Начало лета 1899 года выдалось пасмурным и холодным. В петергофской царской резиденции Александрия царило тревожное волнение. Императрица Александра Федоровна готовилась к рождению малыша, и чувствовала себя при этом неважно — настолько, что последний месяц передвигалась в кресле-каталке. У царской четы к этому времени уже было две дочери — Ольга и Татьяна. На этот раз и венценосные родители, и двор, да, пожалуй, и вся страна с волнением ожидали появление на свет наследника. Однако, 14 июня у Николая и Александры вновь родилась девочка. Многие как будто были разочарованы таким исходом. Государь же встретил младенца чистосердечной радостью. «Счастливый день: Господь даровал нам третью дочь — Марию», — оставил он запись в дневнике.
Великая княжна Мария росла, радуя близких. «Наш добрый толстенький Тютя», — ласково именовали девочку сестры. В Марии не было изящной утонченности Ольги и блистательности Татьяны, ее украшала та подлинная природная женственность, которую не подделать никакими ухищрениями. Доверчиво и открыто смотрела царевна на мир огромными синими глазами — в семейном кругу их называли «Машкины блюдца».
Природная мягкость не мешала великой княжне проявлять характер в нелегкие моменты жизни. Когда в феврале 1917 года в Петрограде начались массовые беспорядки, на защиту императорского дворца встали солдаты немногих полков, что еще оставались верны присяге. Но и эта охрана могла в любой момент покинуть дворец, или примкнуть к мятежникам — антимонархические настроения распространялись как вирус. Александра Федоровна, рискуя собой, вышла к солдатам со словами благодарности и доверия, и семнадцатилетняя Маша бесстрашно сопровождала ее.
В марте 1917 года Временное правительство подвергло царскую семью домашнему аресту, затем последовала ссылка в Тобольск. После прихода к власти большевиков Романовы были переправлены в Екатеринбург, где условия содержания в доме Ипатьева оказались почти невыносимыми. Болезненней неудобств и лишений царевны воспринимали возмутительные шутки охранников-красноармейцев. Татьяна Николаевна в таких случаях бледнела и готова была упасть в обморок, Мария же невозмутимо возражала оскорбителям, что так они только вызывают неприязненное отношение к себе. Спокойная доброжелательность великой княжны укрощала злобу чекистов, иные из них смягчались и начинали проявлять заботу об узниках.
— Я слышал, барышня, вы сегодня именинница? Поздравляю от души!
— Благодарю вас, Иван. Сегодня мой день рождения.
— Наверное, не очень-то весело вам? Прежде-то, небось, в столичном дворце праздники иначе проходили? И подарки были дорогие, и угощения...
— Иначе, да. Но жаловаться грех. Сморите, какая погода сегодня чудесная —это замечательный подарок от Бога! Хотя по праздничным пирогам я, честно признаться, соскучилась...
— Ну что ж, постараюсь вас утешить. Попрошу мамашу для вас, Мария Николаевна, именинный пирог состряпать. Нешто мы не люди.
Красноармеец Иван Скороходов и в самом деле попытался пронести пирог в дом Ипатьева в день рождения Марии Николаевны, но был остановлен патрулём, внезапно явившимся с обыском. Добродушный парень навсегда был выведен из состава охраны. До расстрела царской семьи оставался месяц, и чекисты тщательно выпалывали всякое проявление человечности по отношению к Романовым. В середине июля рядом с узниками оставались только те, кто зарекомендовал себя бессердечным и жестоким. Жизнь великой княжны Марии прервала пуля, выпущенная из нагана Михаила Медведева-Кудрина — человека, сделавшего себя воплощением зла. Того самого, что оставил мемуары, в которых кичится тем, что настаивал на уничтожении всех Романовых, не исключая больного подростка-царевича и его сестер.
После расстрела в доме Ипатьева нашли новенькую записную книжку — в синем кожаном переплете, с золотой монограммой. Рукой Марии Николаевны в ней была каллиграфически выведена строка из лермонтовской колыбельной: «Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю». Великая княжна, которую называли воплощением женственности, мечтала о семье и материнстве. Близкие подшучивали, что она обойдет старших сестер и первой пойдет под венец. Но русские царевны вместе приняли от Бога иные венцы — мученические. Нетленные венцы Небесного Царства.
17 мая. О подвиге Священномученика Альвиана Анейского

Сегодня 17 мая. День памяти Священномученика Альвиана Анейского, пострадавшего за Христа в 304 году.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святой священномученик Альвиан был епископом в небольшом городе к югу от Эфеса. Жил он в IV веке. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане языческие жрецы любыми средствами стремились заставить христиан города Анеи употребить в пищу идоложертвенное. Они схватили епископа Альвиана, чтобы заставить святителя нарушить заповедь и своим примером вовлечь других христиан в грех идолопоклонства. Но святитель наотрез отказался принести жертву языческим богам. Тогда его подвергли жестоким пыткам, но и при этом он не издал ни единого звука. Опасаясь, что примеру стойкости в вере епископа последуют другие христиане города Анеи, и желая добиться смертного приговора для святого, жрецы сообщили правителю провинции, что Альвиан оскорблял императора, идолов, а также призывал народ к мятежу. По ложному обвинению Альвиана безжалостно истязали, а после издевательств развели большой костер на окраине города, на который святой взошел сам, славя Христа. После казни христиане города Анеи собрали святые мощи священномученика Альвиана и захоронили недалеко от места мучений. Пример жизни святого священномученика Альвиана, епископа Анейского, показывает, насколько важна верность Христу, стойкость в исповедании своего упования на Бога. И это пример благочестивой жизни не только для самого христианина, но и для тех, кто его окружает.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 мая. О свободе от греха

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».
О свободе от греха — игумен Лука Степанов.
Человеку свойственно искать свободу, как самое главное сокровище. Лишенный свободы лишается заживо самой жизни. А вот Господь дает в этих словах подлинные ориентиры для того, чтобы душа не рабствовала. А это освобождение от власти грехов, которое дарует душе сам Христос. Тому дает, кто приходит к Нему с мольбой об этом. Бог всемогущ, и это всемогущество признает обращающийся ко Господу с покаянной молитвой: «Господи, прости, очисти мое согрешение! Верую, яко можешь сие сотворити». И вот таким образом обещает Господь свободу от рабства страстям, от того жалкого состояния, в котором оказалось человечество после грехопадения. Потому для каждого из нас есть рекомендация Священного Писания Нового Завета и от уст самого Господа, и от апостольских поучений: искать лучшее для души своей на поприще освобождения от страстей покаянием пред Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 мая. О трудах Сергея Соловьёва

Сегодня 17 мая. В этот день в 1820 году родился историк Сергей Соловьёв.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын протоиерея, законоучителя, к 12 годам уже несколько раз прочитал Николая Михайловича Карамзина и определился в своём призвании как историк, получив блестящее образование. Знаток древних языков, выпускник историко-филологического факультета, Сергей Михайлович, конечно же, знаком был со школой западноевропейских историков и, занимаясь древностью, изучением истории Вольного Града — Великого Новгорода, изучая наследственное право князей Рюриковичей, соединял глубину исторического ведения, свойственного православному учёному, со многими западными воззрениями на всемирно-исторический процесс. Его знаменитая «История» остаётся одним из самых объёмных трудов по этому предмету. Интересно, что он преподавал историю будущему государю-миротворцу Александру III. Вместе с тем историки начала XX столетия в России уже выходили из-под влияния западноевропейского концепта, отдавая дань персоналистической религиозной философии, вне которой невозможно постигать историю мысли о ней абстрактно, как внеличностном процессе с его закономерностями. Тем не менее, сегодня ни один историк не обходит стороной фундаментальные труды Сергея Михайловича Соловьёва, человека обширнейших интеллектуальных горизонтов, входящего в энциклопедии патриота России, и мы обретаем источник вдохновения для представителей научно-исторической мысли в трудах Сергея Михайловича Соловьёва.
Все выпуски программы Актуальная тема