
Украинский посёлок Павлыш спал. В темноте светилось лишь одно окошко — кабинет директора школы. Часы на его столе показывали четыре утра. В это время по обыкновению начинался рабочий день Василия Александровича Сухомлинского — народного педагога, детского писателя и публициста. Он создал уникальную новаторскую педагогическую систему, в основе которой лежал духовный подход к воспитанию детей. Академик, доктор педагогических наук, известный во всём мире, практически всю жизнь — более 45 лет — проработал на скромной должности директора Павлышской поселковой средней школы. «Сердце своё отдаю детям» — так назвал Василий Александрович свою знаменитую книгу по педагогике. Эти слова были девизом всей его жизни.
Педагогом Сухомлинский стал в 17 лет. Ему, тогда ещё студенту Полтавского педагогического института, доверили преподавать русский язык и литературу в деревенской школе неподалёку от Кременчуга. Василий окончил институт и женился, когда грянула Великая Отечественная война. В первые же её дни молодой человек добровольцем отправился на фронт. Дома оставалась супруга, которая должна была вот-вот родить. Солдат волновался и каждый день ждал весточки. Но её всё не было... В 1942-м Василий Александрович получил тяжёлое ранение в грудь. Врачи в военном госпитале не смогли удалить пулю целиком. Сухомлинского демобилизовали, при этом не стали скрывать: осколок в любое мгновение может оборвать его жизнь.
Когда Василий Александрович вернулся домой, его сердце действительно едва не разорвалось — от горя. Он узнал, почему жена ему так и не написала. Её вместе с новорождённым сыном зверски убили фашисты. Сухомлинский снова и снова рвался на фронт, однако из-за ранения его категорически не признавали годным к военной службе. Тогда он решил служить людям добротой и открытым сердцем. И стал учителем.
В 1948-м Сухомлинского назначили директором Павлышевской средней школы. В 4 утра загоралось окно его кабинета. Василий Александрович открывал толстую тетрадь, записывал туда свои мысли. А ровно в восемь выходил на порог школы — встречать детей. С каждым из учеников он приветливо здоровался и называл по имени. Ученица Сухомлинского, Зинаида Мезрина, вспоминала, что в трудное послевоенное время Василий Александрович организовал в школе бесплатный буфет и кормил голодных ребятишек. «Ему каким-то чудом удавалось „выбивать“ в сельсовете детскую одежду и обувь: кому — штаны, кому куртку, кому шапку. Василий Александрович одевал ребят, кормил и по-отцовски о нас заботился», — с любовью говорила женщина. «Человека можно воспитать только добром» — таково было жизненное кредо Сухомлинского. Василий Александрович хотел, чтобы его ученики постигали не только академическую, но, прежде всего, духовную науку. Задумывались над ценностью своего бытия, стремились осознать свои отношения с другими людьми и ощутить подлинное счастье — счастье жить в мире среди людей. Сухомлинский часто рассказывал одну историю из своего детства — о том, как перед смертью дед отдал ему свои записи, которые вёл на протяжение всей жизни. Это оказался своеобразный дневник наблюдений — дед записывал, какая на улице погода, откуда дует ветер, как взошло и село солнце, какие цветы раскрылись, какие птицы прилетели.
«Я читал рукопись, как поэму, и перед моими глазами проходили годы, разливались весенние воды и цвели хлеба, шумели грозы и дозревала пшеница. Но самое главное: на всех страницах жил вечный дух человека, влюблённого в красоту, в жизнь, в добро», — вспоминал Сухомлинский.
Этот дух он старался воспитывать и в своих учениках — отдавая им всего себя. Незадолго до своей кончины в 1970 году великий педагог задаст себе вопрос: «Что было главным в моей жизни?» И ответит: «Любовь к детям».
Все выпуски программы Жизнь как служение
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема