
Троице-Сергиева лавра, монастырь, основанный в XIV-м веке преподобным Сергием Радонежским, часто становился местом действия и развития событий литературных произведений — рассказов, очерков, повестей. К примеру, у одного только Ивана Шмелёва текстов, посвящённых лавре, сразу несколько: «Богомолье», «У старца Варнавы», «Куликово поле». Они известны, и год от года переиздаются. Однако есть произведения о Троице-Сергиевой лавре, которые вышли когда-то, и с тех пор не публиковались, много лет оставаясь незаслуженно забытыми и недоступными широкому кругу читателей. Исправить несправедливость решила кандидат филологических наук, старший научный сотрудник и профессор Российской академии естествознания, Екатерина Суровцева. Она составила сборник литературных текстов под названием «Троице-Сергиева лавра в русской культуре».
В книгу вошли документально-художественные произведения, созданные в XIX–XX веках. Это «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» писателя и историка Николая Карамзина 1802 года, «Путеводитель по Троице-Сергиевой лавре» археолога, этнографа и искусствоведа Ивана Снегирёва 1868 года. Сразу три произведения о Троицкой лавре православного духовного писателя и историка церкви, путешественника Андрея Муравьёва 1836 и 1840 годов. И, наконец, рассказы о Троице-Сергиевой лавре, написанные уже в советский период: очерк «Девятая ель» Михаила Пришвина, единственный раз опубликованный в 1930-м. И в том же году изданный рассказ Александра Куприна «У Троице-Сергия».
Вместе с Карамзиным мы проделаем большое путешествие: по пути в лавру не раз свернём с прямой дороги, чтобы, например, заехать в село Тайнинское, куда на соколиную охоту выезжал царь Алексей Михайлович. Увидим, как живут крестьяне в селе Пушкино — «не в избах, а в красивых домиках, не хуже самых богатых поселян в Англии и других европейских землях», — по замечанию Карамзина. А вёрст за семь от Троицы остановимся, и дух захватит от открывшейся картины: среди зелени лесов засияют золотые главы лаврских церквей вокруг огромной колокольни, подобной величественной свече. Писатель Андрей Муравьёв поразит воображение читателя яркими художественными образами Троице-Сергиевой обители. Вот, например, как описывает он своё прибытие в монастырь: «Летняя ночь осенила лавру и сквозь прозрачный сумрак, еще в большем величии, возвышались древние соборы и башни. Все засыпало в лавре после долгого всенощного бдения; еще быть может иные старцы стояли на молитве в келиях. Я ходил уединённо, и наслаждался картиною ночи».
А вот Михаил Пришвин пишет словно уже о совсем другой лавре. Закрытой, поруганной безбожниками-большевиками, в кельях которой вместо монахов — уголовники, бродяги, преступники. В 20-е годы на территории монастыря располагалась исправительная коммуна имени... террориста Ивана Каляева, убийцы великого князя Сергея Александровича Романова. В это страшное время Пришвин приехал в лавру, чтобы помолиться у могилы православного философа Константина Леонтьева, в постриге — монаха Климента. Отыскать место его упокоения в Черниговском скиту Лавры оказалось непросто: скитское кладбище «коммунары» превратили в увеселительный парк...
Сборник «Троице-Сергиева Лавра в русской культуре» откроет перед нами разные страницы истории великого монастыря — чудесной святыни земли Русской. И как бы далеко от Троицы-Сергия ни жил читатель, свет лавры затеплится в его сердце.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер