Москва - 100,9 FM

«Таинство крещения». Прот. Артемий Владимиров

* Поделиться
Артемий Владимиров
прот. Артемий Владимиров

У нас в гостях был старший священник и духовник Алексеевского женского монастыря прот. Артемий Владимиров.

Мы говорили о таинстве крещения. Отец Артемий ответил на вопросы: должно ли крещение совершаться в уже осознанном возрасте по вере, или же родители могут совершить этот выбор за детей; что дает и что меняет в человеке таинство крещения; в каких случаях священник может отказать в совершении таинства; когда можно крестить родившегося ребенка; как лучше всего подготовиться к таинству крещения; а также кто может быть крестным и каковы обязанности крестных родителей. Наш гость поделился, что одна из главных задач для всех, кто принимает таинство крещения — это просвещение ума и стремление к познанию истины.


А. Ананьев

— Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня здесь, на «Светлом вечере», в светлой студии радио «Вера» вас приветствую я, меня зовут Александр Ананьев. И я в очередной раз выступаю в роли неофита и в очередной раз я счастлив представить вам моего дорогого собеседника, духовника московского женского Алексеевского монастыря протоиерея Артемия Владимирова. Добрый вечер, отец Артемий...

о. Артемий

— Приветствую вас, дорогие друзья.

А. Ананьев

— Несмотря на то, что погода нынче такая, своеобразная, особенная, крещенских морозов нынче не завезли, так тепло, что распустились цветы, женщины и Российское правительство, все равно Крещение вчера мы отмечали, так что с Праздником Вас!

о. Артемий

— Взаимно, с Праздником Богоявления или, как раньше говорили об этом событии: Днем Просвещения.

А. Ананьев

— Почему «Днем Просвещения?»

о. Артемий

— «Явился еси днесь вселенной и свет Твой Господи, знаменася на нас», Христос — это свет мира, в этом свете нет никакой тьмы, явление Христа на водах Иорданских, голос Отца, Дух Святой видимым образом почивает на Спасителе, день явления Святой Троицы — она несет умный духовный свет видения, отсюда День Просвещения или День Све́тов — еще одно название праздника.

А. Ананьев

— То есть слово «просвещение», дорогой отец Артемий, в данном контексте не имеет никакого отношения к российскому образованию?

о. Артемий

— Надеюсь, что имеет, потому что истинное просвещение — от источника премудрости и ведения, а все земные образовательные инстанции хороши в той мере, в какой они себя осознают посредующими между небесным светом и душами человеческими, во всяком случае, министр образования Ольга Юрьевна Васильева понимает, о чем я говорю.

А. Ананьев

— Вы иногда так отвечаете на вопросы, дорогой отец Артемий, что трудно понять, где является это Вашими личными размышлениями или Вы цитируете гениального поэта, настолько поэтичен Ваш слог...

о. Артемий

— Я не обольщаюсь Вашими комплиментами, но сохраняю критическое отношение к собственным словам. Вперед, к успеху нашего святого дела: просвещению умов и сердец.

А. Ананьев

— Ну, дай-то Бог. Выхватил буквально одну строчку из вашего ответа. Помню, когда мне было, наверное, лет четырнадцать, я еще тогда учился в школе и очень любил песни Бориса Борисовича Гребенщикова и выписывал на обоях полюбившиеся мне цитаты из его песен, и одну из...

о. Артемий

— Какова была реакция родителей?

А. Ананьев

— Родители относились к этому философски, считая, что мое пространство — это мое пространство и мне жить потом среди этих расписанных обоев. И одна из строчек, я очень хорошо помню, была, как раз недавно об этом вспоминал: «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы...»

о. Артемий

— Чудесно.

А. Ананьев

— Крестился-то я в сорок лет, тогда мне было четырнадцать, до моего крещения еще были годы и годы, и годы, и долгий путь, но эта строчка показалась мне настолько важной и настолько прекрасной, я ничего, признаться, не понял, но так много почувствовал, что взял и выписал. Я сегодня хочу, с Вашего позволения, отец Артемий, поговорить именно о крещении с позиции неофита, потому что я, правда, не все понимаю. В частности, я не понимаю вот чего: я крестился в сорок лет, я прошел довольно долгий путь к этому решению, причем у меня есть ощущение, что даже не я принял это решение, а я просто вырос до того момента, когда меня уже Господь взял за руку и сказал: «Ну вот все, ну вот теперь пора, теперь ты уже понял, почему это, зачем это, раньше было бы неправильно, позже, наверное, уже поздно, а вот сейчас вовремя, вот сейчас пойдем». И я был так счастлив, что наконец этот момент случился, для меня это была великая честь и большой праздник. Тогда почему же мы крестим детей? Что должно прийти сначала: вера или крещение?

о. Артемий

— Конечно, вера, которая приходит и осеняет сердца родителей и дает родителям понимание, что маленький комочек, появившийся из лона матери — это и бессмертная человеческая душа, которая входит в видимый мир с тем, чтобы быть просвещенной Божественным светом, искупленной кровью Господа Иисуса Христа, освобожденной от воздействия лукавого — падшего духа, который не спит и не ест, желая захомутать, закабалить все человечество, захапать его в свою власть, погибельную для нас. Итак, по вере, желанию, стремлению родителей низвести, иньецировать Божественную благодать в сердце дитяти Церковь в лице священства крестит младенцев и обычай этот свято блюдется с первых веков христианской веры, хотя признаемся: в 4-м столетии многие всемирные светильники православия: Иоанн Златоуст и Василий Великий, и Григорий Богослов приняли крещение уже в сознательном возрасте. Но сами посудите, в каком парадоксальном мире мы живем сегодня, когда неизвестные вирусы, всякого рода опасности и беды, непредвиденные обстоятельства, трагический разгул стихий уносит десятки, сотни, тысячи жизней: Австралия — миллионы гектаров, миллиарды видов животных, человеческие жертвы. И, конечно же, на Бога надейся, сам же не плошай, как говорит Григорий Богослов, пока не увеличилось повреждение, то есть младенчик не перекочевал в отроческий, затем в юношеский возраст, а с возрастом и страсти-мордасти, простите, начинают действовать в Митрофанушке: гонор, своеволие, похоть, злоба, покуда еще дитя невинно и чисто, и неискушенно злом, родители правильно делают, что сподобляют его дара Духа Святого с тем, чтобы этот драгоценный цветок, эту благоуханную розу человеческой души взращивать, воспитывать, образовывать, учить уму-разуму и таким образом делать из своего «сладкого чада», выражаясь архаизированным языком, воина света разума, воина Христова, гражданина, полезного для Отечества и человека, который живет под знаком вечности — вот идеал, который никто отменить не может и которому мы призваны соответствовать.

А. Ананьев

— Это об идеалах. А теперь о том, как обстоят дела в реальности, в частности, обстояли дела именно тогда, когда и произошли те события, которые мы праздновали вчера. Если я правильно понимаю с позиции неофита: в те времена, когда Господь вошел в воды Иордана, крестились люди, уже будучи взрослыми?

о. Артемий

— Раскрываем Священное Писание, в частности, книгу: «Деяния апостольские», принадлежит она евангелисту Луке, в тех главах, где говорится о принятии крещения тем или иным взрослым человеком, например, хранителем темницы, где был заключен апостол Павел и Сила. Ночью они воспевали Господу хвалу, совершились некие удивительные события: сами собой растворились двери темницы, с узников спали цепи, темничный страж был в ужасе, однако, увидев, что никто не разбежался, он пал к ногам апостола Павла и потребовал крещения, и крестился он и весь дом его, дом, домочадцы: жена, слуги, дети. И это не единственное далеко свидетельство о том, что желание воспринять веру и святое крещение главой дома, естественно, оборачивалось приобщением к Матери-Церкви и стара и млада, что и подтверждает Священное Писание. Например, слова блаженного Августина, епископа Иппонийского в Африке, блаженный Августин епископствовал в конце III — начале IV века, он и произносит свое знаменитое слово в пользу крещения младенцев.

А. Ананьев

— Почему для меня это важно — мне важно понять, как так происходит, что...сейчас я попробую сформулировать так, чтобы вообще стало мне самому понятно: вот есть литургия и особенно на начальном этапе, когда я еще только готовился к крещению, я не все понимал в литургии, не скажу, что сейчас все понимаю, но я очень хорошо понимал фразу, мне сразу сказали: вот это вот для тебя очень важная фраза, когда заканчивается литургия оглашенных, вот литургия оглашенных заканчивается и начинается...

о. Артемий

— «Елицы оглашении, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, Господу помолимся».

А. Ананьев

— Причем я поначалу даже честно хотел покидать храм, мне говорят: не надо, сейчас так уже не делают. Более того, насколько я знаю, даже не во всех храмах читается вот эта строчка про то, что «оглашении, изыдите?»

о. Артемий

— Это ектенья — молитвенные прошения, должны неопустительно произноситься дьяконом на Божественной литургии, как правило, пропускают эти прошения об оглашенных в исключительных случаях, например, на ночном пасхальном богослужении, чтобы не затягивалась служба.

А. Ананьев

— Да, и вот сморите, какая история получается, отец Артемий: я крестился в сорок лет и сейчас я понимаю, что это, почему это и зачем. Моя дочь, которой сейчас двадцать лет, она крестилась в младенчестве, ее покрестила бабушка, я был не против, но и особого участия не принимал.

о. Артемий

— Еще не будучи приобщенным.

А. Ананьев

— Да, я в этом участия даже особого не принимал, это была бабушкина инициатива, я как бы не возражал. И сейчас, спустя двадцать лет, у нас ситуация вот именно такая, что дочь также далека от Церкви, как я был в ее возрасте, будучи крещеной, а я, крестившись в сорок лет, пришел сейчас к тому, к чему я пришел. И вот я понимаю, что она, хотя мы же с ней, в общем, во многом похожи, мы, как это ни странно, родственники, мы одинаково смотрим на жизнь и оцениваем эту жизнь примерно одинаково, но она была лишена радости неофитства, она была лишена радости открытий. Получается, мы ее лишили этой радости открытий?

о. Артемий

— Возможно, она не была лишена радости приобщения Святых Христовых Тайн, если бабушка хотя бы единожды позаботилась новокрещеную внучку привести, принести в Божий храм к Святому причастию. Она была Богом хранима в детские, отроческие, девичьи годы от каких-то тяжелых болезней, душевных потрясений, болезней роста, ведь, как известно, Божественная благодать имплицитно, то есть невидимо и несознательно для человека, соприсуща душе, гармонизирует, устраняет разлад между умом и сердцем, сообщает человеку юному некую внутреннюю полноту жизни, радость бытия, избыток жизненной энергии. У вашей дочки с детских лет особый Ангел-Хранитель, который блюл, блюдет, хранит ее от упомянутых в начале нашей передачи трагических обстоятельств, она жива-здорова. Печально, что бабушка, ограничившись, крещением внучки, не приложила по тем или иным причинам должных усилий, чтобы содействовать ее просвещению, знакомить с молитвословом, рассказывать ей истории из Библии, назидать ее христианскому благочестию, но верим, что в сообщающихся сосудах уровень жидкости потихонечку выровняется и хотя сейчас, возможно, так я понял из ваших намеков, дочка достаточно критична, самостоятельна в своих воззрениях и выборе, тем не менее, пример родителей, которые волею-неволею, будучи интеллектуальными, нравственно сложившимися людьми, с благоговением, с сыновней благодарностью относятся к Матери-Церкви — убежден, что для дочки это не вербальное, но очень значимое обстоятельство. Жизнь прожить — не поле перейти, сейчас ей двадцать лет, а в двадцать пять, может быть, она будет одной из самых талантливых радиоведущих у нас, здесь, на радиостанции «Вера» и примет эстафетную палочку сознательного отношения к православной культуре от родителей и продолжит дело просвещения нашего народа.

А. Ананьев

— Мы с протоиереем Артемием Владимировым, духовником московского Алексеевского женского монастыря, сегодня говорим о крещении и, в частности, речь зашла о моей дочке, которая сейчас последние два года смотрит на меня с некоторым изумлением, на все эти метаморфозы, которые происходят и, слава Богу, начинает задавать какие-то вопросы, которые меня радуют и на которые я пытаюсь ответить, а вот те вопросы, которые остаются без ответа с моей стороны — их я задаю отцу Артемию. Смотрите, что меня еще очень интересует: один из священников, вот здесь, в студии радио «Вера», сказал то, что меня заставило крепко задуматься, он сказал примерно следующее, за дословную цитату не ручаюсь. Он сказал: «Поймите одну очень важную штуку: крещение, сам факт того, что вы крестились еще не делает вас истинными христианами, сам факт крещения — это лишь открытая дверь, и дальше все зависит только от вас. Крестившись, можно остаться язычником, самым настоящим, даже придя в храм и поставив свечку, можно остаться язычником». В какой степени и что зависит от крещения и в какой степени и что зависит от нас?

о. Артемий

— Хозяин — барин, последнее слово всегда остается за нами, невольник-не богомольник, назвавшись груздем — полезай в кузов. В крещении свершается фундаментальная метаморфоза, благое изменение с личностью человека, падшей в Адаме, ведь по вере взрослых крестных младенец отрекается от дьявола, исторгается из тьмы кромешной, вступает в область Божественного света, вступает в родство с Господом Иисусом Христом, получает дар Святого Духа, Ангела-Хранителя, о котором мы говорили, становится органичной частью Тела Церкви, возлюбленным сыном или дочерью Господа Иисуса Христа и это новое возрожденное состояние должно быть закреплено целостным христианским миросозерцанием и соответствующим этому миросозерцанию благочестием, жизнью по вере. Вот почему родители, крестные, православные друзья должны умно́, прежде всего примером собственной жизни, не насильственно делиться опытом веры и благочестия, побуждая юного христианина возложить руку на плуг деятельного христианства. Безусловно, опасность всегда существует, она указана самим Христом в Евангелии, если дьявол найдет горницу души выметенной, чисто убранной, но не занятой, то по Божьему попущению, взяв с собой семь злейших духов, при иных обстоятельствах входит в эту горницу и бывает человеку последнее хуже первого. Это бывает, если христианин бесстрашно нарушает заповеди, не имеет никакого сокрушения в попрании нравственного закона, живет как балбес несмысленный, не понимая, что на него взирает око Создателя. Итак, просвещение ума — есть наипервейшая задача для всех наших сознательных возрастных крещеных радиослушателей, и я особенно благодарен радиостанции «Вера» за 25-часовое вещание в сутках, потому что, благодаря этому радиопорталу, наше народонаселение семимильными шагами просвещается, укрепляется в вере, если только имеет произволение нажать нужную кнопочку, настроиться на волну радиостанции и раскрыть свое сердце навстречу благому вещанию.

А. Ананьев

— Слава Богу. Отец Артемий, вот я много раз слышал сейчас от вас: вера родителей, по вере взрослых крестных — нет ли у вас в вашей пастырской практике случаев, когда к вам приходили родители, крестные с просьбой покрестить младенца, а вы, побеседовав с ними — вы же очень проницательный человек, побеседовав с ними, поговорив с ними, увидев их, понимали, что — ну не про веру здесь, а скорее, про традицию, про красивые фотографии с крещения, и вот те люди, которые к вам пришли, пока еще, может быть, не до конца понимают, зачем они пришли и для чего. И не было ли в вашей практике случая, когда вы вынуждены были, как священник, как пастырь, сказать: ребята, вам надо подождать, пока я не могу вам помочь в этом?

о. Артемий

— Сейчас это общий распространенный факт, потому что благодаря инициативе Святейшего патриарха Кирилла в каждом храме введен в действие институт катехизации и просвещения, и даже в случае с крещением младенцев родители и крестные должны пройти несколько занятий, прослушать лекции и, что главное — сами принести покаяние, поисповедоваться. Если взрослые, желающие крестить ребенка, вдруг начинают руками и ногами сопротивляться: зачем я буду исповедоваться, мне это и не нужно, кто вы такой? То понятно, что батюшка, улыбнувшись, скажет: экскьюземуа, простите меня, но, по всем параметрам, вам нужно подышать на свежем воздухе, посмотреть на солнышко, которое светит и праведным, и грешным и подумать, о ком свидетельствует багряное светило и кто является подлинным благодетелем человечества, и какие именно блага младенец получит в таинстве Крещения, и какую именно ответственность вы, лично вы пред Создателем на себя берете, потому что мало крестить, важно еще и воспитывать в вере. Все-таки должен сказать из пастырского опыта, что люди, приходящие к священнику с подобной просьбой в 99 случаях из 100 открыты навстречу собственной личной исповеди, покаянию, желанию освятить семейный союз венчанием, готовы учиться, ибо все мы ученики в очах Господа Иисуса Христа и от священника во многом зависит, как расположить к этому людей: вы не должны обидеть пришедшего с хмурой миной в высокомерном обращении: «Да кто вы такой? Да вы сено от соломы отличить не можете, приходите, сейчас у меня нет времени для вас». Если батюшка стоит на высоте пастырского призвания и понимает свою отеческую роль в жизни пришедших к нему неофитов, как правило все принимается на ура: младенцы сподобляются крещения, родители венчаются, приходят как на праздник, на воскресную Божественную литургию, начинают ходить в воскресную школу для взрослых или получают от батюшки в качестве подарка труд по изучению богословия или истории Церкви. Россия — особая страна, как говорил мне в свое время отец Иоанн Крестьянкин, всероссийский пастырь: «Именно Россия страждет по Богу», то есть сердца живущих здесь людей почитают для себя чем-то очень важным дело просвещения, приобщения Матери-Церкви, это для большинства из современников не скучная формальная обязанность а ля протестантского взноса в общину, но это дело всей жизни и поэтому-то наша радиостанция «Вера» — кукушка хвалит петуха — пользуется такой заслуженной популярностью среди простых и еще, может быть, достаточно далеких от храма людей, я знаю это доподлинно.

А. Ананьев

— В каком возрасте нужно крестить ребенка, можно крестить ребенка? Можно ли отказаться от того, чтобы быть крестным? Правильно ли человек поступит, если откажется? Кто не может быть крестным и какова обязанность крестных родителей — вот об этом мы с дорогим отцом Артемием поговорим ровно через минуту, не отходите далеко

А. Ананьев

— И снова здравствуйте, в студии радио «Вера» вернулись протоиерей Артемий Владимиров, духовник женского Алексеевского монастыря в Москве, я — Александр Ананьев. Сегодня мы, в понедельник после Крещения, говорим, собственно о крещении, в частности, о самом Таинстве Крещения. Кстати, мне очень важно еще с вами поговорить об этих ключевых моментах в этом таинстве, потому что я, конечно, крестился, но признаюсь честно, даже подготовившись и прочитав, и поговорив, у меня все равно как в тумане это было, ну я помню: три раза плюнул, помню — обошел, помню — меня батюшка отец Игорь Фомин в алтарь завел, для меня это было очень важно. Кстати, девочек туда ведь не пускают, в алтарь — это тоже мне очень интересно, почему — потому что одно дело мы — взрослые люди, с нами все понятно, но детки-то маленькие, там мальчик-девочка, какая разница? Сначала хочу вас спросить вот о чем, отец Артемий: вот родился ребенок — когда его можно крестить?

о. Артемий

— По традиции крещение может совершиться в соответствии с желанием родителей непосредственно после явления младенца на свет Божий, ведь очень часто мы, священники, оказываемся в реанимации или перед нами ослабленное дитя, есть некое опасение родителей за его здоровье, священника пускают везде и всюду, перед ним раскрываются все больничные двери и можно крестить в самый день его рождения. Есть, впрочем, основания, крестить на восьмой день, когда нарекается имя младенцу по святцам или по предпочтению родителей. Иное время крещения — на сороковой день, когда мама, счастливо разрешившаяся от бремени, пройдя срок библейского очищения от болезней рождения, вновь призывается исповедоваться, причаститься Святых Христовых Тайн. И относительно участия крестных: по древней византийской традиции при крещении малолетнего необходимо одно лицо, соответствующее полу крещаемого: у мальчиков — мужчина, у девочек — женщина, русская традиция предполагает наличие кума и кумы, они не должны быть мужем и женой. Безусловно, важно руководствоваться не родственными какими-то связями или карьерными соображениями, но благочестием крестных, крестные должны быть живыми душами, они сам должны любить Божественную литургию, приобщаться Святых Христовых Тайн, вкусить, так сказать, суть и соль христианской веры, дышать молитвой, чтобы деятельно участвовать в нравственном становлении их: крестника или крестницы. В каких случаях мы, священники, не рекомендуем крестным или тем, кого выбирают в качестве потенциального крестного, соглашаться на участие в святом деле: если родители не хотят двинуть и перстом, вот как мы говорили — почитая для себя ненужным поисповедоваться, считают ненужным освящение супружеских уз венчанием, о чем это свидетельствует — что они не живут благодатной жизнью Матери-Церкви, руководствуются каким-то абстрактно понятым традиционализмом, верностью преданиям старины глубокой, в этих случаях под лежащий камень вода не течет, крестные вправе отказаться словами: милые родители, вы сначала сами придите, посмотрите, вкусите и видите, сколь благ Господь, тогда-то я буду размышлять о вашем предложении.

А. Ананьев

— Ну, если хватит духу, конечно, вот так вот отказать. Если же ты видишь, я просто сталкивался с этим, отец Артемий, но это же невозможно даже решиться отказать людям, даже если они далеки от Церкви, будучи крещеными, они крайне редко туда заходят и вот они приходят с просьбой стать крестным родителем: ты понимаешь, что это вот как вопрос, заданный тебе человеком неверующим: если тебе задает вопрос, ты просто обязан на него ответить.

о. Артемий

— Хорошо быть добрым и отзывчивым, но троекратно лучше, совмещая в себе доброту и отзывчивость, еще употребить в ход педагогическое искусство: «С великой радостью, для меня огромная честь, мое сердце вострепетало духовным восторгом, когда я услышал ваше предложение! Всего-то навсего, дорогие мои родители, я приглашаю вас в ближайшее воскресенье или субботний вечер к батюшке, чтобы он свершил над вами духовную диспансеризацию и едва лишь только вы пройдете через шлюзы пастырской исповеди считайте, что я — ваш новый родственник, так что на именины, день рождения крестника я появлюсь с конструктором „Лего“, с новым ранцем, с полным собранием сочинений Александра Сергеевича Пушкина, вы поймете, что я не человек в футляре, не формалист, а самый настоящий ангел во плоти». Я думаю, что с не безызвестной долей юмора и мудрости, в каждой шутке есть только доля шутки — вот так общаясь с невоцерковленными людьми мы их не обидим, но дадим им соответствующий импульс. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

А. Ананьев

— Батюшка, вы ранили меня в самое сердце, перечислив весь этот богатый ассортимент подарков, вы заставили меня страдать от того, что у меня крестного не было!

о. Артемий

— Видите, как Бог полюбил вас, еще прежде вашего явления на свет Божий и то, что сегодня вы являетесь одним из самых мною уважаемых работников радиостанции «Вера» говорит о том, что вы в лучах Божественной благодати и воспринятое вами крещение молитвами Бориса Гребенщикова с его цитацией: «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы», фраза была некогда нанесена на заботливо поклеенные родителями обои в вашей комнате — все это говорит о том, что никто не забыт и ничто не забыто у Бога. И авансом воспринятое крещение затем все-таки окупается тогда, когда человек, свободный от своего произволения, склоняет на сторону Божественной правды и любви и трудится во Славу Господа над нравственным укреплением и окружающих его людей.

А. Ананьев

— Спасибо вам большое, но вот под тем, что я спросил у вас так, в шутку, на самом деле довольно интересный и важный для меня вопрос: почему, действительно, у взрослых, тех, кто принимает крещение уже в солидном возрасте крестных родителей нету или может не быть — вот я еще так до конца и не понял, а у детей есть и должны быть?

о. Артемий

— Ребенок по определению несмышленыш, мы выяснили, что Церковь не крестит детей, принесенных с улицы, но обязательно требует активной духовной позиции со стороны родителей, которые и подбирают воцерковленного члена Церкви в помощь себе, так что крестный часть ответственности делит вместе с родителями, а что касается взрослого человека, то батюшка или епископ Церкви, как правило — это священник, приходской пастырь, имеет возможность испытать степень осмысленности предпринимаемого тем шага, предложить ему исповедальную беседу, в которой человек, оглядываясь на прожитое, покается во всех проступках против вечного и неизменного нравственного закона, батюшка предложит познакомиться взрослому с самой композицией крещения, предложит прочитать прежде всего Евангелие, чтобы образ Христа запечатлелся на сердце и таким образом взрослый человек призван сознательно принести обеты веры и верности Христу, сознательно вступить в армию спасения, в полк православных христиан с тем, чтобы украсить Церковь учением Христа, деятельно исполненным собственной жизнью новокрещеного.

А. Ананьев

— А каковы же тогда обязанности крестных? Я это задаю скорее даже не для себя, а для одной моей хорошей знакомой, которая является крестной мамой у троих прекрасных девочек в разное время и страшно переживает из-за того, что после крещения она практически их уже не видела, потому что так сложились обстоятельства: одна там уехала далеко за границу, другая недалеко за границу, третья живет хоть и неподалеку, но все равно не встречаются.

о. Артемий

— Куда б нас не забросила судьбина, духовное наше Отчество — это альма-матер, Матерь-Церковь. Если крестницы этой милой женщины такие, тропой бескорыстной любви двигаясь, определили для себя приход на рю Дарю в Париже — храм Александра Невского, где-нибудь в Чили тоже есть православный храм, в Австралии православный монастырь. И слава Богу, главная обязанность крестной — это духовная невидимая связь с крестниками, осуществляемая в молитве, ежедневном молитвенном возношении имен крещаемых пред взором Создателя, если обстоятельства не так драматичны и наши крестники находятся в зоне действия сети, ничто не препятствует побеседовать с ними по скайпу, благо цивилизации, послать им смс сообщение на WhatsApp: «Я поздравляю вас днем вашего крещения, зайчики мои дорогие, вот вам от меня фотография, которая напоминает вам о том незабываемом дне, когда я держала вас на руках», послать ценной бандеролью книгу отца Артемия «Учебник жизни», которую в свое время я написал и посвятил своей маме — это задушевный диалог с читателем от колыбели его до кончины. Словом, много у нас есть способов и возможностей вот эту связь духовную любви подтверждать и по благому участвовать в судьбах наших крестников, но самое главное, конечно — помогать родителям в воскресные и праздничные дни причащать детей, чтобы они — дети, соединялись со Христом и дух воскресшего Господа, дух чистоты и смирения, любви и радости осенял их сердца.

А. Ананьев

— Мы продолжаем разговор о крещении с протоиереем Артемием Владимировым. Вот, говоря об обязанностях крестных родителей мы понимаем, что это не только большая радость, но и огромная ответственность получается, потому что именно, вот как я понимаю роль крестных родителей — именно на их плечи возлагается ответственность в воспитании именно христианина. Кстати, в каком возрасте крестный должен, вот прямо должен — я настаиваю на этом — брать ребенка на руки идти с ним на литургию, рассказывать, что здесь происходит, вести его к первой исповеди, к первому причастию?

о. Артемий

— Давайте вспомним историю древней Церкви: в 1-м, 2-м, 3-м столетии, скажем, в Римской империи какой-нибудь Юлиус или Перпетуя — это римские имена, привлеченные благодатью Церкви, приходила такая душа и заявляла епископу о необходимости принять крещение, кто-то из членов общины должен был рекомендовать священнослужителю данное лицо оглашаемого, готовящегося принять крещение, засвидетельствовав о серьезности его намерения...

А. Ананьев

— Взяв за него ответственность?

о. Артемий

— Своя рекомендация — дело ответственное и такой человек содействовал просвещению еще некрещеного, вводил его в общину, знакомил его с обычаями христианской жизни, приобщал к каким-то делам милосердия, словом, готовил взрослого к крещению. Мы живем в стране 1000-летней христианской традиции, и у нас институт крестных сегодня, конечно, претерпел определенные изменения, ответственность на крестных есть, но она опосредована родительским желанием приобщить ребенка благодати крещения, крестный, понятное дело, не будет вторгаться в жизнь семьи крестника вопреки воле родительской, между ними — родителями по плоти и родителями по духу предполагается консенсус, то есть взаимное желание делать все необходимое и достаточное для нравственного возрастания малыша, поэтому родители сами стремятся в воскресный день посещать Божий храм, папа несет на руках своего полуторагодовалого сына, крестные встретятся в самом храме с крестничком, приготовят ему заблаговременно подарок: погремушку или молитвослов для самых маленьких, обнимет, поцелует, может быть, папа делегирует крестной почетную обязанность поднести ребенка к причастию после Божественной литургии крестная посетит дом своего крестника, папа с мамой, может быть, отправятся во МХАТ посмотреть на новые площадки, одну из ваших с супругой работ, посвященных нравственному возрождению человеческого рода, крестная посидит, посторожит маленького в манеже, дождется, покуда родители вернутся усталые, довольные — вот из этих живых связей, из этой ткани бытия и слагается та атмосфера доверия, радости, мира, любви, которые необходимы для того, чтобы свежий росточек младенческой души укрепился и явился цветок, лепестки знания, нравственного просвещения раскрыли себя под неподвижным солнцем любви, но я, кажется, уже вдаюсь в поэзию...

А. Ананьев

— Ну а как иначе? Отец Артемий, а вот если, продолжая разговор об ответственности крестных родителей, нередко бывает так, что в окружении родителей, которые очень хотят покрестить младенца, но не наблюдают они, много хороших людей, правда, и друзей близких много, но вот тех, кто действительно мог бы стать истинным крестным не наблюдается, вот в этой ситуации что делать? Вроде как подождать с крещением — это ж можно ждать всю жизнь, это неправильно, они понимают, что рискуют, и они хотят, чтобы ребенка крестили как можно раньше, а крестить абы с кем вот тоже как-то неправильно?

о. Артемий

— Думается, что в жизни современных православных христиан всегда найдется пастырь, священник, у которого папа и мама или хотя бы кто-то один из них окормляется и может спросить совета у батюшки, вокруг немало добрых людей и он, обладая уже духовным опытом, может рекомендовать, конечно, не против желания родителей и самого крестного познакомится с семьей и вступить с ними в это духовное родство, вступить на это поприще. Мне приходилось, нужно сказать, вот так восполнять недостающее звено и если родители — сами члены церковной общины, прихожане вашего храма, то, как правило, с большой радостью они, увидев уже знакомое им лицо, доверяя рекомендации пастыря, на руки этого новоиспеченного крестного полагают свое любимое дитя.

А. Ананьев

— Кстати, а священник может стать крестным отцом?

о. Артемий

— Может, батюшка может стать крестным и многие прихожане почитают за честь породниться со священником, конечно, батюшка достаточно загружен и ему, наверное, нелегко регулярно появляться в доме крестника, зато крестнику отрадно будет, встав на еще не крепкие ножки, приходить к крестному, так, чтобы батюшка со своей неизменной улыбкой, пушистой бородой встречал дитя, дарил ему подарки, заботливо, заблаговременно в его руки переданные его мудрыми родителями, таким образом пред глазами священника младенец превращается в отрока, отрок в юношу, юноша в зрелого мужа и складывается преемство поколений.

А. Ананьев

— Короткая памятка для тех, кто собирается стать крестным или для тех, кто ищет крестных сейчас и в ближайшее время собирается покрестить ребенка: каким образом крестному, с одной стороны или крестной и родителям вот этого ребенка, который собирается креститься, нужно готовиться к Таинству?

о. Артемий

— Прежде всего, если давненько не приходилось исповедоваться, в книжной церковной лавке взять книжицу об исповеди, о таинстве покаяния, у меня на примере есть книжица в нашем Алексиевском монастыре, обнимающая все стороны церковной жизни, называется она «Семь слов о таинствах Церкви»: и о Крещении, и о Миропомазании, и об исповеди — Таинстве Покаяния, и Венчании, и Соборовании, и о положении в священство. Небольшая книжица, но она раскрывает полностью горизонт церковной жизни внимательному читателю и, ознакомившись с содержанием этой или другой такой, похожей книжицы, сейчас их немало издано, в каждом храме выбор даже вы можете свой сделать, вы — родители, крестные, окажетесь у креста и Евангелия и хорошенечко сами поисповедаетесь за прожитые годы, месяцы, недели, так, чтобы благодать покаяния обновила ваши ум и сердце и с крыльями за спиной в назначенный день и час вы участвовали с чувством, с толком, с расстановкой в духовном просвещении, рождении свыше вашего крестника.

А. Ананьев

— С исповедью понятно. А что касается поста? Что касается каких-то, я вот слышал, что надо обязательно подарить серебряную ложку ребенку, который становится твоим крестником?

о. Артемий

— Можно и золотую, что ж скупиться.

А. Ананьев

— Да, но есть такие, утвержденные традициями подарки, есть какие-то утвержденные традициями застолья, которое обязательно должно быть и должно быть каким-то особенным. Вот есть какие-то еще вещи, какие надо знать?

о. Артемий

— Я бы не решился сказать «утвержденные традиции», любовь подыщет и поможет вам определиться с этими подношениями. Что препятствует крестным приобрести крещальный набор, в который входит светлая сорочка, платьице для девочки, простыночка, в которую завернут после крещения малыша-голыша? Сейчас прекрасный выбор крестиков, от серебряных до украшенных бриллиантами, главное, чтобы за вашим участием стояла ваша попечительная любовь, ваша душа, согретая молитвой о малыше. Да, действительно, я сам люблю дарить эти ложечки, на которых может быть выгравировано имя новокрещеного младенца, такая ложечка станет своего рода реликвией, особенно если она не из никеля, а хотя бы из мельхиора, молчу о других драгоценных металлах, и я встречал дореволюционные подобные ложечки, которые бережно сохранялись и передаваемы были потомкам.

А. Ананьев

— До меня только что дошло, ведь фраза «Родился с серебряной ложкой во рту» это, собственно, отсюда-то и пошла — от крещения.

о. Артемий

— Безусловно: «Родился в сорочке» — тоже, наверное, имеет отношение к таинству Крещения незамедлительно совершаемому после рождения малыша.

А. Ананьев

— Спасибо вам большое, отец Артемий. Я в очередной раз благодарен вам даже не столько за беседу, сколько за праздник общения, который вы дарите снова и снова. Сегодня мы о крещении говорили с духовником Алексеевского женского монастыря, протоиереем Артемием Владимировым, спасибо вам...

о. Артемий

— Взаимно, и я надеюсь, что наши радиослушатели, для которых данный предмет был интересен и актуален, с тем большим ведением и радостью приступят к этим приятным хлопотам и прежде всего позаботятся о собственной душе, покаянии, причащении Святых Христовых Тайн с тем, чтобы вступить в обязанности крестных во всеоружии.

А. Ананьев

— Я поздравляю Вас с Праздником Крещения! Меня зовут Александр Ананьев, радио «Вера». До новых встреч.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Во что мы верим
Во что мы верим
Прогулки по Москве
Прогулки по Москве
Программа «Прогулки по Москве» реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Каждая программа – это новый маршрут, открывающий перед жителями столицы и ее гостями определенный уголок Москвы через рассказ о ее достопримечательностях и людях, событиях и традициях, связанных с выбранным для рассказа местом.
Ступени веры
Ступени веры
В программе кратко и доступным языком рассказывается о духовной жизни, о православном богослужении, о Новом и Ветхом Завете. Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Места и люди
Места и люди

В мире немало мест, которые хотелось бы посетить, и множество людей, с которыми хотелось бы пообщаться. С этими людьми и общаются наши корреспонденты в программе «Места и люди». Отдаленный монастырь или школа в соседнем дворе – мы открываем двери, а наши собеседники делятся с нами опытом своей жизни.

Также рекомендуем