
27 мая 1876 года впервые в истории России в стенах отечественного высшего учебного заведения — Петербургской императорской медико-хирургической академии — докторскую диссертацию защитила женщина. Звали её Варвара Александровна Кашеварова-Руднева. Это был поистине необыкновенный случай. В то время дамы хоть и могли посещать лекции в университетах, однако сдавать экзамены, а тем более получать научную степень в России женщинам было запрещено. Однако для Варвары сделали исключение — разрешение на защиту ей выдал сам военный министр Дмитрий Милютин. К этому долгожданному мгновению Варвара Кашеварова-Руднева шла упорным и очень непростым путём.
В 1856 году, 12-летней девочкой, она навсегда покинула родной дом в Могилёвской губернии. Попросту убежала — от нещадных побоев мачехи, которая взвалила на хрупкие плечи Варвары всю самую тяжёлую работу по хозяйству. А главное — не пускала в школу. В результате в свои 12 лет Варя не умела ни читать, ни писать. Но очень хотела учиться и получить в будущем какую-нибудь профессию. Она слышала о том, что в Петербурге находятся лучшие школы, училища и университеты. И теперь держала путь в столицу. Босоногая, в запылённой одежде, маленькая странница ночевала под открытым небом, питалась, чем Бог пошлёт.
Спустя несколько месяцев Варвара дошла до Царского села, где, на беду, в то время разразилась эпидемия тифа. Варя заболела. Её без сознания обнаружил местный житель. Пожалел, и отвёз в больницу. Варе помогли — она быстро пошла на поправку. После всех бед и скитаний лазарет показался девочке раем, а доктора в белых халатах — ангелами. Именно тогда она решила, что обязательно станет врачом и будет помогать людям.
Варя выздоровела. Теперь ей нужно было на что-то жить, а ещё копить деньги на образование. Варвара пошла в прислуги. В Петербурге она устроилась в семью, где к ней отнеслись очень тепло. Хозяева обучили Варю грамоте. И в 1862 году девушка поступила вольнослушательницей в Петербургский повивальный институт. Курс был рассчитан на год, но Варя окончила его экстерном всего за 4 месяца. Тогда же она узнала, что в Оренбургской губернии остро нуждаются в акушерках. Практиковать в суровый и необжитый уральский край ехали, в основном, доктора-мужчины. А местное население было преимущественно мусульманским. Мужчины посещали докторов, а вот женщинам религиозные запреты не позволяли наблюдаться у врача мужского пола. Не говоря уже о том, чтобы рожать в присутствии акушера-мужчины. Поэтому роды проходили на дому, в антисанитарных условиях, без грамотной профессиональной помощи. Как следствие — часто погибали и младенцы, и их матери. И Кашеварова-Руднева решила отправиться в далёкие оренбургские степи. «Я готова ехать на край света, лишь бы иметь возможность приносить пользу», — писала она. Молодая профессиональная акушерка из столицы помогла сотням младенцев благополучно появиться на свет. Благодарность за работу Варваре выразил сам Оренбургский генерал-губернатор. По его ходатайству в 1863 году она и попала в Петербургскую императорскую медико-хирургическую академию, где спустя 13 лет защитила докторскую диссертацию.
Первая женщина-врач, получившая диплом в России, конечно, была в центре всеобщего внимания. Статью о ней опубликовал даже американский сборник «Женщины-медики». Но Кашеварова-Руднева искала не славы, а возможности помогать людям там, где помощь особенно необходима. Поэтому и практиковать стала не в престижной столичной клинике, а в глухой провинции. Много лет доктор медицины проработала сельским врачом. Днём принимала пациентов, по ночам писала научные работы. Выживала на крошечное жалованье. В конце концов работа на грани полного самозабвения начала сказываться на здоровье Варвары Александровны. В январе 1899 года она покинула этот мир — ей было всего 58 лет. За месяц до кончины, из Петербурга к ней приехали коллеги — поздравить с тридцатилетним юбилеем врачебной деятельности. А вот от чествования в столице доктор тактично отказалась. Не захотела даже на время бросать своих пациентов — вдруг кому-то из них понадобится помощь...
Все выпуски программы Жизнь как служение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер