Москва - 100,9 FM

«Вера как основа семейного счастья». Священник Андрей Долгополов

* Поделиться
Александр Ананьев и Алла Митрофанова

Наш собеседник — настоятель храма святителя Николая в Хабаровске священник Андрей Долгополов.

Мы говорили о том, что является основой семейного счастья, и к чему надо прежде всего стремиться супругам для его достижения. Разговор шел о том, какие ошибки чаще всего встречаются в семейной жизни, которые могут привести к разводам. Отец Андрей поделился, чем воспитание дочери отличается от воспитания сына, и какие сложности и радостные моменты он сам переживает как отец трех дочерей. Наш собеседник ответил, как говорить с ребенком о Боге, о вере, как подготовить его к первой исповеди, и почему между родителем и ребенком так важны честные, искренние и исполненные любви и уважения взаимоотношения.

Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова


А. Ананьев
– Добрый вечер, дорогие друзья! В очередной раз в субботу вечером вас приветствует ведущая Алла Митрофанова…
А. Митрофанова
– Ведущий Александр Ананьев…
А. Ананьев
– И за нашим семейным столом сегодня будет удивительный человек. Представьте себе: население, скажем, Калуги – 320 тысяч человек, а на аккаунт этого человека в инстаграме подписано более 370 тысяч… И ладно бы, если это бы был известный медийный человек из Москвы. Так ведь нет! Невероятно известный по всей России и далеко за ее пределами священник из Хабаровска сегодня будет отвечать на наши непростые семейные вопросы. Мы приветствуем настоятеля Храма Николая Чудотворца в Хабаровске, замечательного священника Андрея Долгополова. Добрый вечер, отец Андрей!
О. Андрей
– Добрый вечер!
А. Ананьев
– Как человек, который давно и, ну… сравнительно безуспешно ведет инстаграм, не могу не спросить Вас: как у Вас это получилось?
О. Андрей
– Не знаю! (смеется) Как-то изначально это была такая страничка своя собственная, семейная, где я публиковал фотографии своих детей, наших бесед в школах, когда мы ходили с ребятами и рассказывали о семье, о семейных ценностях, о любви, построении брака…
А потом в какой-то момент понял, что было бы интересно проводить прямые эфиры, отвечать на вопросы… Когда-то это было – благодарю проект «Батюшка-онлайн», который меня так… «встрепенул». И действительно начал проводить эфиры. Сначала в «Перископе», а потом как-то захотел на своей странице в инстаграме обращаться к людям – и люди потянулись, как-то стали подписываться, стали разговаривать, общаться…
И вот как-то с тех пор, наверное, два года – два с половиной активной деятельности моей странички.
А. Ананьев
– Вот несколько дней подготовки к нашей беседе я листал Ваш аккаунт… На который мы, кстати, с Алечкой уже подписаны довольно давно, потому что мы очень хотим и мечтаем, чтобы Вы с матушкой стали героями телепрограммы на канале «Спас», которую мы ведем – «И будут двое». Для нас это была бы большая радость, если бы нам удалось снять эту программу, чтоб вы рассказали о секретах вашего семейного счастья…
Я листал Ваш инстаграм – и вдруг осознал одну простую вещь, которая мне не приходила в голову. Простую, очевидную и на самом деле страшную… Счастливая семья стала феноменом! Счастливая семья стала редкостью, таким диковинным… как знаете, как диковинный зверь какой-то, который в Красной книге и которого мало кто видел своими глазами…
Но есть в инстаграме! И можно подписаться, и своими глазами увидеть, как это бывает. Когда муж – это муж с заглавной буквы; когда жена – это жена с заглавной буквы; когда они любят друг друга по-настоящему, это не поддельно; когда у них счастливые дети… И ты можешь, ну… если не прикоснуться, то стать свидетелем их жизни. И вот вопрос: почему так вышло?
О. Андрей
– Ну, это, конечно, такой очень глубокий богословский вопрос. Именно богословский. Что касается нашей семьи (мне кажется, нужно говорить о том, где я живу, что я вижу) – я совершенно точно знаю, что наша семья – она на самом деле самая обычная, очень простая. Я сам – простой человек из глубинки Хабаровского края, вот такая есть БАМовская ветка, поселок Новый Ургал – там родился, там прошло всё мое детство.
Супруга моя – из Хабаровска, она горожанка. И когда мы с ней познакомились, собственно – у нас самое главное богатство, которое было с нами – это вера. Она была верующим человеком, я был семинаристом, когда мы с ней познакомились. И действительно вот благодаря этому, наверное, и есть счастье. И это счастье – я точно знаю, что та полнота счастья, которая только возможна.
И это – только благодаря Господу. Только благодаря тому, что мы – семья верующих людей… Ну как – мало верующиих людей, но все-таки чуть-чуть верующих людей… Обращаемся к Богу, просим Его о помощи, ходим в храм, совершаем божественную литургию, причащаемся всей семьей. И вот эти воскресные дни, когда вся семья причащается – это, конечно, точно вот небо на земле, я могу свидетельствовать.
Конечно, есть и трудности, трудности во взаимоотношениях – без них, конечно же, никуда. Но совершенно точно я всегда знаю, что все эти трудности – из-за меня. А моя супруга всегда знает, что все эти трудности – из-за нее. И вот это – счастье настоящее. Именно благодаря Христу получается все эти трудности, которые происходят, преодолевать.
Это какая-то, знаете, особая такая благодать, которая есть в семьях священников. Вот все батюшки – они меня, наверное, понимают. Когда ты идешь в храм, идешь к престолу, совесть у тебя должна быть чище, чем небо (как говорил святитель Иоанн Златоуст, если не ошибаюсь)…
И ты понимаешь, что как бы ты ни был прав, какой бы ни была справедливость – ты должен любить свою жену, как нам говорит об этом апостол Павел, как Христос любит Церковь. И всегда себя с этим сравнивать. И если ты где-то когда-то что-то сделал не так – ты в этом виноват. Поэтому идешь, каешься, просишь прощения у супруги за какую-то свою невнимательность, за какую-то, может быть, неосторожность где-то в словах…
А на самом деле ее очень много. И мы вот буквально вчера с моей супругой об этом говорили… У нас трое маленьких детей, и нашей самой маленькой Любочке – годик. И наверное, все многодетные семьи понимают, что это такое – когда трое маленьких детей. То есть, это постоянное такое напряжение – оно реально есть. И с одной стороны, унываешь оттого, что ты такой слабый, оттого, что ты такой нетерпеливый и что ты такой грешный…
А с другой стороны, я искренне благодарю Бога, что Господь открыл мне настоящего себя, и моей супруге открыл ее настоящую. Я вот искренне говорю, что я это очень ценю. Я за это благодарен Богу – за то, что Он открыл меня каждый день настоящего. И я думаю, что вот именно семейная жизнь, на самом деле, во Христе – она вот об этом.
А мирские люди – они этого не понимают. Поэтому, наверное, так много разводов у нас происходит – потому что люди ищут чего-то для себя…
А. Митрофанова
– Отец Андрей, а я правильно понимаю, что вот это важное условие: в ситуациях, ну… каких-то вспышек или недопониманий (а они есть даже в самых благополучных семьях) важно, чтобы каждый из членов семьи (ну, то есть вот, муж и жена в первую очередь) видели свою ответственность? Вот Вы сказали, что… Я вижу, в чем я неправ, а супруга, соответственно, видит, в чем она неправа… И вы с этим идете друг другу навстречу…
Я просто не первый раз сталкиваюсь с этим. Мы же со многими людьми общались и общаемся, которые в счастливом браке уже десятилетия – кто-то 50 лет, кто-то 60 лет… И они делятся своим опытом. И многие отмечают: вот когда ты в ситуации недопонимания, конфликта, вспышки какой-то не про другого человека думаешь, в чем он неправ, а начинаешь себя сканировать, и замечать в себе… и сам идешь первым на примирение – вот тогда что-то хорошее из этого, действительно, получается. Это условие такое?
О. Андрей
– Это условие христианской семьи. Про себя я точно знаю, что в любой ситуации всегда неправ я. Я, может быть, сумасшедший, но я скажу совершенно точно, что я понял это за 9 лет семейной жизни, что всегда неправ я. Даже если неправа супруга, неправ я. Потому что женщина – сосуд немощный, ее нужно любить, как Христос любит Церковь.
Вот просто задуматься… На самом деле, в этих словах – вся правда семейной жизни. Если ты принимаешь эту правду, то у тебя всё будет хорошо. Если ты не принимаешь даже чуть-чуть эту правду – тебе будет сложно. Это как биатлон: ты поймешь эту правду потом, это твой штрафной круг такой затянувшийся. Вот зачем мазать мимо цели, когда цель у тебя перед носом? Священное Писание: муж должен любить свою жену, как Христос любит Церковь.
Смотрите, кто любит больше: Христос – Церковь, то есть, Бог любит людей, или люди любят Бога? Конечно, Бог любит людей больше! Он за нас распялся на кресте… Вот именно поэтому муж в семье должен любить свою жену больше и всё прощать, и молиться за нее. И быть мудрее, быть терпеливее… И об этом нужно молиться. И поэтому без помощи Божией… я вообще не знаю, как семьи просто проживают на земле! Это, наверное, Бог дает мужьям неверующим хороших жен, терпеливых, через которых потом мужья приходят ко Христу.
Но в нашей семье, я совершенно точно знаю, я всегда во всем виноват, даже если я не виноват. Я вот не знаю, как объяснить – это просто опыт. Я об этом много раз писал на своей странице в инстаграме. И слава Богу, что этот отклик находится не только у женщин (смеется) – у сестер-подписчиц, но еще и у братьев, которые точно понимают, что мужчине нужно очень много веры и очень много терпения. За что Бог действительно дает много утешения мужчине… верующему…
А. Ананьев
– Я прочитал у Вас, отец Андрей – и это на меня, пожалуй, наибольшее впечатление произвело – Ваше размышление о том, кто должен в семье любить больше: муж жену или жена мужа. И вот это вот однозначное, что муж должен любить жену больше, а та должна просто почитать мужа и там… «да убояться его» (из того же апостола) – это произвело на меня неизгладимое впечатление.
А я сейчас слушаю Вас и понимаю знаете что? Вы, с позволения сказать, страшную вещь делаете, отец Андрей. Как минимум, треть миллиона российских женщин теперь отчетливо понимают, на какой высоченной планке духовного развития должен находиться мужчина. И теперь они ждут от мужчины соответствия тому высокому уровню, который Вы задаете. И Вы абсолютно правы… Проблема в том, что… Ну, давайте объективно: мужчины к этому готовы или нет?
О. Андрей
– Они должны быть к этому готовы! Именно поэтому я много раз обращался и со своей странички инстаграма в прямых эфирах, и в беседах с сестрами, когда мы встречались в Москве в «Петровской кофейне», общались… Я говорю: сестры, вот поверьте, когда вы молитесь о хорошем муже, и Бог вам показывает ваших же братьев, которые ходят в ваш приход, в ваш храм, которые приходят в ваше молодежное сообщество, в вашу группу – вот на них обращайте внимание. Бог вам показывает именно вот этих ребят, этих мужчин…
То есть, нужно искать верующего человека. И любить этого человека. И здесь я могу добавить следующее: что любовь женщин очень часто и очень много делала из таких вот обычных теплохладных христиан-мужчин… делала героев духа. Когда действительно мужья, живя рядом со своими кроткими, смиренными, любящими Господа женами – они как-то приходили к вере, и потом даже становились еще более горячими в вере, чем их жены. Я вот, поверьте, я много раз это видел…
В том храме, где я служил много лет – 8 лет я там прослужил, в Успенском соборе (ну, немного, понятно, но все равно) – я это видел. Как вот ходила женщина, молилась за своего мужа, который в храм не ходит… А я ей говорю: «Не переживай, молись. Молитва и труд всё перетрут». И потихонечку потом муж стал ходить в храм. А потом оказалось так, что этот мужчина причащался каждое воскресенье, а жена по тем или иным причинам как-то даже отходила от Причастия. Поэтому я говорю, что жизнь – такая сложная штука, и по-разному может всё произойти.
Поэтому каждый пусть наблюдает за собой, каждый пусть укрепляется в вере. И женщина пусть смотрит за собой и упражняется в добродетелях христианских. А мужчина, конечно же, пусть будет силен в вере. И поймет, что Бог дает тебе шанс спастись – Он дает тебе вот твою жену, единственную, любимую и неповторимую. И нет больше на земле женщин, кроме твоей жены. Ты должен смотреть на нее с любовью, а на всех остальных женщин – как на сестер. Как на свою сестру родную, например.
Всё, у тебя есть только одна жена. И когда ты ее возлюбишь всем сердцем и всею душою своею – это будет, по сути, исполнение заповеди о любви к ближнему. Помните, Господь говорит: возлюби ближнего, как самого себя? О ком речь идет? О жене! (смеется) И о муже… Вот о ком идет речь. Когда ты этого ближнего возлюбишь как самого себя, то ты точно спасешься – тебя Господь спасет. Поэтому мой месседж, мое послание миру таково.

А. Ананьев
– «Семейный час» на радио «Вера». Алла Митрофанова, Александр Ананьев и замечательный священник из Хабаровска, настоятель Храма Николая Чудотворца, священник Андрей Долгополов у нас сегодня. Совсем скоро мы перейдем к той книге, которая совсем скоро увидит свет – мы в это верим и ожидаем эту книгу с нетерпением. Однако сначала, в продолжение темы о том, каким должен быть муж и какой должна быть жена – на первый взгляд, вот эта Ваша установка – она требует отдачи от мужчины, огромных усилий от мужчины. Но я вот сейчас задумался и понял, что на самом деле эта установка требует невероятных усилий в первую очередь от женщины…
О. Андрей
– Она должна создать условия, в которых мужчина станет героем духа. И вот женщине – женщине! – эта благодать дана. Вот эта доброта, мягкость… Вот у меня дома, представляете – 5 женщин! Я откуда все вот эти свои умозаключения делаю – не из воздуха же. У меня любимая жена, трое дочерей, у меня теща любимая… У меня сестра родная – братьев не было никогда… Может, поэтому я такой – крен немножко есть… (смеется)
Но на практике я вижу это. Женщин нужно носить на руках, потому что Господь через женщин открывает в нас мужчин и делает нас лучше. Именно через наших дорогих сестер…
А. Ананьев
– Это если женщина позволяет, дорогой отец Андрей, вот в чем штука… Это то, о чем мне с Вами очень хотелось поговорить… Если женщина позволяет носить себя на руках! Очень важно…
Вот Вы – счастливый человек; я – счастливый человек… Я не знаю, как Вы – я постоянно удивляюсь тому, как ко мне относится моя жена…
А. Митрофанова
– Да ладно…
А. Ананьев
– Да! Вот от ее отношения у меня нету такого: «А, я лучше всех? Я надену тапки и буду смотреть телевизор, потому что я… ну, невероятно крутой». Она относится ко мне так, что мне хочется встать и действительно делать. Она позволяет мне… Да, она позволяет мне чувствовать себя человеком, ну… если не всесильным, то с неограниченными возможностями, талантами и всем остальным…
А. Митрофанова
– Ну, ты такой и есть…
А. Ананьев
– Вот! Вот опять начинается – вот видите? Опять начинается… А как часто – я это видел много раз, не буду показывать сейчас пальцем ни на кого, но я думаю, что многие в семье узнают – вот это отношение… Снисходительно-уставшее, со скрываемым раздражением, со взглядом, который замечает все недостатки – и мужчина понимает, что она замечает все его недостатки (ведь всё это объективно)…
И в этот момент мужчина сжимается в комок, горбит спинку и с понурым взглядом идет… я не знаю… выбрасывать мусор – потому что его заставили. Вот кем он себя ощущает? Я сейчас никого не обвиняю, понимаете. Но как любит повторять Алечка, 20-й век разучил мужчин быть мужчинами, а женщин – быть женщинами.
О. Андрей
– Ну да – как раз-таки речь о нашем наследии. То есть, мы все – дети советского времени, либо дети советских родителей (к примеру, как я). И в нас, конечно же, многие установки – они заложены абсолютно какие-то подрывные. Даже не просто плохие, а подрывные. Уточнять сейчас не буду…
Поэтому, если мы говорим в целом о всем мире – это, мне кажется, «из пушки по воробьям». Если мы говорим о людях православных (а именно к ним священник… ну, если вы меня спрашиваете, да – я именно к ним должен обращать свой голос) – им я всегда говорю: человек, который приходит к Богу, он должен свою любовь к Богу доказать через любовь к ближнему.
Если супружеская пара вступает в венчаный брак, над ними происходит таинство венчания – то с этого момента, по сути, одинаковая ответственность на двух людях. Не просто ты должна, женщина, радоваться, что тебя теперь муж будет любить, как Христос – Церковь… А можешь ли ты сама, готова ли ты к тому, чтобы любить, как Господа – как любит Его Церковь, как любят Его люди – и не просто люди, а святые? Как любил Его, например, батюшка Серафим Саровский, чью память совершает Церковь ныне… Как любила Его Пресвятая Богородица…
Вот то есть, речь идет о совершенной любви. Именно поэтому в беседах перед венчанием с молодыми ребятами, со взрослыми парами, которые… даже кто-то из них прожил долго уже в семейной жизни, в невенчаном браке, – я всегда об этом говорю. Что как раз-таки каждый должен начинать с себя. Не ждать любви от своей второй половинки, а должен реально делать это сам. И тот, кто любит больше – у него всегда будет больше добрых дел. Как бы нужно соревноваться в этом…
И самое главное – когда у тебя это получится? Когда в твоей семейной жизни будет Третий, то есть, Христос. Когда вы будете вдвоем – огромная вероятность того, что брак развалится. Напримерв Хабаровском крае 90%… даже 94% всех браков так или иначе, в то или иное время, заканчиваются разводом. Понимаете… Да и в других областях, я думаю, где-то близко.
Но те браки, где есть Третий – то есть, Христос, ради Которого заключается брак и ради Которого люди проходят огонь, воду, медные трубы… Потому что венчаный брак – Господь здесь тоже попустит искушения, попустит испытания, потому что именно золото появляется из безликой руды только через переплавку. Поэтому должна семья переплавиться через испытания, и это нормально, и это очень хорошо и правильно.
Я говорю: вот мы сейчас с супругой такой какой-то период времени… Кто-то, может быть, сейчас – ну, особенно у кого дети уже взрослые – скажет там: «А, ерунда»… А вот у нас, допустим – не ерунда, я искренне скажу. То есть, трое маленьких деток, и третий ребеночек – действительно вот очень активный, очень активный… И мы постоянно находимся в таком напряжении, особенно супруга… На грудном… вскармливании… Кстати, какой я немощный – даже не могу это слово выговорить, а жена моя кормит грудью уже 9 лет! Представляете, какие мы, мужики – ничего не понимаем…
И поэтому, конечно – и какой-то нервоз, и какая-то раздражительность… А вот нужно любить, несмотря ни на что! Ради Бога. Ради Христа детей рожать. Не делать аборты, а рожать деток и любить этих детей, и приводить их к Богу. Это ли не труд? Это самый тяжелый труд! Поэтому здесь нужна, конечно, помощь Божия. Поэтому мы свое слово должны обращать именно к верующим семьям.
А неверующие семьи – к ним нужно, в первую очередь, слово вообще обращать о Боге, о Христе, о том, что нужно свою жизнь поменять. Потому что, по сути, даже если ты будешь примерным семьянином, но будешь жить без Христа, без веры в сердце – ну, здесь, конечно, очень сложно. Серафим Саровский говорит: «Кто причащается – тот спасется». А если человек не причащается святых Христовых Таин? Батюшка Серафим говорит: «Не знаю». Понимаете, да?
Поэтому семейное счастье… Я точно знаю, что в нашей жизни семейное счастье – только благодаря нашей вере. Если не будет веры, то не будет никакого семейного счастья. И это так у всех. И у вас в том числе…
А. Ананьев
– Радикально… Радикально…
А. Митрофанова
– Отец Андрей, Вы знаете, я пытаюсь понять… Вот Вы сказали, что женщина может своего мужа, ну… практически к святости привести. Сделать героем духа, да – спасибо за уточнение… Простите, у меня журналистские мозги, я сразу Сократа вспоминаю с его женой – он же герой духа, понимаете, но только совершенно по другой причине. Потому что его жена была так сварлива, что даже ему приписывают вот эту известную фразу: что если попадется тебе хорошая жена… «Женись обязательно! Попадется хорошая жена – станешь счастливым человеком; попадется плохая – станешь философом». Говорит он, судя по всему, по личному опыту (если действительно такой эпизод имел место в его жизни).
Но я к чему? Вот если с женской стороны посмотреть на расклад внутри семьи… Вот Саша привел пример – и это действительно часто так бывает – когда мы, женщины, можем какой-то, знаете, снисходительный вздох или взгляд позволить себе в сторону мужчины… Часто мы, женщины, говорим: «У меня там… в семье трое детей, да; муж – старшенький». Мы понимаем: если мы ему сейчас 10 раз не напомним, он же так и не сделает! И прочее, да…
Вот эти модели поведения – они в нас, в нашем сознании есть. Потому что, ну, там… многие из нас выросли в программе «я сама» – я всё, коня на скаку, в горящую избу… В итоге – кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят… И так далее. Вот если женщина себя на этом ловит, какие шаги предпринять, чтобы ну хотя бы попытаться сдвинуть с мертвой точки сложившуюся ситуацию?
О. Андрей
– У женщины есть… Я даже слышал такое толкование потрясающее, помните – Господь говорит Еве после того, как она согрешила: «Влечение твое к мужу твоему…» (Быт. 3:16). Написано по-русски, а на иврите, да – в оригинале, скажем так, вот на каком языке это до нас дошло, более-менее близко – сказано: «И влечение твое над мужа твоего…». То есть, когда Ева согрешила, у нее постоянно желание быть над мужем – не за мужем, а господствовать над ним…
И вот Господь как бы говорит: «Борись с этим, это плохо, что раньше вы были с ним равны, и по любви Я создал тебя в помощницу твоему мужу, чтобы он заботился о тебе, чтобы он хранил тебя, чтобы он тебя привел ко Мне…». Потому что Ева многие заповеди, как говорят отцы, не слышала – а она принимала их от Адама. Но к сожалению, Ева пошла куда-то сама гулять по саду, Адам где был – непонятно, оставил ее – и вот она прельстилась помыслами и согрешила…
И поэтому Бог говорит ей: «Ты будешь постоянно пытаться довлеть над мужем, но не в этом твое счастье. Твое счастье – в чадорождении. Да, которое будет с муками, с болями, но оно – в этом». И апостол Павел говорит, что женщина спасается чадорождением (1 Тим. 2:14-15). Обратите внимание: любая женщина, которая рождала – это совершенно другой человек, чем она была прежде. Вот любая женщина меня поймет. И мужчина, который смотрит на свою жену, которая родила… Эта его жена, она – совершенно другой человек.
Мне кажется, женщина вообще становится именно такой… женщиной с большой буквы после родов, когда в ней происходит вот то, что Бог когда-то предрек ей. И то, что апостол Павел еще подчеркнул в Новом Завете, что женщина спасается чадородием, если пребудет в кротости, в смирении и в послушании.
Поэтому если у тебя есть, дорогая жена, дорогая сестра, вот это желание властвовать – постарайся вот эту страсть направить в нужное русло, постарайся быть помощницей своему мужу, таким самым близким ему помощником, чтобы он еще больше стал героем духа, Духа Святого – не философского, а настоящего Духа Божия… Вот, и у тебя всё получится.
Потому что Пасисий Святогорец говорил: «Страсти – это испорченные добродетели». И на самом деле здорово, когда жена – она такая активная, она деятельная, она может и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти… Так как же здорово, когда она свои вот эти страсти властвования направит в нужное русло и сделается кроткой, спокойной, терпеливой; а вот эти внутренние силы…
Вот у меня такая старшая дочь… У меня старшая дочь – я иногда ее сравниваю с такой, знаете, такой… кобылкой такой, лошадкой такой необузданной, знаете, конь такой по полю скачет дикий – вот она такая у меня… Яночка, вторая дочь – она похожа на маму, она такая элегантная, очень женственная такая… А Любочка, третья – она смесь и того, и другого. Это прямо удивительное, знаете, такое счастье…
Вот точно – «даст тебе Господь по сердцу твоему»! Я бы так хотел, чтобы моя старшая дочь, которую я назвал, была похожа на меня. И вот я ее назвал, да, именем любимой святой – Варвара – и она похожа на меня. Вторую дочку назвала матушка – Иоанна, благодать Божия – и она похожа на нее. Третью я назвал… ну, мы уже вместе – Любовь; и вот она похожа и на маму, и на меня как-то внутренне. И это такое счастье…
Поэтому… Есть у тебя какая-то такая… активная жизненная позиция – постарайся направить ее в нужное русло, и всегда будь за мужем – и именно в этом, дорогая сестра, твое счастье. И на самом деле, твой муж – он может точно стать святым.
А. Ананьев
– Наша любимая с Алечкой мысль, которую мы иногда вспоминаем и улыбаемся счастливо – это установка какого-то священника, я не помню, кто нам ее сделал, где мы ее услышали: «Женщины! Постарайтесь не умничать, я вас очень прошу. Если бы вот вы слушались меня, Ева бы не вступала в разговоры вот со змеей. Она должна была сказать по-другому. Она должна была сказать: «Муж, а муж! А подойди – тут какая-то змея говорящая». Всё! И проблем бы не было».
О. Андрей
– Аминь!
А. Ананьев
– Ровно через минуту мы продолжим разговор с замечательным собеседником – священником Андреем Долгополовым. И поговорим мы с ним о женском… Потому что именно так – «Женский разговор» – будет называться его книга, которая очень скоро увидит свет. И вот этой книге мы хотим посвятить наш разговор через минуту. Не переключайтесь.

А. Ананьев
– И мы возвращаемся в студию. Здесь – прекрасная ведущая и жена Алла Митрофанова…
А. Митрофанова
– Александр Ананьев…
А. Ананьев
– И сегодня мы беседуем с нашим удивительным гостем из Хабаровска, настоятелем Храма Николая Чудотворца, счастливым мужем, отцом, священником Андреем Долгополовым… На инстаграм которого подписаны (я не устаю это повторять, и в этом есть немножко зависти) 370 тысяч подписчиков, и это абсолютно заслуженно. Добрый вечер еще раз, отец Андрей…
О. Андрей
– Добрый вечер…
А. Ананьев
– И вот позвольте прочитать одну из крайних публикаций, которую вот Вы оставили… «Друзья, у меня радостная новость, – пишет отец Андрей, – я подписал договор с издательством «Эксмо» и начал работу над своей первой книгой. В последний год меня с вопросом о книге донимали все. Поэтому делаю это для вас. Книга будет называться "Женский разговор"». И вот сразу вопрос: Вы пишете для женщин?
О. Андрей
– Это целая история. Скажу, что я эту книгу не хотел писать… В каком смысле? Не хотел именно сам становиться инициатором. И вот действительно люди очень много об этом просили, спрашивали… И в том числе дорогое издательство «Эксмо» и его православные руководители – много раз мне писали, писали, писали… И потом я уже сдался, думаю: действительно, может быть, это какой-то знак, что нужно сделать и написать что-то…
И она предложила – этот редактор замечательный – предложила тему: «Батюшка, а давайте первую часть «Женский разговор» назовем». Мне стало страшно: «А какая вторая?». – «Мужской разговор». Я говорю: «Ну хорошо, давайте тогда хотя бы с женского начнем»… (смеются)
А. Митрофанова
– Так это будет 2-томник?
О. Андрей
– Может быть… Сейчас хотя бы, даст Бог, дописать первую книгу. Вот я так «долго запрягаю», но потом как бы быстро уже всё. То есть, действительно, чтобы написать книгу, нужно собраться с мыслями и… Сейчас идет работа над «скелетом», над какими-то отдельными главами. Но если всё будет хорошо, то к концу октября всё будет. Прошу молитв тех, кто нас сейчас слышит, об этом.
И я очень хочу… действительно не хватает, как мне кажется, вот такого современного прочтения святоотеческого опыта о семейной жизни. Ведь мы действительно знаем, да, что многие книги писались монахами и для монахов. А о семейной жизни… Отдельно там для мужчин, для женщин – такого вообще, как мне кажется, нет, только отдельные публикации каких-то священников-блогеров, скажем так, какие-то публикации на сайтах православных…
И слава Богу, что всё это есть. Я думаю, что многие проблемы – они, ну, действительно решаются тогда, когда ты видишь опыт других православных людей, которые живут вот сейчас, в 21 веке, православной жизнью. Поэтому мы вместе с моей супругой – она главный редактор этой книги, можно так сказать – вот мы вместе с ней сейчас пытаемся, делаем, молимся… И даст Бог, у нас всё получится…
А. Митрофанова
– Отец Андрей, а что самое главное, что Вы хотите сказать женщинам, если книга называется «Женский разговор»? И что самое главное, что Вы хотели бы сказать мужчинам – во второй части, которая называется «Мужской разговор»?
О. Андрей
– Про вторую часть даже пока не думаю. Это, наверное, не очень правильно… Мне бы разобраться именно с посылом первой книги. Знаете, как вот пишутся диссертации? Вот меня когда-то Господь сподобил закончить магистратуру… И вот когда ты пишешь диссертацию, ты сначала пишешь всю диссертацию, а потом уже пишешь предмет и объект исследования…
А. Митрофанова
– Да, да…
О. Андрей
– Вот так же и здесь. То есть, сначала идет заброска мыслей, а потом уже ты понимаешь, действительно, о чем… какую главную мысль ты хочешь передать читателю. Потому что читатели будут не только сестры, конечно, но еще и братья. И вообще в целом эта идея, как мне кажется, родилась из опыта наших встреч в Москве, когда я встречался с подписчиками – отдельно с братьями, отдельно с сестрами. Несколько таких встреч было, и я точно это понял, осознал, что действительно, нужно встречаться по отдельности иногда.
Такой опыт, собственно, был изначально в Хабаровске, когда мы в нашем молодежном братстве отдельно разбирали какие-то темы с девочками, отдельно – с парнями. И я могу сказать, что очень хорошо раскрывается душа молодого человека, к примеру, юноши, когда мы с ним говорим о тех темах, от которых он, может, будет краснеть, когда мы будем говорить это при сестрах. И это нужно, это важно…
Мне кажется, усилия современных проповедников, священников, пастырей должны быть направлены именно к молодому поколению. Потому что чем меньше ошибок будет допущено в начале, тем меньше скорбей будет у людей потом в жизни. Поэтому пусть маленькое мое такое усилие принесет пользу нашей Церкви, нашим дорогим братьям и сестрам.
А. Митрофанова
– У Вас богатый уже к данному моменту (а будет еще больше) опыт семейной жизни. Какое главное открытие Вы сделали для себя за те годы, которые Вы провели вместе с Вашей супругой, и вот когда детки постепенно появлялись, и так далее – вот главное открытие?
О. Андрей
– Это очень сложный вопрос… Потому что этих открытий много. Я задумываюсь сейчас, что можно выделить в первую очередь. Ну, конечно, главное открытие – это то, что точно смысл жизни нашей – он в любви. И совершенно точно Бог есть любовь. Вот это – самое главное.
А второстепенное, конечно – это то, что Бог заново мне открывает самого себя. Совершенно точно Бог научает меня – вот самого меня лично – через наших детей. Потому что по нашим деткам мы с матушкой просто читаем самих себя – это самое лучшее зеркало, самое прямое, самое ровное, самое ясное зеркальце, которое показывает нам нас.
Потому что когда мы подходим к простому зеркалу, мы всегда собой любуемся. Когда мы думаем о себе, о том, чего мы достигли там или не достигли – мы себе очень многое прощаем, мы снисходительно к себе относимся. А вот дети наши – их добродетели и их, наоборот, к примеру, какие-то немощи – то есть, да, я вижу своих детей, я знаю их душу, я знаю, о чем они исповедуются… И я иногда совершенно точно вижу, как Боженька показывает мне меня самого, мое состояние вот здесь и сейчас – духовное, настоящее, истинное – именно через детей.
Вот «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Слово Божие – оно во всех направлениях… И поэтому я начинаю исправляться, я начинаю просить у Боженьки помощи, я начинаю искренне молиться за своих детей и вижу, как Господь – Он так изглаживает, очищает, Он убирает это. И вот точно: семья – это малая Церковь. Действительно это малая Церковь, в которой мы спасаемся все вместе.
И я точно знаю – последняя мысль, которую скажу, что Бог открыл – я не представляю, кем бы я был, если бы не моя семья. Я точно знаю, что именно этот человек, который рядом со мной, Богом дан, потому что я молился, и она молилась. Когда молишься, Бог дает тебе именно того человека. И я совершенно точно знаю, что наши дети – это ангелы-хранители, которых Боженька вот послал мне.
Недавно в своем посте на день рождения дочери именно об этом писал – слова священника, которые он сказал мне по случаю рождения моего первого ребенка. Я говорю: «Вы представляете, батюшка, вот Боженька дал именно нам вот именно вот этого ребенка, вот сотворил новую душу и ее дал – какое это чудо!». А священник так улыбнулся и сказал: «Нет, батюшка… Вот Боженька посмотрел на Своих ангелов и видит: вот у Меня есть Варвара, такая славная девчушечка; а вот есть на земле Андрюша и Оленька. Вот дам-ка Я им ангела Своего, Варвару, вот пусть этот ребенок оберегает, охраняет и пусть он будет в этой семье»…
Я постоянно думаю об этих словах, и я точно знаю, что все наши три дочери – это ангелы с небес, которые пришли к нам. И вообще все дети – это ангелы. Поэтому Господь говорит: будьте как дети. И вот так хочется быть тоже как ребенок – быть добрым, быть нежным, быть таким искренним, как наши дети.
И я говорю, что семья – это школа жизни, это самое лучшее, что может быть в жизни каждого человека. И нужно ее сохранить во что бы то ни стало каждому человеку.
А. Ананьев
– А давайте, с Вашего позволения, коснемся первых глав Вашей книги. Сегодня встретился с коллегой – молодая, прекрасная, потрясающая абсолютно девушка – и вот мы разговорились с ней… Говорю, что вот у нас сегодня запись программы «Семейный час» с замечательным священником Андреем Долгополовым… Видели бы Вы ее лицо – она просияла! Она так заулыбалась сразу, говорит: «Да? Это тот самый замечательный священник, который… (а вот сейчас внимание) утешает девушек, которые никак не могут найти свою вторую половину, никак не могут найти достойного мужа, и учит их, как это сделать?». Во-первых, вопрос: это правда?
О. Андрей
– Мне об этом многие пишут. И многие сестры об этом говорили на наших встречах в «Петровской кофейне», когда там пришло 150 девчат… То есть, была женская встреча. И вот они сидят все, смотрят на меня, как наша молодежка смотрит тоже, когда мы беседы ведем с батюшками, как смотрит на меня моя жена… И я прямо вот понимаю… Вот такое отношение к ним, вот знаете, как к дочерям – хоть я сам молодой, мне 32… Но сидят эти девчата, и я понимаю, какие у нас русские девушки замечательные! И я это сейчас говорю не для того, чтобы там, скажем, кого-то там расположить, что-то еще… А это реально так.
И я точно знаю, что наши парни, наши ребята – они вообще смотрят не туда. Я на этой встрече шутил – говорю, что у наших девчат и у парней есть две глазных болезни. У девчат – дальнозоркость: где мое счастье там?… А у ребят – косоглазие: постоянно глаза куда-то косятся не туда. То есть, твое счастье – то, о котором ты молишься, то, которое ты хочешь – Бог тебе дает вот, пред тобой ставит: вот она, твоя Ева, Адам, посмотри! А у тебя постоянно куда-то косоглазие.
И вот об этом нужно говорить день и ночь неустанно, говорить об этом… И вот к сестрам нашим я, конечно, со страниц книги хочу обратиться и об этом сказать. Что счастье, счастье – оно очень близко, оно рядом. Самое главное – чтобы каждая православная девушка, которая хочет счастливой семейной жизни, чтобы она начала молиться о своем счастье. А самое главное – чтобы когда Боженька твои молитвы исполнит и даст тебе твоего человека, чтобы ты приняла от Бога человека, с которым ты будешь счастлива.
Если ты хочешь выбрать сама человека – это тоже путь… Но что-то здесь напоминает биатлон – штрафные круги, которых можно легко избежать, если только доверить свою жизнь Богу.

А. Ананьев
– «Семейный час» на радио «Вера» продолжается. Здесь Алла Митрофанова, Александр Ананьев и священник Андрей Долгополов. И сегодня мы говорим о том, что значит быть женщиной, по большому счету – потому что книга, которой мы посвятили сегодняшний разговор, которая увидит свет осенью (будем ждать ее с нетерпением), называется «Женский разговор».
И вот, готовясь к программе, я первоначально хотел разделить разговор так на три части. Часть первая называлась бы «Дочь», часть вторая называлась бы «Жена», и часть третья называлась бы «Мать». Первоначально написал еще часть четвертую – «Христианка», но потом убрал, потому что это всё целиком. Нельзя быть женой и христианкой… Помните, как у Клайва Стейплза Льюиса? И христианин – нельзя так, да, понятно…
Поэтому за оставшиеся 15 минут пробежимся по всем трем частям. (смеются) Да, ну а что делать? У нас условия суровые. Чем воспитание дочери должно отличаться от воспитания сына, чтобы из дочери выросла, ну… настоящая женщина, с большой буквы, знающая себе цену и готовая стать женой и мамой.
Вот в частности, Вы вот сказали, что Вы любите встречаться отдельно с мужской аудиторией, отдельно – с женской. Может, и воспитывать надо девочек отдельно, мальчиков отдельно?
О. Андрей
– Может быть… Мне вообще, на самом деле, сложно говорить о том, как воспитывать, потому что в принципе, моим деткам пока мало. Но старшей дочери 8 лет, и сейчас в ее жизни каждый день – это какая-то новая вселенная, это какой-то новый день творения. Опытные люди говорят: маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы…
Вот пока у нас маленькие проблемы – то, что я пока вижу – я совершенно понял свою стратегию. Для того, чтобы, как мне кажется, мне воспитать дочерей правильно, очень важно, чтобы их сильно любил папа. И любил мудро. Вот сильно и мудро. Почему? Потому что папа – это первый мужчина в жизни девочки. Это совершенно точно.
Я – сын своих родителей, сын своей матери. И я внутри себя подсознательно совершенно точно понимаю, что я искал жену точно такую, как моя мама. И совершенно точно мне кажется, что девочка, девушка будет искать себе мужа, похожего на ее отца. Поэтому моя задача как отца – она сверхважная. Стать для своих дочерей добрым примером любящего такого вот, ну… по-настоящему любящего папы.
Мне кажется, что с Варварой это удается – я вот это точно говорю, потому что Варвара меня очень сильно любит, и я ее тоже очень сильно люблю. Мне подчас, конечно, не хватает строгости. Но слава Богу, что моя матушка берет на себя вот эту функцию, потому что вот у нее это получается. И как-то, мне кажется, мы вместе как-то, с Божией помощью только… С помощью Господа получается как-то воспитывать наших дочерей.
Ну а самое главное, конечно – это церковные таинства. Самое главное вообще, что должны делать родители-христиане – это даже не воспитывать своих детей, не поучать их, а жить во Христе самим. Вот это – самое важное и самое сложное. И повторюсь, когда мы с моими доченьками говорим о духовной жизни, я совершенно точно понимаю, что мои слова – это 10% успеха. А 90% – это мои взаимоотношения с Богом.
И вот сердце сердцу весть подает. И когда ребенок идет на исповедь… Как важно с ребенком говорить вообще вот о своих отношениях! Знаете, что я говорю родителям? Вот когда меня спрашивают: «Батюшка, как воспитывать вообще ребенка?», я говорю: «Чем раньше, тем лучше. И самое главное – быть очень честным с ребенком».
Вот к примеру: твой ребенок готовится на первую исповедь. «Как его готовить?» – спрашивают очень много людей. Я говорю: «Очень просто – расскажи ему о своей исповеди». И для многих людей это откровение: «Как, как я буду рассказывать?». Я говорю: «Ну, ты же исповедуешься, да? Ты же это делаешь по вере, да? Так расскажи об этом! Расскажи, почему ты веришь в Бога, расскажи, Кто для тебя Бог, расскажи, как Он действует в твоей жизни. Расскажи, как ты служишь Богу. Вот как ты Ему молишься? Вот об этом расскажи. И расскажи, в чем ты каешься. Ну, может быть не обо всем… Но будь честным».
И поэтому, когда я говорю со своей дочерью – да, я говорю: «Доченька моя, ты видишь, что я там… иногда бываю невнимателен; я иногда бываю каким-то угрюмым, уставшим, мало уделяю времени, допустим, тебе…». Я там бываю… Ну, допустим, как вот сегодня такой был случай. Когда мы пошли с детьми купаться в бассейн – оказалось, что в этом бассейне не принимают детей младше 5 лет, а Яночке нашей 4. И вот дочь очень сильно расстроилась, и мы с ней по душам поговорили.
И вот эта искренность очень важна – не просто… я вот сказал: «Ну что ты плачешь, что ты ноешь, ты же видишь, почему нас не пустили!». А объяснить: «Ну, бывает такое. Мы обязательно с тобой сходим. Пойдем в другой бассейн. Карантин снимут – пойдем… А поехали на речку купаться?»… Вот… И как-то, мне кажется, вот эта искренность – вот когда ты с ребенком разговариваешь не как с каким-то вот второсортным человеком («он же маленький»), а как с тем, кто такой же, как и ты, человек! Вот мне кажется, это очень важно.
Конечно, нужна субординация – в первую очередь, для самих детей. Но с другой стороны, нужна любовь. И вот эти очень чуткие отношения друг с другом. И когда мы, например, с ребенком разговариваем перед исповедью, я ей часто говорю: «Варюша, ты видишь во мне вот это, вот это и вот это. Но ты знаешь, Варюш, я честно скажу тебе, что я хочу в этом исправиться. Я в этом исповедуюсь, и я искренне прошу перед Господом за это прощение. И ты знаешь, я чувствую, что Бог верит в меня. Не только я верю в Бога, но и Боженька – Он верит и помогает мне. Поэтому и ты тоже постарайся исправиться».
И я принимаю исповедь своего ребенка, и я вижу, что ребенок всё понял. Поэтому, если здесь подытожить (долго говорю, да?) – очень важны взаимоотношения очень честные, искренние… И любовь чтоб была… Чтоб было даже уважение – можно так сказать, еще более понятно – к ребенку. Понимать, что это человек. И не просто человек – может быть, он в глазах Бога чище, чем ты, потому что это – ангел! И вот мне кажется, это самое лучшее воспитание.
Я повторю свою мысль, которую уже высказывал: я совершенно точно знаю, что любить свою жену я должен совершенной любовью. Я точно это знаю, я к этому иду. Я этого не достиг, но я должен к этому стремиться… И я точно знаю, что Бог дает по сердцу человеку. Вот «даст тебе Господь по сердцу твоему» (Пс. 19). Если ты захочешь этого – у тебя получится полюбить свою жену вот искренне и без остатка. Не требовать, а отдавать. Ничего не искать взамен. Не делать ничего из корысти, даже из доброй корысти. Не требовать, а отдавать…
Сначала Христос отдал Себя – и за это Церковь полюбила Христа. Почему мы любим Господа? Вот ответьте мне внутри себя – все люди, которые хоть раз исповедовались, или два раза исповедовались. Почему мы любим Господа? Потому что Господь есть любовь. Он нас постоянно прощает, Он нас убеляет, очищает. Он любит нас больше, чем Самого Себя. Он Свою жизнь отдал за нас.
Вот поэтому апостол Павел и говорит, что муж должен любить свою жену, как Христос любит людей. То есть, ничего не требовать. Сначала отдать себя самого за жену, а потом жена тебя за это полюбит. Вот так можно сказать. Ничего не требовать, а только отдавать. И тебя – поверь – жена потом тебя за это полюбит.
И вот многие женщины… Я точно знаю, что многие женщины – они влюбляются в мужчин, которые не тараторят, не балаболят, а которые делают. Спокойно, немногословно, а делают свое дело. Это вот любовь у женщин к этому – я совершенно точно это знаю.
Так посмотришь на какого-то человека – он такой угрюмый, такой неразговорчивый… А его жена от него просто без ума. Почему? А потому что он не говорит, а делает. Поэтому мы, братья – кто нас сейчас слышит – должны больше делать, а не говорить… Пусть мы будем мало говорить, но больше делать для своей жены. И она нас за это полюбит.
А. Ананьев
– Мне как радиоведущему слышать это тревожно и… (смеется) Человек, работа которого заключается в том, чтобы беспрестанно говорить… Не так давно в разговоре – опять же, у нас вся жизнь в разговоре, видите, отец Андрей… В разговоре с одним священником услышали от него удивительное признание. Он развел руками и говорит: «Ребят, десять лет мне понадобилось – десять лет семейной жизни, чтобы понять головой, умом и сердцем, что женщины – просто другие»…
О. Андрей
– Да, это так! (смеется) Я тоже это понимаю. Вот именно поэтому никакая логика здесь не действует. Особенно, когда дома пять женщин… Просто забудь про логику! И просто люби, терпи… и пойми, что это – твое счастье. Это вот то, что точно от Бога. Знаете, как много раз я делал… предпринимал какие-то действия, за которые потом кусал локти. И я понимал, что я иду не туда…
Но я совершенно точно знаю, что именно этот человек, именно вот эти дети, именно вот эта теща, именно вот эти люди рядом со мной – это точно от Бога, и это точно спасительно. Вот мне кажется… Все братья, да услышите нас! Вот именно эта жена, которая рядом с Вами – она от Бога!
А. Митрофанова
– А почему Вы в этом так уверены, отец Андрей? Вот Вы поймите, ведь множество людей пребывают внутри себя в сомнениях, а правильный ли выбор был тогда сделан…
О. Андрей
– Потому что счастье – в ближнем, а не в нас. Когда человек думает: «Вот бы мне другую жену»… Да ничего не изменится! Даже если ты разведешься с этой женой, у тебя появится другая жена – ничего не изменится, потому что ты не меняешься. Царство Божие – внутри тебя, понимаешь… Вот мы – когда ищем счастье для себя – мы ничего не понимаем в семейной жизни. Когда мы отдаем – вот тогда мы понимаем смысл. Поэтому если ты разведешься, у тебя будет другая жена – ты не будешь счастливее. Будет третья жена – ты не будешь счастливее.
Потому что смысл, ответы все – они внутри тебя самого. И наоборот – чем, может быть там, жена как-то вот строптивее… Так это здорово – ты быстрее станешь святым. Самый короткий путь к спасению в твоей жизни. Поэтому полюби свою вот жену, как самого себя, ближнего – как самого себя, и всё.
Но конечно, меньше… Если не хочешь скорбеть – молись перед тем, как жениться. Помолись, чтобы крест был полегче, чтобы верующая была жена… Ну, тогда действительно легче будет крест. Ну кто со мной не согласен? Легче… Если она верующая – она любит Бога, она боится, она заповеди соблюдает…
Если ты хочешь чего-то другого… Особенно это вот у девушек происходит – ну вот «влюбилась, не могу, жизни своей не вижу без этого человека»… Ну давай, пожалуйста – просто крест будет тяжелее. Если ты готова – давай. И да, и бывает, что и живут и с неверующими, и даже там с мусульманами, к примеру… И проходит время – и живут, и смиряются там, и прочее… Но это и есть биатлон, понимаешь.
Мы все – чада Божии, мы от Боженьки пришли на эту землю, чтобы быть счастливыми. Если ты хочешь какой-то другой путь, альтернативный – ну давай, давай, наяривай штрафной круг. Ты придешь к финишу, обязательно. Только позже, уставшая… Может быть, те силы, которые ты могла потратить в браке с другим человеком, с верующим, ты потратила бы, чтобы от него родить пять детей и чтобы с тебя начался новый род, благословенный, и потом чтобы у тебя в роду святые были…
Но вот вышла замуж за него – за бандита какого-нибудь, или просто неверующего человека – ну да, ну да, любит, ну, тебя любит, ну, еще кого-то любит… Ну да, живете, ну да, даже дети есть… Ну, да, худо-бедно пожили, жизнь прожили… Ну а с другой стороны – зачем? Когда можно всё сделать по-другому. Довериться Богу… И Бог никогда тебя не оставит!
Вот у меня трое дочерей. Как я хочу им добрых мужей! Вот Боженька видит, как я хочу, чтобы я их отдал, к алтарю подвел… Как в фильмах, понимаете – даже вот примеров нет таких у нас, у детей, понимаете, советского периода… У нас же примеров нет, когда отцы подводят своих дочерей к алтарю! И я вот ее подведу, отдам в руки – и я точно буду знать, что вот этот мой… сын теперь – он никогда ее не оставит, он будет всегда рядом с ней…
Так если я, грешник, хочу этого для своих дочерей – так как же Господь хочет для своих вот любимейших дочерей хочет мужей! Поэтому молись – Боженька всё устроит, обязательно! Во время свое всё устроит.
А. Ананьев
– Ох и непросто будет Вашим дочкам, отец Андрей, в поисках мужа, подобного Вам…
О. Андрей
– Да нет – я обычный человек. Поверьте, вот никто лучше меня меня не знает – и я вам скажу, что я обычный грешный человек. Всё, что я говорю – это я где-то читал, где-то видел. Я попытался на миллиметр это реализовать в своей жизни – и я вижу, что это правда, и я готов на этом стоять. Но я буду молиться, конечно, чтобы Боженька… и молюсь, чтобы Господь дал добрых мужей.
А. Ананьев
– А еще мы с Аллой Митрофановой желаем Вам – позвольте эту вольность – мы желаем Вам, чтобы к тому моменту, как Вы взялись за книгу Мужской разговор, у Вас появился еще и сын. Чтобы Вам было, о чем написать.
Спасибо Вам огромное за этот потрясающий разговор. Нам, как всегда, мало, и мы приглашаем Вас однажды присоединиться к нашему разговору снова.
О. Андрей
– Спаси, Господи!
А. Ананьев
– Сегодня мы беседовали с замечательным священником из далекого… и такого близкого и теплого теперь для нас Хабаровска (ни разу там не были, но теперь точно будем) – настоятелем Храма Николая Чудотворца в Хабаровске священником Андреем Долгополовым. Алла Митрофанова…
А. Митрофанова
– Александр Ананьев…
А. Ананьев
– Возвращайтесь к нашему разговору на нашем сайте radiovera.ru. Сегодня отец Андрей сказал немало вещей, которые стоит послушать еще раз, чтобы лучше усвоить. Всего доброго!
А. Митрофанова
– До свидания!
О. Андрей
– С Богом!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Исторический час
Исторический час
Чему учит нас история? Какие знания и смыслы хранятся в глубине веков? Почему важно помнить людей, оказавших влияние на становление и развитие нашего государства? Как увидеть духовную составляющую в движении истории? Об этом и многом другом доктор исторических наук Дмитрий Володихин беседует со своими гостями в программе «Исторический час».
Статус: Отверженные
Статус: Отверженные
Авторская программа Бориса Григорьевича Селленова, журналиста с большим жизненным опытом, создателя множества передач на радио и ТВ, основу который составляют впечатления от командировок в воспитательные колонии России. Программа призвана показать, что люди, оступившиеся, оказавшиеся в условиях заключения, не перестают быть людьми. Что единственное отношение, которое они заслуживают со стороны общества — не осуждение и ненависть, а сострадание и сопереживание, желание помочь. Это — своего рода «прививка от фарисейства», необходимая каждому из нас, считающих себя «лучшими» по сравнению с «падшими и отверженными».
Имена милосердия
Имена милосердия
Эти люди посвятили свою жизнь служению близким: не просто жертвовали на благотворительность, а посвящали всех себя добрым делам. Чьи-то имена мы помним до сих пор, чьи-то нет, но их стоит вспомнить.
Рифмы жизни
Рифмы жизни
Авторская программа Павла Крючкова позволяет почувствовать вкус жизни через вкус стихов современных русских поэтов, познакомиться с современной поэзией, убедиться в том, что поэзия не умерла, она созвучна современному человеку, живущему или стремящемуся жить глубокой, полноценной жизнью.

Также рекомендуем