Княжеский род в Юго-Западной Руси вымирал крайне быстро. Уже в начале четырнадцатого века князь Юрий был единственным и последним чисто русским и православным князем, соединявшим в своих руках Галич и Волынь. Его два сына, Андрей и Лев, рано умерли бездетными, и после них Галицко-Волынский стол получил сын их сестры Юрий-Болеслав. Этот Болеслав окружил себя немцами, поляками и чехами, глубоко презирал все Русское и скоро возбудил к себе общую ненависть.
По смерти Болеслава, обширные его владения были разделены между двумя соседями: Галицкая Земля досталась Польше, а Волынь — Литве.
Как Польша, так и Литва успели, с начала четырнадцатого века, значительно усилиться.
Польша стала собираться королем Владиславом Четвертым, который подчинил себе большую часть удельных князей. Его дело усердно продолжал сын Казимир, прозванный Великим. Он и присоединил к своим владениям Галичину и Холм.
В Литве же в 1316 году вокняжился Гедимин. Этот замечательный по своему необыкновенно ясному уму, настойчивости, хитрости и дальновидности князь был истинным основателем могущества своего государства.
Оказывая явное покровительство и предпочтение всему русскому, он искусно объединил под своею властью многие южные и западные Русские Земли, разоренные и ослабленные Татарами. Волынь и Киевская область, а также владения Минские, Туровские и Пинские принадлежали Гедимину, к концу его жизни. Поэтому, будучи великим князем Литовским, он стал носить в то же время и наименование великого князя Русского, так как Русские области по своей величине вдвое превосходили его Литовские владения.
Занятый собиранием Русских Земель, Гедимин вместе с тем вел беспощадную войну с немцами, удачно пользуясь раздорами, происходившими между Ливонскими рыцарями и Рижскими епископами.
Однажды, чтобы принудить рыцарей к миру, он отправил папе посольство, прося помощи и обещая почитать его, как отца. Обрадованный папа, думая, что Гедимин желает принять христианство, приказал рыцарям немедленно прекратить военные действия против него, и отправил своих послов крестить Гедимина. Но тут их ожидало разочарование.
«Я действительно говорил», — объявил Гедимин, — «что буду почитать папу, как отца, но я сказал это потому, что он старше меня. Всех стариков я почитаю как отцов. Сверстников моих люблю, как братьев. Тех же, кто моложе меня, я готов любить, как сыновей. Креститься же я не намерен».
Нет сомнения, что принятию христианства Гедимину препятствовала сильная приверженность литовцев к язычеству и чрезвычайное значение, которое имели для народа жрецы. Жреческое сословие было тесно между собой связано, причем в нескольких местах на Литве были особые священные рощи. Охотясь однажды и убив близ одной из них огромного тура, Гедимин по указанию верховного жреца установил здесь свою столицу — Вильно.
В 1336 году прибыло из Германии до двухсот князей, графов и простых рыцарей в Тевтонский орден с целью мечом крестить литовцев в латинство. И вот магистр Ордена с сильным отрядом осадил замок Пилене, в котором заперлось до 4.000 Литовцев с женами и детьми.
Литовцы защищались отчаянно, и немцы никак не могли взять замок, пока одному рыцарю не пришла мысль зажечь его деревянные стены, посредством стрел, обмакнутых в горючий состав. Это удалось, и замок запылал во многих местах. Тогда осажденные, видя, что спасания нет, решили умереть все до единого. Они сложили огромный костер и сожгли на нем все свое имущество. Потом начали избивать отцы своих детей, мужья своих жен, и бросать их в тот же костер. Затем Литовские мужи разделились по двое и один другому вонзали мечи прямо в грудь. Оставшиеся еще в живых протягивали свои шеи под топор одной старой жрицы.
При такой ревности к язычеству со стороны своего народа, Гедимину было затруднительно самому креститься. Но лично он имел двух русских православных жен и не препятствовал детям не только устраивать христианские браки, но и креститься.
В деле устройства браков своих детей, Гедимин проявил необыкновенное искусство. Приобретя ряд родственных связей, он подготовлял присоединение к Литве новых русских областей, или получал важных союзников.
Сам Гедимин умер в 1341 году, также как и Иоанн Калита. Он был убит при осаде одного немецкого замка. Сыновья свезли его тело в Вильно, и оно было торжественно сожжено вместе с конем, любимым слугою и тремя пленными немцами.
Таким образом, одновременно с собиранием Руси под рукой Москвы, шло собирание Западной и Южной Руси Литвой.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема