Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Что может сравниться с любовью Бога к нам? Пожалуй, только родительские чувства к детям. Василий Тропинин написал портрет сына Арсения, когда мальчику было около десяти лет. «Портрет А.В. Тропинина» пропитан отеческой любовью к своему ребёнку.

— Маргарита Константиновна, посмотрите на этот славный портрет!
— Наташа, как хорошо, что ты обратила на него внимание! Это работа Василия Тропинина. Портрет его сына — Арсения. Художник изобразил мальчика в возрасте примерно десяти лет.
— Здесь, в Третьяковской галерее, немало портретов кисти Тропинина. Но этот — какой-то особенный. От одного взгляда на него сердце наполняется радостью. Наверное, потому что светлый человек изображён на картине.
— Ты права, Наташенька. Но не только поэтому. Портрет сына Василий Андреевич Тропинин написал в 1818 году, в ранний период своего творческого пути. По признанию самого художника, это была счастливая пора в его жизни и творчестве. Он без отдыха писал с натуры. Работал вдохновенно, радостно.
— Вот почему такое тёплое чувство вызывает портрет. Получается, мы видим картину глазами художника!
— Художника и любящего отца. На изображении — дорогой и близкий для него человек. Это читается во всём облике — в тёплой, золотистой цветовой гамме, например. Солнечные лучи играют в мягких пушистых волосах мальчика, на его светлом личике.
— И хотя облик ребёнка статичен, глядя на портрет, мы чувствуем живость, непосредственность, неповторимое обаяние героя картины. Взгляд мальчика направлен в сторону, что-то привлекло его внимание, что-то заинтересовало любопытного ребёнка. Но в этом движении нет суеты, а скорее, царское спокойствие. Сразу чувствуется — дворянин!
— Нет, Наташа, он — не дворянин.
— Как? Разве художник Василий Тропинин не дворянского происхождения?
— Тропинины — из крестьян. Василий Андреевич был крепостным графа Моркова, который помог ему получить художественное образование и впоследствии дал ему вольную.
— А сын, Арсений, тоже освободился от крепостной зависимости?
— Да, но только через пять лет после отца. В возрасте двадцати лет.
— А чем он занимался в жизни?
— Есть сведения, что он пошёл по стопам отца и стал художником. Но главное — как ты уже подметила — он вырос достойным человеком. Добрым, надёжным. После смерти матери он стал крепкой опорой и поддержкой для стареющего отца. Нежно заботился о нём, устраивал для папы маленькие радости.
— Как здорово! А какие?
— Василий Тропинин очень любил птиц. Чтобы порадовать отца, Арсений ездил на птичий рынок, приобретал там певчих птиц в клетках. А потом они вместе с отцом ездили за город и выпускали птичек на волю.
— Кто-то сказал бы: что за причуды! Покупать птиц, чтобы потом просто выпускать их! Но представляю, сколько радости и любви было в этих моментах! Общение сына и отца, такое доброе, тёплое, трепетное — бесценно!
— Согласна с тобой, Наташенька! Дарить любовь — своим близким, детям и родителям, друзьям, утешать, если кому-то одиноко и грустно, радовать и укутывать друг друга заботой.
— А для того, чтобы ещё раз убедиться в этом, я пришла сегодня к вам, в Третьяковскую галерею. Картина Василия Тропинина «Портрет Арсения Васильевича Тропинина» больше чем просто живопись. Это напоминание нам о том, что любовь — главное, ради чего мы пришли на этот свет.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер