
Украинский посёлок Павлыш спал. В темноте светилось лишь одно окошко — кабинет директора школы. Часы на его столе показывали четыре утра. В это время по обыкновению начинался рабочий день Василия Александровича Сухомлинского — народного педагога, детского писателя и публициста. Он создал уникальную новаторскую педагогическую систему, в основе которой лежал духовный подход к воспитанию детей. Академик, доктор педагогических наук, известный во всём мире, практически всю жизнь — более 45 лет — проработал на скромной должности директора Павлышской поселковой средней школы. «Сердце своё отдаю детям» — так назвал Василий Александрович свою знаменитую книгу по педагогике. Эти слова были девизом всей его жизни.
Педагогом Сухомлинский стал в 17 лет. Ему, тогда ещё студенту Полтавского педагогического института, доверили преподавать русский язык и литературу в деревенской школе неподалёку от Кременчуга. Василий окончил институт и женился, когда грянула Великая Отечественная война. В первые же её дни молодой человек добровольцем отправился на фронт. Дома оставалась супруга, которая должна была вот-вот родить. Солдат волновался и каждый день ждал весточки. Но её всё не было... В 1942-м Василий Александрович получил тяжёлое ранение в грудь. Врачи в военном госпитале не смогли удалить пулю целиком. Сухомлинского демобилизовали, при этом не стали скрывать: осколок в любое мгновение может оборвать его жизнь.
Когда Василий Александрович вернулся домой, его сердце действительно едва не разорвалось — от горя. Он узнал, почему жена ему так и не написала. Её вместе с новорождённым сыном зверски убили фашисты. Сухомлинский снова и снова рвался на фронт, однако из-за ранения его категорически не признавали годным к военной службе. Тогда он решил служить людям добротой и открытым сердцем. И стал учителем.
В 1948-м Сухомлинского назначили директором Павлышевской средней школы. В 4 утра загоралось окно его кабинета. Василий Александрович открывал толстую тетрадь, записывал туда свои мысли. А ровно в восемь выходил на порог школы — встречать детей. С каждым из учеников он приветливо здоровался и называл по имени. Ученица Сухомлинского, Зинаида Мезрина, вспоминала, что в трудное послевоенное время Василий Александрович организовал в школе бесплатный буфет и кормил голодных ребятишек. «Ему каким-то чудом удавалось „выбивать“ в сельсовете детскую одежду и обувь: кому — штаны, кому куртку, кому шапку. Василий Александрович одевал ребят, кормил и по-отцовски о нас заботился», — с любовью говорила женщина. «Человека можно воспитать только добром» — таково было жизненное кредо Сухомлинского. Василий Александрович хотел, чтобы его ученики постигали не только академическую, но, прежде всего, духовную науку. Задумывались над ценностью своего бытия, стремились осознать свои отношения с другими людьми и ощутить подлинное счастье — счастье жить в мире среди людей. Сухомлинский часто рассказывал одну историю из своего детства — о том, как перед смертью дед отдал ему свои записи, которые вёл на протяжение всей жизни. Это оказался своеобразный дневник наблюдений — дед записывал, какая на улице погода, откуда дует ветер, как взошло и село солнце, какие цветы раскрылись, какие птицы прилетели.
«Я читал рукопись, как поэму, и перед моими глазами проходили годы, разливались весенние воды и цвели хлеба, шумели грозы и дозревала пшеница. Но самое главное: на всех страницах жил вечный дух человека, влюблённого в красоту, в жизнь, в добро», — вспоминал Сухомлинский.
Этот дух он старался воспитывать и в своих учениках — отдавая им всего себя. Незадолго до своей кончины в 1970 году великий педагог задаст себе вопрос: «Что было главным в моей жизни?» И ответит: «Любовь к детям».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер