Этот портрет обязан своим появлением меценату и коллекционеру Павлу Третьякову, которому пришлось лично уговаривать Владимира Даля позировать художнику Василию Перову. Слава Богу, автор знаменитого словаря согласился!

«Портрет Владимира Ивановича Даля» Василий Перов. 1872 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Наверное, мне никогда не прискучит рассматривать портреты здесь, в Третьяковской галерее. Эта череда благородных обликов — явление уникальное! Не правда ли, Маргарита Константиновна?
— Безусловно, Андрей Борисович! Не зря же коллекцию портретов называют галереей в галерее, подчеркивая её особую значимость. Об этом и мечтал создатель музея, меценат и коллекционер Павел Третьяков, когда в семидесятых годах девятнадцатого века собирал живописные образы замечательных людей своего времени.
— Сколько труда он приложил, чтобы осуществить свою идею!
— Да, это было непросто! По выражению Третьякова, он буквально добывал нужные портреты — разыскивал и покупал их в частных коллекциях, в антикварных магазинах, выменивал на другие картины. И, конечно же, делал заказы живописцам.
— Нанять художника было полдела — требовалось ещё получить согласие модели на создание полотна.
— И это верно. Так, писателя Владимира Даля, автора Толкового словаря живого великорусского языка, Павел Третьяков лично уговаривал позировать Василию Перову. Коллекционер навестил этнографа в том самом московском доме на Пресне, где сейчас находится музей Даля.
— Отрадно, что Даль согласился! Портрет получился великолепный! Вы только посмотрите на этот светлый лик — по-другому и не скажешь! Тонкие черты, проникновенный, мудрый взгляд светлых глаз.
— А руки — вы обратили внимание? Длинные персты сложены в замок, запястья в узловатых венах. В этом угадывается характер — терпеливый, смиренный, но в то же время настойчивый. Художник свидетельствует, что герой картины немало потрудился в жизни.
— Да, на руках писателя Василий Перов сделал акцент.
— И как точно, как тонко! Живописец изобразил Даля в тёмном кожаном кресле на чёрном фоне. На писателе домашний халат приглушённого коричневого оттенка. Ладони же Владимира Ивановича покоятся на красном платке, что лежит на коленях — и это цветовое пятно притягивает внимание зрителя.
— А лицо писателя, словно сиянием, окружено ореолом седых волос. Он ведь здесь уже в преклонных годах.
— Здесь Далю около семидесяти. Он выглядит на картине как человек, который прошёл свой путь и стоит на пороге вечности. Глубокий чёрный фон за его плечами — словно бездонное пространство Вселенной.
— Сколько Владимиру Ивановичу оставалось жить после того, как портрет был написан?
— Меньше года. Писатель будто вышел на финишную прямую перед уходом в мир иной после того, как издали его словарь — это произошло в 1866 году. Даль тогда произнёс, словно подвёл черту: «Спущен на воду мой корабль. Отдан Богу на руки!».
— Потому так торжественен облик писателя — он исполнил дело всей жизни.
— Именно — всей жизни! Собирать особые обороты народной речи Даль начал в восемнадцать лет. И перед самой смертью диктовал дочери редкие, выразительные слова и выражения.
— Труд Владимира Ивановича Даля бесценен. Его словарь можно сравнить с хранилищем зерна, которое является залогом будущих урожаев. В книге сохранена мощь и красота русской речи.
— Это важно понимать и ценить. Стоишь в Третьяковке перед портретом Даля кисти Василия Перова, и кажется, что создатель словаря вопрошает своими кроткими глазами: «Не зря ли я трудился? Нужен ли вам мой труд?». И хочется выразить ему глубокую, искреннюю благодарность.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема