— Простите, пожалуйста, а можно, я вам покажу свой рисунок?
— Рисунок? Конечно, я с удовольствием посмотрю его! Ты будешь ещё одним автором, с работой которого я познакомлюсь здесь, в Большом дворце Петергофа.
— Вы так долго и внимательно рассматривали акварель Василия Садовникова, что я решила с вами поделиться. Вот, посмотрите, я скопировала её.
— Ну-ка, ну-ка! Что ж, замечательно получилось! Особенно тебе удались пушистые ели. И я вижу, ты даже дополнила картину «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе». У автора повозка только ожидает седоков, а у тебя царь уже сидит в экипаже, да еще в короне!
— Но ведь он жил в этом дворце? Значит, и кататься мог поехать?
— Летом 1852 года, когда была написана картина, императорская семья действительно жила в Петергофе. И хотя художник не дает прямого ответа, совершат выезд Романовы, или кто-то из придворных, многие детали указывают на то, что экипаж предназначен для Николая Первого или его супруги Александры Федоровны. Это и оживление прохожих у парадного подъезда Большого дворца, и упряжка из четырёх лошадей, запряженных цугом, и всадники, которые приготовились её сопровождать — их называли форейторами. Обрати внимание — Садовников выписал все эти подробности тончайшими штрихами и сохранил прозрачность акварели. Чтобы в точности повторить такую работу, нужно много учиться.
— Мне мама в художественную школу ходить не разрешила, сказала, что это бесперспективно. Не стать мне великим художником. Так и буду чужие картины перерисовывать.
— Между прочим, неплохой способ натренировать руку и глаз. Василий Семёнович Садовников именно так и учился рисовать — раскрашивая чужие гравюры и литографии.
— Раскрашивал? Как маленький? Его тоже родители в художественную школу не отдали?
— Родители Василия не имели возможности дать ему образование. Они были крепостными крестьянами и зависели от барыни, княгини Натальи Голицыной. А она славилась своим крутым нравом! Её побаивались не только слуги, но и близкие родственники. Сын Натальи Петровны, Дмитрий Голицын, даже будучи уже московским генерал-губернатором, не осмеливался перечить маменьке. Но в одном он сумел настоять на своём. Заметив у крепостного мальчика талант к рисованию, Дмитрий Владимирович стал его покровителем. Он и снабжал Василия литографиями для копирования и раскрашивания, карандашами и красками.
— Почему же князь не отдал мальчика учиться?
— Крепостной был собственностью его матери. Лишь после смерти княгини, в 1838 году, Дмитрий Голицын дал Садовникову вольную.
— Василий тогда уже взрослый был?
— Да, на тот момент Садовникову исполнилось тридцать восемь. В этом зрелом возрасте он подал прошение в Императорскую академию художеств о присвоении звания свободного художника.
— Свободного — значит, не крепостного?
— Нет, здесь речь о другом. В Академии существовала система классификации художников. По окончании обучения ученикам присваивался определённый уровень, или класс. А самоучки могли рассчитывать только на звание «неклассного», или, по-другому, свободного художника. Его и получил Василий Садовников за работу «Интерьер парадной лестницы Академии художеств».
— А «Придворный выезд» он когда написал?
— В 1852 году. К этому времени Садовников уже был широко известен и популярен, как пейзажист и художник интерьеров. Литографии и акварели Василия Семеновича украшали не только комнаты в мещанских и купеческих домах, но и дворянские гостиные. Слава Садовникова достигла царской семьи, по высочайшим заказам он писал внутренние пространства императорских дворцов и усадеб, запечатлевал различные события придворной жизни — вот как на этой картине.
— Какая успешная карьера! Повезло! У меня так никогда не получится!
— Знаешь, мне кажется, творчество и карьера — это в определённом смысле антонимы. В детстве и юности Василий Садовников стремился реализовать свой дар, не страшась гнева суровой барыни. И в зрелые годы писал не ради денег и славы, а по потребности души.
— Для себя рисовал?
— Для людей! Таланты нам даются от Бога, чтобы мы делились ими друг с другом. Если будешь помнить об этом, то непременно станешь настоящим художником!
«Картину Василия Садовникова «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе» можно увидеть в Государственном музее-заповеднике «Петергоф».
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!