Василий Перов много общался с великим писателем на разные темы, прежде чем приступить к работе над картиной «Портрет Ф. М. Достоевского». Художнику удалось запечатлеть выражение лица Фёдора Михайловича, когда он был погружен в свои творческие думы.

«Портрет Ф. М. Достоевского» Василий Перов, 1872 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Добрый день! Не помешаю Вам?
— Да-да, здравствуйте. Не помешаете. Представляете, уже больше часа нахожусь в Третьяковской галерее, а почти ничего не успел посмотреть! Практически всё время провёл здесь, около портрета Достоевского. Никак не могу оторваться от него... Писатель тут такой... настоящий, что ли.
— Неудивительно, что полотно так сильно Вас впечатлило. Его автор, Василий Перов, — блестящий портретист. Вы обратили внимание, что у «Портрета Достоевского» нет никаких дополнительных фоновых деталей? Писатель изображён в пол-оборота, положив ногу на ногу, руки сомкнуты в замок, фигура погружена в полумрак.
— Палитра цветов, кстати, тоже не разнообразная, весь портрет исполнен в серовато — коричневом тоне. Складывается ощущение, что задумка автора — максимально привлечь внимание зрителя к лицу Достоевского.
— Очевидно, именно такого эффекта хотел достичь Перов.
— Вы здесь работаете? Предлагаю познакомиться. Меня Владимир зовут, тружусь врачом-кардиологом в областной больнице на Урале вот уже двадцать лет.
— Очень приятно! Значит, Вы из Сибири. Как интересно!
— Мы с коллегами приехали в Москву на курсы повышения квалификации. Обещал жене Третьяковскую галерею посетить, культурно обогатиться, так сказать. А к Вам как можно обращаться?
— Меня зовут Маргарита Константиновна, сейчас работаю смотрительницей Третьяковской галереи, по образованию — искусствовед, преподаватель. Вы впервые здесь?
— Я бывал в Третьяковке ещё школьником. Многое, конечно, стёрлось в памяти. Когда ехал сюда, думал: посмотрю картины и по другим делам пойду. Но всё оказалось не так просто.
— Да, «Портрет Достоевского» явно скорректировал Ваши планы (смеются).
— Вы знаете, Маргарита Константиновна, никогда не видел таких «живых» картин. Чётко прописанные линии напряженного, сосредоточенного лица, взгляд, устремленный вглубь себя. Не картина, а фотография!
— Вы верно заметили, Перов считается художником-натуралистом, он стремился максимально точно, фотографично запечатлеть действительность. Он умел «схватывать» главные черты характера человека и его душевное состояние. Возможно, именно этот талант художника побудил Павла Третьякова обратиться к Перову с предложением написать портрет Достоевского. Интересно, что сам Третьяков любил правдивость в живописи. Он говорил, что купит картину даже с обычной лужей, лишь бы она была правдивой.
— Интересно, а как именно Перов познакомился с Достоевским?
— Это интересная история. Перов попал в дом Достоевских в период работы писателя над романом «Бесы». Мужчины практически сразу нашли общие темы для разговора, Перов показался Достоевскому интересным, глубоким собеседником. Прежде, чем приступить к работе над портретом, художник долгое время приходил к Федору Михайловичу и общался с ним на самые разные темы.
— Похоже, за время их общения, Перов сумел прочувствовать Достоевского, понять его...
— Так и есть. После знакомства с портретом кисти Перова жена писателя, Анна Достоевская, сказала, что художник смог очень точно подметить то самое выражение в лице Фёдора Михайловича, которое проявлялось, когда писатель был погружён в свои художественные мысли. По словам Анны Григорьевны, Перов уловил «минуту творчества Достоевского».
— Вот интересно, что имела в виду жена писателя, когда говорила про «минуту творчества Достоевского»?
— Можно предположить, что главным лейтмотивом творчества писателя был поиск истины и способов её отражения в литературных произведениях. И нашел эту истину Достоевский в Иисусе Христе.
— Мне кажется, что портрет Достоевского действительно передаёт размышления писателя о Христе и о духовной жизни человека. Пожалуй, я здесь ещё останусь, надо осмыслить то, что сегодня услышал. Спасибо, Маргарита Константиновна, за Ваши пояснения! Теперь портрет кисти Василия Перова стал для меня ещё более притягательным! Расскажу о нём коллегам, может быть они тоже заинтересуются и приедут в Третьяковскую галерею.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер