Великий Устюг называют родиной Деда Мороза. Ежегодно, чтобы стать участниками зимней сказки, сюда едут десятки тысяч туристов. На роль новогодней столицы страны Устюг выбрали не случайно. Он находится на севере Европейской части России, где уже начинается тайга. Зимы здесь долгие и холодные. А виды города словно созданы для туристических путеводителей. На 30 тысяч жителей приходится 28 старинных церквей, которые по красоте и выразительности соперничают с достопримечательностями Золотого кольца. Великий Устюг основан почти одновременно с Москвой, а впервые упоминается в 1207 году.
Работники туриндустрии, не покладая рук трудятся, чтобы создать для гостей Устюга сказочную атмосферу. Между тем, реальное прошлое города впечатляет куда больше сказок. Чего тут только не происходило за 800 лет.
Великий Устюг – место необычного космического явления. Широко известна история Тунгусского метеорита. Совсем недавно миллионы людей стали очевидцами падения метеорита под Челябинском. То же произошло в Великом Устюге гораздо раньше – летом 1290 года. Жители города увидели на небе словно огромную тучу. И грохот стоял такой, что невозможно было расслышать друг друга. Только святой блаженный Прокопий не поддался панике. Он еще за неделю предупреждал устюжан о надвигающемся бедствии. Когда предсказание стало сбываться, Прокопий начал молить Господа и Богородицу о помиловании Устюга. Метеоритный дождь обрушился на лес в тридцати километрах от города. В память об этом на место падения совершались крестные ходы.
Святой блаженный Прокопий Устюжский – самый любимый устюжанами святой и покровитель города. Судьба его столь же необычна, сколь и чудо с метеоритом, совершённое по его молитве. По происхождению он немец – ганзейский купец из города Любека, воспитанный в католичестве. Приехав по торговым делам в Новгород, он поразился искренностью веры русских людей, принял православие и стал монахом. Чтобы избежать почестей Прокопий взял на себя трудный подвиг юродства и удалился в Устюг. Жил на паперти Успенской церкви, молился и наставлял устюжан. Теперь в самом центре города рядом с кафедральным Успенским собором стоит собор Прокопия Праведного.
Великий Устюг – город великих географических открытий. Название Устюга связано с его расположением, и означает: «устье реки Юг». Город построили в стратегически важном месте, где от слияния рек Юг и Сухона образуется Северная Двина – главная транспортная артерия Русского Севера. Разумеется, желающих контролировать этот путь было много. Несколько веков устюжане сражались, успешно отражали нападения и сами ходили в походы. Воевали с Новгородской и Вятской республиками, с волжскими булгарами, казанскими татарами, ветлужскими марийцами, ходили на Урал в Пермь Великую и за Урал – на Югру.
После объединения русских земель устюжане стали первопроходцами и предпринимателями. Мыс Дежнёва на Чукотке назван в честь устюжанина Семёна Дежнёва, достигшего крайней точки на северо-востоке Евразии. Город Хабаровск – в честь первопроходца Ерофея Хабарова, родившегося в деревне неподалёку от Устюга. Устюжане создали Российскую Американскую компанию, которая управляла русскими владениями на Аляске. Другие устюжане держали в своих руках торговлю России с Китаем. На богатства, заработанные в дальних странах, строились церкви, формирующие силуэт современного Устюга.
Но не только ради богатства земного люди покидали родной берег реки Сухоны. Святитель Стефан Великопермский, живший в 14 веке, тоже был родом из Устюга и прославился как миссионер. Страна коми-зырян к востоку от устюжских владений в его время была еще языческой. Святой Стефан мирной проповедью обратил коми в православие, а, чтобы новообращенные лучше понимали суть христианства, разработал алфавит для языка коми и перевёл Священные книги.
Великий Устюг – город свободы и народовластия. Жители Устюжской земли никогда не были крепостными, и в Средние века тут собирались народные вече. Большинство устюжан занималось торговлей, ремёслами и промыслами. Единственный раз здесь пытались навести порядок железной рукой, да и то не вышло. Во время Батыева завоевания Руси монгольские войска не дошли до Устюга, однако в город пожаловал сборщик дани по имени Буга. Поначалу он вел себя жёстко и надменно, но, в конце концов, принял православие с именем Иоанн, стал духовным другом блаженного Прокопия, построил церковь Иоанна Предтечи, вокруг которой возник монастырь. Иоанн-Буга и его жена Мария погребены в Вознесенской церкви и считаются местночтимыми святыми.
Много ярких и необычных событий произошло в Великом Устюге. Как напоминание о них до нас дошли храмы, святые иконы и местные благочестивые традиции. Чтобы прикоснуться к истории, в Устюг можно приезжать и зимой, и летом, в любое время года. Реальное прошлое этих мест интереснее любой сказки.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер