«Успение Пресвятой Богородицы. Фестиваль «Спас на Угреше». Иером. Кирилл Зинковский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Успение Пресвятой Богородицы. Фестиваль «Спас на Угреше». Иером. Кирилл Зинковский

* Поделиться

У нас в гостях был ректор Николо-Угрешский духовной семинарии, доктор богословия иеромонах Кирилл (Зинковский).

Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили о смыслах этого одного из важнейших для христиан праздника, а также о фестивале «Спас на Угреше» в Николо-Угрешском монастыре.

Ведущий: Алексей Пичугин

А. Пичугин

— Дорогие слушатели, здравствуйте, «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин и я рад вас приветствовать. И с удовольствием представляю нашего гостя — ближайший час эту часть «Светлого вечера» вместе с вами и вместе в нашей студии проведет игумен Кирилл (Зинковский), наместник Николо-Угрешского монастыря, ректор Николо-Угрешской семинарии, доктор богословия. Добрый вечер.

Игумен Кирилл

— Доброго вечера.

А. Пичугин

— Мы с вами встречаемся в преддверии праздника Успения Пресвятой Богородицы, мы сегодня будем говорить, безусловно, о празднике Успения, об Успении. Но у вас в монастыре, я так понимаю, что это первый праздник, который называется «Спас на Угреше», первый раз проходит. Мы с вами встречались несколько месяцев назад, весной, когда у вас «Никола Вешний на Угреше» — так назывался тот праздник, мы его представляли. Кстати, как он прошел?

Игумен Кирилл

— Слава Богу, в общем-то, получили много очень положительных отзывов, благодарных от людей, которые посетили в эти майские дни наш монастырь и фестиваль. И, в общем-то, даже, по разным оценкам, около пятнадцати тысяч, а возможно, и чуть больше людей посетило за пару дней вот это событие. Отзывов было много положительных, слава Богу.

Игумен Кирилл

— Это сразу, наверное, нашим слушателям, да и тем, кто и не из Москвы, и даже, может быть, москвичи не все представляют, где находится Николо-Угрешский монастырь — находится он прямо рядом с Москвой, рядом с МКАД, Московской кольцевой дорогой, в городе Дзержинском. Ну это город, который вплотную примыкает к Москве, и вот там находится Николо-Угрешский монастырь. Если я не ошибаюсь, по крайней мере так было до недавнего времени, это был самый большой в России монастырь по площади.

Игумен Кирилл

— По факту действительно так. Это монастырь, который, по милости Божией, расширил свою территорию благодаря подарку, можно сказать, от глубины сердца сделанному местными крестьянами в XIX веке преподобному Пимену Угрешскому, в благодарность за его внимание к крестьянским детям, для которых его трудами было построено духовное училище. Ну это училище было не только духовное, а еще там их учили и читать, и писать. И в то время это было началом того, что сейчас называется социальный лифт — то есть крестьянские дети могли после этого уходить в Москву и переходить в другое сословие.

А. Пичугин

— Ну там, по-моему, речь не шла о переходе именно в другое сословие. А там скорее речь шла, как вы правильно сказали, социальный лифт — то есть перед ними открывались новые возможности.

Игумен Кирилл

— Ну такой цели прямо не ставилось, но тем не менее многие из крестьянских детей могли уже перейти на другой вот социальный уровень, и очень были благодарны родители, подарили, практически удвоили территорию монастыря.

А. Пичугин

— Ну она, кстати, опять же не знаю как сейчас, но долгое время она была не обжита, то есть основные постройки монастыря они ведь сгруппировались в одном месте. Такая достаточно большая территория, наверное, она как-то сейчас у вас используется, но вот она без храмов, без келейных корпусов.

Игумен Кирилл

— Она очень даже используется — и местными жителями города Дзержинский, который возник в XX веке рядом с монастырем, и паломниками, и туристами. Это место прекрасное, где можно и погулять, и подышать воздухом и увидеть разных животных, которые у нас там живут — и уточки, и лебеди, и нутрии.

А. Пичугин

— Ничего себе.

Игумен Кирилл

— И даже есть ослик, на котором могут детки покататься. И даже оленей несколько нам подарили.

А. Пичугин

— Здорово.

Игумен Кирилл

— Ну они отдельно на хоздворе там, но специально организуем и к ним тоже проход, чтобы с этими молодыми такими оленятами пообщались дети и взрослые.

А. Пичугин

— А чему посвящен — я думаю, празднику Успения праздник, фестиваль, как его правильней было бы назвать. Расскажите, что там будет проходить и когда, самое главное. Это последние дни августа — 28–30-е, правильно? И что можно будет увидеть, в чем принять участие, если приехать в Дзержинский и прийти в Николо-Угрешский монастырь?

Игумен Кирилл

— Всех приглашаем. На самом деле, конечно, понятно, что понедельник и вторник — 29-е и 30-е — может быть, несколько более трудно. А вот основной, скажем, акцент поставлен на 28-е — на праздник Успения. Ну в этот день мы постараемся, в общем-то, праздник устраиваем для того, чтобы люди могли прикоснуться к традициям русским — и русской кухни, и русской моды в одежде, и русских фольклорных коллективов. Здесь будут и лекции, и бесплатные экскурсии по монастырю, и по нашим двум музеям, находящимся на территории обители. В общем-то, решение было принято, в силу того что на самом деле вот эта вторая половина августа, она связана действительно с несколькими праздниками, чисто вот монастырскими, историческими. Это и день основания обители, который мы праздновали буквально вот вчера: 22 августа — это у нас день явления иконы святителя Николая святому князю Димитрию Донскому, когда он находился на пути на Куликовское поле. Соответственно, слова «сия угреша сердце мое» (это согрело мое сердце) легли в основу названия самого монастыря. И, безусловно, праздник преподобного Пимена Угрешского, преставление которого приходится на 30 августа. Вот 28–30 августа таким образом...

А. Пичугин

— Ну да, три дня, которые для монастыря, и два дня для всей Церкви имеют большое значение. Мы еще не упомянули про 29-е число, когда «Спас» еще один — третий «Спас», как у нас говорят. Ну вот я смотрю, у вас написано здесь «хлебный» или «полотняный» — да, это народные такие наименования, как у нас «яблочный», «медовый». А вот я про «хлебный» и «полотняный» никогда не слышал. Дело в том, что мое такое воцерковление, становление церковное происходило в храме, как раз в Спасском храме, престольный праздник которого был 29-го. И у нас почему-то всегда так вот в народе, среди прихожан говорили «ореховый Спас», вот про «ореховый» я слышал.

Игумен Кирилл

— Ну да, тут я еще напомню, что у нас древнейший храм обители — это Успенский, поэтому еще и престольный праздник здесь. А Нерукотворный Образ почему называется «хлебным», я могу сказать, что это связано с окончанием сборочных зерновых работ в селах, в деревнях Древней Руси, ну и не только древней, предреволюционной. Соответственно, соединялся этот праздник с праздником и Нерукотворного Образа Спасителя, который, мы знаем, один из знаменитых образов Едесских был на полотне. Соответственно, вот его называют либо «полотняный» в народе, либо «хлебный».

А. Пичугин

— Да «полотняный» же, действительно, это от убруса пошло.

Игумен Кирилл

— Ну а хлеб, действительно, все-таки считалось на Руси хлеб всему голова. И хотя тут конец поста, но все-таки хлеб был такой основной диетического, скажем, гастрономического стола на Руси. И считалось, что все-таки действительно, даже непостная пища, взять молочные какие-то продукты — сыры, кстати, будут тоже представлены у нас, и фермерские сыры, можно будет отведать разные хлебы, с разных областей нашей страны приедут фермеры. Будет даже конкурс зрительских, так скажем, паломнических симпатий по поводу хлеба и сыра. Соответственно, все равно хлеб считается как основа нашей такой древнерусской кухни. Основную силу давал все-таки хлеб в физических трудах. Мясо вкушали вне поста, но оно было не таким частым гостем на столе.

А. Пичугин

— Да, кстати, вот с кем ни поговоришь про русскую кухню, у большинства людей есть представление о русской кухне как о кухне, скорее сформировавшейся в изысканных столах знати, дворянских столах уже в XVIII–XIX веках, вот под большим влиянием французской кухни, где там мясо играет определенную важную роль. А если мы посмотрим на крестьянский стол, так откуда там много мяса, откуда взяться мясу. Потому что мясо — ну да, свиней на мясо разводили, а коровы — это только молоко. А рыба, вот рыба часто была основой.

Игумен Кирилл

— Ну да, В этом смысле мы как раз вот, один из наших лекторов будет известный во многих кругах филолог, кандидат филологических наук и специалист по русской кухне, Максим Марусенков, который расскажет о монастырской кухне в допетровской Руси.

А. Пичугин

— Да, вот он как раз большой специалист. И у вас я так понимаю, что с хлебом очень много связано еще потому, что друг нашей радиостанции большой и ваш, Валентин Максимов, который с вами приходил перед «Николой Вешним на Угреше», и мы все говорили здесь о хлебе в том числе. А еще одно — извините, да, что я перебиваю вас, но еще одно вот такое наблюдение, вы меня навели на него. Если мы посмотрим деревенские сельские храмы, особенно в тех местах, где активно развивалось сельское хозяйство, мы увидим, что большинство храмов, которые там были и остались до нашего времени, они имеют целый ряд посвящений — праздники, которые приходятся не на полевые работы. То есть мы можем увидеть много достаточно Успенских храмов, потому что Успение — все-таки это конец сельхозработ. Увидим, вот у меня, например, есть такое место, там наши постоянные слушатели знают, что у меня большая часть жизни проходит неподалеку от Суздаля, и вот там четыре или пять сел подряд, там сохранились храмы, все они посвящены Рождеству Богородицы.

Игумен Кирилл

— Да, на Псковщине тоже часто такой праздник является престольным праздником и монастырей, и храмов.

А. Пичугин

— Да, и это вот, конечно, вот все связано с тем, что нормально отметить и нормально погулять жители могли, только когда уже закончатся все основные работы, а зимой особо не погуляешь. И поэтому на ранние осенние праздники приходится очень большое количество посвящений большого количества храмов. Также и Покров, и весенние некоторые праздники. Поэтому, наверное, и третий «Спас» — 29 августа, нынче так широко отмечался.

Игумен Кирилл

— Ну и кроме того, для современного жителя городов, скажем, да и деревень, но городов особенно, это время, когда не начался новый учебный год, дети еще в школу не пошли, и вроде бы в основном люди возвращаются с отпусков, да. То есть мы ориентировались на то, что этот праздник может привлечь людей действительно в последние дни последнего летнего месяца. Ну и в то же время вся программа достаточно многообразная, с которой можно поподробнее ознакомиться на сайте «Спас на Угреше» — https://spasnaugreshe.ru/. Она действительно построена так, чтобы дать возможность провести такое время, и пространство, провести в каком-то таком семейном в том числе отдыхе. Там будут и детские игры, реконструкция древнерусских и стрельбы из лука, и каких-то хороводов. И, что очень интересно, так называемые иммерсивные концерты — то есть когда фольклорные ансамбли поют, сидя не где-то на сцене высоко, а прямо вот на большой лужайке, которая находится перед нашим главным собором, за столом с самоваром и с баранками. И здесь каждый может подсесть и почувствовать себя членом этого фольклорного коллектива, погрузиться вот внутрь этого звука, этого такого многоголосого звучания. И в то же время, как я сказал, отведать и хлеба из разных-разных регионов, и у каждого все равно пекаря чуть-чуть свои какие-то хитрости технологического процесса. Надо сказать, что наш хлеб — вы правильно упомянули Валентина Максимова, — в пекарне восстановленной, которая у нас сейчас в монастыре, он вот уже даже глава города недавно приходил, говорит: ну для меня прямо как чудо, я взял ваш хлеб, и он у меня столько времени лежит и не плесневеет, а сохраняет свои вкусовые качества. Хотя, говорит, я покупал разные хлебы. Ну дал нам высокую оценку, нашему хлебу.

А. Пичугин

— Друзья, я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня игумен Кирилл (Зинковский), наместник Николо-Угрешского монастыря, ректор Николо-Угрешской семинарии и доктор богословия. Наша программа выходит в эфир в преддверии праздника Успения. Давайте о празднике Успения поговорим. Ведь этот праздник интересен, он выбивается из череды привычных праздников, он появился достаточно поздно, как и большинство Богородичных праздников. Ну если мы посмотрим, конечно, на все, на весь этот отрезок христианской эпохи, он относится к ранней Церкви, но все-таки это уже где-то V век. Поскольку ранние христиане не так почитали Богородицу, по крайней мере у нас нет каких-то свидетельств о таком вот постоянном почитании Богородицы у ранних христиан и, соответственно, никакие канонические тексты нам о Успении Богородицы не сообщают. Но тем не менее это один из важнейших праздников, теперь уже не только в Православной Церкви, но и в католической его отмечают, то есть практически весь христианский мир Успение отмечает. Правда, ведь как появился этот праздник, ведь как вы думаете тут, наверное, нет какого-то, наверное, прямого ответа на этот вопрос, откуда мы знаем о Успении Богородицы и как вообще это могло происходить?

Игумен Кирилл

— Ну конечно, это можно тут большой исторический экскурс делать, но, безусловно, мы знаем, что в Иерусалимской Православной Церкви из нее и у нас хранится предание действительно об Успении Божией Матери, Девы Марии. Думаю, что для нас, вот особенно с такой практической точки зрения, жизни обычного христианина православного, очень важно понимать, что все-таки это очень древняя традиция. Пускай именно само последование текстов праздника это несколько более поздняя эпоха, но мы понимаем, что само понимание особого значения Божией Матери и Ее почитания молитвенного, оно хранится с древнейших времен. И святой Григорий Богослов говорит: кто не почитает Божию Матерь, тот отлучен от Божества. Но особенно я бы хотел обратить внимание на литургическую нашу традицию: в литургии и Василия Великого и Иоанна Златоустого мы имеем такой возглас священника: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней. Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии...»

А. Пичугин

— Многие считают, что этот возглас уже, кстати, даже многие священники так считают, и это один из таких, насколько я понимаю, в семинариях даже в вопросах на литургике, которым подлавливают студентов, что этот возглас за пределами Евхарстического канона, хотя на самом деле нет.

Игумен Кирилл

— Да, ну можно обратить внимание на те молитвы, которые читает священник сразу после преложения Святых Даров: то есть первая молитва идет о том, чтобы нам достойно, трезвенно и неосужденно причаститься Святых Таин, и сразу следующая молитва идет в воспоминание об усопших подвижниках веры и благочестия: «о всяком дусе праведном, в вере скончавшемся» — праотцы, патриархи, пророки, евангелисты, мученики. И особенно вот этот возглас, который слышат люди, стоящие в храме: изрядно — особенно — о Божией Матери. Ну как вот с отцом Сергием Правдолюбовым общались на эту тему, он отмечал, что здесь мы видим именно ходатайственное значение Божией Матери, да, то есть мы когда предстоим Святым Дарам, Самому Христу, на престоле находящемуся в Святых Таинах, то мы просим почему особенно, благодарим о Божией Матери — это ходатайство именно благодарственное, ходатайство о нас, о том чтобы мы сподобились причащаться, молитвенной помощью Божией Матери. Потому что Она как раз более всех соединилась с Господом Иисусом Христом из всего род человеческого. И именно Ей мы направляем свои молитвы, чтобы вот то причащение, к которому мы готовимся, оказалось бы нам во здравие, во спасение, в преуспеяние в благодати. Но вот особенно здесь как раз, в контексте праздника Успения, важно отметить, что Она упоминается в ряду усопших, тех «о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся».

А. Пичугин

— А о чем нам это говорит богословски?

Игумен Кирилл

— Богословски как раз вот о том, что, предстоя на Божественной литургии, священник, а вместе с ним весь приход, вся община христианская, она молится, с одной стороны, безусловно, о всех — мы потом начинаем поминать и живых, и усопших, но в первую очередь мы поминаем людей праведных, и среди них особенно Божию Матерь, Ее Успение, понимание, что Она перешла в мир иной и имела особую силу ходатайства за всех и здесь, но особенно в том мире. Мы верим, что святые получают особый дар, еще больший дар ходатайства за всех нас в мире ином, перед престолом Божиим. И вот это, в контексте именно праздника Успения, напоминает нам о цели жизни христианина — что мы памятуем о конечности нашего жития, но в то же время понимаем, что наш вот земной путь, он не в каком-то вакууме, то есть мы имеем тех, кто прошел этим путем земной жизни и ориентируемся на них, на праведников, и особенно на Пресвятую Богородицу, к Которой мы, кстати, обращаем особые молитвы и в каноне на исход души. Там особые прошения именно к Божией Матери, как к прошедшей этот путь перехода из земной жизни в жизнь небесную.

А. Пичугин

— Интересно, что мы, отмечая этот праздник, и это относится не только к празднику Успения, мне кажется, это относится к любому празднику церковному, когда мы вспоминаем чью-то кончину непосредственно, например, когда мы, а особенно даже это, может, близкий нам по времени период, когда мы говорим о новомучениках, то есть иногда приходится действительно слышать, как священник радостно: поздравляю вас, братия и сестры, с праздником новомучеников и исповедников. Мне кажется, что праздник в данном случае, вот у нас говорят, со слезами на глазах, здесь праздник, который с хрустом пальцев, запястий, плеском воды Беломорканала, и это то, о чем надо помнить. И то что люди, то что мы называем это праздником, это не значит, что мы должны в этот день как-то особенно сильно радоваться. Несмотря на то, что мы верим в то. что эти люди перед Богом, то что эти люди святы, это не значит, что не было их страданий, это не значит, что не было их боли, это не значит, что не было их плача. И когда мы отмечаем Успение, мне кажется, что мы должны еще и помнить тех людей, которые были особенно близки с Богородицей в последние годы Ее земной жизни, и апостола Иоанна, и для них для всех Ее уход, пускай даже к Сыну, это не было очень радостным событием.

Игумен Кирилл

— Да, соглашусь, безусловно. И на самом деле это тоже вот эти молитвы первые, которые священник читает после пресуществления Святых Даров, мы употребляем пресуществление, преложение — это отдельная тема, но мы верим, что Сам Господь и физически, и духовно пребывает в алтаре, в храме. Здесь вот эта просьба меня всегда вот особенно как-то, мое внимание цепляет, вот это прошение о причащении в трезвении, чтобы человек, будучи священником, и христианин любой, причастился трезвенно. И вот эта мысль, которую вы сейчас озвучили — о том, что многие не только новомученики, но и древние мученики, и Сама Божия Матерь провели свою жизнь, в общем-то, в подвиге, и кончина их была, хотя мы говорим успение это относительно Божией Матери — это кончина такая мягкая, как тихий сон, но тем не менее это действительно было связано со скорбью. Ибо апостолам и первым христианам было трудно расставаться с Пресвятой Богородицей, с Девой Марией, также как им нелегко было, не всем по крайней мере было легко осознать расставание по плоти со Христом Воскресшим. И вот это тоже добавляет трезвения в наше христианское сознание. Ибо действительно и Пасху-то мы можем праздновать чрезмерно таким вот внешним каким-то радованием, которое, нетрезвое, приводит к разным неприятностям. Допустим, наши знакомые медики говорят, что на Пасху очень часто поступают в больницы и поликлиники множество людей с расстройством желудка.

А. Пичугин

— Да, это одна крайность. А другая крайность — это когда мы превращаем Пасху в попсовые праздники. Я вот видел пасхальные концерты, присутствовал на них, и даже где-то принимал участие — там где на большой сцене, на площади, ведущие выходят, и объявляют номера один за другим там, когда между артистами, у них рефреном звучит: «Христос воскресе!» — не как что-то вот именно о Воскресении Христовом, а как на обычном концерте это вот может звучать: друзья, ну что, мы сегодня все вместе с вами, это такая радость! А здесь: друзья, Христос воскресе! Ну да, Христос воскрес, Пасха, но причем здесь концерт?

Игумен Кирилл

— Ну да, как раз как Успение, вторая Пасха, так ее называют часто в церковной традиции, он напоминает нам действительно о том, что жизнь человека, она должна действительно иметь у христианина больше внутренней радости, меньше вот этого такого, как вы сказали, попсового или массовой культуры какого-то такого оттенка. И действительно, я вот, зная опыт своего духовника, протоиерея Иоанна Миронова, знаю, что близкие к нему люди говорили, что в одну из Пасх, когда народов в храме слишком яростно кричал и много: «Христос воскресе!», батюшка в алтаре скорбел душой, что люди перешли в какое-то такое уже внешнее, какое-то очень такое яркое проявление своих эмоций.

А. Пичугин

— А Христос воскрес тихо.

Игумен Кирилл

— Что неизбежно, да, ведет, в силу нашей немощи, вот такой экстериоризации, к некоторому внутреннему опустошению, неспособности до конца понять глубину этого события и его соотнесенность с теми проблемами, среди которых мы живем. Действительно, в земном нашем, непростом бытии, в мире, о котором Христос сказал: мир во зле лежит. И если, кстати, говорить о трех «Спасах» — «Спас» второй, первый — это, значит, мы помним: 1/14 августа — Изнесение Древ Честных, второй «Спас» — Преображение, вот который мы недавно праздновали. Но действительно, когда вот с удивлением нашел в словах святителя Прокла Константинопольского, который комментирует на праздник слова апостола Петра, он говорит Христу: Господи, нам хорошо здесь быть, давай сотворим три кущи. А святитель Прокл, отмечая о том, что апостолы, с одной стороны, были избранные эти трое из остальных, с другой стороны, говорит: но здесь, Петр, ты говоришь чисто по-человечески. Что значит, нам здесь хорошо быть? Где нам хорошо быть? Здесь, на этой земле, где столько зла и где человек так прельщен? Если ты так говоришь, то тогда отдай ключи Царствия, которые тебе Христос вручил.

А. Пичугин

— А на самом деле очень хорошее толкование есть на эти слова апостола Петра о том, что он понимал Преображение именно как зримый праздник победы иудейского народа — то есть для него наступил конец времени, наступила эпоха Мессии, и наступила эпоха видимого торжества иудейского народа. И вот в этом он как раз ошибался тогда.

Игумен Кирилл

— Да.

А. Пичугин

— Друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня игумен Кирилл (Зинковский), наместник Николо-Угрешского монастыря, ректор Николо-Угрешской семинарии и доктор богословия. Мы через минуту продолжим нашу программу.

А. Пичугин

— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, дорогие друзья, что сегодня у нас в гостях игумен Кирилл (Зинковский), наместник Николо-Угрешского монастыря, ректор Николо-Угрешской семинарии, доктор богословия. Мы говорим о праздниках, которые мы отмечаем, сразу несколько праздников — это Успение, это третий «Спас», и в эти дни в Николо-Угрешском монастыре будет проходить фестиваль «Спас на Угреше», куда мы всех вас приглашаем. Давайте еще раз напомним о фестивале, как он будет проходить и какие мероприятия в его рамках состоятся.

Игумен Кирилл

— Я вот хотел обратить внимание дорогих слушателей и позвать всех, по возможности, приехать и поучаствовать в нашем празднике. В том числе, чтобы вдохновить вас на это, отмечу особенно тех важных гостей, для нас важных, надеюсь, и для посетителей, которые будут присутствовать на нашем празднике. Это историк и культуролог Дании Крапчунов, кандидат философских наук и представитель Новгородского университета имени Ярослава Мудрого, он будет говорить как раз о названиях и смыслов «Спасов» и так называемых по-старорусски «Госпожинок» — Богородичных праздников. Очень талантливый ученый, о котором можно рассказывать долго. И можно сказать, что в современном мире вот это наша идея — постараться привлечь людей к традиционным народным и ремеслам, и кухне, и одежде. Мы, конечно, не призываем всех ходить обязательно в древнерусских костюмах, но просто хотя бы ценить наше наследие. Вот как раз Даниил Евгеньевич Крапчунов будет говорить, в том числе и об этих праздниках, и о культуре нашего народа.

А. Пичугин

— О русском костюме.

Игумен Кирилл

— О русском костюме будет говорить у нас Варвара Зенина, дизайнер.

А. Пичугин

— Безумно интересно, если это реконструировать с научной точки зрения. К сожалению, очень часто у нас эти все в 90-е были городские праздники в Москве, как-то их организаторы сочетали с народной традицией, но эта народная традиция, как одна моя очень хорошая приятельница говорила тогда: «кокошник пророс» — вот это бездумное сочетание разных традиций народного костюма, но главное, чтобы был кокошник, сарафан в пол. А как это вот сочетается и насколько это исторично, никто тогда не задумывался, главное было образ создать. Хотя если от губернии к губернии, от уезда к узду это все различалось. И вот я опять же отел привести близкий пример для меня географически — это окрестности Суздаля. В начале XX века Николай Константинович Рерих, еще вот до своего отъезда, он очень интересовался народной традицией и пытался реконструировать какие-то, ну даже в картинах увидим того периода, пытался реконструировать в том числе и русский костюм. И вот он путешествовал в окрестностях Суздаля, и тогда — на секундочку, это начало XX века, 1903 год, — он не смог найти нигде традиционного русского костюма. Ему все говорили, что езжайте, есть такое село Торки, и вот там вы, в селе Торки, говорят, у стариков в сундуках сохранились (ему там не один человек эти Торки упоминал) русские костюмы. И вот он съездил, пообщался со стариками, не нашел, в общем, русского костюма, не было. А мы пытаемся вот его как-то представить сейчас, что а вот, хотя еще сто лет назад, даже больше уже не было.

Игумен Кирилл

— Ну здесь у нас как раз была идея поразмышлять как раз о смыслах и каких-то вот культурных и духовных таких вот потенциалах, которые заложены в том, что по крайней мере мы можем восстановить и как-то прикоснуться к народным традициям. В том числе вот Даниил Евгеньевич Крапчунов неоднократно на разных конференциях выступал с размышлением о мировых проблемах потери идентичности — идентичность семьи, идентичность пола, идентичность социальных разных групп, и даже родовых групп, и народно-культурных. Соответственно, здесь мы говорим о кризисе мировом, когда глобализм стирает границы между людьми различных национальностей, государств. И, конечно, есть здесь и положительные черты, что люди становятся ближе друг к другу, но в то же время вот в какой-то степени мы тут вспоминаем слова святого Иоанна Кронштадтского: человек, который не любит своей родины, Отечества, не может любить и Небесное Отечество. Безусловно, и в самой заповеди: чти отца и мать твоих, мы понимаем, что заложено уважительное отношение к самим традициям, которые имеют, конечно, безусловно, и физические, и материальные проявления. Как вот прикоснуться к ним, чтобы это было не просто какое-то внешнее такое фрондерство, какое-то лихое желание показать, что я вот такой вот лихой парень в косоворотке, а именно прикоснуться к внутренним смыслам заложенным. И тут идеи и целомудрия, и целостности семьи, и воспитания правильного самой атмосферы, в которой воспитываются дети. Здесь очень много заложено смыслов, на которые как раз наши лекторы постараются обратить внимание слушателей. Соответственно, в том числе у нас будут и лекции известного такого блогера, отца Владислава Берегового.

А. Пичугин

— Да, он гость нашей радиостанции.

Игумен Кирилл

— О духовных и психологических точках опоры христианина в современном мире, что это должно быть. Это, конечно, и чисто прежде всего чисто духовные точки опоры, но они опять-таки имеют какое-то овеществление в какой-то конкретной практике, в поведении человека в быту. И также известный церковный публицист и миссионер Сергей Комаров будет говорить о Христе как центре церковной жизни и о миссионерском сознании христианина-мирянина. В общем-то попытаемся соединить вот эти народные традиции с действительно главными христианскими смыслами жизни человека. В том числе я буду в лекции рассуждать о жизни преподобного Пимена Угрешского, стараясь указать на его практический очень такой характер этого святого, его способность быть и сметливым, и терпеливым, и в то же время какие-то уникальные черты его характера, в том как выстраивались его отношения и с братией монастыря, и с благотворителям. И, соответственно, зачастую мы думаем, что христианин — это только человек, который, ну такое есть расхожее такое клише, что это человек, который витает в каких-то небесных сферах, он непрактичный и неэффективный, Но, к сожалению, такое в жизни тоже встречается, что человек, особенно неофит, погрузившийся в церковную жизнь, он теряет какую-то такую живую связь с той конкретной обстановкой, куда его Господь поставил. Но лучшие традиции православия, они все-таки привязаны твердо к тому месту, где Господь дал нам жить и трудиться. И наша духовность, она должна иметь конкретное практическое проявление в нашем обычном ежедневном образе жизни.

А. Пичугин

— Друзья, я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня наместник Николо-Угрешского монастыря, ректор Николо-Угрешской семинарии, доктор богословия, игумен Кирилл (Зинковский). Праздник будет проходить, «Спас на Угреше», не только в день Успения, но и в день третьего «Спаса». Очень сложно называется этот праздник в церковной традиции: Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Еще добавляют «убруса» — ну то есть это вот изображение Спасителя. Давайте напомним нашим слушателям вообще историю появления, во-первых, самого вот этого образа иконописного и, во-вторых, праздника.

Игумен Кирилл

— Да. Ну чтобы упростить для слушателя, напомню, что вкратце называется «Нерукотворный Спас» — то есть это образ, который по преданию связано его появление с историей болезни одного небольшого царя, царя Едесского, который, Авгарь, просил художника, слыша о чудесах Христа Спасителя, нарисовать Его образ, написать портрет, с верой, что, прикоснувшись к этому портрету, он тоже исцелится. Но художник никак не мог отобразить лик Христа, он чувствовал, что у него не получается это сделать так, чтобы действительно хоть в какой-то мере воплотить на холсте прекрасные черты лика Господа. И так был огорчен, что в эмоциях даже не знал, что дальше делать. А Спаситель по прозрению подозвал его и, умыв лицо, приложил плат, на этом плате отобразился лик Спасителя — Нерукотворный Образ, который потом долгие века хранился в Едессе. Потом его история довольно длинная, где-то теряется, начинаются споры, где же этот оригинал — то ли он был увезен в Константинополе крестоносцами, то ли он где-то еще, то ли погиб на корабле. Но тем не менее многочисленные копии этого образа сохранились, и вот этот Нерукотворный Спас был в том числе одним из церковных преданий, которое обсуждалось среди различных других историй о чудотворных иконах на VII Вселенском соборе, в эпоху, когда Церковь боролась с ересью иконоборчества. Вот Нерукотворный Спас, действительно, надо сказать, что это большой дар Церкви нашей. Насколько я знаю, в последнее время были попытки сопоставить Образ Нерукотворный с тем образом, который находится на Туринской Плащанице, что дало положительные тоже результаты

А. Пичугин

— Как можно было сопоставить, в отсутствие самого первоисточника образа?

Игумен Кирилл

— Ну видимо среднестатистически берется тот, который хранится.

А. Пичугин

— Да, что любопытно, это праздник константинопольской традиции, и у нас есть несколько праздников константинопольской традиции, которые мы до сих пор отмечаем. Ну вот мы у нас, даже в рамках наших программ вечерних, говорили неоднократно о том, что в Константинополе в момент там наивысшего развития Византии отмечалось очень много церковных праздников. Ну то есть понимаете, как мы отмечаем сейчас в больших городах достаточно часто там всем городом какое-нибудь событие, не связанное с Церковью, светское абсолютно, то в Константинополе примерно так же отмечали вот церковные праздники, и их было очень много, до нас дошла только малая часть. Это вот Перенесение Образа, например, в Константинополь из Едессы, которое в X веке случилось и которое какое-то время там как в память о этом отмечалось. Изнесение Честных Древ, да, — мы говорили об этом, что в конце лета, когда особенно жарко в Стамбуле нынешнем, в Константинополе, и приходили эпидемии разных инфекционных заболеваний, по городу носили ковчег с частицами Креста или скорее всего это был ковчег в виде креста, и вот мы празднуем с тех пор Изнесение Честных древ. Это праздник Покрова, который уже много веков не отмечается в Константинополе, но это тоже наследие, вот наше отмечание праздника Покров, наследие того праздника, воспоминания о нем, который когда-то отмечался в Константинополе. То есть мы посмотрим даже на наш церковный календарь, мы найдем еще какое-то количество таких праздников, которые мы в течение года, может быть, уже не так широко отмечаем, но по крайней мере в календаре они есть.

Игумен Кирилл

— Ну а для современного христианина понятно, что мы благодарим Господа за этот дар, что нам сохранен все-таки лик Господа и, предстоя Ему, мы можем действительно наполниться среди разных бытовых, и социальных, и политических проблем, которые нас окружают, прикоснуться к той духовной радости, как сказано в тропаре этому празднику: «Радости исполнил вся, Спасе наш, пришедый спасти мир... Пречистому Твоему образу поклоняемся Благий». Действительно вот эту благость и эту радость, которую Христос принес нам, пока она во многом еще в потенциале находится — в этой жизни у нас радость и скорбь перемешаны, но тем не менее это та радость внутренняя, духовная, которая дает нам силы проходить наше земное странствование. И в том числе лик Христа был всегда для наших христиан, предков наших, таким источником вдохновения и такого ощущения красоты. И вот это понятие духовной красоты, оно на самом деле для современного тоже мира очень такое важное. Потому что мир наполняется сейчас информационными подделками различными, ложной красотой, которая прельщает человека, по образу того яблока познания добра и зла, которое казалось красивым, но несло в себе некую червоточину. Соответственно, действительно это некий эталон красоты, на который мы стараемся ориентироваться, и которая, на мой взгляд, безусловно, выстраивала всю культуру Древней Руси и дореволюционной Руси. Соответственно, вот задача нашего праздника — постараться дать людям почувствовать красоту этой культуры, этого наследия, которое действительно трудно переоценить. И в том числе наши певческие коллективы, которые приглашены, они будут вот отражать, на мой взгляд, давать возможность тоже прикоснуться вот к такому голосовому этнографическому наследию. Будут в том числе песни летне-осеннего календарного цикла, жнивные песни, которые исполняли при уборке хлеба. Думаю, что, может быть, многие современные горожане об этом даже представления не имеют, что же это были за песни. А в них, действительно, народ вот за таким непростым трудом выражал, наверное, вот такое очень глубокое христианское осознание. Здесь много мыслей в этих песнях и благодарности Богу за дар урожая, и благодарности за то, что этот хлеб идет далее, лучшая часть этого собранного зерна, дальнейшего хлеба, идут, для таинства Евхаристии используется. Здесь же и осознание вот этого труда, который неизбежен и тоже является своего рода благословением. Часто современный человек считает, что труд это как наказание, и даже может увидеть в Священном Писании намек на то, что это некое наказание. Но это ведь наказание одновременно и благословение для человека. И труд человека спасает от уныния, от той праздности, которая часто бывает убийственной для человеческой души, когда человек не знает, куда себя деть. Ну, в общем, много здесь таких вот смыслов заложено, в эти песни. Я думаю, что кто посетит наш праздник, будет действительно оценит это, и сможет приобрести в том числе и записи этих знаменитых ансамблей — и «Поверье» здесь будет, и «Народный праздник», и ансамбль Покровского, московский фолк-коллектив, и другие некоторые.

А. Пичугин

— А есть ли программа фестиваля, в интернете где-то выложена?

Игумен Кирилл

— Да, она и на сайте монастыря, и отдельно даже специально еще сделан сайт «Спас на Угреше» — можно попасть на этот сайт и через сайт монастыря, Николо-Угрешского, ставропигиального, и напрямую, просто набрав в поисковике: «Спас на Угреше», фестиваль.

А. Пичугин

— https://spasnaugreshe.ru/ — называется сайт фестиваля. Там вы можете, дорогие друзья, найти программу фестиваля «Спас на Угреше», который пройдет в Николо-Угрешском монастыре с 28 по 30 августа. Мы поговорили про Успение, про праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Образа или, как празднично называется, Спас Нерукотворный. Но третий день фестиваля посвящен Пимену Угрешскому, замечательному святому, человеку, подвижнику конца XIX века, второй половины. Расскажите про него в оставшееся время. У нас не так много осталось, но давайте про него поговорим.

Игумен Кирилл

— Да, святой Пимен, наверное, не так известен, как многие святые XIX века, как Оптинские старцы, святители Феофан, Игнатий, но тем не менее он как раз был другом святителя Игнатия (Брянчанинова) и можно сказать, духовным в какой-то степени даже и духовным сыном. В том числе он прикоснулся к наследию Оптинских старцев, потому что некоторое время жил в Оптиной, и с оптинским насельником игуменом Иларием переезжает в Угрешу, как келейник игумена Илария. Сам он, святой Пимен, был из простой деревни вологодской и любил шутить, что академию прошел у Пелагии Егоровны, которая была просто одной из образованных пожилых женщин на деревне. Но тем не менее надо сказать, что он умел, безусловно, и читать, и писать, но много писать ему было трудно. В частности свои воспоминания, его воспоминания помогал ему писать его помощник. Но тем не менее у него был очень такой ум, о котором можно сказать: самородок, в том числе он был большим молитвенником и человеком, который был очень сметливого ума, как так скажем. Великий иерарх XIX века, святой Филарет Московский, один из самых образованных людей той эпохи, выделил именно его, святого Пимена, за его такие, скажем, практический и духовный одновременно рассудок, для того чтобы поставить благочинным московских монастырей. Он действительно умел схватывать самую суть монастырской жизни: что происходит в монастыре, какого духа придерживается братия, игумен, какие между ними отношения. Соответственно, помню, что одно из первых мест, которое меня впечатлило из воспоминаний святого Пимена — это было описание его, как он разбирал дела предыдущего благочиного. Перед ним благочинный вел себя во многом как мытарь по отношению к игуменам и игумениям, требуя от них отчета за каждую копейку буквально, жестоко относясь к ним, и таким образом просто пытаясь выслужиться перед вышестоящим начальством. На что преподобный Пимен в своем дневнике записал: это непростительно. Откуда ты знаешь, почему он закупил зерно на несколько копеек или на полрубля дороже? Хотя по тем временам эти были копейки гораздо более имели вес значительный, чем нынешние, но тем не менее в размерах монастыря святой Пимен отмечает, что это хозяйственные вопросы, и ты не можешь сейчас, задним числом, выяснить, может быть, это было лучшее зерно, оно дольше зато прохранится. Тем не менее он указывал, что главное — это почувствовать дух монастыря. И это ему удавалось, ему удавалось в том числе сэкономить деньги на различных стройках, сделать их удобно для монахов или монахинь, и в том числе относительно ну не так дорого, как предлагали другие строители. Он был очень опытным и строителем, и устроителем монашеской жизни, приведший жизнь Николо-Угрешской обители в общежительный образ, устав. Человек, который был очень скромным, терпеливым и в то же время смелым. Он брался за многие вещи, за которые потом сам отдавал себе отчет, что это было где-то и дерзновенно. Тем не менее делал все с рассуждением, и мог иногда и в выяснении отношений с тем же скажем игуменом Иларием быть довольно настойчив, без дерзости. Но, в частности, однажды одна из историй говорит о том, что один из помощников преподобного Пимена наклеветал игумену Иларию на него как на строителя монастыря. И игумен Иларий по своей простоте, он настолько был простым человеком, погруженным в богослужение, в чтение святых отцов, что ему казалось, что люди не могут так нагло врать и клеветать, и значит, в этих словах есть какая-то доля правды. Преподобный Пимен целый год выдержал охлаждение к нему со стороны отца Илария. А потом к нему все-таки подошел и сказал: отче, я вижу, что вы изменились ко мне. И на слова отца Илария, что нет, я не изменился. Простите, но я за этим наблюдаю целый год. Если я вам не подхожу, благословите, я могу отойти от этого послушания или уйти в другой монастырь, как вы скажете. И, в общем-то, он добился, можно сказать, искренности от отца Илария.

А. Пичугин

— Да, вот такой человек был. Я думаю, что вы можете про Пимена Угрешского, дорогие друзья, тоже посмотреть подробности, в интернете много очень информации о его жизни. А мы благодарим отца Кирилла (Зинковского), игумена Николо-Угрешского монастыря, ректора Николо-Угрешской семинарии, доктора богословия, за эту беседу. И напоминаем, что с 28 по 30 августа, совсем скоро уже, на днях, в городе Дзержинском Московской области, прямо рядом со столицей, в Николо-Угрешском монастыре, пройдет замечательный фестиваль «Спас на Угреше», куда мы вас с удовольствием и приглашаем. Благодарим и прощаемся. До новых встреч. Всего доброго. До свидания.

Игумен Кирилл

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем