— Добрый день! Не помешаю Вам?
— Да-да, здравствуйте. Не помешаете. Представляете, уже больше часа нахожусь в Третьяковской галерее, а почти ничего не успел посмотреть! Практически всё время провёл здесь, около портрета Достоевского. Никак не могу оторваться от него... Писатель тут такой... настоящий, что ли.
— Неудивительно, что полотно так сильно Вас впечатлило. Его автор, Василий Перов, — блестящий портретист. Вы обратили внимание, что у «Портрета Достоевского» нет никаких дополнительных фоновых деталей? Писатель изображён в пол-оборота, положив ногу на ногу, руки сомкнуты в замок, фигура погружена в полумрак.
— Палитра цветов, кстати, тоже не разнообразная, весь портрет исполнен в серовато — коричневом тоне. Складывается ощущение, что задумка автора — максимально привлечь внимание зрителя к лицу Достоевского.
— Очевидно, именно такого эффекта хотел достичь Перов.
— Вы здесь работаете? Предлагаю познакомиться. Меня Владимир зовут, тружусь врачом-кардиологом в областной больнице на Урале вот уже двадцать лет.
— Очень приятно! Значит, Вы из Сибири. Как интересно!
— Мы с коллегами приехали в Москву на курсы повышения квалификации. Обещал жене Третьяковскую галерею посетить, культурно обогатиться, так сказать. А к Вам как можно обращаться?
— Меня зовут Маргарита Константиновна, сейчас работаю смотрительницей Третьяковской галереи, по образованию — искусствовед, преподаватель. Вы впервые здесь?
— Я бывал в Третьяковке ещё школьником. Многое, конечно, стёрлось в памяти. Когда ехал сюда, думал: посмотрю картины и по другим делам пойду. Но всё оказалось не так просто.
— Да, «Портрет Достоевского» явно скорректировал Ваши планы (смеются).
— Вы знаете, Маргарита Константиновна, никогда не видел таких «живых» картин. Чётко прописанные линии напряженного, сосредоточенного лица, взгляд, устремленный вглубь себя. Не картина, а фотография!
— Вы верно заметили, Перов считается художником-натуралистом, он стремился максимально точно, фотографично запечатлеть действительность. Он умел «схватывать» главные черты характера человека и его душевное состояние. Возможно, именно этот талант художника побудил Павла Третьякова обратиться к Перову с предложением написать портрет Достоевского. Интересно, что сам Третьяков любил правдивость в живописи. Он говорил, что купит картину даже с обычной лужей, лишь бы она была правдивой.
— Интересно, а как именно Перов познакомился с Достоевским?
— Это интересная история. Перов попал в дом Достоевских в период работы писателя над романом «Бесы». Мужчины практически сразу нашли общие темы для разговора, Перов показался Достоевскому интересным, глубоким собеседником. Прежде, чем приступить к работе над портретом, художник долгое время приходил к Федору Михайловичу и общался с ним на самые разные темы.
— Похоже, за время их общения, Перов сумел прочувствовать Достоевского, понять его...
— Так и есть. После знакомства с портретом кисти Перова жена писателя, Анна Достоевская, сказала, что художник смог очень точно подметить то самое выражение в лице Фёдора Михайловича, которое проявлялось, когда писатель был погружён в свои художественные мысли. По словам Анны Григорьевны, Перов уловил «минуту творчества Достоевского».
— Вот интересно, что имела в виду жена писателя, когда говорила про «минуту творчества Достоевского»?
— Можно предположить, что главным лейтмотивом творчества писателя был поиск истины и способов её отражения в литературных произведениях. И нашел эту истину Достоевский в Иисусе Христе.
— Мне кажется, что портрет Достоевского действительно передаёт размышления писателя о Христе и о духовной жизни человека. Пожалуй, я здесь ещё останусь, надо осмыслить то, что сегодня услышал. Спасибо, Маргарита Константиновна, за Ваши пояснения! Теперь портрет кисти Василия Перова стал для меня ещё более притягательным! Расскажу о нём коллегам, может быть они тоже заинтересуются и приедут в Третьяковскую галерею.
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Игумения Таисия (Солопова) и её мать
«Мать моя вложила мне в сердце любовь к Богу и ближним, и всё то, что подобает христианину», — говорила игумения Таисия (Солопова) настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Будущая монахиня, духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского, устроительница храмов и монастырей, родилась в богатой семье дворян — морского офицера Василия Васильевича Солопова и его жены Виктории Дмитриевны, принадлежавшей к роду Пушкиных.
Супруги жили в одном из своих имений близ города Боровичи Новгородской губернии. Долгое время они оставались бездетными. Виктория Дмитриевна горячо молилась Божьей Матери о том, чтобы Владычица даровала ей дитя. И чудо произошло — 16 октября 1842 года на свет появилась здоровая, крепкая девочка. Малышку назвали Марией и окрестили в честь преподобной Марии Константинопольской. Василий Васильевич по роду своей морской службы редко бывал дома. С матерью же маленькая Маша была неразлучна. «Бывало, сидит она у окна своей комнаты, шьёт и рассказывает события из Священной Истории. А я примощусь на скамеечке у её колен и слушаю», — вспоминала игумения Таисия. Виктория Дмитриевна баловала дочь, покупала ей гостинцы и игрушки. Но, стремясь развить в девочке любовь к милостыне, часто говорила ей: «Видишь, Машенька, какая ты богатая, счастливая, сколько у тебя разных лакомств. А у других-то, несчастных, и хлебца нет, — ты бы поделилась с ними, а они бы за тебя Богу помолились». Девочка впитывала эти материнские уроки милосердия и всегда с радостью делилась тем, что имела. У неё была особая копилка, которую мама регулярно пополняла серебряными пятачками. Когда они с Машей выходили на прогулку, то брали копилку с собой и раздавали деньги всем нищим, которых встречали по пути.
В 1852 году Маше исполнилось 10 лет, и родители отвезли дочь в Петербург, в Павловский институт благородных девиц, где ей предстояло провести 6 лет. Разлука с домом, особенно — с нежно любящей матерью, плохо сказалась на здоровье девочки. Маша слегла и несколько месяцев провела в лазарете. Там, в помещении институтской больницы, она пережила несколько удивительных духовных видений, после которых ощутила призвание посвятить свою жизнь Богу и стать монахиней.
За 6 лет учёбы это желание только окрепло. И вот — выпуск из института, возвращение домой. Прошло немного времени, и Виктория Дмитриевна стала говорить о том, что девушке пора устраивать свою жизнь — прежде всего, найти подходящего мужа. Мария поняла: разговор о монастыре будет для матери неожиданностью. Но всё же решила открыть ей свою душу. Однажды, когда Виктория Дмитриевна пригласила домой портниху, Мария как бы между прочим попросила не шить ей много платьев. В ответ на удивлённый взгляд матери Маша, прижав руки к груди, взволнованно сказала, что не в состоянии жить светской жизнью; что она давно и всей душой стремится в монастырь. Виктория Дмитриевна оказалась непреклонна. «Если не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй больше никогда таких слов», — отрезала она.
Много дней и ночей провела Маша в слезах и молитвах. Но вот однажды матушка неожиданно собралась и уехала, не сказав, куда. А когда вернулась, обняла дочь и благословила на монашеский постриг. Виктория Дмитриевна рассказала, что во сне увидела Божью Матерь. Владычица укоряла женщину за то, что та не хочет отпустить дочь в монастырь. Проснувшись, она приказала заложить лошадей и поехала в близлежащий Иверский монастырь — помолиться перед иконой Царицы Небесной. «Там я дала обещание не удерживать тебя более», — со слезами сказала Виктория Дмитриевна.
Мария несколько лет прожила послушницей в разных обителях. 10 мая 1879 года в Тихвинском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия. Всё это время она вела с матерью постоянную переписку. А после её кончины узнала от родных, что последние слова Виктории Дмитриевны были о дочери: «Маша — вечная за нас молитвенница, сама Царица Небесная избрала её Себе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен