
Нижний Новгород был одним из тех счастливых городов, где уже к середине девятнадцатого века появился водопровод. Правда, был он совсем небольшим, всего на несколько водозаборных колонок в центре города, а так как большинство нижегородцев жили на окраинах, им проще было по-прежнему ходить с коромыслом к реке. Шли годы, Нижний разрастался, и старый водопровод окончательно утратил свою актуальность. Городским властям было очевидно, что необходимо строить новый, гораздо более мощный и разветвлённый. Они даже устроили конкурс на лучший проект водопровода, в котором победила солидная английская инженерная компания. И всё бы хорошо, да только вот денег на строительство у города не хватало.
И вот в один прекрасный день на стол нижегородского начальника легло заявление от местного купечества. Трое самых известных и богатых предпринимателей предлагали городу свою безвозмездную помощь для устройства водопровода. Среди них был и владелец судостроительных заводов Устин Саввич Курбатов. Он жертвовал на благое начинание пятьдесят тысяч рублей.
Устин Саввич родился в городе Сарапуле, но, поскольку его коммерческая деятельность была тесно связана с Нижним Новгородом, там он и обосновался. Открытый и щедрый человек, Курбатов не только приумножал свой капитал, но и помогал другим. Пожертвование на строительство водопровода было далеко не единственным. В Нижнем Устин Саввич поддерживал Вознесенский монастырь, был попечителем городских сиротских приютов.
Но и о родном Сарапуле Курбатов не забывал. Там жил один из самых близких Устину Саввичу людей — его двоюродный брат Иван Савельевич Колчин. Устин Курбатов являлся совладельцем его сарапульских судоверфей. Братья были не только партнёрам по бизнесу, но и единомышленниками. Иван Савельевич, как и Устин Саввич, тоже не забывал о ближних — устраивал обеды для нищих и бездомных, жертвовал храмам и монастырям.
В тысяча восемьсот семьдесят пятом году Колчин направил в Сарапульскую городскую думу письмо с прошением о дозволении на открытие в городе богадельни. На её строительство и обустройство он жертвовал двадцать тысяч рублей, и ещё тридцать тысяч оставлял в банке в качестве капитала, на проценты с которого богадельня могла безбедно существовать долгие годы. Разрешение последовало, однако воплотить задуманное Иван Савельевич не смог — от настигшей его болезни через несколько месяцев он скончался. В завещании своим единственным наследником Колчин сделал Устина Саввича Курбатова. И перед смертью взял с двоюродного брата обещание закончить то, что сам он не успел сделать.
Впрочем, упрашивать Устина Саввича большой необходимости не было. Он и сам с радостью взялся за устройство богадельни, добавив к пожертвованным братом средствам ещё и свои. В тысяча восемьсот семьдесят восьмом году богадельня приняла первых обитателей
В течение нескольких последующих лет Устин Саввич открыл на собственные средства в Сарапуле ещё несколько важных учреждении. Среди них Вдовий дом — приют для женщин с детьми, потерявших кормильца; ещё одна богадельня, куда на полное содержание принимали не только стариков, но и людей, не имеющих собственной крыши над головой; больница с родильным отделением, где бедняки обслуживались бесплатно; приют для девочек-сирот. А в Сарапульском реальном училище Курбатов учредил стипендию имени своего покойного брата Ильи Колчина.
Удивительно, но о благотворительной деятельности братьев современным историкам известно гораздо меньше, чем об их судостроительном бизнесе. Хотя это, наверное, закономерно — Устин Саввич и Илья Савельевич не кричали о своих пожертвованиях на каждом углу. Они просто хотели чем-то помочь людям, живущим рядом с ними. Это у них вполне получилось — а остальное, пожалуй, уже не так важно.
Все выпуски программы Имена милосердия
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема