Василий Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Василий Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры»

* Поделиться

— Живопись похожа на чудо! Мы стоим с тобой, Андрюша, в картинной галерее во Владимире, а перед нами на полотне — Киево-Печерская лавра. Словно окно в другой город открылось.

— Я бы даже сказал — в другое измерение, сестрёнка. В своей работе «Великая церковь Киево-Печерской лавры» Василий Верещагин запечатлел Успенский собор. Это один из древнейших храмов Киевской Руси, его начали строить по благословению преподобного Феодосия Печерского ещё в 1073 году. К величайшему сожалению, собор был разрушен во время Великой Отечественной войны.

— Его восстановили?

— Да, восстановили точь-в-точь. В этом можно убедиться, сравнив современные фотографии с картиной Василия Верещагина.

— Художник с натуры писал?

— Да, Алла, с натуры. Василий Петрович руководил реставрацией Успенского собора с 1890-го по 1901 год. Он сделал тогда немало набросков, которые легли в основу картины «Великая церковь Киево-Печерской лавры». Публике художник представил эту работу в 1905 году.

— Смотришь — и дух захватывает! Наверное, Успенский собор — один из самых прекрасных на земле!

— Этот храм не просто красивый, его называли небу подобным. Помолиться сюда приезжали верующие со всех концов России. Поток богомольцев в Киевскую лавру испокон веков был неиссякаемым.

— Правда?

— Ну конечно. Об этом хорошо написал поэт середины девятнадцатого века Алексей Хомяков в своём стихотворении «Киев». Помнишь его строки?

— Нет, к сожалению. Там про паломников?

— Именно так. Автор спрашивает: «Вы откуда собралися, богомольцы, на поклон?» И ему отвечают: «Я оттуда, где струится /Тихий Дон — краса степей». /«Я оттуда, где клубится /беспредельный Енисей!». /«Я от Ладоги холодной». /«Я от синих волн Невы». /«Я от Камы многоводной». /«Я от матушки Москвы». Василий Верещагин на своей картине тоже показал масштаб паломничества. Взгляни — полотно разделено по горизонтали. В верхней части мы видим златоглавый белокаменный храм, а в нижней — множество людей, которые пришли помолиться.

— И какие они все разные!

— Здесь представлены все слои общества — и знать, и простолюдины. Тут и офицеры в белых мундирах, и монахи, и гимназистки в форменных платьях и соломенных шляпках, и нищие странники.

— А на переднем плане, слева — какая группа колоритная!

— Это крестьяне. Отправляясь на богомолье, они надели белые вышитые сорочки, женщины повязали яркие платки. Должно быть, селяне проделали немалый путь. Натрудили ноги, а теперь разулись и отдыхают прямо на земле. Тут же мы видим корзины со снедью — простые деревенские пожертвования монастырю.

— А справа почему-то богомольцы стоят на коленях.

— Не исключено, что вот так, на коленях, они прошли какую-то часть пути — ради подвига, во славу Божию. Была такая традиция на Руси.

— А прямо у ног одного из этих странников Василий Верещагин поставил свою подпись.

— Так художник символически представил себя среди богомольцев на картине «Великая церковь Киево-Печерской лавры». Разделил с народом упование на Бога и любовь к тому, что свято.

«Картину Василия Верещагина „Великая церковь Киево-Печерской лавры“ можно увидеть в картинной галерее музейного комплекса „Палаты“ во Владимире».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем