В это трудно поверить, но на картине «Московский дворик» изображена Москва! А точнее, вид из окна дома Василия Поленова. На пейзаже, который был написан для выставки новых полотен художников-передвижников, заметна гармония между небесным и земным мирами.

— Извините, а можно здесь присесть? Я в Третьяковской галерее впервые, правил не знаю...
— Да, пожалуйста! Вы, наверное, хотите отдохнуть? С вами всё в порядке? У вас уставший вид.
— Нет-нет, со мной всё хорошо. Просто никак не привыкну к московской суете. Я ведь в столице недавно. Приехала из маленького города. Там у нас тихо, никто никуда не спешит. А здесь совсем другой ритм жизни.
— Понимаю вас! Но знаете, ведь и Москва не всегда была такой. Вот, к примеру, лет сто пятьдесят назад некоторые московские уголки было не отличить от сельских. Да что там — по Кузнецкому мосту ходили коровы!
— Даже не верится! Неужели, правда?
— За примером и ходить далеко не нужно! Посмотрите, прямо перед вами знаменитая картина художника Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Работу над ней он завершил в 1877 году — то есть, как раз в то время, о котором мы с вами сейчас говорили.
— А ведь я знаю эту картину! И всё равно, сложно поверить. Пустырь, деревянные сараи, куры, утки, колодец, лошадь с телегой... Всё заросло травой. Больше похоже на провинциальный городок!
— И всё же это Москва. На картине запечатлён вид из окна дома, в котором Поленов поселился в 1877 году. Художник приехал в столицу после долгих лет жизни в Европе. Современный адрес этого места — пересечение Малого Толстовского и Трубниковского переулков. Совсем недалеко от Старого Арбата. В письме к своему дяде Василий Дмитриевич признавался, что как только выглянул в окно своей новой квартиры, тут же взялся за кисть.
— Наверное, в Европе он очень соскучился по родным пейзажам!
— Думаю, что так оно и было! Но картина «Московский дворик» появилась и благодаря ещё одному обстоятельству. Товарищество художников-передвижников, к которым принадлежал Поленов, устраивало выставку. Новых полотен у Василия Дмитриевича на тот момент не было. И он, что называется, на скорую руку написал этот пейзаж. И даже извинялся перед организаторами выставки за то, что отправляет им столь незамысловатый сюжет.
— Незамысловатый?! А мне кажется, что картина очень глубокая. От неё веет такой умиротворённостью, чистотой и безмятежностью! Дети играют на лужайке. Женщина кормит домашнюю птицу. Жизнь идёт своим чередом. А надо всем этим в бездонное голубое небо устремила свои купола белоснежная церковь — как будто сам Бог оберегает покой этого тихого уголка.
— Вы знаете, когда я смотрю на эту картину, то мне на ум всегда приходят слова святителя Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Кстати, церковь, изображённая на полотне, сохранилась до наших дней — это храм Спаса Преображения на Песках. Если вы прогуливались по Старому Арбату, то наверняка его видели. А чуть поодаль — приглядитесь — на картине виднеется ещё один храм. Это церковь Николая Чудотворца в Плотниках. Она, к сожалению, была разрушена в советское время. И обратите внимание — небо занимает едва ли не большую часть полотна. Поленов композиционно показывает нам два мира — земной и небесный. И гармонию между ними.
— Да! Этот замысел очень хорошо видно! Но что же было с выставкой художников-передвижников? Понравилась ли картина посетителям и коллегам Поленова?
— Они были в восторге! И, прежде всего, отмечали духовную глубину картины. Иван Крамской назвал Василия Дмитриевича Поленова большим мастером. Полотно «Московский дворик» положило начало новому направлению в живописи передвижников: тихому, простому реализму.
— Какая интересная, оказывается, история у этой картины! Спасибо вам за рассказ. В следующий раз, когда я снова устану от городской суеты, я обязательно приду в Третьяковскую галерею — посмотреть на пейзаж Василия Поленова «Московский дворик».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема