В это трудно поверить, но на картине «Московский дворик» изображена Москва! А точнее, вид из окна дома Василия Поленова. На пейзаже, который был написан для выставки новых полотен художников-передвижников, заметна гармония между небесным и земным мирами.

— Извините, а можно здесь присесть? Я в Третьяковской галерее впервые, правил не знаю...
— Да, пожалуйста! Вы, наверное, хотите отдохнуть? С вами всё в порядке? У вас уставший вид.
— Нет-нет, со мной всё хорошо. Просто никак не привыкну к московской суете. Я ведь в столице недавно. Приехала из маленького города. Там у нас тихо, никто никуда не спешит. А здесь совсем другой ритм жизни.
— Понимаю вас! Но знаете, ведь и Москва не всегда была такой. Вот, к примеру, лет сто пятьдесят назад некоторые московские уголки было не отличить от сельских. Да что там — по Кузнецкому мосту ходили коровы!
— Даже не верится! Неужели, правда?
— За примером и ходить далеко не нужно! Посмотрите, прямо перед вами знаменитая картина художника Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Работу над ней он завершил в 1877 году — то есть, как раз в то время, о котором мы с вами сейчас говорили.
— А ведь я знаю эту картину! И всё равно, сложно поверить. Пустырь, деревянные сараи, куры, утки, колодец, лошадь с телегой... Всё заросло травой. Больше похоже на провинциальный городок!
— И всё же это Москва. На картине запечатлён вид из окна дома, в котором Поленов поселился в 1877 году. Художник приехал в столицу после долгих лет жизни в Европе. Современный адрес этого места — пересечение Малого Толстовского и Трубниковского переулков. Совсем недалеко от Старого Арбата. В письме к своему дяде Василий Дмитриевич признавался, что как только выглянул в окно своей новой квартиры, тут же взялся за кисть.
— Наверное, в Европе он очень соскучился по родным пейзажам!
— Думаю, что так оно и было! Но картина «Московский дворик» появилась и благодаря ещё одному обстоятельству. Товарищество художников-передвижников, к которым принадлежал Поленов, устраивало выставку. Новых полотен у Василия Дмитриевича на тот момент не было. И он, что называется, на скорую руку написал этот пейзаж. И даже извинялся перед организаторами выставки за то, что отправляет им столь незамысловатый сюжет.
— Незамысловатый?! А мне кажется, что картина очень глубокая. От неё веет такой умиротворённостью, чистотой и безмятежностью! Дети играют на лужайке. Женщина кормит домашнюю птицу. Жизнь идёт своим чередом. А надо всем этим в бездонное голубое небо устремила свои купола белоснежная церковь — как будто сам Бог оберегает покой этого тихого уголка.
— Вы знаете, когда я смотрю на эту картину, то мне на ум всегда приходят слова святителя Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Кстати, церковь, изображённая на полотне, сохранилась до наших дней — это храм Спаса Преображения на Песках. Если вы прогуливались по Старому Арбату, то наверняка его видели. А чуть поодаль — приглядитесь — на картине виднеется ещё один храм. Это церковь Николая Чудотворца в Плотниках. Она, к сожалению, была разрушена в советское время. И обратите внимание — небо занимает едва ли не большую часть полотна. Поленов композиционно показывает нам два мира — земной и небесный. И гармонию между ними.
— Да! Этот замысел очень хорошо видно! Но что же было с выставкой художников-передвижников? Понравилась ли картина посетителям и коллегам Поленова?
— Они были в восторге! И, прежде всего, отмечали духовную глубину картины. Иван Крамской назвал Василия Дмитриевича Поленова большим мастером. Полотно «Московский дворик» положило начало новому направлению в живописи передвижников: тихому, простому реализму.
— Какая интересная, оказывается, история у этой картины! Спасибо вам за рассказ. В следующий раз, когда я снова устану от городской суеты, я обязательно приду в Третьяковскую галерею — посмотреть на пейзаж Василия Поленова «Московский дворик».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.