
Фото: Pietro Pisarra/Unsplash
Осенью 1812 года московский купец Иван Макарухин вместе со своим семилетним сыном Василием ехал по торговым делам в Каширу. Под Москвой, стояла наполеоновская армия. Французские солдаты, голодные, застигнутые врасплох первыми заморозками, рыскали по окрестностям в поисках пищи и тёплой одежды.
Экипаж Макарухиных ехал через уставленное снопами поле. Вдруг один из снопов зашевелился, и из-за него выскочили двое наполеоновских солдат с ружьями. Преградив дорогу экипажу, они велели пассажирам выйти. Распрягли лошадей, забрали корзину с провизией. Взгляд одного из них упал на добротный, тёплый суконный кафтан Макарухина. Наставив на купца ружьё, солдат приказал ему снять кафтан, а потом и сапоги. Схватив добычу, французы вскочили на макарухинских лошадей и были таковы.
До Каширы отец и сын не успели доехать всего версту. Так Макарухин и вошёл в город — пешком, без сапог, в тонкой поддёвке, крепко держа за руку сына. Заморосил холодный дождь. У заставы им встретился нищий в рваных, похожих на решето, лохмотьях. Макарухин, не раздумывая, снял с себя рубаху и отдал её несчастному, оставшись в одной тонкой, нательной.
Этот исполненный невероятного милосердия и сострадания поступок своего отца Василий Иванович Макарухин помнил всю жизнь. И сам старался делать всё возможное, чтобы помогать людям. Взяв в свои руки семейное дело — большую мастерскую по изготовлению кованой и литой церковной утвари — Макарухин-младший стал получать хороший доход. Василий Иванович собственноручно делал чертежи и эскизы для будущих подсвечников, киотов и аналоев. Предметы, сделанные по его, как сегодня сказали бы, эксклюзивным проектам, пользовались большим успехом. Многие из них он жертвовал храмам и монастырям. В своём доме Василий Иванович всегда привечал нищих и убогих, устраивая для них общие столы не только по церковным праздникам, но и каждое воскресенье. Немалую поддержку Макарухин оказал русской армии — во время Крымской войны 1853-1856 годов он регулярно направлял фронту пожертвования для закупки провианта и медикаментов, за что был удостоен бронзовой медали на Анненской ленте.
Однако наград и почестей Макарухин не искал, твёрдо веря в то, что в делах милосердия левая рука не должна знать того, что творит правая. Поэтому дело всей своей жизни — строительство в Туле Богородичного Щегловского монастыря — решил вести анонимно, в качестве «неизвестного жертвователя». Мысль о том, чтобы на собственные средства воздвигнуть обитель, родилась у Василия Ивановича давно. И вот в мае 1860 года, в живописном месте на границе города и леса — Щегловской засеке — был заложен первый храм будущего монастыря: церковь во имя иконы Божьей матери «Млекопитательница». В течение нескольких лет были построены братские корпуса, трапезная, колокольня и церковь Успения Божьей Матери. Василий Иванович не ограничивал архитекторов и строителей в средствах. В результате на возведение монастыря купцом было безвозмездно пожертвовано более полумиллиона рублей. Ещё тридцать тысяч — единовременно выдал на разные нужды обители. Кроме того, Макарухин обеспечил монастырь церковной утварью и лично приобрёл для храмов иконы и Богослужебные книги.
Спустя несколько лет Василий Иванович построил на территории монастыря паломническую гостиницу и выделил десять тысяч рублей на её содержание. А в тысяча восемьсот восемьдесят девятом и сам переселился в обитель — сначала в качестве послушника. А через год принял монашеский постриг с именем Варсонофий. Всё своё оставшееся состояние Макарухин пожертвовал Щегловскому монастырю.
Жители Тулы и паломники, приезжавшие в обитель поклониться её святыням, ещё долго не знали, благодаря кому появился в Щегловской засеке удивительной красоты монастырь. Но интуитивно тянулись к отцу Варсонофию, которого уже при жизни почитали как святого старца. Церковь прославила монаха Варсонофия в чине преподобного в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер