васнецовы не разлучаются, даже если им приходилось надолго расставаться. Так было, когда Виктор 10 лет прожил в Киеве, расписывая Владимирский собор. Братья из писем знали о каждом шаге друг друга. Так было и когда Аполлинарий женился, и когда сам стал признанным художником. Виктора он навещал почти каждый день. У старшего брата уже выросли дети, в его доме собиралась молодёжь, затевались любительские спектакли. Виктор и Аполлинарий с увлечением писали декорации, гримировали артистов и шутили, что «Васнецовы всюду суют свой нос».
Конечно, не обходилось и без споров. И не только по профессиональным вопросам. В 1905 году в России произошла революция. Младший брат приветствовал её, старший считал бедой. То, что Виктор прав, Аполлинарий понял в 1917-ом. «Безумие — вручать судьбы народа страны тёмным массам низов», — сказал он, глядя, как большевики расправляются с тем, что было ему дорого. В том числе с его собственными работами и работами брата — церковными росписями и иконами.
Смерть Виктора Михайловича в 26-ом году стала ещё одним тяжёлым ударом для Аполлинария Михайловича. Не стало самого близкого человека. «Это был учитель, друг, память о котором внесла огромное опустошение в душу и похолодила сердце», — сказал потом художник. Он умер в 33 году. После смерти Аполлинария Михайловича его сын написал книгу об отце и дяде, одной из главных радостей в жизни которых была радость общения друг с другом.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер