У нас в гостях был настоятель храма святителя Николая Чудотворца в селе Макарово Московской области протоиерей Вячеслав Перевезенцев.
Мы говорили об истории, традициях и смысле праздника Крещения Иисуса Христа.
«Светлый вечер»
Эфир: 17.01.2018.
Гость: протоиерей Вячеслав Перевезенцев.
Ведущие: Лиза Горская, Алексей Пичугин.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Здравствуйте, дорогие слушатели! Здесь, в этой студии приветствуем вас мы — Лиза Горская...
Л.Горская:
— ... и Алексей Пичугин.
А.Пичугин:
— Сегодня вместе с нами и с вами в этой студии протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Храма Святителя Николая в деревне Макарово — это Московская область, неподалёку от города Черноголовка. Здравствуйте!
О.Вячеслав:
— Добрый вечер!
А.Пичугин:
— Крещение Господне — такой, важный, Праздник. Но часто он остаётся в тени другого Праздника, который, незадолго до Крещения, мы все отмечаем — Рождество. Уж про Рождество точно все знают. А Крещение — у него такой смысл немного, может быть, и непонятный. Многие несут своих детей в Храм креститься, приходят сами креститься, ну и, соответственно, вроде бы как, логично, что и Иисус Христос тоже когда-то крестился. Но смысл-то в другом. И Крещение — другое. Вот, давайте начнём, наверное, с того, что попробуем как-то разобраться в смысле этого Праздника — что же это такое, Крещение Господне?
О.Вячеслав:
— Да, я думаю, здесь имеет смысл вспомнить, что одно ещё из названий этого Праздника — это Богоявление. А также, в связи с тем, что Вы сказали, что этот Праздник — Крещение — находится как бы несколько в тени Рождества, стоит, наверное, ещё вспомнить тоже такую историческую деталь, что в Древней Церкви, в ранней Церкви, собственно, был один Праздник — Богоявление, который совмещал в себе воспоминание о Рождестве Спасителя и о Его Крещении. Затем уже вот эти два Праздника были разнесены, хотя, в общем-то, насколько я понимаю, есть какие-то... ну... небольшие, может быть, какие-то древние Церкви, где и до сих пор... мне кажется, в Армянской Церкви даже...
А.Пичугин:
— Да.
О.Вячеслав:
— ... вот, этот Праздник до сих пор, как бы, вот такой вот — единый. И вот это название — Богоявление — мне представляется очень важным. То, что это имеет соотношение к Рождеству — ну, здесь, вроде, понятно, да? В Рождестве мы, как раз, и вспоминаем Рождение Бога. «И Слово стало плотью, и обитало среди нас...» — рождение Спасителя. Но Евангельская история, Священное Писание говорит нам о том, что до своего совершеннолетия — а совершеннолетие в традиции иудейской наступает тогда, когда мужчине исполняется 30 лет — Господь как бы находился в тени. Мы почти ничего не знаем об этом периоде Его жизни. Мы немного знаем о Его младенчестве, бегстве в Египет, о возвращении из Египта. Затем — эпизод, который рассказывает евангелист Лука о двенадцатилетнем отроке Иисусе, о посещении Иерусалима — и всё. Это даже давало... ну... какие-то поводы всевозможным, так сказать, фантазёрам на эту тему придумывать, а что же там могло быть — вот, в этот период. Но Евангелие нам ничего об этом не говорит — и это, конечно, не случайно. Тридцать лет, возраст совершеннолетия, и Господь, именно с этого времени, начинает своё Служение — то, ради чего Он, собственно, и родился, и пришёл в этот мир — возвещение Евангелия Царства. Начинается оно, как раз вот, с того события, о котором мы и вспоминаем в Праздник Крещения Господня. Этому предшествовала Проповедь Иоанна Крестителя. К нему туда, на Иордан, приходили люди. Приходили для того, чтобы не только посмотреть, полюбопытствовать, но, главным образом, для того, чтобы откликнуться на его призыв — призыв о покаянии. И вот, среди этих людей был и Иисус из Назарета. Совершается Крещение — то, о чём описано у евангелистов, я не буду сейчас подробно рассказывать все эти события, я думаю, что нашим слушателям это всё хорошо известно. Здесь правда, на самом деле, стоит очень простой вопрос: но если крещение — это есть некий знак, омовение, очищение, собственно, то, к чему и призывал Иоанн Креститель — покаяние, и через это — обращение к Богу, то Иисус, конечно же, в нём не нуждался. Он был во всём подобен нам, людям, кроме одного — греха. И, собственно, когда Он подошёл — в эти воды Иордана, к Иоанну Крестителю — то именно этот недоуменный вопрос Он и услышал от Пророка: «Мне должно от Тебя креститься!», на что Господь и отвечает, что «так должна совершиться всякая правда». Вот, что это за правда? Правда Крещения, которая стоит в центре этого Праздника. Правда, с одной стороны, о том, что Господь через это, начиная своё служение людям, начиная свой путь — Он, собственно, указует нам, своим ученикам, то, с чего этот путь и должен начинаться и у каждого из нас. Это, как бы, отправная точка. Вот, это — крещение, это — изменение своей жизни, покаяние, обращение к Богу — то, что, собственно... так сказать... ну... есть в жизни каждого, и должно быть в жизни каждого христианина. Но не только это. Можно себе представить саму эту картину. Сотни людей, приходящие на берег Иордана, приходящие со своим покаянием — то есть, со своими грехами, и омывающие этими водами эти грехи. Эта вода как бы становится... ну... своего рода вместилищем этих наших человеческих грехов, наших пороков. И вот, в эту воду вступает Тот, Который как раз к этому греху, к этим порокам — непричастен. Если люди, приходящие до Него, вступающие в воду, приступающие к Иоанну, и после Него — они приходили, чтобы очиститься, чтобы как бы совлечься этого своего греха, то Господь вступает в эти воды для того, чтобы, будучи чистым, окунувшись в эти воды — взять на Себя наши грехи. Именно поэтому потом мы и услышим слова пророка Иоанна Крестителя, который указует на Христа своим ученикам, и говорит такие слова: «Се — Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира». И вот этот, такой — мистический, таинственный — смысл этого Праздника мне представляется для нас тоже очень важным. Господь приходит для того, чтобы взять на Себя наши грехи, для того, чтобы нас спасти от грехов. И вот этот Праздник — Богоявление-то — он заключается, как раз, в каком-то смысле, в очень простом Откровении: в мир приходит Бог, но приходит как Спаситель. Не случайно и имя у Богочеловека — Иисус, которое буквально означает «Бог спасает». От чего спасает нас Господь? Он нас спасает от наших грехов. Каким путём мы входим, встаём и становимся причастными этому Спасению? Потому что оно не даётся нам автоматически. И путь этот — то, что Церковь называет покаянием. Вот эти смыслы все, мне кажется, они очень... ну, так сказать... объёмно, ясно, выпукло присутствуют как раз и в Празднике Крещения — спасение, грех, покаяние... то, о чём нам, конечно же, очень важно в эти дни думать.
Л.Горская:
— А зачем мы сейчас воду освящаем в Праздник Крещения особым, Великим, чином? Это же не то же самое, что произошло 2000 лет назад, когда Христос, окунувшись в воды Иордана, освятил его? Какой смысл это имеет сейчас?
О.Вячеслав:
— Есть такое понимание, что, собственно, этот чин Великого Освящения — он, собственно, можно сказать, единственный. Малое освящение — то, которое, может быть, больше знакомо нам всем, потому что Молебен с освящением воды совершается очень часто. Но по Уставу он вообще, так сказать, должен совершаться — такое, малое освящение — всего, там, тоже несколько раз в году. Это — сокращённый чин. А то — собственно, вот этот чин, который есть — Водосвятия, Великой Агиасмы — это и есть тот чин, за которым мы молимся в эти дни Богоявления, Крещения Господня. Я думаю, что здесь очень важно пониматьсмысл этого освящения — он... ну... очень глубокий, что ли... он имеет разные стороны. Такую, я бы сказал... ну, что ли... космическую сторону, грань. Потому что освящение воды, и молитвы, которые мы читаем вот на это освящение — они нас относят непосредственно к началу, вообще, всего, к началу Творения. Помните, как сказано, собственно, в первых, буквально, строках Книги Бытия: «И сотворил Бог небо и землю, и Дух Божий носился над водою». Вода, как бы, есть некая стихия — прообраз вообще всего Мироздания, такого — неоформленного, хаотичного. И вот, Дух Божий носится над этим творением для того, чтобы из этого хаоса сделать космос. И мы как бы в эту историю... ну... ещё раз вспоминая, возвращаемся. Но вода ещё есть образ и очищения: воды Потопа, ну и вообще, в принципе, в узком таком даже нашем...
А.Пичугин:
— Смысл воды — очень большой.
О.Вячеслав:
— Да, да... очищение. Поэтому вот освящение воды — это есть напоминание нам о всех этих смыслах. Новое Творение. Мы призваны к тому, чтобы родиться заново. Крещение — это новое рождение. Рождение от воды и Духа. Крещение — это покаяние, это омовение, это — очищение. То есть, на самом деле, вот все эти смыслы, может быть, не так явно, но, на самом деле, очень чётко — они здесь пересекаются. Крещение, и освящение воды... Не случайно сам этот Праздник Богоявления связан вот с этой стихией воды с её освящением.
А.Пичугин:
— А что за история, которую очень часто можно услышать в церковных кругах... её постоянно опровергают, но, тем не менее, каждый год, накануне Праздника Крещения она снова всплывает — о разных свойствах воды — Крещенской, Богоявленской... Люди приходят то за одной, то за другой, а ведь здесь же главное, наверное, другое. Вот, почему так происходит?
О.Вячеслав:
— Мне кажется, это... да, следствие просто... ну, нашей такой... утраты наших духовных корней, утраты традиции, нашей просто безграмотности духовной. Потому что понятно, что все эти разговоры о разных свойствах... да и вообще разговоры о свойствах — они немножко странноваты, а уж тем более о разных... Конечно же, вода, которая освящается накануне Праздника, то есть, в Крещенский сочельник, и в самый день Праздника — ничем не отличается.
А.Пичугин:
— Постоянно можно слышать про «попей с утра Крещенской водички, съешь просфорку...»
О.Вячеслав:
— Ну, это всё по нашей немощи, понимаете? Человек — как малое дитя. Вот, если ему сказать, что: «Ты знаешь, вот то, что сейчас ты скушаешь, или выпьешь — это будет иметь такую вот... какую-то особую силу для тебя», — и ребёнок — да, наверное... для ребёнка иногда и нужно это сказать. Потому что вот так устроена ещё его душа — она не способна ещё... ну, как-то... самостоятельно, может быть, в чём-то мыслить, она доверчива. Вот, и здесь мы, так сказать, вот такой молочной пищей — потому что ребёнок ещё не готов к твёрдой пище — просто его немножко поддержим. Но просто — да, очень важно это понимать и, в общем-то, как-то возрастать. И в своей вере, в частности, не оставаясь детьми. А все эти разговоры — конечно же, они во многом связаны... ну... с такой вот нашей духовной инфантильностью, я бы сказал.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Мы напомним, что в гостях у светлого радио сегодня протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Храма Святителя Николая в деревне Макарово — это неподалёку от подмосковной Черноголовки.
Л.Горская:
— Не могли ли мы как-то обидеть, может быть, и задеть наших радиослушателей? Потому что немножко двусмысленно прозвучало то, что обычай, там, или привычка кого-то пить с утра святую Крещенскую воду или есть просфору — это инфантильность. Ну, почему? В нашей жизни, когда, там, суета, работа, перегруз, мне кажется, даже вот такое — какое-то, бытовое, но, тем не менее, ежедневное особое приобщение к Святыне доступным способом — это же неплохо.
О.Вячеслав:
— Нет, нет, нет! Я... если меня так кто-то понял из слушателей, я... так сказать... извиняюсь. Потому что я имел в виду немножко другое. Не то, что как-то неправильно есть просфорку с утра, или пить святую воду, или ещё какие-то, в общем-то, традиционные вещи... которые правда, слава Богу, в нашей жизни сохранились, и как-то им следовать... Мне кажется, вот как раз некоей наивностью было бы думать, что, условно говоря, вот эта Крещенская вода, та благодать, которую мы можем получить через приобщение к ней — вот, она особая, а вот другая вода, которую, может быть, вчера с молебна мы домой принесли — у неё будет другая какая-то благодать. Вот нет двух разных благодатей, понимаете? Потому что и там... и через эту воду, и, может быть, как-то иначе... потому что Дух Божий дышит, где хочет, как мы знаем из Священного Писания. Мы просто не знаем, когда Он приходит, и когда Он уходит. Поэтому нам даются вот как бы такие знаки этого Присутствия Бога в нашей жизни. Так вот, это, всё равно, Бог. И прикоснуться к Нему, стяжать эту благодать, можно совершенно по-разному. И тут очень многое зависит, конечно, от самого человека, от его настроя. Я бы даже сказал — от его веры. Если вот человек... ну, как-то он так этому научен — может быть, с детства, да, потому что часто бывает, что какие-то вещи с нами входят из детства, потому что мы привыкли к этим вещам. Особенно, если человек рождён в какой-то церковной семье, или кто-то, может быть, из старших родственников — бабушка как-то... для него это становится очень дорогим, он это не формально воспринимает, а вот именно с верой, что вот — да, через это Господь к нему прикасается. Но это именно — Бог. Вот это очень важно понимать. Что... ну... Бог один. И молимся мы у той или иной иконы Пресвятой Богородицы, которых очень много, слава Богу — мы молимся пред ликом самой Богородицы, которая — одна. И не бывает так, что... ну... если мы встали перед этой иконой, то мы получим какие-то особые дары, а другие чтобы получить какие-то дары, нам надо обязательно пойти и стать к другой иконе. Вот.. вот это, как-то, немножко... ну... наивно.
А.Пичугин:
— Есть же традиция, например, ездить в Серпухов к иконе «Неупиваемая Чаша», если есть проблемы с алкоголем у человека...
О.Вячеслав:
— Правильно! И слава Богу! Потому что это икона такая. И если нас это как-то... ну... нашу веру это укрепляет и помогает — и хорошо. Но если мы не можем поехать, потому что, может быть, кто-то живёт где-нибудь под Магаданом, ну, до Серпухова далеко — что ж, он не может обратиться к Божией Матери с этой просьбой, которая... ну, правда... так важна для него? Может быть, кто-то из его близких, или он сам страдает этим страшным недугом? Ну, встанет он перед иконой Тихвинской Божией Матери, и попросит: «Матерь Божия, ну помоги... помоги мне справиться», или, вот, «моему сыну», или «моему племяннику» — и что, Матерь Божия не услышит? Ну, вот эти вещи, мне кажется, очень важно понимать. Но, в то же время, конечно же, вот такие вот... такое разнообразие святынь — то, через что Господь нас как-то вот укрепляет, помогает — это такое удивительное богатство нашей Церкви. Потому что этого вправду очень много. Мы должны дорожить этим, ценить, но, в то же время, и правильно понимать. Чтобы не фетишизировать это, не превращать это в ... ну... не искажать просто это, да.
Л.Горская:
— Непременный атрибут Праздника Крещения в городских Храмах — это очереди за святой водой. Сколько, вообще, её нужно приносить домой — вот так, в идеале? Я наблюдаю много лет: кто-то берёт маленькую бутылочку в 150 граммов, оформленную красиво в Византийском стиле, а кто-то...
А.Пичугин:
— ... восемь канистр.
Л.Горская:
— ... пять пятилитровых канистр. Ну, например. А как вот... что Вы скажете на этот счёт? — так вот сформулируем.
О.Вячеслав:
— Вы знаете, я бы, может быть, ещё недавно Вам бы сказал, что, конечно же, хватит, там... ну, не знаю... маленького флакончика 50-граммового, и я в этом бы никак не погрешил против Истины. Потому что, ну, совершенно очевидно, что если мы принесём домой вот этот красивый... ну, там... может быть, и не очень, а очень простой флакончик с этой водичкой и выльем в какой-то другой сосуд, где будет чистая вода, то эта вода освятится. Это, в общем, совершенно понятно. Вот. Но тут, как раз, буквально на днях, я... ну... не просто перечитывал историю о первом чуде, которое совершил Господь в Кане Галилейской, ну и как-то что-то... что вот вокруг него... с этим чудом связано — потому что очень много загадок у этой истории, которая, кстати, была совершена сразу — ведь, это же первое чудо — сразу после Крещения, когда Господь вернулся от Иоанна в Галилею, и вот, в Кане, где Он оказался на браке, вместе со Своею Матерью... И вот, там одна такая деталь: что водоносы с водой, которые стояли в доме, по обычаю, для очищения — двух или трёх мер... значит, тут могут историки спорить, что это за объёмы были, потому что разные были меры в то время, но, скорее всего, это большие такие сосуды, столитровые. Две меры — это около 40 литров. Вот. Господь их велел заполнить до верха! И затем, вся эта вода, значит... она была претворена в вино. То есть, вот... как бы... с избытком! Вот...
А.Пичугин:
— Надо, наверное, чтобы всем хватило?
О.Вячеслав:
— Я думаю, что нет. Вот, этого намного хватило... Здесь просто образ вот того, что — правда, Господь не меряет Свою благодать, Он даёт её с избытком: «Я пришёл принести жизнь, и жизнь с избытком!» И, в этом смысле, конечно же, может быть, даже не осознавая этого, нам тоже хочется нести домой благодати побольше, с избытком, ну, чтобы вот как-то её было — много! И это тоже какая-то такая детская, но в хорошем смысле... Вот, понимаете, когда я говорю про эту инфантильность — это не обязательно что-то такое, так сказать, очень нехорошее. Это иногда... ну... правда умиляет. Вот, такая какая-то простота, вот этот бидон какой-нибудь с водой — это же не просто вода, она — святая вода. «Вот, мне побольше, мне нужно много этой благодати!» Поэтому, в каком-то смысле, это можно понять. Но, в то же время, мы, опять же, должны и понимать то, о чём, собственно, я и сказал в самом начале. Что, конечно же, вот, даже принеся немного этой водички домой, святой, помолившись с верой, вылив в другой сосуд — она у нас будет храниться и помогать, нас как-то утешать, и укреплять, и освящать нашу жизнь в течение года, может быть, до следующего Праздника.
А.Пичугин:
— А меня, знаете, что интересует? Крещение предваряет Сочельник. Крещенский Сочельник, накануне, строгий постный день. И... почему он, с одной стороны, постный — ведь мы, перед этим, прожили долгие 40 дней Рождественского поста, и, вроде бы как, не так много времени прошло ещё от Рождества до Крещения, и у нас снова такой строгий постный день? А когда говорится про первую звезду? Вот, сразу два вопроса. Почему пост, и что такое «первая звезда»? Я так понимаю, что это, более-менее, народная традиция, связанная с первой звездой?
О.Вячеслав:
— Ну, почему пост — понятно, да? Потому что это некая такая очень, с одной стороны, простая, а в то же время очень верная интуиция — что мы к любой Встрече, важной, должны готовиться. Ведь пост — это не просто некое вот... ну... гастрономическое воздержание ( хотя это, конечно же, важная сторона поста, но пост не сводится только к этому ), пост — это всегда подготовка, это всегда некое изменение обычного хода своей жизни, ритма своей жизни, каких-то дел, занятий и мыслей, когда мы от чего-тоотворачиваемся для того, чтобы приготовить вот это место в своём сердце, своей душе для новой Встречи. Для Бога. И это может быть один день, а это может быть и 40 дней. Здесь разные есть традиции, но это вот, когда пост перед Праздником... потому что ещё есть, так называемые, однодневные посты, которые бывают по средам и пятницам — там немножко другой смысл. Но вот Евхаристический пост, и пост, который предваряет Праздники, он имеет именно этот смысл — подготовки. Потому что очень трудно, не оторвавшись от этой будничной суеты — а мы все в ней находимся, в общем... Да, может быть, если кто-то, кого Господь сподобил жить где-то в тихой обители, в монастыре — там, как-то, всё это по-другому... Мы же живём в обычных делах, и здесь ничего нет такого зазорного для нас, но, всё-таки, иногда нужно как бы вот — чуть-чуть приостанавливая бег этой жизни, а, может быть, даже совсем её остановив, вот как бы глотнуть этого свежего воздуха для того, чтобы душу свою приготовить вот к этой Встрече — Встрече с Вечностью. Любой Праздник — это прорыв Вечности в нашу жизнь! Но мы должны быть, немножко хотя бы, к ней готовы. Поэтому вот — да. Вот — Сочельники, в Рождестве, и здесь, и перед Пасхой, да, особые дни Страстной недели, да и всего Великого Поста — они готовят нас к этому. Насчёт первой звезды — это просто, так сказать, обычай такой Литургический. Нет, это не совсем народный такой... Дело в том, что по Уставу Церковному служба Сочельника — Литургия — она совершается вечером... ну, после Вечерни сейчас. Только у нас всё равно это сейчас утром. У нас, в этом смысле, к сожалению, как мне кажется, Календарь как-то не соответствует ритму нашей жизни, суточному. Мы и Всенощную служим не ночью, и Утрени бывают вечером, ну и Вечерни — утром... тут вот... в общем, как-то вот так у нас.
Л.Горская:
— Ну, где-то стараются попадать, но, в основном, в скитах.
О.Вячеслав:
— Ну... попадают, да. Но — трудно там. Вот, на Афоне — да, Всенощную иногда служат, как полагается, но это — очень редко, только перед Престольными Праздниками, там она, правда, идёт часов десять. И тогда — вот, я один раз был на такой службе — ну да, ты начинаешь, там... вот, с вечера, и под утро там, вот... уже утром совмещаешь с Литургией восход Солнца — это, конечно, удивительно. Но это реально всю ночь ты находишься в молитве. Так вот, и, таким образом, Литургия уже, на самом деле, служится в конце дня. И вот эта вот первая звезда — просто наблюдение, да, что, в общем-то, если день подходит к концу, на небе появляется звезда — это и означает, что вот — этот Сочельник закончился, и вот этот вот строгий пост завершился. Потому что, на самом деле, любой пост, конечно, кончается с Литургией. Потому что, если ты уже участвуешь в Евхаристии, то уже поста нету. Именно поэтому Великим Постом на будних днях Литургия не служится. А если ты Причастился — пост закончился. Вот, собственно... И ты можешь вкусить пищу, ещё всё-таки постную, и готовиться к уже Богослужению самого Праздника.
Л.Горская:
— Давайте, всё-таки, подробнее поговорим про традицию Водосвятия. Тем более, что Великое Водосвятие начинается, как раз, в Сочельник, накануне Праздника Крещения. Вот, почему, кстати, накануне Праздника уже начинают освящать воду?
О.Вячеслав:
— Здесь я, боюсь, что не отвечу Вам на этот вопрос. Хотя, наверное, ответ на него существует, но он... ну, просто... чисто, опять-таки, исторический.
Л.Горская:
— Чтобы все успели...
О.Вячеслав:
— Нет, нет, нет... Я думаю, что просто вот, так сказать, так как-то сложилось... Ну, что я буду гадать... так сказать... то, чего я не знаю? Вот. Меня, честно говоря, как-то это никогда не волновало. Вот я пришёл в Церковь, там, много-много лет назад... кстати, это случилось... вот, первая моя... ну, что ли... Литургия, первое Причастие — было, как раз, перед Праздником Крещения. Я очень хорошо помню, когда это было. Это было, как раз, 17-го числа, потом — Сочельник, и Крещение... И... ну, вот так есть, да. Вот, есть такой Богослужебный Устав — когда Сочельник, когда строгий пост, после Литургии — Великое Освящение воды, и люди уже приходят за этой водой. И, в общем, не обязательно совершенно, понятно, приходить потом на следующий день, уже в Праздник Крещения. Потому что, ещё раз повторяю, конечно же, это одна и та же Святыня — Агиасма. А те, кто, может быть, не был в Сочельник — как раз, могут прийти на Праздник Крещения, и освятить эту воду, и унести её домой уже после самого Крещения.
А.Пичугин:
— Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Храма Святителя Николая в деревне Макарово — это неподалёку от Черноголовки подмосковной. Также — мы в этой студии, Лиза Горская и я, Алексей Пичугин. Через минуту — вернёмся.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Напоминаем, что в гостях у светлого радио протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Храма Святителя Николая в деревне Макарово, неподалёку от подмосковной Черноголовки. Лиза Горская и я, Алексей Пичугин.
Отец Вячеслав, Вы сказали, что пришли в Церковь много-много лет назад. Я так понимаю, что это были ещё советские годы.
О.Вячеслав:
— Да.
А.Пичугин:
— А вот интересно — сейчас у нас 90-е, 2000-е... и вот эти традиции, которые были ещё глубоко дореволюционными, связанные с Крещением, это и какие-то новые, наверное, добавляются — где-то, может быть. А как в советское время, когда церквей было мало, когда, если кто-то и ходил туда — это были большие Праздники. Наверняка, в число этих Праздников входило и Крещение. Как праздновалось Крещение в советское время? Вот, то, что Вы помните.
О.Вячеслав:
— Да. Но я застал уже, так называемое, позднее советское время — время Перестройки уже, да. Я пришёл в Церковь — вот, как раз первое моё Причастие было — в январе 1988 года. Год 1000-летия Крещения Руси и, в каком-то смысле, год такой — переломный в отношениях Церкви и Государства. Тогда ещё — в Советском Союзе. И, надо сказать, что, в общем-то, здесь вряд ли я могу, опять-таки, быть источником какого-то богатого и интересного опыта. Ну, потому что и время советское уже заканчивалось, и мой опыт церковный, в общем-то, был не очень богатый. Я ходил в один приход, в подмосковный, в Храм Сретения Господня...
А.Пичугин:
— У отца Александра Меня...
О.Вячеслав:
— Да, к отцу Александру Меню. Регулярно, да, ходил. В Москве посещал Храмы. Но вот, как-то сказать, что вот какие-то такие традиции, именно связанные с Крещением, Богоявлением, которые, там более, как-то отличались бы... Да, за водой...
А.Пичугин:
— Нет, тут даже дело, скорее, не в том, что советские, «чисто советские» традиции... А вот что из того, что нам привычно — и вода, и Крещенские купания, о которых мы ещё поговорим — вот, что из этого сохранялось? Я не думаю, что в советское время так просто можно было, там, придти в Храм — открытый Храм — после службы, пойти и куда-то окунуться всем прихожанам.
О.Вячеслав:
— Вот про это я, правда, не слышал. Да, это очень даже интересно! Наверняка, где-то — где-нибудь вдалеке от городов... и, собственно, там, где Храм стоит недалеко от какого-нибудь водоёма, это всё совершалось... ну, по крайней мере, освящалась вода в этих водоёмах, но я просто этого не знаю. Вот, в той же Новой Деревне, там просто ничего нету рядом, поэтому...
А.Пичугин:
— Ну, там никаких водоёмов нету, да.
О.Вячеслав:
— Да, просто ничего нету, и никогда это не освящалось.
А.Пичугин:
— Клязьма — где-то далеко...
О.Вячеслав:
— Единственное, что я могу сказать, что на меня очень... такое... ещё в детстве, когда я, как раз, был совершенно таким, вполне себе советским, ребёнком — там, школьником, пионером... на меня производило впечатление — я помню очень хорошо — знаете, как иногда бывает, когда какое-то детское впечатление — оно остаётся надолго с вами как-то. Я жил в Москве недалеко от метро «Сокол» — там сейчас метро «Октябрьское поле», а тогда ещё даже не было такого метро. А Храм «Всех Святых» на Соколе — он никогда не закрывался, он был действующим. И вот, я очень хорошо помню, что как-то мы подъехали на троллейбусе, значит, собственно, к метро — а, если кто знает, этот Храм стоит как раз между кругом троллейбусным и входом в метро...
Л.Горская:
— Интересно, там ещё остались троллейбусы, или их там тоже убрали?
О.Вячеслав:
— Есть, я недавно ездил там на троллейбусе.
Л.Горская:
— Хорошо!
О.Вячеслав:
— Вот. Всё есть.
А.Пичугин:
— Трамваи, жалко, убрали.
О.Вячеслав:
— Трамвая там не было — там, по крайней мере.
А.Пичугин:
— А, там...
О.Вячеслав:
— Да. А, значит, троллейбусы есть. И вот, мы едем с мамой в метро, и меня поражает совершенно... я смотрю — стоят люди, на улице, очередь! И эта очередь — не то, что там около Храма, это вот... опять — ну, кто знает это место — там, где улица Алабяна — путепровод, мост через железнодорожные пути, то есть, это ещё километр точно до...
А.Пичугин:
— ... до Храма Всех Святых, который всегда был открыт, который — да, да, да...
О.Вячеслав:
— Да, вот ещё километр туда. Я смотрю — стоят люди: бабушки с бидончиками. Я маму спрашиваю: «Мам, а куда они стоят?» То есть, у нас во дворе молоко иногда привозили — ну, там очереди не было, но люди подходили с бидончиками за молоком. А здесь? И она мне, как раз, говорит: «Они стоят в Храм», — я говорю: «А зачем?» — «Вот, за святой водой», — я говорю: «А что это такое?» — и вот, мама мне не могла... она, в общем, хоть и родилась в деревне, выросла там, но... в общем, не смогла мне как-то это объяснить, но говорит: «Ну вот, святая вода...» — она как-то очень-очень уважительно про это всё рассказала, но меня это поразило — столько людей, стоят — как-то у меня в памяти это осталось. Я, конечно, потом это забыл. А затем уже, спустя годы, придя в Церковь, как раз вот это вот вспомнилось. И в этом смысле понятно, что Храмов было в Москве мало, да, а всё таки людей, которым нужна была эта Святыня, которые приходили, несмотря на то, что, в общем-то, это было, может быть, даже для кого-то и... ну, в общем-то, не то, чтобы небезопасно — нет, наверное, скорей всего, никто тогда, в те времена — это уже 70-е годы — не трогал, тем более, если человек уже как-то — на пенсии, но могли и сказать какое-нибудь слово нехорошее, и посудачить — а люди стояли. В общем, это тоже, мне кажется, удивительное свидетельство вот... так сказать... истории Церкви — в те времена.
А.Пичугин:
— Ну, если уж сейчас километровые очереди... ну, не километровые, конечно, но Храмов много — а очереди длинные стоят, то, я думаю, что когда Вы воцерковились — там, в Новой Деревне эти километровые очереди были.
О.Вячеслав:
— Были, да.
Л.Горская:
— У меня другие воспоминания. Раньше на Крещение, и в Сочельник наливали из шланга прямо водопроводного воду в большие баки, и мы стояли, разливали через воронки ковшиками людям в канистры эту воду. И всё время Крещенские морозы, холодно всё время, и ты стоишь — у тебя руки мокрые по локоть, ноги, в принципе, тоже мокрые по колено, потому что всё это брызгает, ты вмерзаешь, разливаешь эту воду — и это такое счастье, так хорошо! А сейчас уже, я смотрю, везде баки с кранчиками — самообслуживание, и каждый сам подходит, в канистру себе наливает, кранчик открывает-закрывает. Удобство, но вот не хватает...
О.Вячеслав:
— Вот, у нас в Храме нет кранчиков!
Л.Горская:
— Нету?
О.Вячеслав:
— Да. Ну...
А.Пичугин:
— Приезжай к отцу Вячеславу разливать!
О.Вячеслав:
— Да, у нас... Но у нас, знаете что... вот это тоже ведь...
Л.Горская:
— Утром просыпаешься — плечо болит...
О.Вячеслав:
— У нас Храм же ведь в деревне — до города километров семь. На самом деле, у нас никаких очередей нету, ничего. Вот, люди пришли на службу, они отстояли службу, и все, кто в Храме есть — никто на улице не стоит — вот, они потом пришли со своими бидончиками, или, там, с какими-то сосудами — и забрали эту воду. Вот. Мы в такой большой купели её освящаем и бочки стоят такие, и просто вот — да, женщины стоят, наливают, как вот Вы это делали. Но тут какого-то нет столпотворения, очень всё тихо, спокойно, и вот всё — больше никто не приходит. Потому что есть ещё Храм небольшой в самом городе, в Черноголовке, вот там — да, до вечера очередь.Там люди подходят, уносят — там с кранчиками уже мы сделали всё. Потому что, конечно же, воды нужно много.
Л.Горская:
— Очень с интересными такими вещами приходилось сталкиваться. Часто спрашивали нас: «А в какой момент вы туда серебро добавляете?» Не сразу понимаешь вопрос — отвыкаешь. «Какое серебро?» — «Как? Вот, у вас шланг подключен прямо к водопроводной трубе — так серебро-то вы когда туда бросаете?» Какое-то тоже советское представление, которое, видимо, было призвано вымести чудо из нашей жизни, заместив всё какой-то физикой, химией...
О.Вячеслав:
— Тогда надо же было как-то объяснять, а почему вот она не портится стоит. Ну, потому что вот то-то, вот то-то, да... А это как-то у людей, может быть, остаётся — память об этом, потому что когда-то они об этом слышали. Здесь интересно, может быть, другое. Смотрите, ведь все эти люди — их правда много. И это не может не радовать. И всегда это, как-то, Праздник! Ну, вот — да, они приходят — да, за этой святой водой. И я знаю, что среди церковных людей — мне, по крайней мере, приходилось с этим встречаться — к ним может быть разное отношение. Иногда кого-то они раздражают: «Вот, мол... ну... что вот они — такое, какое-то, языческое отношение, потребительское. Вот, святая вода им нужна, а больше им ничего и не нужно!» Да, может быть, это и так. Может быть, во многом они, увы, правы — эти люди, которые вот так как-то это чувствуют, и относятся к этим людям так. Но ведь смотрите, значит... это наша паства! Это именно тот ближайший круг нашего служения — священников, и не только священников — в Церкви, где мы можем и должны до людей донести свет Евангелия, что-то такое и так им сказать, чтобы они смогли сделать шаг, следующий шаг, и уже не просто, может быть, придти за водой, а открыть Евангелие, а затем подготовить себя к Исповеди, сделать первые шаги в опыте молитвы. Вот, мне кажется, когда Господь говорит Своим ученикам, что вот, нивы-то — убелённые, жатвы-то — много, нужно жать — вот это для нас... ну... с одной стороны и утешение, что, в общем-то, есть те, кому мы могли бы быть нужны, кому нужно Слово Божие, а в то же время это и некий укор, потому что, в общем-то, с каждым годом, мы видим одну и ту же картину — как много людей приходит за водой, а людей, которые, может быть, уже переступают порог Храма по-настоящему, став на путь покаяния — они, слава Богу, тоже есть, но их меньше.
Л.Горская:
— Я вот тоже думала недавно: ну, пускай, эти люди один раз в год в Храм приходят, ну, пускай, два — один раз куличи освятить, второй раз — за Крещенской водой. Но они же встали, они собрались, они пошли по морозцу с этими бидонами, или канистрами, они отстояли очередь — они не что-то другое делали в этот момент. Они не потратили это время никак иначе — это тоже труд. Принести эту воду домой по морозу — это тоже труд. Пускай, даже не вникает человек в то, что за этим стоит — пока — и не идёт дальше.
О.Вячеслав:
— Вот здесь мне кажется очень важным это слово «пока», да? Очень важно, по возможности... а уж как это сделать — здесь это долгий и очень непростой разговор. Чтобы человек, может быть... в этот раз, когда он пришёл за этой водой, что-то услышал, что-то смог понять, что, на самом деле, вот... ну... это — правда, и не что-то само по себе, так сказать, самодостаточное. Вот эта святая вода, которая как-то его сделает святее, там, как-то улучшит его жизнь и так далее — это ему напоминание. Напоминание о чём? Напоминание о его Крещении — ведь люди крещёные все. Напоминание о том призыве, с которого, собственно, Господь и начал свою Проповедь: «Покайтесь! И веруйте в Евангелие». Потому что без веры и без покаяния — ну, конечно же, Святыня не принесёт плода. Вот, если мы сможем хоть немного, хоть... ну, конечно же не до всех, но до кого-то донести эту мысль, как-то достучаться, дать возможность человеку немножко, что ли... ну... заволноваться по этому поводу — это очень дорогого стоит. Потому что можно же стать на другую точку зрения: ну, хорошо, пусть хотя бы так, не будем никого беспокоить... Нет, мне кажется, мы должны беспокоить. Мы должны... вот, знаете, как... У одного мистика ХVI века, немецкого... я не помню уже его имя... есть такие пронзительные, мне кажется, но очень точные слова. Он говорит так ( ну, может быть, я искажу немножко буквальную его цитату, но смысл, мне кажется, я точным смогу передать): «Христос может хоть тысячу раз Рождаться в Вифлееме, но если Он не родится в твоём сердце, то нет тебе от этого никакой пользы». Вот, это касается и Рождества, это касается и Крещения, потому что в центре Крещения, конечно же, стоит вот эта тема Покаяния — перемена жизни. А изменить жизнь может только тот — начать, захотеть — кто этой жизнью, в общем-то, как-то недоволен, кого она мучает, кого беспокоит совесть, и ему хочется стать другим. И вот тогда, как раз, этот его путь в Церковь для того, чтобы изменить себя, для того, чтобы повернуться к Богу, чтобы обрести какие-то новые смыслы, новые цели — вот это будет очень важным. И вот это, мне кажется... ну... хорошо бы, как можно больше чтобы до людей доходило. И смысл его крещения. Потому что в крещении — это тоже, мне кажется, простая вещь, но, к сожалению, увы, не усвоенная нами до конца — крещение нас не делает христианами, оно даёт нам возможность ими стать.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Храма Святителя Николая в деревне Макарово — это неподалёку от подмосковной Черноголовки.
Ну, вот, мы и подошли к ещё одной важной теме, связанной с Праздником Крещения. Ну, наверное, она не столь важна, конечно, как Крещенское Богослужение, не столь важна как, наверное, история с освящаемой водой, но — Крещенские купания. Потому что мы включаем телевизор, и, в первую очередь, нам в репортажах новостных показывают именно Крещенские купания. У нас рядом с Красной Площадью даже устраивают такие небольшие бассейны, где, в течение всего дня, народ туда ныряет — на морозе, или вот...
О.Вячеслав:
— Первый раз слышу...
А.Пичугин:
— Да, да, да — постоянно, уже не первый год устраивают. Там вот, напротив... там, где «Площадь Революции», там вот всё это устраивается. А как относиться к Крещенским купаниям? С одной стороны, это хорошая традиция, а, с другой стороны, есть ли в ней что-то большее, чем просто традиция?
О.Вячеслав:
— Ну, я с Вами соглашусь — мне кажется, это хорошая традиция. Вообще, Вы знаете, вера... живая вера, подлинная вера — она, как бы, потихонечку, правда, со временем обрастает какими-то такими традициями, и это очень хорошо. Важно, чтобы за этими традициями всевозможными не терялось... ну, что ли... главное, не терялась какая-то суть. Вот. И вот эти вот купания в Праздник Крещения... ну... исказить можно, конечно, всё, что угодно. Мне встречались люди, которые это делают вот с таким, что ли, устроением, настроем таким, что чуть ли... причём, люди, как раз, которые, может быть, и приходят в Церковь только раз в год, вот на этот Праздник, и, может быть, даже и минуя Храм иной раз, или зайдя туда буквально на секунду, а затем сразу же идя на водоём, где совершается вот это вот крещение. Причём, они убеждены, что, собственно, ничего больше и не нужно, потому что окунувшись в этот Праздник в студёную воду, они получают отпущение грехов, что это вот... вот такой смысл этого. Но, конечно же, это такое — да, суеверие. Отпущение грехов происходит только во время Таинства Исповеди, когда человек, раскаявшись, встаёт на путь покаяния, и желает исправить, с Божией помощью, свою жизнь. Вот тогда Господь, по милосердию Своему, прощает ему грехи, священник об этом свидетельствует, и никаких других возможностей у нас нету. Другая крайность вот этой традиции — когда просто для людей это... ну, знаете, существует же традиция таких зимних купаний — «моржи» есть, да? Ну, вот они и приходят — вот, здесь ещё и, так сказать, как-то более, может быть, интересно, торжественно... Я думаю, что не надо сводить ни к ложному мистицизму такому, ни к просто такому — физическому здоровью. Эта традиция — она, правда, связана с очень важной такой интуицией, с желанием обновиться, очиститься, начать, может быть, что-то сначала. И пусть человек, который приступает в этот день ( а может быть, он это ночью делает ) вот к этому делу — непростому — для него это тоже своего рода маленький, но, всё-таки, человеческий подвиг, потому что залезть в воду вот, когда мороз, когда как-то — неуютно, холодно, непривычно — ну, это неплохо. То есть, вот этот момент преодоления, некоего усилия — он очень важен. Вообще, навык и опыт вот этого преодоления, усилия — он очень пригодится дальше, в духовной жизни. Главное — чтобы это «дальше» было. Главное, чтобы просто не сводилась наша жизнь духовная просто к купаниям, к питью, там, святой воды или, там, ещё к чему-то — это лишь некие вехи, такие — напоминания, образы, а сама жизнь — она проходит в нашей обыденной жизни, в нашей внутренней жизни, и в нашем усилии, в нашем подвижении себя на молитву, на милосердие, на добрые дела, самоограничение. А это — ну, как бы, некая такая вот поддержка в этом желании встать на этот путь — путь преодоления и усилия.
Л.Горская:
— Но в Иордане-то вода тёплая вроде...
О.Вячеслав:
— В Иордане вода тёплая, а... так сказать...
А.Пичугин:
— ... а в Клязьме — холодная.
О.Вячеслав:
— ... а в Иордане, который в наших широтах — она разная, но, как правило — ах! ух! — очень даже холодная. И в этом тоже есть вот этот смысл, о котором я сказал. Понимаете? Конечно, окунуться в тёплую воду... ну, вот, я был на Иордане, когда был на Святой Земле и совершил вот это омовение в этих водах. Это было прекрасно и, по-своему, как-то для меня очень трепетно. Но это — одна история. А когда это совершается вот в нашей речке Пружонке — совсем другая история. И я просто вижу людей — после, понимаете? Для меня это очень такой... ну... очень важное свидетельство такое — а что происходит с людьми после того, как они что-то сделали? Вот, у нас река недалеко от Храма — маленькая, кстати, очень похожая на Иордан. Вот буквально внешне — очень похожая. И летом по цвету воды — такая мутноватая, неглубокая, извилистая, какие-то кусты свисают — в общем, прямо вот то, что... я Иордан видел в разных местах — вот, прямо очень похоже. Вот. Это прямо рядом с Храмом. Храм на холме, внизу эта речка. Мы разжигаем там большой костёр, у нас там...
Л.Горская:
— Как речка называется?
О.Вячеслав:
— Пружонка. Она впадает в речку Ворю, речка Воря впадает в речку Клязьму, речка Клязьма впадает в речку Оку, и так далее... Я всё время говорю, что можно у нас, около Храма, сесть в лодочку и доплыть — хоть до Австралии. И вот мы, значит, разжигаем этот костёр, и приходят люди — ну, и прихожане, и гости какие-то, которые, как я сказал, что только в этот день — и затем мы собираемся в нашем Приходском доме, люди общаются и... ну, вот тут даже... я просто вижу вот эти светлые лица, эту радость, это... какое-то... ну — люди обновляются! Какое-то преображение! Пусть ненадолго — увы, к сожалению, но вот эта печать — она здесь присутствует, печать какого-то, так сказать, прикосновения чего-то очень хорошего. Так, для меня очевидно, чего — Господь касается людей. Ещё раз: очень важно вот сохранить это, и приумножить — дальше, в своей жизни.
А.Пичугин:
— Мне, всё-таки, кажется важным сказать, что некоторые люди считают: неважно, что со здоровьем не очень хорошо и в холодную воду лучше не погружаться, но ведь благодать такая, Праздник замечательный, и вот нырну я — и ничего не будет! А тут, наверное, важно, всё-таки, проговорить, что надо как-то это согласовывать с собственным здоровьем и самочувствием.
О.Вячеслав:
— Да, да. Голову терять нельзя ни в каком случае! Меня, да, немножко коробит, когда я вижу, когда и маленьких детей туда кунают. Ну, так сказать, родители, наверное, сами принимают эти решения, но, в принципе — да, конечно же, есть же какое-то элементарное чувство... ну... безопасности, да? И искушать Бога не стоит никогда. Тем более, в такой Праздник.
А.Пичугин:
— Важнее, наверное, на службу прийти.
О.Вячеслав:
— Ну, это — в любом случае! Даже если ты здоров, всё равно — важнее тебе прийти на службу. И не просто прийти, а в этой службе — поучаствовать. И уж если это Праздник Крещения, так, значит, подготовиться к Исповеди, к Покаянию, приобщиться Святыни — вот это тогда и будет то главное дело. А если ты ещё потом и поучаствуешь в такой замечательной традиции как Крещенское купание — ну, и замечательно! Это будет, как раз, некий такой... ну, что ли... бонус к тому Дару благодати, который ты, конечно, получаешь в Таинствах в Храме.
Л.Горская:
— Что касается Исповеди. Наверное, в большие праздники лучше не исповедоваться, всё-таки, день в день, или, во всяком случае, не рассчитывать в праздничный день произвести какую-то полную, объёмную исповедь?
О.Вячеслав:
— Да, да. Вы правы, это очень важно. Потому что людей много, даже вот и у нас, хотя у нас такой Храм деревенский, и всё равно... Но у нас, в основном, прихожане — то есть, люди, которые постоянно ходят в наш Храм, и мы всегда настраиваем так людей, чтобы, конечно же, как-то и исповедаться накануне, до, чтобы в сам Праздник — как раз, когда приходят, может быть, вот те немногие, но кто всё-таки решился придти, и не просто придти в Храм, а вот подойти к Исповеди — чтобы, как раз, для них у нас, у священников было время. Вот. А вот люди, которые уже, слава Богу, пришли, которые уже свои — вот они, мне кажется, должны всегда об этом помнить. Потому что это дни, конечно же, миссионерские. И вот это вот... мы должны это примечать — этих людей, быть к ним внимательными, быть вежливыми, как-то... так сказать... создать эту атмосферу — тёплую, семейную, домашнюю, праздничную, чтобы люди — хоть они пришли за водой, хоть пришли они искупаться, хоть пришли просто в Храм, там, свечку поставить — чтобы они почувствовали, что здесь — хорошо, чтобы они почувствовали, что здесь царит любовь. Вот, если они этот опыт переживут, и унесут его — может быть, вместе с этим бидоном воды, или просто — то они обогатятся. И, может быть, если на то будет воля Божия, в следующий раз они уже придут и решатся сделать следующий шаг. А если встретятся с нашей чёрствостью и, не дай Бог, грубостью, то, конечно же, это беда. Это...
Л.Горская:
— ... или глупостью...
О.Вячеслав:
— ... наш страшный грех будет тогда.
А.Пичугин:
— Спасибо большое! Мы будем заканчивать нашу программу. Мы напомним, что в гостях у светлого радио сегодня был протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Храма Святителя Николая в деревне Макарово — это неподалёку от подмосковной Черноголовки. Лиза Горская...
Л.Горская:
— ... Алексей Пичугин.
А.Пичугин:
— Всего хорошего, спасибо, до свидания!
О.Вячеслав:
— Всего доброго!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица