
Чугреева Мария
Я хочу рассказать о проповеди, которую я услышала в необычном месте. Это был следственный изолятор города Сергиева Посада. В силу профессии журналисты часто оказываются в самых разных местах и ситуациях. Я снимала репортаж о тюремном храме и о том, и как осужденные именно там обретают веру.
Стоит ли говорить, что оказываясь в подобных учреждениях, ты проходишь через эти металлические двери, слышишь звук замков, видишь тусклый полу-живой свет через зарешеченные окна, начинаешь сопереживать людям, которые там находятся.
Мы с оператором вошли в тюремную церковь. Небольшое помещение с низким потолком. Через какое-то время, туда ввели заключенных. В основном, молодые мужчины, спокойные лица. Ничего того, что могло бы говорить о том, что за каждым из них статься Уголовного кодекса.
Батюшка представил нашу группу. Я сказала какие-то приветственные слова и объяснила цель нашей съемки. Я понимала, что аудитория специфическая. Старалась говорить просто и искренне, и мне казалось, что контакт был установлен. И тут, священник, который сопровождал нас, обратился к этим людям. Смысл его проповеди был такой — хоть мирской суд и присудил вам наказание, но есть Божий суд, который предстоит каждому: тем, кто обвинял вас и тем, кто сейчас на воле.
А разве мы все не преступники? Кто из нас не убийца? Мы каждый день убиваем словами и поступками друг друга, нанося смертельные раны душам наших близких. Разве не убийцы женщины, сделавшие аборт, но за убийство взрослого человека полагается срок, а за убийство нерожденного ребенка два дня больничного?
Разве мы не воруем, каждый день присваивая результаты чужого труда и не ценя то, что делают для нас другие? Мы — предатели, которые каждый день предают нашего Господа и заново распинают его, а он бесконечно страдает, видя наши грехи. Но мы все на свободе и наше наказание только предстоит. Это проповедь была обращена не к ним, ко мне!
Я помню только часть речи священника, общий смысл, образы, которые врезались мне в душу, в память! И мне в тот момент стало стыдно за то, что я вошла в тюремную церковь такой «правильной» журналисткой из Москвы.
Слова священника дали понять, что внутри каждого из нас — глубоко грешный, и, что самое ужасное, даже не догадывающийся о всех своих пороках, человек. Ну, подумаешь, сказал что-то кому-то, ну подумаешь, что-то утаил, ну подумаешь, подумаешь... Мы-то на свободе?
Только на свободе от чего? От покаяния и от возможности быть прощенными? Нет, батюшка нисколько не оправдывал совершенные кем-то преступления, просто он показал смысл евангельского «Не суди». Не суди, потому, что судить может только Господь. И что раскаявшийся осужденный, как тот разбойник на кресте, может быть намного ближе к Богу.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Путь к вере. Галкина Виктория

Когда я познакомилась с будущим мужем, Арсением, он был не крещёным. Существование Бога не отрицал, но и верующим не был. Я переживала по этому поводу, ведь так хотелось молиться вместе, разделять радость воскресного дня, поститься, ходить на службы. Я даже в записках не могла его упоминать, это особенно печалило. Тётя Арсения долгое время пыталась привести его в церковь, показать, как светла жизнь со Христом, однако, все безуспешно.
Шло время, я по-прежнему ходила в храм, читала утренние и вечерние правила, преподавала в Воскресной школе и постепенно стала замечать интерес Арсения к вере. Он начал задавать вопросы о Боге, пытаясь понять суть. Затем я заметила, что, когда мы сталкивались с какими-либо жизненными трудностями, Арсений, сосредоточившись что-то шептал.
Мне стало интересно, захотелось узнать, что именно он говорил. Решила спросить:
— Что ты шепчешь все время?
— Прошу у Бога помощи — ответил он.
Я удивилась, потому что и не думала, что Арсений молится. Разговоров на тему веры становилось больше, в какой-то момент, я поняла, что не могу грамотно отвечать на вопросы жениха, да и вообще, это — очень большая ответственность, поэтому решила позвонить своему духовнику.
Батюшка выслушал меня и предложил нам встретиться втроем на территории монастыря, чтобы обсудить все волнующие вопросы.
Так и случилось. Мы проговорили несколько часов, а после батюшка с Арсением беседовали наедине. Я переживала, ведь не знала, как сложатся события дальше, но искренне молилась о том, чтобы Сеня принял решение креститься.
После беседы Арсений вышел задумчивый. Молчал еще полчаса. А потом сказал:
— Поженимся, и я крещусь.
Я была на седьмом небе от счастья! «Господи, спасибо тебе!».
Спустя месяц мы поженились, а через 2 недели Арсений, как и обещал, крестился. Батюшка благословил меня присутствовать на таинстве и даже дал возможность спеть некоторые молитвы. Этот день стал для нас особенным, настоящим праздником. Как сейчас помню Арсения в белых одеждах, улыбающегося и показывающего мне свой нательный крест.
— Ну вот, теперь мы вместе будем молиться Господу — улыбаясь, говорил он.
— Да, я очень счастлива, что теперь мы вместе веруем в Бога, вместе идем по этому сложному пути ко спасению — отвечала я.
Вот так, чудесным образом, мой муж пришел ко Христу. Пускай не сразу, но осознанно. Позже я спросила, почему он решил креститься, что сподвигло к этому серьезному шагу? Он объяснил так:
— Каждый раз, когда я о чем-то просил Бога, получал ответ или помощь. Сомнений не осталось. Я понял, что хочу жить с Господом. Но не только просить Его, а научиться благодарить.
В какой-то момент пообещал Богу, что, когда женюсь на тебе, сразу крещусь. Потому что мое спасение началось с тебя. Я осознал, как слепо жил все эти годы, как постепенно растлевал себя. Ты напомнила мне, что есть душа. И душа моя устремилась к Спасителю, захотелось славить Его и воспевать.
Автор: Галкина Виктория
Все выпуски программы Частное мнение
«Утреннее чудо»

Фото: ClickerHappy / Pexels
Сегодня утром было такое зрелище: дождливое осеннее утро, низко нависшие синие тучи, тёмно-зелёная хвоя среди обедневших ветвей дерев и виднеющийся из окна белый массивный храм.
Мгновенье и вдруг ― о, чудо! ― сквозь непроглядные тучи пробивается столп света и озаряет стены храма: белые и золотые оттенки начинают буквально сиять на фоне окружающего тёмно-синего пространства! А потом ещё мгновенье — и всё снова померкло.
Так и душа вынырнет вдруг, заблистает, озарённая божественным светом от света Таинства Причастия в храме и вновь тускнеет, храня в себе эту способность блистать. И помнит о ней, и тоскует о своей утерянной красоте и стремится к ней!
Текст Сестры Ольги Н. читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
11 апреля. Об истории герба

Сегодня 11 апреля. В этот день в 1857 году царь Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла.
Об истории герба — протоиерей Игорь Филяновский.
В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху Средневековья. В 1497 году двуглавый орел впервые появился на печати Ивана III вместе с изображением Святого Георгия. В российской историографии принято считать, что в Россию герб попал от византийской династии Палеологов. Софья Палеолог была женой великого князя Ивана III и приходилась бабушкой Ивану Грозному. При династии Романовых герб получил регалии царской власти — скипетр и державу. При Петре I орел стал изображаться черным. На его крыльях стали изображать щиты царств и великих княжеств, входящих в состав расширяющейся империи. При Александре I вместо скипетра и державы в лапы орла были вложены факел, лавровый венок и лента, а крылья орла были опущены вниз. При Николае I орел снова расправил крылья, и на них вернулись гербы царств, которых теперь стало больше. Кроме того, на герб вернулась и третья корона. Наконец, при Александре II была проведена настоящая геральдическая реформа. Впервые герб был закреплен законодательно и были учреждены большой, средний и малый государственные гербы. После революции 1917 года герб, как и многие российские знаки отличия, были упразднены. Двуглавый орел вернулся на герб страны только в 1993 году, когда указом президента был введен новый государственный герб. Двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема