
Апостол Павел
1 Кор., 137 зач., VII, 12-24.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Если вы интересовались крестьянским бытом, то, наверное, знаете, насколько важную роль в избе играла печь. То, что внутри печи всегда старались сохранить хотя бы небольшой живой уголёк — чтобы проще было заново растопить печь — очень хороший образ для понимания смысла отрывка из 7-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который и читается сегодня за богослужением.
Глава 7.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
Коринф I в. — это порт, где языческие браки заключались перед храмами Афродиты или Посейдона; в таких семьях один из супругов волне мог неожиданно услышать проповедь апостола Павла на аго́ре и принять крещение. В ситуации брака, где одна из сторон — христианская, а другая — языческая, неизбежно возникало определенное напряжение. Ценностные платформы начинали разъезжаться — и возникала дилемма: а не является ли сохранение такого брака предательством своей веры, отступлением от христианства? Апостол, отталкивая от этой проблемы, предлагает смотреть на святость не как на некую магическую «причастность» к чему-то особенному, а как на «область благодатного притяжения», подобную запаху фимиама, который пронизывает всё помещение. Истинная вера излучает особый, ни с чем не сравнимый, аромат, который с течением времени неизбежно вытеснит всё зловоние идолослужения и неверия.
Перед нами — совершенно новая модель семьи, непривычная для языческого сознания. В её основе лежит «уголёк веры» — который может быть малозаметным — так же, как в глубине русской печи оставленный на ночь. Но он несёт в себе Божественный огонь — и при первой возможности вспыхнет мощным пламенем. Для апостола Павла христианство — несомненный огонь, а язычество — это не какой-то иной вид огня, а прах, пепел, зола — поджечь который уже невозможно. Его надо вымести напрочь — и положить свежих, хороших дров — которыми — если продолжить нашу метафору — и будут дети, родившиеся в таком смешанном браке.
Обращу внимание вот ещё на какую деталь: для тлеющего угля совершенно безразлично, много ли, мало ли вокруг пепла и золы — или вообще нет. Точно также для верующей души не имеет значения качество веры или неверия супруга: гораздо важнее другое — на самом ли деле огонёк христианской веры достаточно горяч?
Вот об этом и следовало бы всем нам поразмышлять — особенно в ситуации смешанных браков: кто на самом деле — горит, а кто — стремительно затухает?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ласточки Христовы»

«Ласточки Христовы». Россия, режиссёр Юлия Бочарова
— Есть такие странные люди — когда видят, у кого-то разбито сердце, отломят кусок своего, и дадут. Каждая слеза на чужом лице горит их болью. Они знают, что несчастье одного есть несчастье целого мира. И радости одного радуется целая вселенная. Они знают, что все мы связаны нераздельно. Есть такие странные люди, который весь мир и каждого в нём ощущают как родных.
Таких людей — с сердцем, распахнутым для каждого, открытыми улыбками и глазами, полными доброты, встретила режиссёр и сценарист Юлия Бочарова во время съёмок своего фильма «Ласточки Христовы». Только что прозвучал фрагмент из этой документальной киноленты. Для Юлии картина стала режиссёрским дебютом. Фильм вышел на экраны в 2022-м году. Символично совпало: премьера прошла в день, когда Церковь отмечала праздник Торжества Православия — то есть, в первое воскресенье Великого поста. Ведь именно о торжестве православия — эта картина.
Режиссёр признавалась, что драматургия фильма чудесным образом выстраивалась сама собой в процессе съёмок. Юлия Бочарова начинала снимать неспешный документальный рассказ о святынях и монастырях Черногории, который в итоге стал назидательным фильмом о том, как вера помогла православным черногорцам сплотиться и выстоять в тяжёлые времена. Дело в том, что, когда съёмочная группа в декабре 2019-го приехала в Черногорию, чтобы приступить к работе, правительство страны анонсировало законопроект об изъятии собственности Сербской Православной Церкви в пользу государства. Глава Черногорско-Приморской митрополии, владыка Амфилохий (Радович), у которого Юлия Бочарова брала интервью для фильма, благословил кинематографистов из России рассказать об этом. Так получилась потрясающей красоты, глубины и света картина о монастырях и храмах, древних и современных, но одинаково дорогих сердцам верующего сербского народа; святынях, над которыми нависла угроза.
Обитель Дайбабе с подземной церковью в нерукотворной крестообразной пещере. Гора Румия с храмом Святой Живоначальной Троицы на самой её вершине и монастырём преподобного Сергия Радонежского у её подножия, где живут русские монахини. Древний скит святителя Николая на этой же горе — неприступный, стоящий вдали от цивилизации. Обитель Ком на острове в Скадарском озере. Эти и другие святыни невероятной красоты, и столь же красивых духовно людей, которые в них живут и молятся за весь мир — монахов и монахинь, «Ласточек Христовых» — увидят зрители на экране.
Познакомимся мы и с человеком, которого православные верующие в Черногории называют одновременно и матерью, и отцом, и добрым дедушкой — митрополитом Амфилохием. По словам режиссёра фильма Юлии Бочаровой, рядом с владыкой она чувствовала безусловную любовь и защиту. Вот как рассказывал митрополит о себе и своей жизни:
— Отец особенно такой был, благочестивый человек, и на самом деле от него и веру получил.
— Я от него принял читать Достоевского, осталось так у меня в душе. Я нашёл Новый Завет в книгах своего отца.
— Наши управляющие Черногорией, они меня ругают, осуждают, что я защитник «великороссийского империализма», как они говорят. Представитель я тут в Черногории, вот...
Именно владыка Амфилохий сплотил народ Черногории в те дни, когда его святыням угрожала опасность. Тысячи верующих вышли тогда на улицы городов, чтобы помолиться вместе. Так они защищали свои традиции, свои храмы, монастыри. И всё же, фильм Юлии Бочаровой «Ласточки Христовы» — не только о зданиях из камня. Он — о храме, который находится в сердце каждого человека, который никому не под силу разрушить или отобрать — о вере и любви, и об их непременном торжестве над злом и несправедливостью.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Нальчик. Свято-Троицкий Серафимовский монастырь

В предгорьях Эльбруса, в семидесяти километрах от столицы Кабардино-Балкарии, города Нальчика, есть село Совхозное. В конце девятнадцатого века эти земли принадлежали помещице Екатерине Хомяковой, дочери философа-славянофила Алексея Хомякова. Имение называлось хутор Хомячиха. В 1895 году Екатерина Алексеевна построила здесь на свои средства каменную Троицкую церковь. В начале двадцатого века при храме была создана женская монашеская община во имя преподобного Серафима Саровского. Сёстры завели породистых коров, открыли сыроваренный завод, наладили работу чулочно-вязальной и трикотажной мастерских. Доходы позволили монахиням содержать приют для девочек. В годы Первой мировой войны в нём проживало полторы сотни воспитанниц. В основном это были дочери погибших воинов. Также насельницы открыли при обители больницу, где получали медицинскую помощь жители окрестных сёл. После революции 1917 года безбожники разорили монашеский городок. А в 1995-ом Свято-Троицкий Серафимовский монастырь близ Нальчика возродился. Сегодня это единственная православная обитель на территории Кабардино-Балкарии.
Радио ВЕРА в Нальчике можно слушать на частоте 104,4 FM
Псалом 74. Богослужебные чтения

Любой мужчина, который дружит с руками и не чурается хозяйственных работ, знает, насколько здоровская вещь — лазерный уровень. Без него сегодня уже не мыслима никакая ответственная работа — хоть стройка, хоть картину на стену ровно повесить.
74-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, очень перекликается с самой главной функцией лазерного уровня — давайте послушаем.
Псалом 74.
1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твоё; возвещают чудеса Твои.
3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её».
5 Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога,
6 не поднимайте высоко рога вашего, не говорите на Бога жестоковыйно»,
7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из неё. Даже дрожжи её будут выжимать и пить все нечестивые земли.
10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
«Ну и при чем здесь лазерный уровень?» — спросите вы. А давайте внимательнее вслушаемся в текст псалма: о чем в нём прежде всего говорится? О том, что всё в мире — подвижно, зыбко, неустойчиво. Не только течение времени разъедает кажущееся монолитным и вековечным, но и человеческие поступки — дурные, греховные, противные воле Божией — ещё сильнее вносят разрушения в самую ткань бытия. Единственное, что «во век не подвижится» — словно «столпы», на которых, по представлениям древних людей, и стояла надёжно земля — это Сам Творец мироздания, Бог. Какие бы виражи ни выделывали люди на земле, как бы ни превозносили сами себя — а после этого резко обрушивались со своих мнимых высот, как бы много ни казалось в жизни несправедливости — а Бог — остаётся Одним и Тем же. Совершенно точно, как наш лазерный уровень — который как ни крути, а у него всегда будет — один и тот же горизонт.
Поэтому когда мы оказываемся в замешательстве, когда наваливается ощущение, что наш жизненный горизонт «поплыл», всё в глазах пошло ходуном — самое время достать наш духовный «лазерный уровень» — Слово Божие, — успокоиться, внимательнее всмотреться в него — и мы быстро поймём, где же именно вкралась драматическая ошибка в нашу жизнь!