В июле 1941 года молодой московский художник Алексей Арцыбушев получил повестку в военкомат. Прежде чем отправиться туда, он решил попрощаться со своей матерью Татьяной Арцыбушевой, которая жила в то время в подмосковном Боровске. Выслушав Алексея, она благословила его на военную службу. Мать и сын вечером исповедовались, а утром на литургии причастились. Прощаясь, Татьяна прослезилась, но очень быстро собралась с духом. «Храни тебя Господь. Иди с миром. А я буду молиться за тебя», — сказала она. Молитва матери всегда помогала Алексею и спасала его.
В 1916 году Татьяна Хвостова, будущая монахиня Таисия, вышла замуж за Петра Арцыбушева. Молодые люди были верующими и местом для жительства выбрали дом в селе Дивеево Нижегородской области, недалеко от основанного Серафимом Саровским женского монастыря. Вскоре у Арцыбушевых родилось двое детей — Серафим и Алексей. Воспитывать их Татьяне пришлось одной. Её супруг скончался от туберкулёза в 1921 году. Перед смертью он сказал Татьяне: «Поближе держи детей к добру и к Церкви». В 1925 году Татьяна приняла монашество с именем Таисия, но по благословению своего духовного отца архимандрита Серафима Климкова оставалась с мальчиками.
Матушка желала, чтобы они выросли христианами. Она воспитывала детей добрым примером и не заставляла их поститься или вычитывать длинные молитвенные правила. Они не видели её злой или нетерпеливой. Между матушкой и мальчиками всю жизнь сохранялись доверительные отношения: дети со всей откровенностью рассказывали ей о своих мечтах, желаниях, переживаниях. Когда уже во взрослом возрасте Серафим и Алексей приходили к ней за советом, она говорила: «Вы уже взрослые, вам жить, сами думайте и сами решайте, но я бы на вашем месте поступила вот так».
В 1930 году по обвинению во вредительстве расстреляли дядю мальчиков — Михаила Арцыбушева. Матушку и детей, как родственников репрессированного, сослали в город Муром Нижегородского края. Им долго не выделяли отдельной комнаты, и Арцыбушевы скитались по съёмным углам. Матушке Таисии приходилось по 12 часов работать на элеваторе. На столе иногда были только чёрный хлеб, картошка и вода. Выручала молитва. Алексей вспоминает, как мать каждый вечер вставала на колени перед иконами и молила Бога о помощи. И помощь неожиданно приходила. Со временем матушке удалось найти работу в женской консультации, и ее скромного дохода хватило, чтобы мальчики окончили школу и поступили в московские вузы. Алексей пошел учиться на художника, а Серафим на востоковеда.
Матушка Таисия была членом церковной общины, которая совершала богослужения втайне от органов государственной власти. В 1937 году это послужило основанием для ареста монахини. Матушку держали в тюрьме без предъявления обвинения, и сыновья каждую субботу навещали её, хотя от Москвы до Нижнего Новгорода, где находилась тюрьма, нужно было шесть часов ехать на поезде. Спустя полгода матушку освободили.
Окончательно разлучила семью война: Серафим Арцыбушев пропал без вести в боях под Ленинградом, матушка Таисия скончалась в 1942 году от сердечной болезни. Алексей же прожил долгую жизнь, стал известным художником и в своих книгах рассказал историю семьи Арцыбушевых. На склоне лет он вспоминал: как бы ни складывалась его жизнь, отец, мама, брат и родительский дом всегда были рядом, жили в его сердце, как и детская чистая вера. В своих молитвах, которые Алексей Петрович цитирует в воспоминаниях, он благодарил Бога: «Благодарю Тебя, Господи, за Дивеево, за ту святую землю, на которой я родился. За отчий дом, за отца моего, за маму мою. За то добро и любовь, которые окружали меня со дня моего рождения».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер