
Режиссер Глеб Панфилов дебютировал в 1967 году кинокартиной «В огне брода нет» — это нестандартный портрет гражданской войны. К тому времени роман Александра Солженицына — «В круге первом», посвящённый спецтюрьме — «шарашке», где работали репрессированные советские инженеры, уже был изъят на обыске сотрудниками КГБ.
Сорок лет спустя, в 2006-м, Панфилов снял по роману и солженицынскому сценарию, десятисерийный фильм «В круге первом». Писатель участвовал в подборе актёров и записал для фильма фрагменты своего авторского чтения.
В восьмой серии картины, на фоне ведущего под одеялом свои тайные записи заключённого Нержина (роль Евгения Миронова), — звучит голос его великого прототипа. Кстати, и почерк Нержина, появляющийся иногда в кадре — это рука Александра Исаевича.
Те, кто плыли в ковчеге, были невесомы сами, и обладали невесомыми мыслями. Они не обладали счастьем, и потому не испытывали тревоги его потерять. Плечи их не были обременены заботами о жилище, топливе, хлебе и одежде для детишек. ...Мужчины, выдающиеся по уму, образованию и опыту жизни здесь принадлежали только друзьям. Дух мужской дружбы и философии парил под парусным сводом потолка. Может быть, это и было то блаженство, которое тщетно пытались определить и указать все философы древности?
В предыдущей серии, на тюремном дне рождения, Глеб Нержин ещё поднимает заздравную жестяную кружку именно за эту дружбу, за лицейское свободное братство, недоступное на воле — если не считать, как верно заметит другой заключённый Рубин — блаженной поры детства.
— Вот мне тридцать один год. За это время жизнь меня и баловала, низвергала, — но я клянусь вам, я никогда в жизни не забуду того истинного величия человека, которое я узнал в тюрьме. И я горжусь, что сегодня здесь, на мой скромный юбилей, собралось такое отобранное общество. Давайте выпьем за дружбу, расцветающую в тюремных склепах.
Напоминать содержание большого романа и многосерийной кинокартины «В круге первом» я не буду. Напомню лишь себе и слушателю о прекрасном актёрском ансамбле, собранном режиссером Глебом Панфиловым. Тут много легендарных и набирающих популярность имён. Отдельно поклонюсь памяти народного артиста Михаила Кононова (помните учителя в «Большой перемене»?), — для которого гениально исполненная роль дворника Спиридона Данилыча оказалась последней...
Интересно, что в фильме (роль писателя Галахова) снялся драматург, режиссер и литератор Евгений Гришковец, в другом эпизоде можно заметить театроведа, педагога и критика Бориса Любимова...
Ну и, конечно, не удержусь вспомнить, что Солженицын ввёл в сценарий эпизод, которого не было и не могло быть в книге. Это — мировоззренческий спор христианского философа, инженера Сологдина и несгибаемого марксиста Рубина, начавшийся в тюремном туалете, неожиданно продолжающийся на набережной Москвы-реки 2000-х годов и завершающийся снова в стенах уборной.
В этом эпизоде — вся соль, боль и драма нашего времени, вот так я думаю.
— Что с тобой?
— Ничего не понимаю. Только что видел Кремль: на одних башнях — орлы двуглавые, на других — звёзды. Ты видел — автомобили какие-то странные, не наши — несутся с бешеной скоростью?...
— Что с тобой? Ты бредишь, марксист...
Сериал Глеба Панфилова «В круге первым» оказался редким для этого жанра (в отечественном кино уж точно), конгениальным экранизированному сочинению — творением. И не забудем: одной из последних прижизненных встреч Александра Солженицына — со своим читателем и своим народом — в том числе и посредством живого голоса.
— А жаль, друзья, что мы не выпили за наш народ... Народ — это не просто все, говорящие на нашем языке...
— ...но и говорящие на вашем (все смеются)
— ...народ — это не все, говорящие на нашем языке, но и не избранцы, отмеченные огненным знаком гения. Не по рождению, не по труду своих рук и не по крылам своей образованности отбираются люди в народ. А — по душе. Душу же выковывает себе каждый сам, год от году. Надо стараться закалить, отгранить себе такую душу, чтобы стать человеком. И через то — крупицей своего народа.
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 69 зач., I, 8 - II, 6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое грех? Как он появляется на свет? И как от него избавиться раз и навсегда? Ответ на эти вопросы мы слышим в отрывке из 1-й и 2-й глав 1-го послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
8 Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
Нет человека, который бы жил эту жизнь и ни разу бы не согрешил. Более того, даже если перестаёт человек совершать явно греховные поступки, он всё ещё не свободен от греха. Величайшие святые признавались в этом на смертном одре. Нам это может показаться странным. Однако всё встанет на свои места, если под грехом мы будем понимать не только нарушение закона, не только антисоциальные поступки, не только явные преступления против человечества, но в первую очередь особое состояние, в котором находится человек. О каком именно состоянии идёт речь?
Православные богословы утверждают, что из-за преступления Адама в мир проникли три жутких болезни. Первая — это тленность. Всё подвержено старению, всё портится, всё разрушается, всё истлевает. Вторая болезнь — это страстность. Речь идёт не о противоестественных страстях, которыми бывает одержим человек. Такими, как например, зависимость от пищи, игр или веществ. Речь о наших вполне естественных реакциях на внешние воздействия. Мы испытываем боль, голод, жажду, холод, утомление. Страдает как наша душа, так и тело. Третья болезнь — это смертность. Это разрушение целостного душевно-телесного состава человека. То, чем оканчивается наша земная жизнь. Со времён Адама этому закону подчиняется каждый из нас. Без исключения. Тленность, смертность и страстность — это общее состояние нашего тела и души. Как говорится, средняя температура по больнице.
Наверное, если бы не был человек сотворён по образу Божию, то мы бы не видели в этом большую проблему. Но что-то подсказывает нам, что так быть не должно. Что есть в этом огромная несправедливость. Именно поэтому мы всеми силами пытаемся избежать этого состояния умирания. Своими мыслями, словами и поступками мы создаём иллюзию бессмертия. Например, пытаемся заработать побольше денег, окружить себя комфортом, получить статус в обществе, собрать вокруг себя единомышленников и почитателей. Так мы надеемся поймать синюю птицу за хвост, убежать от страдания и смерти. И часто к этой цели мы идём, не обращая внимания на окружающих. Здесь и рождается грех. Да, возможно, мы не грабим банки и не создаём финансовые пирамиды. Но всякий из нас наполнен претензиями и недовольством по поводу происходящего вокруг. А это и есть зачаток любого греха.
Поэтому говорить себе, что во мне нет греха — это большое заблуждение и горький самообман. Ведь правда жизни настигнет внезапно. В самый неподходящий момент. Апостол Иоанн напоминает об этом не для того, чтобы вызвать у нас чувство вины, стыда или страха. Он хочет обратить наше внимание на ту альтернативу, которую предлагает Христос. Не лучше ли сразу жить по закону Его Евангелия. Искать не своей воли, но воли Бога. Заботиться не о своей корыстной выгоде, но о пользе, которую мы можем принести окружающим. Тому, кто начинает так проводить свою жизнь, Господь даёт Свой свет, просвещает разум. Такой человек начинает отчётливо видеть своё истинное состояние и то, из какого страшного болота его вытягивает Бог. Это вдохновляет его исполнять заповеди Христовы с ещё большей силой и усердием.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?

Когда мы говорим: «Новый год», мы имеем в виду и праздник, и начало следующего периода нашей жизни, и старт календарного года. Откуда же взялось слово «новый»?
Это древнее прилагательное, корень его известен с давних времён. В греческом «неос», в латинском — «новус», в древнеиндийском языке «навас».
Тот же корень учёные-лингвисты обнаружили в древнеирландском, хеттском, армянском языках.
А в современных английском и немецком языках есть «нью» и «нойе».
Но ещё более интересно, что этот корень встречается и в эвенкийском — «нёву», что означает «первый». И в таджикском — «нав».
Данное слово есть и во всех славянских языках. В старинных русских пословицах часто встречаем: «береги платье с нову, а честь смолоду», «старый друг лучше новых двух».
И конечно, необходимо сказать о «Новом завете», который несёт людям новый свет, призывает к переменам в мыслях и поступках, устанавливает иные отношения с Богом и ближними.
Получается, название для нового, ещё не познанного появилось уже давно, чтобы описывать что-то очень важное в человеческом мировосприятии.
Возникшее в глубокой древности, из праязыка, слово «новый» отражает одно из главных свойств человека — стремление посмотреть свежим взглядом, взглянуть под другим углом, сделать шаг вперёд. В канун больших зимних праздников мы ждём улучшения нашего бытия. Поэтому и в поздравлениях часто желаем друг другу открыть новую страницу жизни.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?
- Кто такие полиглоты?
- Что такое дар рассказчика и можно ли этому научиться?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Дорога жизни» заботится о детях, оставшихся без родителей

Ваня из Алтайского края попал в дом ребёнка в четыре месяца. Он родился с тяжёлым заболеванием. Врачи сказали родителям, что мальчик не выживет и рекомендовали написать отказ ещё в роддоме. Супруги были растеряны и не видели другого выхода, поэтому согласились. Так Ваня и оказался в детском учреждении. Однако история мальчика имеет счастливое продолжение.
Спустя некоторое время после того, как мальчик попал в детский дом, его здоровье ухудшилось и потребовалась срочная операция. Её могли сделать только в специализированной московской клинике. Дом ребёнка обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Дорога жизни». Его команда заботится о детях, оставшихся без попечения родителей. Предоставляет им необходимую медицинскую помощь и сопровождение, а также работает на тем, чтобы подопечные возвращались в кровные семьи или обретали новые.
При содействии фонда Ване сделали операцию в Москве. А пока он находился в больнице, волонтёры проекта разыскали родителей и сообщили им о его состоянии. Папа с мамой прилетели в столицу, чтобы увидеть сына. Специалисты фонда «Дорога жизни» рассказали им об особенностях здоровья ребёнка, о том, как о нём позаботиться, и какие для этого есть возможности в их регионе. В итоге семья оформила все документы и забрала Ваню домой.
Сейчас малыш живёт с родителями и старшей сестрой. Они активно занимаются с мальчиком. Недавно Ваня начал произносить первые слова. И теперь, когда отец возвращается с работы, он встречает его радостным возгласом: «Папа, папа!»
При участии фонда «Дорога жизни» происходит множество добрых историй. Если вы хотите больше узнать о проекте, поддержать его работу и подопечных, переходите на сайт «Дорога жизни».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов