Было у старика два сына. Отправился старший сын в туретчину воевать, а младший дома остался отцу помогать, хлеб растить.
Год проходит, три проходит — нет от солдата ни весточки. А младший сын уже и невесту себе присмотрел. Только как свататься, если гол как сокол?
И решил тогда парень вдвое больше работать, и втайне от отца обрабатывать ещё и соседское поле. Излишек денег он складывал в кувшин и закапывал его в лесу под берёзой.
Один год выдался урожайный, за ним другой, и третий. Наступил день, когда кувшин младшего сына доверху наполнился монетами.
Но тут парня начала совесть мучить.
«Ведь получается, что я эти деньги от родного отца утаил. Как же я ему объясню, откуда у меня взялись деньги на свадьбу? — размышлял он, сидя под берёзой. — Солгать, что клад я нашёл? Тогда мне придётся семейную жизнь со лжи начинать, без отцовского благословения, не будет мне из-за этого никакого счастья».
Решил тогда младший сын повиниться перед отцом в том, что несколько лет деньги от него утаивал.
Заходит парень в дом, и видит — отец грустный сидит, плачет. Засомневался младший сын: стоит ли к отцовской печали новую прикладывать? Но если уж решился правду говорить, лучше не откладывать.
— Прости меня, батюшка, — сказал младший сын, протягивая отцу кувшин с деньгами. — Три года я от тебя эти деньги утаивал. Думал на свадьбу себе скопить, да на новые сапоги сафьяновые. Но не будет мне от таких денег счастья. Возьми их лучше себе, и поступай с ними, как знаешь.
Вытер отец слёзы, встал из-за стола, упал на колени перед иконами, и начал земные поклоны отвешивать.
А потом пересчитал монеты, и давай младшего сына обнимать.
— Батюшка, — удивился тот. — Я думал, ты меня бранить будешь, а ты радуешься. Почему?
— А тому я радуюсь, что теперь мы сможем выкупить твоего старшего брата из турецкого плена, — сказал отец. — Получил я сегодня весточку, что всё это время твой брат был в плену, а теперь его хозяин, паша, согласился отпустить за выкуп. Только не было у меня денег столько, сколько просил паша. Всё утро я горячо молился Богу, чтобы он мне помог, и тут как раз ты вошёл и принёс кувшин с деньгами...
Выкупил отец старшего сына из плена, вернулся тот в деревню, и стал в поле за троих работать: очень уж соскучился на чужбине по крестьянской жизни. С тех пор достаток в их доме не переводился: и на две свадьбы денег хватило, и на три пары новых сафьяновых сапог.
Недаром говорится, что всякая неправда счастье от дверей отвращает, а правда — возвращает.
(по мотивам румынской народной сказки)
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.