Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Что может сравниться с любовью Бога к нам? Пожалуй, только родительские чувства к детям. Василий Тропинин написал портрет сына Арсения, когда мальчику было около десяти лет. «Портрет А.В. Тропинина» пропитан отеческой любовью к своему ребёнку.

— Маргарита Константиновна, посмотрите на этот славный портрет!
— Наташа, как хорошо, что ты обратила на него внимание! Это работа Василия Тропинина. Портрет его сына — Арсения. Художник изобразил мальчика в возрасте примерно десяти лет.
— Здесь, в Третьяковской галерее, немало портретов кисти Тропинина. Но этот — какой-то особенный. От одного взгляда на него сердце наполняется радостью. Наверное, потому что светлый человек изображён на картине.
— Ты права, Наташенька. Но не только поэтому. Портрет сына Василий Андреевич Тропинин написал в 1818 году, в ранний период своего творческого пути. По признанию самого художника, это была счастливая пора в его жизни и творчестве. Он без отдыха писал с натуры. Работал вдохновенно, радостно.
— Вот почему такое тёплое чувство вызывает портрет. Получается, мы видим картину глазами художника!
— Художника и любящего отца. На изображении — дорогой и близкий для него человек. Это читается во всём облике — в тёплой, золотистой цветовой гамме, например. Солнечные лучи играют в мягких пушистых волосах мальчика, на его светлом личике.
— И хотя облик ребёнка статичен, глядя на портрет, мы чувствуем живость, непосредственность, неповторимое обаяние героя картины. Взгляд мальчика направлен в сторону, что-то привлекло его внимание, что-то заинтересовало любопытного ребёнка. Но в этом движении нет суеты, а скорее, царское спокойствие. Сразу чувствуется — дворянин!
— Нет, Наташа, он — не дворянин.
— Как? Разве художник Василий Тропинин не дворянского происхождения?
— Тропинины — из крестьян. Василий Андреевич был крепостным графа Моркова, который помог ему получить художественное образование и впоследствии дал ему вольную.
— А сын, Арсений, тоже освободился от крепостной зависимости?
— Да, но только через пять лет после отца. В возрасте двадцати лет.
— А чем он занимался в жизни?
— Есть сведения, что он пошёл по стопам отца и стал художником. Но главное — как ты уже подметила — он вырос достойным человеком. Добрым, надёжным. После смерти матери он стал крепкой опорой и поддержкой для стареющего отца. Нежно заботился о нём, устраивал для папы маленькие радости.
— Как здорово! А какие?
— Василий Тропинин очень любил птиц. Чтобы порадовать отца, Арсений ездил на птичий рынок, приобретал там певчих птиц в клетках. А потом они вместе с отцом ездили за город и выпускали птичек на волю.
— Кто-то сказал бы: что за причуды! Покупать птиц, чтобы потом просто выпускать их! Но представляю, сколько радости и любви было в этих моментах! Общение сына и отца, такое доброе, тёплое, трепетное — бесценно!
— Согласна с тобой, Наташенька! Дарить любовь — своим близким, детям и родителям, друзьям, утешать, если кому-то одиноко и грустно, радовать и укутывать друг друга заботой.
— А для того, чтобы ещё раз убедиться в этом, я пришла сегодня к вам, в Третьяковскую галерею. Картина Василия Тропинина «Портрет Арсения Васильевича Тропинина» больше чем просто живопись. Это напоминание нам о том, что любовь — главное, ради чего мы пришли на этот свет.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
16 февраля. О духовном смысле евангельской притчи о блудном сыне

Сегодня 16 февраля. Неделя о блудном сыне.
О духовном смысле евангельской притчи о блудном сыне — священник Николай Яковлев.
Это, пожалуй, самая наглядная притча, которая открывает нам образ отца как любящего и всепрощающего Бога. Ведь отец не должен был отдавать наследство сыну, потому что по ветхозаветным канонам наследство раздавалось только после смерти родителей. То есть тем самым сын обидел, оскорбил своего отца, сказав ему, отдай мне мои деньги, как будто ты умер для меня, а я для тебя. И вот не нарушая свободной воли своего сына, отец говорит, возьми, сыночек, то, что ты просишь, и отдает сыну наследство. И, конечно же, ярчайший момент падения сына, полнейшая деградация, духовный блуд. Юноша устраивается рабом пасти свиней. Ведь мы знаем, что по древнеиудейским канонам не только прикоснуться к свинье, но даже ступить на землю, где паслась свинья, это самый страшный грех осквернения. А во время лютого голода свиньи и в цене были дороже рабов. И потому этот человек не мог насытиться от пищи для свиней. То есть в глазах своих соплеменников он был хуже самой последней свиньи. И, конечно же, потрясающий финал. Сын приходит в себя и возвращается к отцу, чтобы устроиться у него наемником. Отец принимает его, поднимает с колен и говорит такие слова, которые нам не совсем понятны. Принесите ему лучшую одежду. Казалось бы, человек пас свиней, пропитан зловонием. Принесите перстень на руку его. Его бы сначала в бане омыть по-человечески. Принесите ему лучшую обувь на его ноги. Вот это и есть образ всегда и, безусловно, любящего нас Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 февраля. О жизни и почитании Святителя Игнатия Мариупольского

Сегодня 16 февраля. День памяти Святителя Игнатия, митрополита Мариупольского.
О его жизни и почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В преддверии Великого поста многие верующие задумываются о смысле предстоящего подвига. И, если в необходимости молиться и творить добрые дела никого убеждать не надо, так как эта необходимость и так очевидна, то пищевая дисциплина нередко кажется просто пренебрежением к телу и телесным нуждам. Как будто бы Церковь говорит человеку: наконец хотя бы в пост, отвернись от нужд тела и обрати внимание на нужды души! Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
С начала активной проповеди Церкви прошло уже более 30 лет, казалось бы, написано и сказано о посте уже очень много... и всё же с завидным упорством перед началом поста у многих людей возникает вопрос: что можно и чего нельзя делать в это время? Некоторых людей в Церкви подобные вопросы смущают, а иногда даже и возмущают, ведь уже всем всё понятно. Однако не думаю, что смущение или возмущение — это правильная реакция. Мы же не возмущаемся тому, что каждый год в школу идут тысячи первоклассников. Конечно, если в школе кто-нибудь остаётся на второй год, надо разбираться, ведь дело, может быть, как в ученике, который не хочет учиться, так и в учителе, который неправильно организовал обучение. Ситуации бывают разные.
Контекст, в котором писал апостол Павел был несколько иным, но суть проблем была отчасти схожей: среди его учеников были те, кто только узнавал основы христианства, кого можно было бы сравнить с первоклассниками, и те, кто задавал сложные вопросы, не свойственные новоначальным. В данном случае речь шла о дисциплине в еде и половых отношениях. Сложность была в том, что христианство, с одной стороны, не запрещает их, с другой, не предполагает полной вседозволенности, призывая сохранять некоторый порядок в подобных вопросах. Всегда проще воспринимать либо строго запрещённое, либо полностью разрешённое, ведь в таком случае никакой нравственной работы человеку проводить не нужно. Однако апостол Павел призывает учеников к пути по-настоящему трудному. В человеке есть разные способности и все они благословлены Богом, все он может реализовывать... В то же время, ими важно научиться пользоваться так, чтобы это было полезно. Земное тело и его нужды временны, но тело участвует в замысле Божием и оно важно настолько, что Сам Бог воплотился.
Во многих местах своих посланий апостол Павел говорит о пище в положительном смысле, но тело не для пищи. Пища существует лишь для того, чтобы поддержать тело для реализации Божьего замысла в мире. И заключается этот замысел в том, что мы учимся любви и реализуем любовь на всех уровнях: духовном, душевном и телесном. Заметим, что, говоря об отношениях полов, апостол не говорит об отношениях супружеских, как о чём-то недолжном, но говорит так только о блуде, потому что в нём человек отвращается от Бога и весь отдаётся эгоистической любви к себе, не любя другого. Используя тело не по назначению, мы грешим против самих себя, и в этом идём против Бога. В пост мы призваны не отказаться от нужд тела, не пренебречь ими... Мы призваны задуматься о том, почему Бог сотворил нас телесными и как использовать тело по Божьему, так, чтобы не только телу, но и всему человеку, это было полезно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов