Болезни родных — это испытание для нашей веры. Так Господь призывает нас к усиленной молитве за близких.
Василий Максимов создал картину «Больной муж», возвращаясь к своим детским воспоминаниям о тяжёлой болезни отца.

— Добрый день! Скажите, пожалуйста, в вашем магазине есть альбомы художников-передвижников?
— Да, конечно. Посмотрите пожалуйста вот на этих полках слева.
— Спасибо, нашла. Вы не будете против, если я немного полистаю?
— Конечно же, нет. Можете присесть за стол.
— Благодарю!
— Замечательно! Именно это я искала. Я возьму этот альбом.
— Хорошо, подождите минутку, я его упакую.
— О, не беспокойтесь, пожалуйста! У меня с собой есть пакет.
— Извините за любопытство — можно спросить, а что вы искали? Какую-то конкретную картину?
— Да. Полотно художника Василия Максимовича Максимова «Больной муж». Его почему-то нечасто публикуют.
— А можно взглянуть? Удивительная картина! Даже слёзы на глаза навернулись. Бедная крестьянская изба. На сколоченном из досок топчане лежит в забытьи мужчина. Рядом с ним стоит тарелка с едой, но видно, что он к ней даже не притронулся. Мужчина тяжело болен. А рядом, перед иконами, на коленях стоит его жена. Склонив голову, она молится. Наверное, просит у Бога исцеления для своего супруга.
— Максимов написал картину «Больной муж» в 1881 году. Реакция публики на эту его работу была схожа с вашей. Например, художник и критик Владимир Стасов называл картину одним из высших произведений по правде, простоте и переданным духовным переживаним.
— С этим трудно не согласиться! Смотришь на картину, и ситуация становится понятной до мелочей. Например, ясно, что мужчина зарабатывает на жизнь ловлей рыбы и семья, вероятно, только этим и жила. На стене висит сеть, повсюду разбросаны снасти. А теперь кормилец заболел...
— Василий Максимович Максимов написал картину, опираясь на свои детские воспоминания. Когда ему было 6 лет, тяжело заболел отец. Мальчик вставал перед образами и молил Бога о его выздоровлении. Этюды для будущего полотна художник рисовал во время путешествия по Поволжью, где он жил среди простых крестьян.
— А я обратила внимание, что полка с иконами — кажется, это называется, красный угол — самая светлая часть картины. От икон буквально льётся тихий свет. Он падает на склонённую голову женщины и словно говорит о том, что надежда есть! А вы как думаете, мужчина выздоровеет?
— В Евангелии Христос говорит: по вере вашей да будет вам. Если просить у Бога милости с верой, то Он непременно всё устроит к лучшему.
— Спасибо вам огромное! Вы открыли для меня эту картину. Может быть, вы знаете, где можно увидеть подлинник полотна Василия Максимова «Больной муж»?
— Он хранится в Государственной Третьяковской галерее. Обязательно приходите посмотреть.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер