— Извините, а можно здесь присесть? Я в Третьяковской галерее впервые, правил не знаю...
— Да, пожалуйста! Вы, наверное, хотите отдохнуть? С вами всё в порядке? У вас уставший вид.
— Нет-нет, со мной всё хорошо. Просто никак не привыкну к московской суете. Я ведь в столице недавно. Приехала из маленького города. Там у нас тихо, никто никуда не спешит. А здесь совсем другой ритм жизни.
— Понимаю вас! Но знаете, ведь и Москва не всегда была такой. Вот, к примеру, лет сто пятьдесят назад некоторые московские уголки было не отличить от сельских. Да что там — по Кузнецкому мосту ходили коровы!
— Даже не верится! Неужели, правда?
— За примером и ходить далеко не нужно! Посмотрите, прямо перед вами знаменитая картина художника Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Работу над ней он завершил в 1877 году — то есть, как раз в то время, о котором мы с вами сейчас говорили.
— А ведь я знаю эту картину! И всё равно, сложно поверить. Пустырь, деревянные сараи, куры, утки, колодец, лошадь с телегой... Всё заросло травой. Больше похоже на провинциальный городок!
— И всё же это Москва. На картине запечатлён вид из окна дома, в котором Поленов поселился в 1877 году. Художник приехал в столицу после долгих лет жизни в Европе. Современный адрес этого места — пересечение Малого Толстовского и Трубниковского переулков. Совсем недалеко от Старого Арбата. В письме к своему дяде Василий Дмитриевич признавался, что как только выглянул в окно своей новой квартиры, тут же взялся за кисть.
— Наверное, в Европе он очень соскучился по родным пейзажам!
— Думаю, что так оно и было! Но картина «Московский дворик» появилась и благодаря ещё одному обстоятельству. Товарищество художников-передвижников, к которым принадлежал Поленов, устраивало выставку. Новых полотен у Василия Дмитриевича на тот момент не было. И он, что называется, на скорую руку написал этот пейзаж. И даже извинялся перед организаторами выставки за то, что отправляет им столь незамысловатый сюжет.
— Незамысловатый?! А мне кажется, что картина очень глубокая. От неё веет такой умиротворённостью, чистотой и безмятежностью! Дети играют на лужайке. Женщина кормит домашнюю птицу. Жизнь идёт своим чередом. А надо всем этим в бездонное голубое небо устремила свои купола белоснежная церковь — как будто сам Бог оберегает покой этого тихого уголка.
— Вы знаете, когда я смотрю на эту картину, то мне на ум всегда приходят слова святителя Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Кстати, церковь, изображённая на полотне, сохранилась до наших дней — это храм Спаса Преображения на Песках. Если вы прогуливались по Старому Арбату, то наверняка его видели. А чуть поодаль — приглядитесь — на картине виднеется ещё один храм. Это церковь Николая Чудотворца в Плотниках. Она, к сожалению, была разрушена в советское время. И обратите внимание — небо занимает едва ли не большую часть полотна. Поленов композиционно показывает нам два мира — земной и небесный. И гармонию между ними.
— Да! Этот замысел очень хорошо видно! Но что же было с выставкой художников-передвижников? Понравилась ли картина посетителям и коллегам Поленова?
— Они были в восторге! И, прежде всего, отмечали духовную глубину картины. Иван Крамской назвал Василия Дмитриевича Поленова большим мастером. Полотно «Московский дворик» положило начало новому направлению в живописи передвижников: тихому, простому реализму.
— Какая интересная, оказывается, история у этой картины! Спасибо вам за рассказ. В следующий раз, когда я снова устану от городской суеты, я обязательно приду в Третьяковскую галерею — посмотреть на пейзаж Василия Поленова «Московский дворик».
«Молитва — вот всё, что дано как всеобъемлющее средство ко спасению и усовершенствованию»
Сергий Мечёв, сын протоиерея Алексия Мечёва, принял священный сан в 1919 году. А годом раньше женился на сестре милосердия Евфросинии Шафоростовой. Сергий и Евфросиния познакомились во время Первой мировой войны. Они служили в одном прифронтовом лазарете. Венчал их протоиерей Алексий Мечёв. Свёкр рассказал невестке, что он очень хотел, чтобы сын женился и стал священником. И об этом молился Богу, не заводя разговоров с сыном. Отец Алексий терпеливо ожидал, когда сын сам примет судьбоносные решения. Протоиерей Алексий Мечёв, почитаемый ныне Церковью в лике праведных, говорил так:
«Молитва — вот всё, что дано как всеобъемлющее средство ко спасению и усовершенствованию».
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе»
Щедрая благотворительность снискала игумену римского монастыря Григорию Двоеслову народную любовь. И когда в 590 году по Рождестве Христовом папа Римский Пелагий скончался, народ пожелал поставить Первосвятителем Григория Двоеслова. Однако монах, считая себя недостойным, бежал от высокой чести. Семь месяцев скрывался игумен Григорий в окрестностях Рима. Всё это время Церковь была без архипастыря. Наконец, римляне собрались в одном из храмов города и попросили Бога явить Своего угодника. После соборной молитвы столп света указал место укрытия отца Григория. Клир и народ нашли игумена и возвели на Римскую кафедру. Став Папой Римским, святитель Григорий остался смиренным и кротким. Он неустанно заботился о нуждающихся. Всех сирот, вдов, калек, неимущих людей Рима переписал по именам в особую книгу и ежедневно давал им средства на пропитание. Святитель Григорий Двоеслов так говорил своей пастве:
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе».
Все выпуски программы Слова Святых
У Светланы Краевой травма позвоночника, ей необходима помощь специалистов
47-летняя Светлана Краева из Нижнего Новогорода почти пять лет пытается восстановиться после серьёзной травмы. «Каждое утро я просыпаюсь с улыбкой и верой в то, что у меня обязательно всё получится, а засыпаю с молитвой» — делится женщина.
В 2019 году Светлана упала с 3 этажа, поскользнулась, когда мыла в квартире окна. В результате она сильно повредила позвоночник и потеряла возможность ходить. Принять произошедшее Светлане помогает горячая вера и позитивный настрой, а ещё забота близких — дочери и мамы. Женщина усердно выполняет дома разные физические упражнения, проходит реабилитации. И со временем благодаря постоянным занятиям она сделала, казалось бы, невозможное — вновь встала на ноги!
Светлана уверена, что ни в коем случае нельзя опускать руки — важно искать выход и не бояться пробовать новое. «Даже если поначалу не знаешь, куда двигаться — просто сделай первый шаг, и дорога появится сама собой», — говорит женщина.
Сегодня она передвигается на ходунках и всеми силами стремится к тому, чтобы однажды начать ходить свободно, без поддержки. В ближайшее время Светлане Краевой необходимо попасть на новый курс реабилитации и в этом ей нужна помощь. Если вы хотите поддержать жительницу Нижнего Новгорода, переходите на сайт благотворительного фонда «Мои друзья»: Моидрузья.орг.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов