«Жить по-царски» — в современном восприятии эти слова стали чем-то вроде синонима определённого образа жизни — такого, при котором человек стремится окружить себя роскошью и, как говорится, ни в чем себе не отказывать. Однако если обратиться к истории, становится очевидно, что настоящая царская жизнь далеко не всегда соответствует подобному обывательскому идеалу. Типичным образцом простой русской, патриархальной, религиозной семьи называл полковник Михаил Константинович Дитерихс семейство последнего российского царя — императора Николая Второго. Швейцарец Пьер Жийяр, обучавший великих княжон и цесаревича Алексея французскому языку, тоже отмечал, как просты были и в быту, и в общении царь, императрица Александра Фёдоровна и все царские дети. Именно так — «Царские дети» называется сборник воспоминаний о семье императора. В этой книге упомянутые авторы и другие, близко знавшие монаршую фамилию, проливают свет на то, как на самом деле жили эти люди, облечённые властью и славой.
Книга оказывается полной неожиданностей. «Великая княжна Татьяна Николаевна очень любила хозяйничать, в особенности — гладить бельё», — пишет Дитерихс. А Татьяна Евгеньевна Мельник-Боткина рассказывает, как Анастасия Николаевна сама подавала воду для мытья рук её отцу, служившему личным врачом царской семьи, наотрез отказываясь звать для этого лакея. Мария Николаевна во время прогулок постоянно и запросто общалась с солдатами из охраны, расспрашивала о семьях и детях, обсуждала их проблемы и помогала. А ещё собственноручно пекла ржаные лепёшки без дрожжей.
Много страниц в сборнике «Царские дети» посвящены и самому Николаю Второму. В частности, воспоминания друга детства будущего императора, полковника Владимира Олленгрэна, записанные с его слов писателем Ильёй Сургучёвым. И здесь — та же невероятная простота жизни августейшего семейства, то же доброжелательное отношение к людям. А завершают книгу свидетельства «от первого лица» - выдержки из дневников Александры Фёдоровны и писем Николая Второго, не оставляющие сомнений в том, о чём уже рассказали читателю их близкие.
«Государь был скромен и застенчив, стремился быть справедливым и делать добро и был бы счастлив жить, как простой смертный», — замечает в своих мемуарах Пьер Жийяр. Эти стремления в полной мере разделили и Царские дети, на примере отца и матери усвоившие, что значит жить по-царски.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.