
Украинский посёлок Павлыш спал. В темноте светилось лишь одно окошко — кабинет директора школы. Часы на его столе показывали четыре утра. В это время по обыкновению начинался рабочий день Василия Александровича Сухомлинского — народного педагога, детского писателя и публициста. Он создал уникальную новаторскую педагогическую систему, в основе которой лежал духовный подход к воспитанию детей. Академик, доктор педагогических наук, известный во всём мире, практически всю жизнь — более 45 лет — проработал на скромной должности директора Павлышской поселковой средней школы. «Сердце своё отдаю детям» — так назвал Василий Александрович свою знаменитую книгу по педагогике. Эти слова были девизом всей его жизни.
Педагогом Сухомлинский стал в 17 лет. Ему, тогда ещё студенту Полтавского педагогического института, доверили преподавать русский язык и литературу в деревенской школе неподалёку от Кременчуга. Василий окончил институт и женился, когда грянула Великая Отечественная война. В первые же её дни молодой человек добровольцем отправился на фронт. Дома оставалась супруга, которая должна была вот-вот родить. Солдат волновался и каждый день ждал весточки. Но её всё не было... В 1942-м Василий Александрович получил тяжёлое ранение в грудь. Врачи в военном госпитале не смогли удалить пулю целиком. Сухомлинского демобилизовали, при этом не стали скрывать: осколок в любое мгновение может оборвать его жизнь.
Когда Василий Александрович вернулся домой, его сердце действительно едва не разорвалось — от горя. Он узнал, почему жена ему так и не написала. Её вместе с новорождённым сыном зверски убили фашисты. Сухомлинский снова и снова рвался на фронт, однако из-за ранения его категорически не признавали годным к военной службе. Тогда он решил служить людям добротой и открытым сердцем. И стал учителем.
В 1948-м Сухомлинского назначили директором Павлышевской средней школы. В 4 утра загоралось окно его кабинета. Василий Александрович открывал толстую тетрадь, записывал туда свои мысли. А ровно в восемь выходил на порог школы — встречать детей. С каждым из учеников он приветливо здоровался и называл по имени. Ученица Сухомлинского, Зинаида Мезрина, вспоминала, что в трудное послевоенное время Василий Александрович организовал в школе бесплатный буфет и кормил голодных ребятишек. «Ему каким-то чудом удавалось „выбивать“ в сельсовете детскую одежду и обувь: кому — штаны, кому куртку, кому шапку. Василий Александрович одевал ребят, кормил и по-отцовски о нас заботился», — с любовью говорила женщина. «Человека можно воспитать только добром» — таково было жизненное кредо Сухомлинского. Василий Александрович хотел, чтобы его ученики постигали не только академическую, но, прежде всего, духовную науку. Задумывались над ценностью своего бытия, стремились осознать свои отношения с другими людьми и ощутить подлинное счастье — счастье жить в мире среди людей. Сухомлинский часто рассказывал одну историю из своего детства — о том, как перед смертью дед отдал ему свои записи, которые вёл на протяжение всей жизни. Это оказался своеобразный дневник наблюдений — дед записывал, какая на улице погода, откуда дует ветер, как взошло и село солнце, какие цветы раскрылись, какие птицы прилетели.
«Я читал рукопись, как поэму, и перед моими глазами проходили годы, разливались весенние воды и цвели хлеба, шумели грозы и дозревала пшеница. Но самое главное: на всех страницах жил вечный дух человека, влюблённого в красоту, в жизнь, в добро», — вспоминал Сухомлинский.
Этот дух он старался воспитывать и в своих учениках — отдавая им всего себя. Незадолго до своей кончины в 1970 году великий педагог задаст себе вопрос: «Что было главным в моей жизни?» И ответит: «Любовь к детям».
Все выпуски программы Жизнь как служение