
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим словосочетание «кафедральный собор»? Почти в ста процентах случаев мы представляем себе довольно большой храм с золотыми куполами, высокой колокольней. Ну как же иначе? Ведь это же кафедральный собор! Если вы вдруг надумаете по каким-то причинам посетить Париж, то предварительно обязательно посмотрите, где в этом городе располагается православный кафедральный собор Русской Церкви. Иначе, вы рискуете его просто... не заметить.
Дело в том, что здание, более непохожее на кафедральный собор, еще нужно поискать. Главный храм Русской Церкви во Франции, а также во всей Западной Европе располагается на первом этаже обычного здания в помещении площадью не более 50 квадратных метров, которое на плане здания обозначено как «торговое помещение». Снаружи понять, что перед вами храм можно только, если вы заметите небольшой восьмиконечный крест рядом со входом.
Итак, перед нами кафедральный собор в честь трех святителей или «Трехсвятительское подворье». В чем же причина? Неужели для кафедрального собора во Франции нельзя было найти помещения лучше, чем бывший гараж? Ответить на эти вопросы нам поможет история.
После революции 1917 года многие представители отечественного духовенства и интеллигенции вынуждены были Россию покинуть. Многие из них, в итоге, стали проживать во Франции. Русские эмигранты не желали терять связи со своей родиной, даже если эта связь была исключительно духовной. Поэтому в 1931 году ими было арендовано подвальное помещение на улице Петель, в котором и разместился маленький храм — будущий кафедральный собор. Он был освящен в честь трех великих святых — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Руководил процессом организации храма и общины епископ Вениамин (Федченков). Он приложил множество стараний, чтобы русских эмигрантов в Париже объединяла именно православная вера, а не, например, политические интересы. Епископ Вениамин также сделал все возможное, чтобы в новообразованном храме появилась первая значимая святыня. Благодаря его призыву была собрана огромная по тем временам сумма, 15 тысяч франков, за которую у антиквара была куплена Иверская икона Божией Матери, вывезенная французами из Москвы в 1812 году.
В 1946 году храму был присвоен статус кафедрального собора. В 1958 году дом, в котором располагался храм, из-за ветхости был разрушен. Его хозяева согласились сохранить помещение для храма в новом здании только с условием, чтобы внешне он никак не выглядел как религиозное помещение. В итоге храм был сохранен. Снаружи он теперь выглядит как обычное офисное помещение. Но внутри все обстоит совсем иначе.
Небольшое уютное пространство храма украшено ценными иконными изображениями, выполненными знаменитыми иконописцами иеромонахом Григорием Кругом и Борисом Любимовым. Они и уникальная история этой церкви привлекают в нее множество людей. Во время воскресной службы все желающие помолиться в храме не помещаются, поэтому улица Петель в воскресное утро в отличие от соседних улиц Парижа полна людей. Вот так, уже в течение десятилетий, во французской столице продолжает существовать русская православная община.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема