
У нас в гостях был музыкант-виртуоз, виолончелист Борислав Струлёв.
Борислав рассказал об особенностях своего творчества, о новых проектах и о своих предстоящих концертах. Также наш гость поделился, почему для него важно помогать другим: Борислав является попечителем фонда помощи детям с онкологическими заболеваниями «Настенька» и, несмотря на большую загруженность, всегда старается находить время на своих подопечных.
А. Пичугин
— Здравствуйте, дорогие слушатели, рады вас приветствовать в этой студии. Я — Алексей Пичугин.
К. Мацан
— Я — Константин Мацан. Добрый вечер.
А. Пичугин
— У нас в гостях сегодня Борислав Струлёв — российско-американский виолончелист-виртуоз. Здравствуйте, добрый вечер.
Б. Струлёв
— Здравствуйте, очень рад вернуться на ваше очень духовное и моё любимое радио.
А. Пичугин
— Да, год где-то прошёл, наверное, с того момента, как мои коллеги с вами общались в последний раз. Константин, да?
К. Мацан
— Да, может быть, даже больше, чем год. Мы тогда говорили о творческой биографии Борислава, о концерте в шахте — была такая история, как говорят, очень резонансная.
А. Пичугин
— Вот почему-то я это помню. Я хоть программу не вёл, но почему-то я помню, как вы обсуждали этот концерт в шахте.
Б. Струлёв
— Знаете, это можно обсуждать каждый год, а я это в душе и в сердце вспоминаю каждый день, потому что это действительно такие моменты, как первый шаг на сцену Карнеги-холла, первый шаг в десять лет когда я сделал на сцену Большого зала консерватории, где висят портреты — и для меня это живые люди, и Чайковский, который смотрит и так далее. Но спуститься действительно в шахту с Бахом, с виолончелью и сделать такую некую акцию — вспомнить трагедию в Воркуте, в то время которая произошла, — конечно, это просто никто никогда не делал.
К. Мацан
— Напомните, что это было, что это за шахта, где это было, когда.
Б. Струлёв
— Это город Губкин Белгородской области, в рамках пятилетия моего фестиваля, которому уже в 2020 году будет девять лет. Жалко, что мы на один годик раньше — у нас будет 10 лет в 2020 году.
А. Пичугин
— Так приходите, когда будет 10 лет в 2020 году.
Б. Струлёв
— Хорошо, обязательно! И всех приглашаю: конец февраля, начало марта — «BelgorodMusicFest», в 9-й раз будет, естественно, с новыми премьерами. Мы разрослись и получили новую такую возможность иметь конкурс «BelgorodMusicFest-Сompetition», уже в прошлом году он прошёл с безумным успехом, потому что я придумал и сделал такую концепцию: все дети абсолютно без градации на творчество. Народники, джазмены, тубисты, фаготисты, скрипачи, пианисты — все имеют шанс, и практически без какого-то возрастного ценза. Поэтому шестилетняя безумно смешная, гениальная народная певица-девочка может соревноваться с маститым 20-летним пианистом — вот так.
А. Пичугин
— Борислав, пока далеко не ушли, вот от того, как вы сказали в начале про первый шаг в Большом зале Московской консерватории — волновались-то вы где больше? Перед тем, как в Москве в консерватории в Большом зале выходили, или в Карнеги-холле?
К. Мацан
— Или перед шахтой?
А. Пичугин
— Шахта — это, наверное, другая уже история несколько…
Б. Струлёв
— Вы знаете, я волнуюсь, и каждый артист, и вообще человек, который понимает свою ответственность. Волнение — это некий ключик к месту в своей душе, где находится сейф для адреналина. И если это не начинает работать, как заложено природой, то выступление ни о чём, ни про что: я не доношу, и не на том градусе, то, что мечтал и заложил композитор в партитуре; публика не получает, может быть, ту вибрацию, которая должна была бы быть. И я считаю, что те люди, которые хоть как-то могут на секундочку успокоиться, как-то лётчик, идущий по рукаву, свой самолёт извивает — нет такого, это непрофессионализм, это непрофессионально, это плохо. Поэтому каждое моё появление на сцене и, естественно, 21 декабря на моём юбилее в Кремле в Малом зале…
К. Мацан
— Об этом поговорим сегодня.
Б. Струлёв
— Да, это будет волнение такое же, как я испытывал в 10 лет в Большом зале консерватории, в Карнеги-холле, в шахте. А в шахте, чтобы закончить эту тему — фестивалю было пять лет, бюджеты, сами понимаете, не ахти какие, я подумал: как привлечь пиар-аудиторию, 50 камер, которые должны прийти и просто поговорить и сказать, что, да, на Белгородчине совершенно была чудесная пятилетка уникальных, гениальных талантов, куда приезжала великая Елена Васильевна Образцова, Святослав Игоревич Бэлза, Виктор Третьяков, Мишель Легран, Владимир Маторин, и как быть?
А. Пичугин
— А с чем это связано? Мы никогда не знали Белгород, как такую составную часть мировой музыкальной культуры. А вы сейчас про это говорите, называете такие имена, и становится понятно, что Белгород именно такой. Но почему там всё это в какой-то момент началось?
Б. Струлёв
— Во-первых, на мой взгляд, город настрадался и в нём не было вообще, буквально до последних десяти лет, филармонии — вы можете себе представить. И благодаря губернатору, Евгению Степановичу Савченко, был реконструирован бывший ДК, превратившийся в феноменальное, красивое, новое здание, и все мои иностранные гости, когда приезжают, фотографируются, делают селфи и радуются, и говорят: «Когда мы вернёмся?» — потому что так вкусно, так чисто. Там же и отель, быстрый вайфай, всё удобно, всё коммуникабельно. Безумная, конечно, прошла наша работа и сейчас можно повесить афишу: 1 марта 2020 года — просто, без артистов — зал будет продан. Да, это работа, да, это пот, самоотдача всех совершенно участников, это соединение многих жанров. И вы знаете, в маленьком, открытом к искусству месте, в таком городе, как Белгород, приятно работать и приятно что-то творить и делать, потому что все понимают, что это не зря. А такое же, может быть, творчество, такие же таланты в огромном мегаполисе без достаточной поддержки, и финансовой, и пиара, сейчас мир, вы понимаете, как движется и работает, могут пройти незаметно. Для этого в рамках фестиваля был создан ещё медиафорум — это поднятие вопросов о будущих, на периферии, музыкальных критиках, которые вообще отсутствуют, о будущих правильных людях, которые будут заниматься пиаром «под ключ» для оперы, для театров, для того или иного фонда, для классических концертов. Это вообще не существует.
К. Мацан
— Ещё, я так понимаю, в Белгороде же митрополит Иоанн Белгородский и Старооскольский — он в принципе очень открыт к диалогу с теми, кого называют представителями культуры, интеллигенции. То есть он видит в этом важную такую свою задачу, чтобы это звучало в городе — в этом есть для него и такое духовное значение, чтобы культура была на высоком уровне, и не только в городе, а во всей епархии.
Б. Струлёв
— Абсолютно! Мы общаемся и дружим. Этот человек очень много сделал для нашего общего дела и фестиваля. Вернёмся к шахте: он вместе со мной спустился на эту глубину. Это было впервые, за что я ему безумно тоже благодарен, потому что это показано, что не просто Борислав что-то придумал, а получил некую поддержку от самых важных тоже, так сказать, людей Белгородчины. И конечно, нас с ним объединило ещё и то, что он — композитор, как вы совершенно правильно заметили. И вместе мы создали то, что называется историческая рапсодия, мюзикл, рок-опера — ещё точно мы даже не утвердили, как к этому подойти.
А. Пичугин
— То есть работа продолжается.
Б. Струлёв
— Да. Созданы, сделаны ноты чудесным композитором Романом Львовичем, который всё это сумел объединить с хором, с симфоническим оркестром, с рок-трио, чудесные были исполнители. Мы несколько раз уже живьём выступили. И я надеюсь, что в перспективе, вместе с вашей поддержкой, с радио «Вера», мы сможем показать на какой-то достойной, красивой, большой сцене этот проект уже в Москве как настоящую премьеру.
К. Мацан
— Что послушаем первым номером?
Б. Струлёв
— Вот мы сейчас поговорили об этом проекте, давайте послушаем как раз песню, где будут солировать и моя виолончель, и музыка митрополита Иоанна Белгородского и Старооскольского, и изумительный Игорь Манаширов, мой друг, который выучил всё наизусть, который обладает четырьмя-пятью октавами, участник шоу «Голос». Давайте послушаем в начале нашего эфира эту «ядерную», очень мощную, красивую музыку.
А. Пичугин
— Пять октав — Господи!
(Звучит песня.)
К. Мацан
— Борислав Струлёв, виолончелист, музыкант, музыкальный продюсер, организатор больших творческих проектов, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Давайте теперь обратимся к вашему грядущему юбилейному концерту — 21 декабря в Малом зале Кремлёвского дворца. У меня в руках флаер — множество имён, в том числе очень известных, всех я даже не буду читать. Может быть, вы про кого-то расскажете. Но одно имя, я вам уже до эфира говорил — это Андрей Кнышев, писатель-сатирик, которого, наверное, помнят в первую очередь по программе «Весёлые ребята» из перестроечного телевидения, программы, которая взрывала вообще тогда грани юмора для советского гражданина. И у нас Андрей Кнышев был в эфире — он автор книжек замечательных. И он приносил диск со своими ноктюрнами. Это как-то связано, да, с вашим концертом?
Б. Струлёв
— Во-первых, я фанат, конечно, с детства. И вот этот британский юмор, этот советский «Монти Пайтон», первый стендап-комик.
А. Пичугин
— Советский «Монти Пайтон»? Что-то я не задумывался.
Б. Струлёв
— Да, советский «Монти Пайтон», это и есть Андрей Кнышев — человек, который это сумел обыграть и развернуть для всех нас, кто кайфовал и ждал эти эфиры, ждал этот юмор. И сейчас мы друзья, и я был абсолютно сражён тем, что он — пианист-композитор. И действительно он дал мне свой ноктюрн, я мгновенно его переложил для виолончели. И у нас есть и видеозапись: пожалуйста, зайдите на «Ютуб», наберите «Кнышев. Струлёв», увидите и услышите, как мы играем вместе — это, конечно, чудо. И сейчас у нас есть несколько номеров наших, которые абсолютно сражают любую публику: он читает свои новые созданные слова, а я музыкально их иллюстрирую — это тоже очень забавно и смешно. И конечно, все вечера я у него, все юбилеи я у него. Иногда, когда я набираюсь определённой наглости, то, конечно, зову его прочесть что-нибудь моё любимое, про рассказ из трёх букв — «пол»: Пол Маккартни, полмашины, полпред, пол рабочего дня и так далее. Приходите, действительно, 21 декабря, потому что будет море разных артистов. Это, конечно, самая красивая, самая вокальная пара — солисты Большого театра Татаринцев Алексей и Агунда Кулаева. Будет также актёр, мой друг Евгений Князев, который со мной прочтёт «Казанову» Марины Цветаевой — мы уже не раз это делали, я обожаю с ним работать, на мой взгляд, он один из потрясающих чтецов и актёров, и глубочайший талант. Также приезжает из Германии мой друг, величайший джазмен, который сумел заменить на туре по всей Германии великого Жака Лусье. А мы знаем и слушаем Жака Лусье, потому что он впервые придумал сыграть Баха в джазе, и его первый альбом и диск перебил в продаже «Битлз». И конечно, будет не только Бах в джазе, но и Шопен, и не только Шопен, а просто будет величайший «Караван», который делает Газаров так, как никто в мире, или как минимум, как Оскар Питерсон, для которого мне удалось поиграть, для него, в честь него в Карнеги-холл, я был единственный классический виолончелист, рядом с Кларком Терри, с Расселлом Малоном, с «Dee Dee Bridgewater» и так далее, играя на виолончели самую любимую мелодию «Sweet Lorraine» («Сладкая Лоррейн») для Оскара Питерсона. Приезжает легенда, итальянский Элвис Пресли, мой друг, победитель первого «Евровидения» — Бобби Соло, рок-н-рольщик, певец, гитарист.
А. Пичугин
— Легендарный.
Б. Струлёв
— Очень легендарный, очень интересный, победитель двух фестивалей в Сан-Ремо, таких ещё не было вариантов, впервые в России, поэтому приходите, не пропустите — он подарит нам две-три композиции, впервые будет в Москве, сразу в Кремле. Я-то в Кремль шёл, извините меня, сорок лет, можно сказать, а он вот так вот — на своих 75-и годах приедет и сразу выступит.
К. Мацан
— У него хорошие друзья.
Б. Струлёв
— Конечно, будет показан мой проект «Виолончельное танго» с оркестром «Папоротник» — чудные мои друзья-ребята, ансамбль из пяти человек. Будет Московский молодёжный камерный оркестр…
А. Пичугин
— Эти ваши коллеги — музыканты из России?
Б. Струлёв
— Да, коллеги из России, с которыми мы уже много-много лет работаем-сотрудничаем. Вообще будет виолончель в классике, в джазе, в танго, в опере, в театре. И конечно, приедет неаполитанский безумно талантливый друг, певец, победитель фестиваля «Новая волна» Вальтер Риччи, с которым мы уже не раз выступали. Эти все люди постоянно работают со мной. И вы знаете, конечно, много сюрпризов. Даже будут очень-очень-очень известные музыканты, которых нельзя ставить на афишу, потому что по каким-то контрактам у них самих сольные концерты там-то и там-то, и вот нельзя в пределах ста километров быть на афише. Но будет очень много сюрпризов, я называют это «Кремлёвская виолончельная ёлка». Потому что в декабре, мы знаем, сотни-сотни ёлок, но вот теперь будет такая традиция: «Кремлёвская виолончельная ёлка».
А. Пичугин
— Хорошо, если будет традицией.
Б. Струлёв
— Я бы очень хотел, чтобы это была традиция, потому что есть ещё 264 друга, которые хотели бы, но не могут, из-за того, что уже расписано, уже занято 21-е число. И нам бы с этими друзьями уложиться и каждому дать чуть-чуть времени показать свои гениальные черты таланта. И мне бы действительно показать то, что накопилось, что на сердце лежит и чем хочется как-то поделиться со слушателями, и сказать, что виолончель — это не скучно, это праздник. И те подарки под ёлкой — вот эти гости, которые, как большие разные шары, будут сверкать своим разнообразием, в чём-то меня заставляют быть таким вот Дедом Морозом. Поэтому буду готовиться к такой новой роли, признаюсь честно. Надеюсь, что мы все вместе получим настоящий праздник и удовольствие от музыки, прежде всего музыки.
А. Пичугин
— 21 декабря в Кремле, в Малом зале Кремлёвского дворца Борислав Струлёв, наш сегодняшний гость, «Фантазия с друзьями» — такой проект…
Б. Струлёв
— «Фантазия с друзьями» или «Виолончельная кремлёвская ёлка».
А. Пичугин
— Но ведь это, я так понимаю, придумалось уже сейчас? «Виолончельная кремлёвская ёлка» — тоже хорошо, да.
Б. Струлёв
— Да, сейчас, уже нет времени даже на афишу поставить.
А. Пичугин
— Вы в Деда Мороза будете переодеваться?
Б. Струлёв
— Вы знаете, у меня есть некий мой образ моей одной из любимейших программ под названием «Виолончельная опера». И будучи, естественно, человеком, который должен превратиться в оперного певца за инструментом, я для себя, конечно, сшил некоторые определённые образы, потому что я абсолютно верю и я пропагандирую практически каждым своим концертом некий новый стиль, новый жанр — инструментальная опера. Я абсолютно верю в то, что даже если в сонатной форме, в пьесах, в рапсодиях, в концертах классических для виолончели нет слов, но образ подачи музыки абсолютно может быть и достоин оперного зрелищного фактора. Поэтому вот эта программа «Виолончель в опере» — это то, что я играю оперные арии на виолончели.
К. Мацан
— А вот вы сказали про оперы, а мне очень хочется послушать фрагмент из рок-оперы знаменитой «Иисус Христос Суперзвезда». Я знаю, вы исполняете на виолончели арию Христа в Гефсиманском саду.
Б. Струлёв
— Абсолютно. «I only want to say» («Я только хочу сказать»). Я, конечно, когда-то был, по-моему, в 1993 году, в первый мой приезд в Нью-Йорк, я приземлился, получил штамп визы в паспорт, что можно, с мамой сели мы в такси, положив чемоданы. По-моему, следующий был шаг — покупки двух билетов, очередь, и уже мы сидели в зале, слушали эту рок-оперу.
А. Пичугин
— Просто потому, что она в аэропорту играла?
Б. Струлёв
— Рядом с аэропортом. Я имею в виду, что настолько это было… конечно, это было на Бродвее, конечно, нужно было доехать.
А. Пичугин
— А! Всё понятно…
Б. Струлёв
— Но это было вот так вот — такое было хотение внутри…
К. Мацан
— Стремление такое.
Б. Струлёв
— Да, стремление услышать. И вы знаете, потом прошло время, и спасибо «Ютубу», спасибо живым исполнениям, спасибо каким-то невероятным людям, которые много раз перепевают это. И я себе поставил планку, и спросил: почему я это до сих пор не записал? Это нужно попробовать на виолончели, как, собственно, разные другие вещи, которые никто никогда не играл на виолончели.
К. Мацан
— Вот теперь давайте послушаем.
Б. Струлёв
— Давайте послушаем. У меня, честно говоря, когда я слушаю и исполняю, мурашки гуляют по телу.
(Звучит музыка.)
К. Мацан
— Борислав Струлёв, в исполнении которого мы только что услышали арию Христа из оперы «Иисус Христос Суперзвезда», виолончелист, музыкальный продюсер, деятель музыкального искусства, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». В студии мой коллега Алексей Пичугин, я — Константин Мацан. Вернёмся буквально через минуту, не переключайтесь.
А. Пичугин
— Возвращаемся в студию светлого радио. Ещё раз здравствуйте. Мой коллега — Константин Мацан, я — Алексей Пичугин. Наш гость сегодня — Борислав Струлёв, советский, российско-американский виолончелист-виртуоз. Вы живёте большую часть времени в Соединённых Штатах, в Нью-Йорке. Часто приходится слышать от ваших коллег-музыкантов, от тех, кто живёт здесь преимущественно, что записываться в России — моветон, что все пишутся — дальше перечисляются страны: Финляндия, Швеция, Германия, Соединённые Штаты — нужное подставить, только не в России, потому что в России нет хороших студий. Вы, насколько я понял, иного мнения.
Б. Струлёв
— Да, я абсолютно иного мнения, поскольку я действительно живу на два города, есть с чем сравнить, есть даже записи, которые мы можем сравнить. И всё дело, конечно, в ушах, в режиссёре, в правильном подходе и понимании задачи. Дело в том, что, к примеру, безумное есть количество музыкальных записывающих режиссёров, которые абсолютно гениально слышат ударные, гитары, вокал, синтезатор, потому что это в основном, грубо говоря, 90% тех людей, которые приходят на студии. Виолончель — это сразу невероятный аспект трудностей: как поставить микрофоны, как сделать так, чтобы не шелестел смычок с канифолью и не было ударов пальцев, с другой стороны — не терять глубину и брать правильную мощь и красоту всего тембра — это безумно трудно. И ты можешь прийти в гениальную, дорогущую студию, всё вроде бы готово, даже ламповые микрофоны, самые дорогие, и машины эти, которые делают звук без потерь, кабели, но сидит режиссёр, который не настроен, не умеет писать классический инструмент. А ещё дальше вам скажу, что не умеет писать такой классический инструмент, как виолончель, с другим инструментом вместе, не понимает. У всех стереотип, который я уже ломаю много-много лет: виолончель, оркестровый инструмент, который где-то там бубунисто гудит, не имеет сольного, яркого, мощного голоса. Я стараюсь очень интеллигентно, не обижая никого, рассказывать то, что я хочу получить на выходе, показываю примеры каких-то других разных записей. И это целый процесс и безумные нервы. И конечно, есть выдающиеся режиссёры, которым доверяешь, — как найти своего врача, которому ты доверяешь и знаешь, что тебе сделают всё от и до гениально. Но это, знаете, как позовёт. И конечно, в Москве у меня есть свои люди, есть свой режиссёр, который научился на мне за восемь лет работы, и мы сделали с ним очень много уже и альбомов, и тяжёлых работ, и виолончель с компьютером, где компьютер пережимает и, естественно, главенствует. Но он научился не терять классический звук, красоту тембра, потому что для меня звук — это самое важное, самое духовное и то, что я каждый день пытаюсь воссоздать и улучшить. И сейчас я хочу привести вам некие примеры, буквально по минуточке, по полторы, мы поставим две записи для наших дорогих радиослушателей. Первая запись сделана в лучшей студии Нью-Йорка, я горжусь этой записью, потому что это абсолютная сенсация, это музыка, которую написал не так давно, но, скажем, когда-то знаменитый американский рок-певец, пианист, сейчас уже можно сказать, конечно, классик — Билли Джоэл. И произведение называется «Innamоrato» — безумное-безумное внутреннее страдание и любовь. Это было записано с пианистом, моим другом, который вместе с Билли Джоэлом это всё перекладывал, со мной работал — как на виолончели это играть. Я ставил тоже, естественно, свои пальцы — это в единственном экземпляре существует. Второе произведение — с моего нового сольного двойного альбома на лейбле «Мелодия», который вот-вот выходит, дорогие друзья, я безумно этому рад. Там будет 25 разных безумной красоты коротких произведения классических. И это уже было записано в Москве. Вот те же условия: я и огромный рояль «Стейнвей». Там — пианист и композитор, мой корейский друг, суперзвезда сейчас Хьюнг-ки Джу, гениально совершенно человек. Те, кто знает — знает, те, кто нет — узнает. И тут — потрясающий тоже пианист, композитор Сергей Дрезнин, чей мюзикл, получивший много «Золотых масок» главенствует сейчас и прославляет Екатеринбург — «Великая Екатерина». Он уже был и в Берлине на Фридрихштрассе, и сейчас мы работаем — он появляется скоро на Бродвее. Впервые российский мюзикл, «Великая Екатерина», окажется в Нью-Йорке.
К. Мацан
— Круто.
Б. Струлёв
— Композитор этой музыки и потрясающий пианист также со мной на этом диске записался, я ему благодарен. Это Скрябин — Этюд. Так вот, давайте сравним: Билли Джоэла и американскую запись, звук, с этюдом Скрябина и российской его записью. Первым слушаем «Innamorato» Билли Джоэла.
(Звучит музыка.)
А. Пичугин
— Это был первый фрагмент, который мы послушали для сравнения возможностей записи музыки, в данном случае классической музыки, в Соединённых Штатах и в России. Это был Билли Джоэл. А сейчас мы будем слушать Скрябина, записанного в Москве.
(Звучит музыка.)
А. Пичугин
— Сами, дорогие слушатели, можете сравнить, что вам больше нравится: запись, которая была сделана в Нью-Йорке или запись, которая была сделана в Москве. Мне-то, конечно, интересно, как нашему гостю, как Бориславу Струлёву: вы это воспринимаете как разные возможности записи, или всё-таки одна, на ваш взгляд, более качественная, другая менее?
Б. Струлёв
— Вы знаете, на этот вопрос, к сожалению, никогда никто ещё не смог ответить — вот никогда никто. Потому что на вкус и цвет, извините меня, и сегодня я так чувствую, и мне нравится вот этот малиново-чёрный, с оттенками, с эхом звук; завтра мне нравится другой звук. И с режиссёрами можно до истерики дойти, потому что они по-своему слышат и боятся выпустить, и говорят, что «нет, так нельзя». Я говорю: «Нет, мы сделаем революцию: виолончель должна вот так звучать!» Поэтому тут уже, конечно, слушатель, тут, конечно, люди, которые любят, ценят виолончельный тон, когда-то любили Шафрана, любили Кнушевицкого, любили Фейгина, любили Пятигорского, Ростроповича, разбираются.
А. Пичугин
— Вы сейчас с вином хороший пример привели за эфиром.
Б. Струлёв
— С вином — это то, что если бы кто-то поставил себе задачу найти один только бренд вина и пить его всю жизнь. Извините, таких людей я никогда не встречал и, надеюсь, не встречу. Поэтому каждый диск, каждая запись — это новое откровение.
К. Мацан
— Борислав Струлёв, виолончелист, музыкант, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер», мы активно слушаем музыку и активно про музыку говорим последние почти сорок минут. Но вот есть ещё одна важнейшая тема, важнейшая и по-человечески, и для нашего радио. Вы же попечитель благотворительного фонда помощи детям с онкологическими заболеваниями. Фонд называется «Настенька», и я так понимаю, что вы действуете при НИИ детской онкологии и гематологии имени Блохина. И при вашем графике, при вашей загруженности, где берётся время? И очевидно, что раз вы это время находите, значит, вам это важно почему-то.
Б. Струлёв
— Во-первых, мы давно дружим с директором фонда — Джамилей Алиевой. И всячески, когда я могу где-то создать некий пиар, чтобы люди как-то могли задуматься, что это вообще есть, что есть эти герои… И 21 декабря все, кто придёт в зал, увидят врачей из этого госпиталя, которые помогают и спасают, потому что это будет их такой вот подарок на Новый год, и они придут расслабиться, отдохнуть душой. Матери, которым можно выходить с детишками в масках — я обязательно должен пригласить их и пригласил уже. И как-то мы стараемся какие-то концерты, где какие-то билетики идут… продажи в фонд этот… Вы знаете, это такая норма сегодняшнего дня и сегодняшний жизни, я в этом в себе ничего не нахожу какого-то специального и необычного — это так надо. Наоборот, если бы этого не было, это было бы непонятно: вы что, просто играете? Для себя или для кого? Что ваше творчество несёт за собой — это всегда должно быть какое-то, я считаю, благое дело. И я очень благодарен, что мы дружим с этим достойнейшим фондом, о нём нужно больше говорить, больше внимания ему уделять, потому что никто не застрахован, все находятся в тяжелейшей всё равно ситуации — это и морально, и физически, и финансово. И когда я приходил со своим проектом «ArtCello» и дети имели возможность рисовать, и увидели меня со своими арт-работами, и я им играл на инструменте. Вы знаете, нам не нужно было даже разговаривать и общаться, в том смысле, что не нужно было рассказывать, что вот «здравствуйте, я виолончелист», они увидели свои работы-рисунки на моём инструменте, на виолончели. И это была просто феерия оптимизма, и я до сих пор храню каждый рисунок, и мечтаю скорее оказаться опять в этом госпитале для того, чтобы увидеть и новых пациентов, и просто говорить о музыке. Я знаю, что приходят и балерины из Большого театра, и работают люди над этим аспектом. Но мне кажется, что нужно больше. И я благодарен, что такое радио, как ваше, где вы задаёте стимул и говорите об этом, это безумно важно. И я считаю, что из-за этого и из-за вас не всё потеряно, и конечно, дальше наше движение — это оказаться в аэропортах России с какими-нибудь правильными коробками. Нужно не стесняться расставаться с деньгами.
А. Пичугин
— А что вы подразумеваете под «оказаться в аэропортах с правильными коробками»?
Б. Струлёв
— Я считаю, что фонд «Настенька» может стоять с коробками с прорезанной дырочкой, куда люди, зная, куда и почему, какие люди стоят… какие люди делают операции или какие люди иногда говорят и отказываются учиться, и говорят, что «я лучше буду ветеринаром, потому что я уже два раза ошибся, снимая скальпель у ребёнка, я боюсь, у меня нет правильной школы, я не буду это…» А кто будет тогда… через 5-6-10-15 лет? Это огромный совершенно вопрос. И мужество, которое… ладно, вышел с виолончелью, на сцене сыграл, но врач, который сделал малейшее не то движение рукой, и всё. Понимаете, поэтому вот ответственность, вот пот и нервы, и победы. Поэтому нужно выезжать этим врачам и на Западе учиться стоять часами около опытных, маститых мастеров и думать, что сделать, чтобы что-то лишнее не отрезать. Я рассуждаю, конечно, как музыкант, у которого горит сердце, который не врач, но я слышал и наслышан, и пытаюсь всячески поддержать и помочь.
К. Мацан
— То, что вы говорите, для меня просто потрясающей радостью в сердце отзывается. И спасибо вам за эти слова. Когда музыкант такого уровня говорит, что на самом деле, если совсем вашу мысль огрублять, на самом деле герои — врачи, а мы, даже мы, журналисты, находимся в настолько комфортной зоне работы, что даже иногда стыдно становится, когда сравниваешь себя с теми, кто по-настоящему непосредственно людей спасает. И это очень важно, что от вас это прозвучало. Спасибо большое.
Б. Струлёв
— Прозвучало, но мне кажется, что все люди в этой цепочке, и вы, журналисты, — это безумная ответственность и напряжение. И от каждого жизнь где-то в другом конце света человека тоже зависит от вот этих моментов. Поэтому я надеюсь, что сегодняшний наш дорогой, любимый слушатель отреагирует, запомнит, оставит себе хотя бы на 2-3 года вот этот месседж понимания ситуации и то, что хватит уже ждать, чтобы как-то государство учило поступкам. Уже двадцать первый век, где каждый должен сам себе быть хозяином, собственно, встать, захотеть и пойти и помочь сделать и для себя что-то хорошее…
А. Пичугин
— В любой стране, если обратимся в историю, благотворительность идёт снизу, она практически никогда не исходила от государства.
Б. Струлёв
— Браво! Совершенно верно. И я знаю, как русский народ объединяется и помогает — как никто. Это было, есть и будет.
А. Пичугин
— А в Америке вы участвуете в подобных проектах?
Б. Струлёв
— Я участвую тем. Что я связан с фондом «Настенька» и пока в другие фонды я никуда не хочу…
А. Пичугин
— Распыляться.
Б. Струлёв
— Да, распыляться. Хотя, вы знаете, несколько даже американских фондов моих друзей говорят: «Борислав, у нас на таможне стоят 20 кроватей, заберите в фонд «Настенька», пожалуйста. Забери откашливающие препараты — трубочки для детей, которые тут стоят с акцизной специальной маркой в 15 раз дороже, чем мы вам отдаём. Но там нету вот этой какой-то бумажки, которая не разрешается». Понимаете, есть просто ещё такие какие-то моменты. Я говорю: «Ладно, давайте два чемодана привезу, а там уже посмотрим». И люди с совершенно открытой душой расстаются, отдают, понимая, что это совершенно другой фонд. Но дружба фондов должна быть, объединение сейчас должно быть, и медиапространства, и ради жизни, и не только популяризация бренда. Вот наш фонд очень успешный — очень хорошо, но врачи буквально те же. Поэтому мы что? — пиарим бренд или мы пиарим то, что есть шанс выжить?
А. Пичугин
— И на такой высокой ноте мы переходим к звучанию, к музыке, к сожалению уже последней в нашем сегодняшнем разговоре. Но вы к нам второй раз приходите, мы надеемся, что придёте и в третий, и в четвёртый, и ещё не раз, будем говорить обязательно дальше. Сразу напомним, что 21 декабря у нашего гостя Борислава Струлёва замечательный концерт «Фантазии с друзьями» в Государственном кремлёвском дворце — много-много известнейших людей с мировыми именами выступят в этот день на сцене. Это и наш соотечественник, замечательный писатель, режиссёр Андрей Кнышев. Это и прекрасный, думаю, уже всем известный итальянский певец Бобби Соло — «итальянский Элвис Пресли», как его называют; и Вальтер Риччи, Александр Жигалкин, актёр, Игорь Золотовицкий, Алексей Татаринцев, тоже знаменитый наш тенор, многие, многие, многие другие. Приходите и вы, приглашаем и вас на этот чудесный концерт. Спасибо большое, Борислав, что сегодня пришли к нам, мы на прощание, напоследок слушаем последнюю композицию. Она называется «Nessun Dorma». Правильно?
Б. Струлёв
— Абсолютно верно. Это одна из самых красивых мелодий, когда-либо написанных. И конечно, спасибо Паваротти, Хосе Кареррасу, Доминго. Когда они втроём выходили, пели и делали популяризацию оперы и вокала, и собирали стадионы, огромные площади городов мира, столиц. И конечно, моя программа «Виолончель в опере», и это произведение я обязательно исполню и 21 декабря на юбилейном концерте, на 25-летии, так сказать, на сцене, на которое я вас всех приглашаю. И это произведение для меня очень дорого, потому что, мне кажется, никто ещё никогда не исполнял его на виолончели. И когда мне вокалисты говорят: «Ты знаешь, Борислав, а мы даже иногда там слышим слова». Значит, то, что пою я внутри, проходит через струны души и наяву.
К. Мацан
— Итак, слушаем и напоминаем, что сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» был музыкант Борислав Струлёв. А также в студии были: Алексей Пичугин и я, Константин Мацан. Оставляем вас наедине с музыкой.
А. Пичугин
— До свидания.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема