Свидание с шедевром Василия Перова «Портрет Владимира Ивановича Даля» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Свидание с шедевром Василия Перова «Портрет Владимира Ивановича Даля»

* Поделиться

Этот портрет обязан своим появлением меценату и коллекционеру Павлу Третьякову, которому пришлось лично уговаривать Владимира Даля позировать художнику Василию Перову. Слава Богу, автор знаменитого словаря согласился!


«Портрет Владимира Ивановича Даля» Василий Перов. 1872 г. Из собрания Третьяковской галереи

— Наверное, мне никогда не прискучит рассматривать портреты здесь, в Третьяковской галерее. Эта череда благородных обликов — явление уникальное! Не правда ли, Маргарита Константиновна?

— Безусловно, Андрей Борисович! Не зря же коллекцию портретов называют галереей в галерее, подчеркивая её особую значимость. Об этом и мечтал создатель музея, меценат и коллекционер Павел Третьяков, когда в семидесятых годах девятнадцатого века собирал живописные образы замечательных людей своего времени.

— Сколько труда он приложил, чтобы осуществить свою идею!

— Да, это было непросто! По выражению Третьякова, он буквально добывал нужные портреты — разыскивал и покупал их в частных коллекциях, в антикварных магазинах, выменивал на другие картины. И, конечно же, делал заказы живописцам.

— Нанять художника было полдела — требовалось ещё получить согласие модели на создание полотна.

— И это верно. Так, писателя Владимира Даля, автора Толкового словаря живого великорусского языка, Павел Третьяков лично уговаривал позировать Василию Перову. Коллекционер навестил этнографа в том самом московском доме на Пресне, где сейчас находится музей Даля.

— Отрадно, что Даль согласился! Портрет получился великолепный! Вы только посмотрите на этот светлый лик — по-другому и не скажешь! Тонкие черты, проникновенный, мудрый взгляд светлых глаз.

— А руки — вы обратили внимание? Длинные персты сложены в замок, запястья в узловатых венах. В этом угадывается характер — терпеливый, смиренный, но в то же время настойчивый. Художник свидетельствует, что герой картины немало потрудился в жизни.

— Да, на руках писателя Василий Перов сделал акцент.

— И как точно, как тонко! Живописец изобразил Даля в тёмном кожаном кресле на чёрном фоне. На писателе домашний халат приглушённого коричневого оттенка. Ладони же Владимира Ивановича покоятся на красном платке, что лежит на коленях — и это цветовое пятно притягивает внимание зрителя.

— А лицо писателя, словно сиянием, окружено ореолом седых волос. Он ведь здесь уже в преклонных годах.

— Здесь Далю около семидесяти. Он выглядит на картине как человек, который прошёл свой путь и стоит на пороге вечности. Глубокий чёрный фон за его плечами — словно бездонное пространство Вселенной.

— Сколько Владимиру Ивановичу оставалось жить после того, как портрет был написан?

— Меньше года. Писатель будто вышел на финишную прямую перед уходом в мир иной после того, как издали его словарь — это произошло в 1866 году. Даль тогда произнёс, словно подвёл черту: «Спущен на воду мой корабль. Отдан Богу на руки!».

— Потому так торжественен облик писателя — он исполнил дело всей жизни.

— Именно — всей жизни! Собирать особые обороты народной речи Даль начал в восемнадцать лет. И перед самой смертью диктовал дочери редкие, выразительные слова и выражения.

— Труд Владимира Ивановича Даля бесценен. Его словарь можно сравнить с хранилищем зерна, которое является залогом будущих урожаев. В книге сохранена мощь и красота русской речи.

— Это важно понимать и ценить. Стоишь в Третьяковке перед портретом Даля кисти Василия Перова, и кажется, что создатель словаря вопрошает своими кроткими глазами: «Не зря ли я трудился? Нужен ли вам мой труд?». И хочется выразить ему глубокую, искреннюю благодарность.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем