
Фото: PxHere
В 1783-м году в состав Российской империи вошли новые территории: Кубань, Тамань, а также Крым. Присоединение этих земель произошло в результате успешной для России войны с Турцией. Спустя 4 года, в 1787-м, Екатерина Вторая решила проехать по новым землям. Эта поездка императрицы вошла в историю как Великое путешествие, или Таврический вояж. Историки называют её беспрецедентной по своим масштабам. В общей сложности около трёх тысяч человек, включая иностранных гостей и дипломатов, сопровождали императрицу в её шестимесячном Великом путешествии в «полуденный» — то есть, южный — край.
Сама Екатерина не раз подчёркивала: она путешествует прежде всего, для того, чтобы увидеть простых людей, выслушать их, помочь решить проблемы — «исправить многие неудобства, злоупотребления, упущения и несправедливости». Процессия выехала из Царского села 18 января. В кортеже Екатерины II было больше ста двадцати саней и 14 карет. Сама же она ехала в 12-местной карете, запряжённой сорока лошадьми. Чуть меньше, чем через месяц, 8 февраля, императрица прибыла в Киев. Там было решено задержаться до Пасхи. В течение трёх месяцев Екатерина встречалась с вельможами и просителями. Царица посетила Десятинную церковь и Софийский монастырь, а Светлое Христово Воскресение встретила в Киево-Печерском монастыре.
9 мая императрица заложила храм на месте, где вскоре должен был вырасти город Екатеринослав — в советское время ставший Днепропетровском. А 12-го императорский кортеж прибыл в Херсон. Глазам императрицы предстала крепость, большие казармы, оружейный арсенал, верфи с кораблями, готовыми к спуску. В городе, совсем недавно основанном, уже имелись каменные здания, блистали куполами церкви. Ещё больше Екатерину, и особенно иностранных гостей, восхитил Севастополь. Заложенный в 1783-м, то есть, всего за 4 года до Великого путешествия императрицы, город жил активной жизнью. Впоследствии Екатерина так описывала свои впечатления: «Здесь, где ничего не было, я нашла красивый город. Надо отдать справедливость князю Потёмкину, что он во всём этом обнаружил величайшую деятельность».
Действительно, князь Григорий Потёмкин-Таврический, получивший в управление земли Новороссии и Крыма, успешно развивал вверенный ему регион. По мнению историка Вячеслава Лопатина, Потёмкин сделал на Юге России больше, чем Пётр Первый на Севере. Дороги и мосты, паромная переправа через Днепр, строительство и благоустройство городов и сёл. Всего за несколько лет деятельности Потёмкина население южного края увеличилось более, чем в три раза.
Однако не всем верилось, что князь смог столько сделать за весьма короткий срок. Слухи о том, что Потёмкин попросту мистифицирует императрицу, поползли ещё во время поездки. Австрийский принц Шарль-Жозеф де Линь, сопровождавший Екатерину, писал знакомым из путешествия: «Уже успели сплести басню, что нам по дороге выставляли домики, пушки и корабли, разрисованные на бумаге, и тому подобный вздор». Однако эти слухи опровергла сама Екатерина. В письме князю Николаю Салтыкову из поездки она рассказывала, что своими глазами видела и деревни, и сельчан, и встречающие императорский кортеж полки... Но всё же выражение «потёмкинские деревни», как обозначение чего-то бутафорского, ненастоящего, надолго вошло в обиход. Как удалось выяснить исследователям, главным автором легенды о «потёмкинских деревнях» стал саксонский дипломат Георг Гельбиг. Иностранец таким образом хотел очернить Россию в глазах других государств. Но сделать этого не удалось: слишком очевидны и осязаемы были плоды трудов князя Потёмкина. Живы они и по сей день.
Все выпуски программы Открываем историю
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема