В июле 1941 года молодой московский художник Алексей Арцыбушев получил повестку в военкомат. Прежде чем отправиться туда, он решил попрощаться со своей матерью Татьяной Арцыбушевой, которая жила в то время в подмосковном Боровске. Выслушав Алексея, она благословила его на военную службу. Мать и сын вечером исповедовались, а утром на литургии причастились. Прощаясь, Татьяна прослезилась, но очень быстро собралась с духом. «Храни тебя Господь. Иди с миром. А я буду молиться за тебя», — сказала она. Молитва матери всегда помогала Алексею и спасала его.
В 1916 году Татьяна Хвостова, будущая монахиня Таисия, вышла замуж за Петра Арцыбушева. Молодые люди были верующими и местом для жительства выбрали дом в селе Дивеево Нижегородской области, недалеко от основанного Серафимом Саровским женского монастыря. Вскоре у Арцыбушевых родилось двое детей — Серафим и Алексей. Воспитывать их Татьяне пришлось одной. Её супруг скончался от туберкулёза в 1921 году. Перед смертью он сказал Татьяне: «Поближе держи детей к добру и к Церкви». В 1925 году Татьяна приняла монашество с именем Таисия, но по благословению своего духовного отца архимандрита Серафима Климкова оставалась с мальчиками.
Матушка желала, чтобы они выросли христианами. Она воспитывала детей добрым примером и не заставляла их поститься или вычитывать длинные молитвенные правила. Они не видели её злой или нетерпеливой. Между матушкой и мальчиками всю жизнь сохранялись доверительные отношения: дети со всей откровенностью рассказывали ей о своих мечтах, желаниях, переживаниях. Когда уже во взрослом возрасте Серафим и Алексей приходили к ней за советом, она говорила: «Вы уже взрослые, вам жить, сами думайте и сами решайте, но я бы на вашем месте поступила вот так».
В 1930 году по обвинению во вредительстве расстреляли дядю мальчиков — Михаила Арцыбушева. Матушку и детей, как родственников репрессированного, сослали в город Муром Нижегородского края. Им долго не выделяли отдельной комнаты, и Арцыбушевы скитались по съёмным углам. Матушке Таисии приходилось по 12 часов работать на элеваторе. На столе иногда были только чёрный хлеб, картошка и вода. Выручала молитва. Алексей вспоминает, как мать каждый вечер вставала на колени перед иконами и молила Бога о помощи. И помощь неожиданно приходила. Со временем матушке удалось найти работу в женской консультации, и ее скромного дохода хватило, чтобы мальчики окончили школу и поступили в московские вузы. Алексей пошел учиться на художника, а Серафим на востоковеда.
Матушка Таисия была членом церковной общины, которая совершала богослужения втайне от органов государственной власти. В 1937 году это послужило основанием для ареста монахини. Матушку держали в тюрьме без предъявления обвинения, и сыновья каждую субботу навещали её, хотя от Москвы до Нижнего Новгорода, где находилась тюрьма, нужно было шесть часов ехать на поезде. Спустя полгода матушку освободили.
Окончательно разлучила семью война: Серафим Арцыбушев пропал без вести в боях под Ленинградом, матушка Таисия скончалась в 1942 году от сердечной болезни. Алексей же прожил долгую жизнь, стал известным художником и в своих книгах рассказал историю семьи Арцыбушевых. На склоне лет он вспоминал: как бы ни складывалась его жизнь, отец, мама, брат и родительский дом всегда были рядом, жили в его сердце, как и детская чистая вера. В своих молитвах, которые Алексей Петрович цитирует в воспоминаниях, он благодарил Бога: «Благодарю Тебя, Господи, за Дивеево, за ту святую землю, на которой я родился. За отчий дом, за отца моего, за маму мою. За то добро и любовь, которые окружали меня со дня моего рождения».
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема













