Я хочу рассказать о проповеди, которую я услышала в необычном месте. Это был следственный изолятор города Сергиева Посада. В силу профессии журналисты часто оказываются в самых разных местах и ситуациях. Я снимала репортаж о тюремном храме и о том, и как осужденные именно там обретают веру.
Стоит ли говорить, что оказываясь в подобных учреждениях, ты проходишь через эти металлические двери, слышишь звук замков, видишь тусклый полу-живой свет через зарешеченные окна, начинаешь сопереживать людям, которые там находятся.
Мы с оператором вошли в тюремную церковь. Небольшое помещение с низким потолком. Через какое-то время, туда ввели заключенных. В основном, молодые мужчины, спокойные лица. Ничего того, что могло бы говорить о том, что за каждым из них статься Уголовного кодекса.
Батюшка представил нашу группу. Я сказала какие-то приветственные слова и объяснила цель нашей съемки. Я понимала, что аудитория специфическая. Старалась говорить просто и искренне, и мне казалось, что контакт был установлен. И тут, священник, который сопровождал нас, обратился к этим людям. Смысл его проповеди был такой — хоть мирской суд и присудил вам наказание, но есть Божий суд, который предстоит каждому: тем, кто обвинял вас и тем, кто сейчас на воле.
А разве мы все не преступники? Кто из нас не убийца? Мы каждый день убиваем словами и поступками друг друга, нанося смертельные раны душам наших близких. Разве не убийцы женщины, сделавшие аборт, но за убийство взрослого человека полагается срок, а за убийство нерожденного ребенка два дня больничного?
Разве мы не воруем, каждый день присваивая результаты чужого труда и не ценя то, что делают для нас другие? Мы — предатели, которые каждый день предают нашего Господа и заново распинают его, а он бесконечно страдает, видя наши грехи. Но мы все на свободе и наше наказание только предстоит. Это проповедь была обращена не к ним, ко мне!
Я помню только часть речи священника, общий смысл, образы, которые врезались мне в душу, в память! И мне в тот момент стало стыдно за то, что я вошла в тюремную церковь такой «правильной» журналисткой из Москвы.
Слова священника дали понять, что внутри каждого из нас — глубоко грешный, и, что самое ужасное, даже не догадывающийся о всех своих пороках, человек. Ну, подумаешь, сказал что-то кому-то, ну подумаешь, что-то утаил, ну подумаешь, подумаешь... Мы-то на свободе?
Только на свободе от чего? От покаяния и от возможности быть прощенными? Нет, батюшка нисколько не оправдывал совершенные кем-то преступления, просто он показал смысл евангельского «Не суди». Не суди, потому, что судить может только Господь. И что раскаявшийся осужденный, как тот разбойник на кресте, может быть намного ближе к Богу.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Елена Антипова
«Донна Элена. Бразильянка из Санкт-Петербурга. Апостол, ниспосланный нам из русского поднебесья. Конструктор детских душ...» Такими словами бразильский журналист и писатель Отто Лара Резенде описал в середине ХХ века Елену Владимировну Антипову — педагога и специалиста по детской социальной и коррекционной психологии. Антипова первой в мире стала называть ребят с ограниченными возможностями «исключительными», а не «отсталыми». И сделала всё, чтобы в обществе изменилось отношение к таким детям.
Психологией 17-летняя Елена заинтересовалась в Париже. Девушка несколько лет жила в столице Франции, куда на лечение её привезла мать. Елена посещала занятия в Сорбоннском университете. Однажды она попала на лекцию знаменитого швейцарского психолога, доктора Эдуарда Клапареда. И вскоре стала одной из самых способных его студенток. Доктор даже предложил Елене работу в своей швейцарской клинике. Но девушке нужно было возвращаться в Россию. В 1916-м она приехала домой, и вскоре вышла замуж за писателя Виктора Ирецкого. А через год к власти пришли большевики. Многие представители творческих профессий тогда бежали за рубеж. Казалось бы — самое время и Елене вспомнить о предложении швейцарского доктора. Но ни Елена, ни её супруг не хотели покидать родную землю. Они остались в советской России. Елена стала работать психологом в исправительных детских учреждениях для беспризорников. Антипова как могла, обогревала своим душевным теплом несчастных, брошенных ребятишек, у которых семьи отобрала революция и гражданская война.
А в 1922-м трагедия пришла в семью женщины. Мужа Елены Владимировны арестовали и выслали за границу как неугодного советской власти. Куда только Елена не писала письма, прошения, жалобы! Но не смогла добиться его возвращения. Оставалось одно — ехать следом за супругом. Так началась её вынужденная эмиграция. Антиповы осели в Швейцарии, где Елена начала работать со своим давним учителем, доктором Клапаредом, в его Институте детской психологии. В 1929-м году институт посетила делегация из Бразилии. Елене предложили контракт на работу в одной из школ города Белу-Оризонти. Антипова согласилась.
Первое, что поразило её в Бразилии — огромное количество бездомных, одиноких, брошенных детей. В Петербурге, охваченном войною и революцией, это было объяснимо. Но здесь не происходило таких социальных потрясений. Елена убедила городские власти Белу-Оризонти открыть специальную школу-интернат для беспризорников, детей из неблагополучных семей, а кроме того — детей, отстающих в развитии. Учреждение заработало в 1932-м году и получило название «Институт Песталоцци» — в честь знаменитого швейцарского педагога. Для подростков с уровнем развития малолетних детей Антипова подбирала занятия, которые максимально развивали их способности. Так, например, один из её учеников, 11-летний мальчик с речевым и зрительно-мото́рным отклонением, разговаривал как 4-летний малыш. При этом он знал буквы, но не мог писать. Тогда Елена Владимировна дала ему печатную машинку. И случилось чудо — мальчик научился печатать, и так смог выражать свои мысли и постепенно повышать интеллектуальный уровень. По настоянию Антиповой, в «Институте Песталоцци» ребятам преподавали и основы христианства. Специально для этого вместе с местным священником, падре Негромонте, Елена Владимировна разработала новый учебник, написанный максимально простым языком, доступным для особенных воспитанников школы. Дети искренне любили свою учительницу. «Она открывала нам те стороны нашей души, о которых мы даже не догадывались», — признавалась бывшая ученица Антиповой, Имэне Гимараэс.
В 1974-м президент Бразилии наградил Елену Антипову медалью «За заслуги в сфере образования». В том же году, в возрасте 79-ти лет, Елена Владимировна ушла из жизни. За три дня до своей кончины она написала в дневнике: «Сегодня по православному календарю — День Преображения Господня. Призвание преображает человека. Оно даёт ему силу и моральную стойкость, возвышает дух, приближает к Господу». В настоящее время в Бразилии продолжают работать учреждения, которые когда-то основала там Елена Антипова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 ноября. О формализме иудейских законников
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали».
О формализме иудейских законников, — игумен Лука Степанов.
14 ноября. О трудах апостола Павла
В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно».
О трудах апостола Павла, — священник Родион Петриков.