В 1783-м году в состав Российской империи вошли новые территории: Кубань, Тамань, а также Крым. Присоединение этих земель произошло в результате успешной для России войны с Турцией. Спустя 4 года, в 1787-м, Екатерина Вторая решила проехать по новым землям. Эта поездка императрицы вошла в историю как Великое путешествие, или Таврический вояж. Историки называют её беспрецедентной по своим масштабам. В общей сложности около трёх тысяч человек, включая иностранных гостей и дипломатов, сопровождали императрицу в её шестимесячном Великом путешествии в «полуденный» — то есть, южный — край.
Сама Екатерина не раз подчёркивала: она путешествует прежде всего, для того, чтобы увидеть простых людей, выслушать их, помочь решить проблемы — «исправить многие неудобства, злоупотребления, упущения и несправедливости». Процессия выехала из Царского села 18 января. В кортеже Екатерины II было больше ста двадцати саней и 14 карет. Сама же она ехала в 12-местной карете, запряжённой сорока лошадьми. Чуть меньше, чем через месяц, 8 февраля, императрица прибыла в Киев. Там было решено задержаться до Пасхи. В течение трёх месяцев Екатерина встречалась с вельможами и просителями. Царица посетила Десятинную церковь и Софийский монастырь, а Светлое Христово Воскресение встретила в Киево-Печерском монастыре.
9 мая императрица заложила храм на месте, где вскоре должен был вырасти город Екатеринослав — в советское время ставший Днепропетровском. А 12-го императорский кортеж прибыл в Херсон. Глазам императрицы предстала крепость, большие казармы, оружейный арсенал, верфи с кораблями, готовыми к спуску. В городе, совсем недавно основанном, уже имелись каменные здания, блистали куполами церкви. Ещё больше Екатерину, и особенно иностранных гостей, восхитил Севастополь. Заложенный в 1783-м, то есть, всего за 4 года до Великого путешествия императрицы, город жил активной жизнью. Впоследствии Екатерина так описывала свои впечатления: «Здесь, где ничего не было, я нашла красивый город. Надо отдать справедливость князю Потёмкину, что он во всём этом обнаружил величайшую деятельность».
Действительно, князь Григорий Потёмкин-Таврический, получивший в управление земли Новороссии и Крыма, успешно развивал вверенный ему регион. По мнению историка Вячеслава Лопатина, Потёмкин сделал на Юге России больше, чем Пётр Первый на Севере. Дороги и мосты, паромная переправа через Днепр, строительство и благоустройство городов и сёл. Всего за несколько лет деятельности Потёмкина население южного края увеличилось более, чем в три раза.
Однако не всем верилось, что князь смог столько сделать за весьма короткий срок. Слухи о том, что Потёмкин попросту мистифицирует императрицу, поползли ещё во время поездки. Австрийский принц Шарль-Жозеф де Линь, сопровождавший Екатерину, писал знакомым из путешествия: «Уже успели сплести басню, что нам по дороге выставляли домики, пушки и корабли, разрисованные на бумаге, и тому подобный вздор». Однако эти слухи опровергла сама Екатерина. В письме князю Николаю Салтыкову из поездки она рассказывала, что своими глазами видела и деревни, и сельчан, и встречающие императорский кортеж полки... Но всё же выражение «потёмкинские деревни», как обозначение чего-то бутафорского, ненастоящего, надолго вошло в обиход. Как удалось выяснить исследователям, главным автором легенды о «потёмкинских деревнях» стал саксонский дипломат Георг Гельбиг. Иностранец таким образом хотел очернить Россию в глазах других государств. Но сделать этого не удалось: слишком очевидны и осязаемы были плоды трудов князя Потёмкина. Живы они и по сей день.
Все выпуски программы Открываем историю
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.