
Яркое пламя освещало тёмные, замшелые стволы вековых сибирских елей. Стоял прохладный, сухой август тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года. Четверо туристов из города Куйбышева сидели у потрескивающего углями костра, смотрели в далёкое, усыпанное звёздами таёжное небо и слушали, как тихо поёт, аккомпанируя себе на гитаре, душа их туристической компании — Валера Грушин, студент-радиотехник Куйбышевского авиационного института.
Вдруг раздался хруст веток и к костру вышел начальник метеостанции, которая располагалась тут же неподалёку. Это он помог туристам расположиться на удобном месте, а они в шутку успели прозвать совсем не старого ещё метеоролога Дедом — из-за его длинной, густой бороды.
— Ребята, мне завтра с утра детей в посёлок отправить надо, поможете лодку снарядить? — спросил он.
— Обязательно поможем! — не раздумывая, опередив всех, ответил Валера Грушин.
Слово «помощь» было для него волшебным. Валерий всегда был готов протянуть руку ближнему и не ждал особого приглашения. Так его воспитывали с детства: отец, военный летчик и убеждённый коммунист, рассказывал о подвиге Александра Матросова, а верующая бабушка тайком от родителей читала внуку жития святых и рассказывала Евангельские притчи.
...Едва рассвело, Валера вылез из палатки, натянул старенький свитер и зашагал в сторону метеостанции. Лодку снарядили быстро. Дед усадил в неё детей — девочку-подростка и мальчика. Раздался рёв мотора. Вдруг оставшийся на берегу Валера с ужасом увидел, что лодку закружило. Течение в этом месте реки было очень сильным; вода, налетая на камни, вставала дыбом. Не выдержав такого напора, лодка перевернулась. Метеоролог и дети оказались в воде, их стало быстро относить течением.
Не раздумывая, Валера кинулся в воду. Плыть было невероятно трудно. Но он слышал крики детей и изо всех сил старался двигаться как можно быстрее. Наконец он смог дотянуться до девочки. Валера вернулся, помог плачущему, дрожащему от страха и холода подростку выбраться на берег и бросился в воду за вторым ребёнком. Сил почти не оставалось, но Валера упорно продолжал плыть, пока не перестали слушаться руки и ноги. Двадцать девятого августа тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года Валерий Грушин утонул, спасая жизни детей. Ему было двадцать три...
Поле трагической гибели Валеры его однокурсники с теплом вспоминали о том, каким добрым и отзывчивым он был. Заядлый турист, в тяжёлые моменты похода взваливал себе на плечи самый увесистый рюкзак, а на опасном маршруте всегда шёл первым. Подобным же образом Валера поступал и во всём остальном. Когда у одного из его одногруппников неожиданно умер отец, Грушин собрал студентов и отправился разгружать вагоны, чтобы заработанными деньгами помочь семье этого парня.
В тяжёлые послевоенные годы маленький Валера постоянно приглашал друзей к себе на обед, чтобы подкормить их. Его отец получал неплохой офицерский паёк, а у этих Валериных приятелей дома часто нечего было есть.
Вспоминают близкие Грушина и такой случай. Серьёзно увлекавшийся авторской песней, Валера организовал гитарное трио и даже разработал для него собственную эмблему — аист, летящий на фоне Солнца. На один из туристических слётов группа Валеры приехала в одинаковых ветровках с этой самой эмблемой, нашитой на груди. «Какая красивая куртка!» — восхищённо сказал кто-то из ребят, а Валера тут же снял с себя эксклюзивную, как сказали бы сегодня, вещь и подарил туристу, которому она так понравилась.
«Нет большей любви, как если кто положит жизнь свою за други своя», — сказал Христос. Советский студент Валера Грушин воплотил эту Евангельскую заповедь. В память о нём и о его подвиге под Самарой вот уже несколько десятков лет проходит фестиваль авторской песни его имени — легендарная «Груша». В честь Валеры в две тысячи первом году была названа и железнодорожная платформа близ места проведения этого фестиваля.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер