Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского

* Поделиться

— Добрый день! Не помешаю Вам?

— Да-да, здравствуйте. Не помешаете. Представляете, уже больше часа нахожусь в Третьяковской галерее, а почти ничего не успел посмотреть! Практически всё время провёл здесь, около портрета Достоевского. Никак не могу оторваться от него... Писатель тут такой... настоящий, что ли.

— Неудивительно, что полотно так сильно Вас впечатлило. Его автор, Василий Перов, — блестящий портретист. Вы обратили внимание, что у «Портрета Достоевского» нет никаких дополнительных фоновых деталей? Писатель изображён в пол-оборота, положив ногу на ногу, руки сомкнуты в замок, фигура погружена в полумрак.

— Палитра цветов, кстати, тоже не разнообразная, весь портрет исполнен в серовато — коричневом тоне. Складывается ощущение, что задумка автора — максимально привлечь внимание зрителя к лицу Достоевского.

— Очевидно, именно такого эффекта хотел достичь Перов.

— Вы здесь работаете? Предлагаю познакомиться. Меня Владимир зовут, тружусь врачом-кардиологом в областной больнице на Урале вот уже двадцать лет.

— Очень приятно! Значит, Вы из Сибири. Как интересно!

— Мы с коллегами приехали в Москву на курсы повышения квалификации. Обещал жене Третьяковскую галерею посетить, культурно обогатиться, так сказать. А к Вам как можно обращаться?

— Меня зовут Маргарита Константиновна, сейчас работаю смотрительницей Третьяковской галереи, по образованию — искусствовед, преподаватель. Вы впервые здесь?

— Я бывал в Третьяковке ещё школьником. Многое, конечно, стёрлось в памяти. Когда ехал сюда, думал: посмотрю картины и по другим делам пойду. Но всё оказалось не так просто.

— Да, «Портрет Достоевского» явно скорректировал Ваши планы (смеются).

— Вы знаете, Маргарита Константиновна, никогда не видел таких «живых» картин. Чётко прописанные линии напряженного, сосредоточенного лица, взгляд, устремленный вглубь себя. Не картина, а фотография!

— Вы верно заметили, Перов считается художником-натуралистом, он стремился максимально точно, фотографично запечатлеть действительность. Он умел «схватывать» главные черты характера человека и его душевное состояние. Возможно, именно этот талант художника побудил Павла Третьякова обратиться к Перову с предложением написать портрет Достоевского. Интересно, что сам Третьяков любил правдивость в живописи. Он говорил, что купит картину даже с обычной лужей, лишь бы она была правдивой.

— Интересно, а как именно Перов познакомился с Достоевским?

— Это интересная история. Перов попал в дом Достоевских в период работы писателя над романом «Бесы». Мужчины практически сразу нашли общие темы для разговора, Перов показался Достоевскому интересным, глубоким собеседником. Прежде, чем приступить к работе над портретом, художник долгое время приходил к Федору Михайловичу и общался с ним на самые разные темы.

— Похоже, за время их общения, Перов сумел прочувствовать Достоевского, понять его...

— Так и есть. После знакомства с портретом кисти Перова жена писателя, Анна Достоевская, сказала, что художник смог очень точно подметить то самое выражение в лице Фёдора Михайловича, которое проявлялось, когда писатель был погружён в свои художественные мысли. По словам Анны Григорьевны, Перов уловил «минуту творчества Достоевского».

— Вот интересно, что имела в виду жена писателя, когда говорила про «минуту творчества Достоевского»?

— Можно предположить, что главным лейтмотивом творчества писателя был поиск истины и способов её отражения в литературных произведениях. И нашел эту истину Достоевский в Иисусе Христе.

— Мне кажется, что портрет Достоевского действительно передаёт размышления писателя о Христе и о духовной жизни человека. Пожалуй, я здесь ещё останусь, надо осмыслить то, что сегодня услышал. Спасибо, Маргарита Константиновна, за Ваши пояснения! Теперь портрет кисти Василия Перова стал для меня ещё более притягательным! Расскажу о нём коллегам, может быть они тоже заинтересуются и приедут в Третьяковскую галерею.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем