
Было у старика два сына. Отправился старший сын в туретчину воевать, а младший дома остался отцу помогать, хлеб растить.
Год проходит, три проходит — нет от солдата ни весточки. А младший сын уже и невесту себе присмотрел. Только как свататься, если гол как сокол?
И решил тогда парень вдвое больше работать, и втайне от отца обрабатывать ещё и соседское поле. Излишек денег он складывал в кувшин и закапывал его в лесу под берёзой.
Один год выдался урожайный, за ним другой, и третий. Наступил день, когда кувшин младшего сына доверху наполнился монетами.
Но тут парня начала совесть мучить.
«Ведь получается, что я эти деньги от родного отца утаил. Как же я ему объясню, откуда у меня взялись деньги на свадьбу? — размышлял он, сидя под берёзой. — Солгать, что клад я нашёл? Тогда мне придётся семейную жизнь со лжи начинать, без отцовского благословения, не будет мне из-за этого никакого счастья».
Решил тогда младший сын повиниться перед отцом в том, что несколько лет деньги от него утаивал.
Заходит парень в дом, и видит — отец грустный сидит, плачет. Засомневался младший сын: стоит ли к отцовской печали новую прикладывать? Но если уж решился правду говорить, лучше не откладывать.
— Прости меня, батюшка, — сказал младший сын, протягивая отцу кувшин с деньгами. — Три года я от тебя эти деньги утаивал. Думал на свадьбу себе скопить, да на новые сапоги сафьяновые. Но не будет мне от таких денег счастья. Возьми их лучше себе, и поступай с ними, как знаешь.
Вытер отец слёзы, встал из-за стола, упал на колени перед иконами, и начал земные поклоны отвешивать.
А потом пересчитал монеты, и давай младшего сына обнимать.
— Батюшка, — удивился тот. — Я думал, ты меня бранить будешь, а ты радуешься. Почему?
— А тому я радуюсь, что теперь мы сможем выкупить твоего старшего брата из турецкого плена, — сказал отец. — Получил я сегодня весточку, что всё это время твой брат был в плену, а теперь его хозяин, паша, согласился отпустить за выкуп. Только не было у меня денег столько, сколько просил паша. Всё утро я горячо молился Богу, чтобы он мне помог, и тут как раз ты вошёл и принёс кувшин с деньгами...
Выкупил отец старшего сына из плена, вернулся тот в деревню, и стал в поле за троих работать: очень уж соскучился на чужбине по крестьянской жизни. С тех пор достаток в их доме не переводился: и на две свадьбы денег хватило, и на три пары новых сафьяновых сапог.
Недаром говорится, что всякая неправда счастье от дверей отвращает, а правда — возвращает.
(по мотивам румынской народной сказки)
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема