Василий Перов много общался с великим писателем на разные темы, прежде чем приступить к работе над картиной «Портрет Ф. М. Достоевского». Художнику удалось запечатлеть выражение лица Фёдора Михайловича, когда он был погружен в свои творческие думы.

«Портрет Ф. М. Достоевского» Василий Перов, 1872 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Добрый день! Не помешаю Вам?
— Да-да, здравствуйте. Не помешаете. Представляете, уже больше часа нахожусь в Третьяковской галерее, а почти ничего не успел посмотреть! Практически всё время провёл здесь, около портрета Достоевского. Никак не могу оторваться от него... Писатель тут такой... настоящий, что ли.
— Неудивительно, что полотно так сильно Вас впечатлило. Его автор, Василий Перов, — блестящий портретист. Вы обратили внимание, что у «Портрета Достоевского» нет никаких дополнительных фоновых деталей? Писатель изображён в пол-оборота, положив ногу на ногу, руки сомкнуты в замок, фигура погружена в полумрак.
— Палитра цветов, кстати, тоже не разнообразная, весь портрет исполнен в серовато — коричневом тоне. Складывается ощущение, что задумка автора — максимально привлечь внимание зрителя к лицу Достоевского.
— Очевидно, именно такого эффекта хотел достичь Перов.
— Вы здесь работаете? Предлагаю познакомиться. Меня Владимир зовут, тружусь врачом-кардиологом в областной больнице на Урале вот уже двадцать лет.
— Очень приятно! Значит, Вы из Сибири. Как интересно!
— Мы с коллегами приехали в Москву на курсы повышения квалификации. Обещал жене Третьяковскую галерею посетить, культурно обогатиться, так сказать. А к Вам как можно обращаться?
— Меня зовут Маргарита Константиновна, сейчас работаю смотрительницей Третьяковской галереи, по образованию — искусствовед, преподаватель. Вы впервые здесь?
— Я бывал в Третьяковке ещё школьником. Многое, конечно, стёрлось в памяти. Когда ехал сюда, думал: посмотрю картины и по другим делам пойду. Но всё оказалось не так просто.
— Да, «Портрет Достоевского» явно скорректировал Ваши планы (смеются).
— Вы знаете, Маргарита Константиновна, никогда не видел таких «живых» картин. Чётко прописанные линии напряженного, сосредоточенного лица, взгляд, устремленный вглубь себя. Не картина, а фотография!
— Вы верно заметили, Перов считается художником-натуралистом, он стремился максимально точно, фотографично запечатлеть действительность. Он умел «схватывать» главные черты характера человека и его душевное состояние. Возможно, именно этот талант художника побудил Павла Третьякова обратиться к Перову с предложением написать портрет Достоевского. Интересно, что сам Третьяков любил правдивость в живописи. Он говорил, что купит картину даже с обычной лужей, лишь бы она была правдивой.
— Интересно, а как именно Перов познакомился с Достоевским?
— Это интересная история. Перов попал в дом Достоевских в период работы писателя над романом «Бесы». Мужчины практически сразу нашли общие темы для разговора, Перов показался Достоевскому интересным, глубоким собеседником. Прежде, чем приступить к работе над портретом, художник долгое время приходил к Федору Михайловичу и общался с ним на самые разные темы.
— Похоже, за время их общения, Перов сумел прочувствовать Достоевского, понять его...
— Так и есть. После знакомства с портретом кисти Перова жена писателя, Анна Достоевская, сказала, что художник смог очень точно подметить то самое выражение в лице Фёдора Михайловича, которое проявлялось, когда писатель был погружён в свои художественные мысли. По словам Анны Григорьевны, Перов уловил «минуту творчества Достоевского».
— Вот интересно, что имела в виду жена писателя, когда говорила про «минуту творчества Достоевского»?
— Можно предположить, что главным лейтмотивом творчества писателя был поиск истины и способов её отражения в литературных произведениях. И нашел эту истину Достоевский в Иисусе Христе.
— Мне кажется, что портрет Достоевского действительно передаёт размышления писателя о Христе и о духовной жизни человека. Пожалуй, я здесь ещё останусь, надо осмыслить то, что сегодня услышал. Спасибо, Маргарита Константиновна, за Ваши пояснения! Теперь портрет кисти Василия Перова стал для меня ещё более притягательным! Расскажу о нём коллегам, может быть они тоже заинтересуются и приедут в Третьяковскую галерею.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
17 июля. О почитании Святых царственных страстотерпцев

Сегодня 17 июля. День памяти Святых царственных страстотерпцев: императора Николая Второго, императрицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии.
Об их почитании — протоиерей Михаил Самохин.
Личность императора Николая II и его семьи до сих пор остаётся предметом порой жарких дискуссий. Мы находим просчёты и ошибки, нередко безжалостно судим и удивляемся решению церкви о канонизации столь спорной, по мнению некоторых, исторической фигуры.
Несмотря на все эти общественные и собственно церковные дискуссии, мать-церковь точно указала своё представление о месте последней царской семьи в духовной жизни православных людей: они — страстотерпцы. Независимо от всей их прошлой жизни, мы почитаем их безропотное следование воле Божией и уготованному им крестному пути. Именно умения быть послушным Господу так не хватает нам в современной жизни.
Неслучайно и сам факт образа почитания царственных страстотерпцев стал для нас экзаменом на послушание Матери Церкви. Современное послушание не предполагает, увы, благодарности или даже безропотности. Это всего лишь умение в самый главный момент своей жизни выбрать Христа и Его путь. Дай Бог каждому из нас успеть и суметь сделать этот выбор!
Все выпуски программы Актуальная тема
17 июля. О личности и подвиге Благоверного князя Андрея Боголюбского

Сегодня 17 июля. День памяти Благоверного князя Андрея Боголюбского, жившего в двенадцатом веке.
О его личности и подвиге — игумен Лука (Степанов).
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, страстотерпец, был сыном основателя Москвы — Юрия Долгорукого, а его дедом был великий по служению своему и благочестию Владимир Мономах. И, видимо, как раз от деда воспринял князь Андрей удивительное боголюбие в церкви, усердие, отразившиеся впоследствии уже в великих соборах им воздвигнутых, в великой милости Божьей к нему.
Сама Богородица благословила его своим появлением на написание чудного её образа, боголюбивого, по которому и его собственное наименование осталось в истории — Андрей Боголюбский. Его служение происходило в непростое время, он послужил централизации власти, собиранию Отечества нашего.
Во Владимире им возведены Успенский собор, множество других церквей и монастырей и шедевр не только русской, мировой церковной архитектуры — Церковь Покрова на Нерли, и поныне украшающая нашу землю русскую и воодушевляющая к любви, к традиции древней, к церковной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 июля. О творчестве Анны Петровны Зонтаг

Сегодня 17 июля. В этот день в 1785 году родилась детская писательница и переводчица Анна Петровна Зонтаг.
О её творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Главное её произведение — «Священная история. Избранные сюжеты для детей из Ветхого и Нового Заветов». Классическая книга до 1917 года, передававшаяся несчётное число раз. Это значит, что многие поколения русских людей в империи воспитывались на слоге и слове Анны Петровны. Другое её популярное сочинение — «Подарок детям в день Святого Воскресения».
Примечательно, что дядюшкой Анны Петровны Зонтаг был Василий Андреевич Жуковский, который, собственно, и рекомендовал племяннице заняться художественной литературой и всячески ободрял её на творческом пути.
Ныне книжки Анны Петровны Зонтаг известны лишь библиофилам. Но, может быть, после нашего светлого воспоминания о ней кто-то из слушателей поинтересуется и найдёт «Подарок детям к Христову Воскресению», «Сюжеты из Ветхого и Нового Завета» и оценит по достоинству высокий русский литературный язык, позволявший называть произведения образованных авторов XIX века изящной словесностью.
Все выпуски программы Актуальная тема