
«Жить по-царски» — в современном восприятии эти слова стали чем-то вроде синонима определённого образа жизни — такого, при котором человек стремится окружить себя роскошью и, как говорится, ни в чем себе не отказывать. Однако если обратиться к истории, становится очевидно, что настоящая царская жизнь далеко не всегда соответствует подобному обывательскому идеалу. Типичным образцом простой русской, патриархальной, религиозной семьи называл полковник Михаил Константинович Дитерихс семейство последнего российского царя — императора Николая Второго. Швейцарец Пьер Жийяр, обучавший великих княжон и цесаревича Алексея французскому языку, тоже отмечал, как просты были и в быту, и в общении царь, императрица Александра Фёдоровна и все царские дети. Именно так — «Царские дети» называется сборник воспоминаний о семье императора. В этой книге упомянутые авторы и другие, близко знавшие монаршую фамилию, проливают свет на то, как на самом деле жили эти люди, облечённые властью и славой.
Книга оказывается полной неожиданностей. «Великая княжна Татьяна Николаевна очень любила хозяйничать, в особенности — гладить бельё», — пишет Дитерихс. А Татьяна Евгеньевна Мельник-Боткина рассказывает, как Анастасия Николаевна сама подавала воду для мытья рук её отцу, служившему личным врачом царской семьи, наотрез отказываясь звать для этого лакея. Мария Николаевна во время прогулок постоянно и запросто общалась с солдатами из охраны, расспрашивала о семьях и детях, обсуждала их проблемы и помогала. А ещё собственноручно пекла ржаные лепёшки без дрожжей.
Много страниц в сборнике «Царские дети» посвящены и самому Николаю Второму. В частности, воспоминания друга детства будущего императора, полковника Владимира Олленгрэна, записанные с его слов писателем Ильёй Сургучёвым. И здесь — та же невероятная простота жизни августейшего семейства, то же доброжелательное отношение к людям. А завершают книгу свидетельства «от первого лица» - выдержки из дневников Александры Фёдоровны и писем Николая Второго, не оставляющие сомнений в том, о чём уже рассказали читателю их близкие.
«Государь был скромен и застенчив, стремился быть справедливым и делать добро и был бы счастлив жить, как простой смертный», — замечает в своих мемуарах Пьер Жийяр. Эти стремления в полной мере разделили и Царские дети, на примере отца и матери усвоившие, что значит жить по-царски.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова