
Режиссер Глеб Панфилов дебютировал в 1967 году кинокартиной «В огне брода нет» — это нестандартный портрет гражданской войны. К тому времени роман Александра Солженицына — «В круге первом», посвящённый спецтюрьме — «шарашке», где работали репрессированные советские инженеры, уже был изъят на обыске сотрудниками КГБ.
Сорок лет спустя, в 2006-м, Панфилов снял по роману и солженицынскому сценарию, десятисерийный фильм «В круге первом». Писатель участвовал в подборе актёров и записал для фильма фрагменты своего авторского чтения.
В восьмой серии картины, на фоне ведущего под одеялом свои тайные записи заключённого Нержина (роль Евгения Миронова), — звучит голос его великого прототипа. Кстати, и почерк Нержина, появляющийся иногда в кадре — это рука Александра Исаевича.
Те, кто плыли в ковчеге, были невесомы сами, и обладали невесомыми мыслями. Они не обладали счастьем, и потому не испытывали тревоги его потерять. Плечи их не были обременены заботами о жилище, топливе, хлебе и одежде для детишек. ...Мужчины, выдающиеся по уму, образованию и опыту жизни здесь принадлежали только друзьям. Дух мужской дружбы и философии парил под парусным сводом потолка. Может быть, это и было то блаженство, которое тщетно пытались определить и указать все философы древности?
В предыдущей серии, на тюремном дне рождения, Глеб Нержин ещё поднимает заздравную жестяную кружку именно за эту дружбу, за лицейское свободное братство, недоступное на воле — если не считать, как верно заметит другой заключённый Рубин — блаженной поры детства.
— Вот мне тридцать один год. За это время жизнь меня и баловала, низвергала, — но я клянусь вам, я никогда в жизни не забуду того истинного величия человека, которое я узнал в тюрьме. И я горжусь, что сегодня здесь, на мой скромный юбилей, собралось такое отобранное общество. Давайте выпьем за дружбу, расцветающую в тюремных склепах.
Напоминать содержание большого романа и многосерийной кинокартины «В круге первом» я не буду. Напомню лишь себе и слушателю о прекрасном актёрском ансамбле, собранном режиссером Глебом Панфиловым. Тут много легендарных и набирающих популярность имён. Отдельно поклонюсь памяти народного артиста Михаила Кононова (помните учителя в «Большой перемене»?), — для которого гениально исполненная роль дворника Спиридона Данилыча оказалась последней...
Интересно, что в фильме (роль писателя Галахова) снялся драматург, режиссер и литератор Евгений Гришковец, в другом эпизоде можно заметить театроведа, педагога и критика Бориса Любимова...
Ну и, конечно, не удержусь вспомнить, что Солженицын ввёл в сценарий эпизод, которого не было и не могло быть в книге. Это — мировоззренческий спор христианского философа, инженера Сологдина и несгибаемого марксиста Рубина, начавшийся в тюремном туалете, неожиданно продолжающийся на набережной Москвы-реки 2000-х годов и завершающийся снова в стенах уборной.
В этом эпизоде — вся соль, боль и драма нашего времени, вот так я думаю.
— Что с тобой?
— Ничего не понимаю. Только что видел Кремль: на одних башнях — орлы двуглавые, на других — звёзды. Ты видел — автомобили какие-то странные, не наши — несутся с бешеной скоростью?...
— Что с тобой? Ты бредишь, марксист...
Сериал Глеба Панфилова «В круге первым» оказался редким для этого жанра (в отечественном кино уж точно), конгениальным экранизированному сочинению — творением. И не забудем: одной из последних прижизненных встреч Александра Солженицына — со своим читателем и своим народом — в том числе и посредством живого голоса.
— А жаль, друзья, что мы не выпили за наш народ... Народ — это не просто все, говорящие на нашем языке...
— ...но и говорящие на вашем (все смеются)
— ...народ — это не все, говорящие на нашем языке, но и не избранцы, отмеченные огненным знаком гения. Не по рождению, не по труду своих рук и не по крылам своей образованности отбираются люди в народ. А — по душе. Душу же выковывает себе каждый сам, год от году. Надо стараться закалить, отгранить себе такую душу, чтобы стать человеком. И через то — крупицей своего народа.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер