Василий Перов много общался с великим писателем на разные темы, прежде чем приступить к работе над картиной «Портрет Ф. М. Достоевского». Художнику удалось запечатлеть выражение лица Фёдора Михайловича, когда он был погружен в свои творческие думы.

«Портрет Ф. М. Достоевского» Василий Перов, 1872 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Добрый день! Не помешаю Вам?
— Да-да, здравствуйте. Не помешаете. Представляете, уже больше часа нахожусь в Третьяковской галерее, а почти ничего не успел посмотреть! Практически всё время провёл здесь, около портрета Достоевского. Никак не могу оторваться от него... Писатель тут такой... настоящий, что ли.
— Неудивительно, что полотно так сильно Вас впечатлило. Его автор, Василий Перов, — блестящий портретист. Вы обратили внимание, что у «Портрета Достоевского» нет никаких дополнительных фоновых деталей? Писатель изображён в пол-оборота, положив ногу на ногу, руки сомкнуты в замок, фигура погружена в полумрак.
— Палитра цветов, кстати, тоже не разнообразная, весь портрет исполнен в серовато — коричневом тоне. Складывается ощущение, что задумка автора — максимально привлечь внимание зрителя к лицу Достоевского.
— Очевидно, именно такого эффекта хотел достичь Перов.
— Вы здесь работаете? Предлагаю познакомиться. Меня Владимир зовут, тружусь врачом-кардиологом в областной больнице на Урале вот уже двадцать лет.
— Очень приятно! Значит, Вы из Сибири. Как интересно!
— Мы с коллегами приехали в Москву на курсы повышения квалификации. Обещал жене Третьяковскую галерею посетить, культурно обогатиться, так сказать. А к Вам как можно обращаться?
— Меня зовут Маргарита Константиновна, сейчас работаю смотрительницей Третьяковской галереи, по образованию — искусствовед, преподаватель. Вы впервые здесь?
— Я бывал в Третьяковке ещё школьником. Многое, конечно, стёрлось в памяти. Когда ехал сюда, думал: посмотрю картины и по другим делам пойду. Но всё оказалось не так просто.
— Да, «Портрет Достоевского» явно скорректировал Ваши планы (смеются).
— Вы знаете, Маргарита Константиновна, никогда не видел таких «живых» картин. Чётко прописанные линии напряженного, сосредоточенного лица, взгляд, устремленный вглубь себя. Не картина, а фотография!
— Вы верно заметили, Перов считается художником-натуралистом, он стремился максимально точно, фотографично запечатлеть действительность. Он умел «схватывать» главные черты характера человека и его душевное состояние. Возможно, именно этот талант художника побудил Павла Третьякова обратиться к Перову с предложением написать портрет Достоевского. Интересно, что сам Третьяков любил правдивость в живописи. Он говорил, что купит картину даже с обычной лужей, лишь бы она была правдивой.
— Интересно, а как именно Перов познакомился с Достоевским?
— Это интересная история. Перов попал в дом Достоевских в период работы писателя над романом «Бесы». Мужчины практически сразу нашли общие темы для разговора, Перов показался Достоевскому интересным, глубоким собеседником. Прежде, чем приступить к работе над портретом, художник долгое время приходил к Федору Михайловичу и общался с ним на самые разные темы.
— Похоже, за время их общения, Перов сумел прочувствовать Достоевского, понять его...
— Так и есть. После знакомства с портретом кисти Перова жена писателя, Анна Достоевская, сказала, что художник смог очень точно подметить то самое выражение в лице Фёдора Михайловича, которое проявлялось, когда писатель был погружён в свои художественные мысли. По словам Анны Григорьевны, Перов уловил «минуту творчества Достоевского».
— Вот интересно, что имела в виду жена писателя, когда говорила про «минуту творчества Достоевского»?
— Можно предположить, что главным лейтмотивом творчества писателя был поиск истины и способов её отражения в литературных произведениях. И нашел эту истину Достоевский в Иисусе Христе.
— Мне кажется, что портрет Достоевского действительно передаёт размышления писателя о Христе и о духовной жизни человека. Пожалуй, я здесь ещё останусь, надо осмыслить то, что сегодня услышал. Спасибо, Маргарита Константиновна, за Ваши пояснения! Теперь портрет кисти Василия Перова стал для меня ещё более притягательным! Расскажу о нём коллегам, может быть они тоже заинтересуются и приедут в Третьяковскую галерею.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер