У нас в гостях был старший священник и духовник Алексеевского женского монастыря прот. Артемий Владимиров.
Мы говорили о таинстве крещения. Отец Артемий ответил на вопросы: должно ли крещение совершаться в уже осознанном возрасте по вере, или же родители могут совершить этот выбор за детей; что дает и что меняет в человеке таинство крещения; в каких случаях священник может отказать в совершении таинства; когда можно крестить родившегося ребенка; как лучше всего подготовиться к таинству крещения; а также кто может быть крестным и каковы обязанности крестных родителей. Наш гость поделился, что одна из главных задач для всех, кто принимает таинство крещения — это просвещение ума и стремление к познанию истины.
А. Ананьев
— Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня здесь, на «Светлом вечере», в светлой студии радио «Вера» вас приветствую я, меня зовут Александр Ананьев. И я в очередной раз выступаю в роли неофита и в очередной раз я счастлив представить вам моего дорогого собеседника, духовника московского женского Алексеевского монастыря протоиерея Артемия Владимирова. Добрый вечер, отец Артемий...
о. Артемий
— Приветствую вас, дорогие друзья.
А. Ананьев
— Несмотря на то, что погода нынче такая, своеобразная, особенная, крещенских морозов нынче не завезли, так тепло, что распустились цветы, женщины и Российское правительство, все равно Крещение вчера мы отмечали, так что с Праздником Вас!
о. Артемий
— Взаимно, с Праздником Богоявления или, как раньше говорили об этом событии: Днем Просвещения.
А. Ананьев
— Почему «Днем Просвещения?»
о. Артемий
— «Явился еси днесь вселенной и свет Твой Господи, знаменася на нас», Христос — это свет мира, в этом свете нет никакой тьмы, явление Христа на водах Иорданских, голос Отца, Дух Святой видимым образом почивает на Спасителе, день явления Святой Троицы — она несет умный духовный свет видения, отсюда День Просвещения или День Све́тов — еще одно название праздника.
А. Ананьев
— То есть слово «просвещение», дорогой отец Артемий, в данном контексте не имеет никакого отношения к российскому образованию?
о. Артемий
— Надеюсь, что имеет, потому что истинное просвещение — от источника премудрости и ведения, а все земные образовательные инстанции хороши в той мере, в какой они себя осознают посредующими между небесным светом и душами человеческими, во всяком случае, министр образования Ольга Юрьевна Васильева понимает, о чем я говорю.
А. Ананьев
— Вы иногда так отвечаете на вопросы, дорогой отец Артемий, что трудно понять, где является это Вашими личными размышлениями или Вы цитируете гениального поэта, настолько поэтичен Ваш слог...
о. Артемий
— Я не обольщаюсь Вашими комплиментами, но сохраняю критическое отношение к собственным словам. Вперед, к успеху нашего святого дела: просвещению умов и сердец.
А. Ананьев
— Ну, дай-то Бог. Выхватил буквально одну строчку из вашего ответа. Помню, когда мне было, наверное, лет четырнадцать, я еще тогда учился в школе и очень любил песни Бориса Борисовича Гребенщикова и выписывал на обоях полюбившиеся мне цитаты из его песен, и одну из...
о. Артемий
— Какова была реакция родителей?
А. Ананьев
— Родители относились к этому философски, считая, что мое пространство — это мое пространство и мне жить потом среди этих расписанных обоев. И одна из строчек, я очень хорошо помню, была, как раз недавно об этом вспоминал: «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы...»
о. Артемий
— Чудесно.
А. Ананьев
— Крестился-то я в сорок лет, тогда мне было четырнадцать, до моего крещения еще были годы и годы, и годы, и долгий путь, но эта строчка показалась мне настолько важной и настолько прекрасной, я ничего, признаться, не понял, но так много почувствовал, что взял и выписал. Я сегодня хочу, с Вашего позволения, отец Артемий, поговорить именно о крещении с позиции неофита, потому что я, правда, не все понимаю. В частности, я не понимаю вот чего: я крестился в сорок лет, я прошел довольно долгий путь к этому решению, причем у меня есть ощущение, что даже не я принял это решение, а я просто вырос до того момента, когда меня уже Господь взял за руку и сказал: «Ну вот все, ну вот теперь пора, теперь ты уже понял, почему это, зачем это, раньше было бы неправильно, позже, наверное, уже поздно, а вот сейчас вовремя, вот сейчас пойдем». И я был так счастлив, что наконец этот момент случился, для меня это была великая честь и большой праздник. Тогда почему же мы крестим детей? Что должно прийти сначала: вера или крещение?
о. Артемий
— Конечно, вера, которая приходит и осеняет сердца родителей и дает родителям понимание, что маленький комочек, появившийся из лона матери — это и бессмертная человеческая душа, которая входит в видимый мир с тем, чтобы быть просвещенной Божественным светом, искупленной кровью Господа Иисуса Христа, освобожденной от воздействия лукавого — падшего духа, который не спит и не ест, желая захомутать, закабалить все человечество, захапать его в свою власть, погибельную для нас. Итак, по вере, желанию, стремлению родителей низвести, иньецировать Божественную благодать в сердце дитяти Церковь в лице священства крестит младенцев и обычай этот свято блюдется с первых веков христианской веры, хотя признаемся: в 4-м столетии многие всемирные светильники православия: Иоанн Златоуст и Василий Великий, и Григорий Богослов приняли крещение уже в сознательном возрасте. Но сами посудите, в каком парадоксальном мире мы живем сегодня, когда неизвестные вирусы, всякого рода опасности и беды, непредвиденные обстоятельства, трагический разгул стихий уносит десятки, сотни, тысячи жизней: Австралия — миллионы гектаров, миллиарды видов животных, человеческие жертвы. И, конечно же, на Бога надейся, сам же не плошай, как говорит Григорий Богослов, пока не увеличилось повреждение, то есть младенчик не перекочевал в отроческий, затем в юношеский возраст, а с возрастом и страсти-мордасти, простите, начинают действовать в Митрофанушке: гонор, своеволие, похоть, злоба, покуда еще дитя невинно и чисто, и неискушенно злом, родители правильно делают, что сподобляют его дара Духа Святого с тем, чтобы этот драгоценный цветок, эту благоуханную розу человеческой души взращивать, воспитывать, образовывать, учить уму-разуму и таким образом делать из своего «сладкого чада», выражаясь архаизированным языком, воина света разума, воина Христова, гражданина, полезного для Отечества и человека, который живет под знаком вечности — вот идеал, который никто отменить не может и которому мы призваны соответствовать.
А. Ананьев
— Это об идеалах. А теперь о том, как обстоят дела в реальности, в частности, обстояли дела именно тогда, когда и произошли те события, которые мы праздновали вчера. Если я правильно понимаю с позиции неофита: в те времена, когда Господь вошел в воды Иордана, крестились люди, уже будучи взрослыми?
о. Артемий
— Раскрываем Священное Писание, в частности, книгу: «Деяния апостольские», принадлежит она евангелисту Луке, в тех главах, где говорится о принятии крещения тем или иным взрослым человеком, например, хранителем темницы, где был заключен апостол Павел и Сила. Ночью они воспевали Господу хвалу, совершились некие удивительные события: сами собой растворились двери темницы, с узников спали цепи, темничный страж был в ужасе, однако, увидев, что никто не разбежался, он пал к ногам апостола Павла и потребовал крещения, и крестился он и весь дом его, дом, домочадцы: жена, слуги, дети. И это не единственное далеко свидетельство о том, что желание воспринять веру и святое крещение главой дома, естественно, оборачивалось приобщением к Матери-Церкви и стара и млада, что и подтверждает Священное Писание. Например, слова блаженного Августина, епископа Иппонийского в Африке, блаженный Августин епископствовал в конце III — начале IV века, он и произносит свое знаменитое слово в пользу крещения младенцев.
А. Ананьев
— Почему для меня это важно — мне важно понять, как так происходит, что...сейчас я попробую сформулировать так, чтобы вообще стало мне самому понятно: вот есть литургия и особенно на начальном этапе, когда я еще только готовился к крещению, я не все понимал в литургии, не скажу, что сейчас все понимаю, но я очень хорошо понимал фразу, мне сразу сказали: вот это вот для тебя очень важная фраза, когда заканчивается литургия оглашенных, вот литургия оглашенных заканчивается и начинается...
о. Артемий
— «Елицы оглашении, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, Господу помолимся».
А. Ананьев
— Причем я поначалу даже честно хотел покидать храм, мне говорят: не надо, сейчас так уже не делают. Более того, насколько я знаю, даже не во всех храмах читается вот эта строчка про то, что «оглашении, изыдите?»
о. Артемий
— Это ектенья — молитвенные прошения, должны неопустительно произноситься дьяконом на Божественной литургии, как правило, пропускают эти прошения об оглашенных в исключительных случаях, например, на ночном пасхальном богослужении, чтобы не затягивалась служба.
А. Ананьев
— Да, и вот сморите, какая история получается, отец Артемий: я крестился в сорок лет и сейчас я понимаю, что это, почему это и зачем. Моя дочь, которой сейчас двадцать лет, она крестилась в младенчестве, ее покрестила бабушка, я был не против, но и особого участия не принимал.
о. Артемий
— Еще не будучи приобщенным.
А. Ананьев
— Да, я в этом участия даже особого не принимал, это была бабушкина инициатива, я как бы не возражал. И сейчас, спустя двадцать лет, у нас ситуация вот именно такая, что дочь также далека от Церкви, как я был в ее возрасте, будучи крещеной, а я, крестившись в сорок лет, пришел сейчас к тому, к чему я пришел. И вот я понимаю, что она, хотя мы же с ней, в общем, во многом похожи, мы, как это ни странно, родственники, мы одинаково смотрим на жизнь и оцениваем эту жизнь примерно одинаково, но она была лишена радости неофитства, она была лишена радости открытий. Получается, мы ее лишили этой радости открытий?
о. Артемий
— Возможно, она не была лишена радости приобщения Святых Христовых Тайн, если бабушка хотя бы единожды позаботилась новокрещеную внучку привести, принести в Божий храм к Святому причастию. Она была Богом хранима в детские, отроческие, девичьи годы от каких-то тяжелых болезней, душевных потрясений, болезней роста, ведь, как известно, Божественная благодать имплицитно, то есть невидимо и несознательно для человека, соприсуща душе, гармонизирует, устраняет разлад между умом и сердцем, сообщает человеку юному некую внутреннюю полноту жизни, радость бытия, избыток жизненной энергии. У вашей дочки с детских лет особый Ангел-Хранитель, который блюл, блюдет, хранит ее от упомянутых в начале нашей передачи трагических обстоятельств, она жива-здорова. Печально, что бабушка, ограничившись, крещением внучки, не приложила по тем или иным причинам должных усилий, чтобы содействовать ее просвещению, знакомить с молитвословом, рассказывать ей истории из Библии, назидать ее христианскому благочестию, но верим, что в сообщающихся сосудах уровень жидкости потихонечку выровняется и хотя сейчас, возможно, так я понял из ваших намеков, дочка достаточно критична, самостоятельна в своих воззрениях и выборе, тем не менее, пример родителей, которые волею-неволею, будучи интеллектуальными, нравственно сложившимися людьми, с благоговением, с сыновней благодарностью относятся к Матери-Церкви — убежден, что для дочки это не вербальное, но очень значимое обстоятельство. Жизнь прожить — не поле перейти, сейчас ей двадцать лет, а в двадцать пять, может быть, она будет одной из самых талантливых радиоведущих у нас, здесь, на радиостанции «Вера» и примет эстафетную палочку сознательного отношения к православной культуре от родителей и продолжит дело просвещения нашего народа.
А. Ананьев
— Мы с протоиереем Артемием Владимировым, духовником московского Алексеевского женского монастыря, сегодня говорим о крещении и, в частности, речь зашла о моей дочке, которая сейчас последние два года смотрит на меня с некоторым изумлением, на все эти метаморфозы, которые происходят и, слава Богу, начинает задавать какие-то вопросы, которые меня радуют и на которые я пытаюсь ответить, а вот те вопросы, которые остаются без ответа с моей стороны — их я задаю отцу Артемию. Смотрите, что меня еще очень интересует: один из священников, вот здесь, в студии радио «Вера», сказал то, что меня заставило крепко задуматься, он сказал примерно следующее, за дословную цитату не ручаюсь. Он сказал: «Поймите одну очень важную штуку: крещение, сам факт того, что вы крестились еще не делает вас истинными христианами, сам факт крещения — это лишь открытая дверь, и дальше все зависит только от вас. Крестившись, можно остаться язычником, самым настоящим, даже придя в храм и поставив свечку, можно остаться язычником». В какой степени и что зависит от крещения и в какой степени и что зависит от нас?
о. Артемий
— Хозяин — барин, последнее слово всегда остается за нами, невольник-не богомольник, назвавшись груздем — полезай в кузов. В крещении свершается фундаментальная метаморфоза, благое изменение с личностью человека, падшей в Адаме, ведь по вере взрослых крестных младенец отрекается от дьявола, исторгается из тьмы кромешной, вступает в область Божественного света, вступает в родство с Господом Иисусом Христом, получает дар Святого Духа, Ангела-Хранителя, о котором мы говорили, становится органичной частью Тела Церкви, возлюбленным сыном или дочерью Господа Иисуса Христа и это новое возрожденное состояние должно быть закреплено целостным христианским миросозерцанием и соответствующим этому миросозерцанию благочестием, жизнью по вере. Вот почему родители, крестные, православные друзья должны умно́, прежде всего примером собственной жизни, не насильственно делиться опытом веры и благочестия, побуждая юного христианина возложить руку на плуг деятельного христианства. Безусловно, опасность всегда существует, она указана самим Христом в Евангелии, если дьявол найдет горницу души выметенной, чисто убранной, но не занятой, то по Божьему попущению, взяв с собой семь злейших духов, при иных обстоятельствах входит в эту горницу и бывает человеку последнее хуже первого. Это бывает, если христианин бесстрашно нарушает заповеди, не имеет никакого сокрушения в попрании нравственного закона, живет как балбес несмысленный, не понимая, что на него взирает око Создателя. Итак, просвещение ума — есть наипервейшая задача для всех наших сознательных возрастных крещеных радиослушателей, и я особенно благодарен радиостанции «Вера» за 25-часовое вещание в сутках, потому что, благодаря этому радиопорталу, наше народонаселение семимильными шагами просвещается, укрепляется в вере, если только имеет произволение нажать нужную кнопочку, настроиться на волну радиостанции и раскрыть свое сердце навстречу благому вещанию.
А. Ананьев
— Слава Богу. Отец Артемий, вот я много раз слышал сейчас от вас: вера родителей, по вере взрослых крестных — нет ли у вас в вашей пастырской практике случаев, когда к вам приходили родители, крестные с просьбой покрестить младенца, а вы, побеседовав с ними — вы же очень проницательный человек, побеседовав с ними, поговорив с ними, увидев их, понимали, что — ну не про веру здесь, а скорее, про традицию, про красивые фотографии с крещения, и вот те люди, которые к вам пришли, пока еще, может быть, не до конца понимают, зачем они пришли и для чего. И не было ли в вашей практике случая, когда вы вынуждены были, как священник, как пастырь, сказать: ребята, вам надо подождать, пока я не могу вам помочь в этом?
о. Артемий
— Сейчас это общий распространенный факт, потому что благодаря инициативе Святейшего патриарха Кирилла в каждом храме введен в действие институт катехизации и просвещения, и даже в случае с крещением младенцев родители и крестные должны пройти несколько занятий, прослушать лекции и, что главное — сами принести покаяние, поисповедоваться. Если взрослые, желающие крестить ребенка, вдруг начинают руками и ногами сопротивляться: зачем я буду исповедоваться, мне это и не нужно, кто вы такой? То понятно, что батюшка, улыбнувшись, скажет: экскьюземуа, простите меня, но, по всем параметрам, вам нужно подышать на свежем воздухе, посмотреть на солнышко, которое светит и праведным, и грешным и подумать, о ком свидетельствует багряное светило и кто является подлинным благодетелем человечества, и какие именно блага младенец получит в таинстве Крещения, и какую именно ответственность вы, лично вы пред Создателем на себя берете, потому что мало крестить, важно еще и воспитывать в вере. Все-таки должен сказать из пастырского опыта, что люди, приходящие к священнику с подобной просьбой в 99 случаях из 100 открыты навстречу собственной личной исповеди, покаянию, желанию освятить семейный союз венчанием, готовы учиться, ибо все мы ученики в очах Господа Иисуса Христа и от священника во многом зависит, как расположить к этому людей: вы не должны обидеть пришедшего с хмурой миной в высокомерном обращении: «Да кто вы такой? Да вы сено от соломы отличить не можете, приходите, сейчас у меня нет времени для вас». Если батюшка стоит на высоте пастырского призвания и понимает свою отеческую роль в жизни пришедших к нему неофитов, как правило все принимается на ура: младенцы сподобляются крещения, родители венчаются, приходят как на праздник, на воскресную Божественную литургию, начинают ходить в воскресную школу для взрослых или получают от батюшки в качестве подарка труд по изучению богословия или истории Церкви. Россия — особая страна, как говорил мне в свое время отец Иоанн Крестьянкин, всероссийский пастырь: «Именно Россия страждет по Богу», то есть сердца живущих здесь людей почитают для себя чем-то очень важным дело просвещения, приобщения Матери-Церкви, это для большинства из современников не скучная формальная обязанность а ля протестантского взноса в общину, но это дело всей жизни и поэтому-то наша радиостанция «Вера» — кукушка хвалит петуха — пользуется такой заслуженной популярностью среди простых и еще, может быть, достаточно далеких от храма людей, я знаю это доподлинно.
А. Ананьев
— В каком возрасте нужно крестить ребенка, можно крестить ребенка? Можно ли отказаться от того, чтобы быть крестным? Правильно ли человек поступит, если откажется? Кто не может быть крестным и какова обязанность крестных родителей — вот об этом мы с дорогим отцом Артемием поговорим ровно через минуту, не отходите далеко
А. Ананьев
— И снова здравствуйте, в студии радио «Вера» вернулись протоиерей Артемий Владимиров, духовник женского Алексеевского монастыря в Москве, я — Александр Ананьев. Сегодня мы, в понедельник после Крещения, говорим, собственно о крещении, в частности, о самом Таинстве Крещения. Кстати, мне очень важно еще с вами поговорить об этих ключевых моментах в этом таинстве, потому что я, конечно, крестился, но признаюсь честно, даже подготовившись и прочитав, и поговорив, у меня все равно как в тумане это было, ну я помню: три раза плюнул, помню — обошел, помню — меня батюшка отец Игорь Фомин в алтарь завел, для меня это было очень важно. Кстати, девочек туда ведь не пускают, в алтарь — это тоже мне очень интересно, почему — потому что одно дело мы — взрослые люди, с нами все понятно, но детки-то маленькие, там мальчик-девочка, какая разница? Сначала хочу вас спросить вот о чем, отец Артемий: вот родился ребенок — когда его можно крестить?
о. Артемий
— По традиции крещение может совершиться в соответствии с желанием родителей непосредственно после явления младенца на свет Божий, ведь очень часто мы, священники, оказываемся в реанимации или перед нами ослабленное дитя, есть некое опасение родителей за его здоровье, священника пускают везде и всюду, перед ним раскрываются все больничные двери и можно крестить в самый день его рождения. Есть, впрочем, основания, крестить на восьмой день, когда нарекается имя младенцу по святцам или по предпочтению родителей. Иное время крещения — на сороковой день, когда мама, счастливо разрешившаяся от бремени, пройдя срок библейского очищения от болезней рождения, вновь призывается исповедоваться, причаститься Святых Христовых Тайн. И относительно участия крестных: по древней византийской традиции при крещении малолетнего необходимо одно лицо, соответствующее полу крещаемого: у мальчиков — мужчина, у девочек — женщина, русская традиция предполагает наличие кума и кумы, они не должны быть мужем и женой. Безусловно, важно руководствоваться не родственными какими-то связями или карьерными соображениями, но благочестием крестных, крестные должны быть живыми душами, они сам должны любить Божественную литургию, приобщаться Святых Христовых Тайн, вкусить, так сказать, суть и соль христианской веры, дышать молитвой, чтобы деятельно участвовать в нравственном становлении их: крестника или крестницы. В каких случаях мы, священники, не рекомендуем крестным или тем, кого выбирают в качестве потенциального крестного, соглашаться на участие в святом деле: если родители не хотят двинуть и перстом, вот как мы говорили — почитая для себя ненужным поисповедоваться, считают ненужным освящение супружеских уз венчанием, о чем это свидетельствует — что они не живут благодатной жизнью Матери-Церкви, руководствуются каким-то абстрактно понятым традиционализмом, верностью преданиям старины глубокой, в этих случаях под лежащий камень вода не течет, крестные вправе отказаться словами: милые родители, вы сначала сами придите, посмотрите, вкусите и видите, сколь благ Господь, тогда-то я буду размышлять о вашем предложении.
А. Ананьев
— Ну, если хватит духу, конечно, вот так вот отказать. Если же ты видишь, я просто сталкивался с этим, отец Артемий, но это же невозможно даже решиться отказать людям, даже если они далеки от Церкви, будучи крещеными, они крайне редко туда заходят и вот они приходят с просьбой стать крестным родителем: ты понимаешь, что это вот как вопрос, заданный тебе человеком неверующим: если тебе задает вопрос, ты просто обязан на него ответить.
о. Артемий
— Хорошо быть добрым и отзывчивым, но троекратно лучше, совмещая в себе доброту и отзывчивость, еще употребить в ход педагогическое искусство: «С великой радостью, для меня огромная честь, мое сердце вострепетало духовным восторгом, когда я услышал ваше предложение! Всего-то навсего, дорогие мои родители, я приглашаю вас в ближайшее воскресенье или субботний вечер к батюшке, чтобы он свершил над вами духовную диспансеризацию и едва лишь только вы пройдете через шлюзы пастырской исповеди считайте, что я — ваш новый родственник, так что на именины, день рождения крестника я появлюсь с конструктором „Лего“, с новым ранцем, с полным собранием сочинений Александра Сергеевича Пушкина, вы поймете, что я не человек в футляре, не формалист, а самый настоящий ангел во плоти». Я думаю, что с не безызвестной долей юмора и мудрости, в каждой шутке есть только доля шутки — вот так общаясь с невоцерковленными людьми мы их не обидим, но дадим им соответствующий импульс. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
А. Ананьев
— Батюшка, вы ранили меня в самое сердце, перечислив весь этот богатый ассортимент подарков, вы заставили меня страдать от того, что у меня крестного не было!
о. Артемий
— Видите, как Бог полюбил вас, еще прежде вашего явления на свет Божий и то, что сегодня вы являетесь одним из самых мною уважаемых работников радиостанции «Вера» говорит о том, что вы в лучах Божественной благодати и воспринятое вами крещение молитвами Бориса Гребенщикова с его цитацией: «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы», фраза была некогда нанесена на заботливо поклеенные родителями обои в вашей комнате — все это говорит о том, что никто не забыт и ничто не забыто у Бога. И авансом воспринятое крещение затем все-таки окупается тогда, когда человек, свободный от своего произволения, склоняет на сторону Божественной правды и любви и трудится во Славу Господа над нравственным укреплением и окружающих его людей.
А. Ананьев
— Спасибо вам большое, но вот под тем, что я спросил у вас так, в шутку, на самом деле довольно интересный и важный для меня вопрос: почему, действительно, у взрослых, тех, кто принимает крещение уже в солидном возрасте крестных родителей нету или может не быть — вот я еще так до конца и не понял, а у детей есть и должны быть?
о. Артемий
— Ребенок по определению несмышленыш, мы выяснили, что Церковь не крестит детей, принесенных с улицы, но обязательно требует активной духовной позиции со стороны родителей, которые и подбирают воцерковленного члена Церкви в помощь себе, так что крестный часть ответственности делит вместе с родителями, а что касается взрослого человека, то батюшка или епископ Церкви, как правило — это священник, приходской пастырь, имеет возможность испытать степень осмысленности предпринимаемого тем шага, предложить ему исповедальную беседу, в которой человек, оглядываясь на прожитое, покается во всех проступках против вечного и неизменного нравственного закона, батюшка предложит познакомиться взрослому с самой композицией крещения, предложит прочитать прежде всего Евангелие, чтобы образ Христа запечатлелся на сердце и таким образом взрослый человек призван сознательно принести обеты веры и верности Христу, сознательно вступить в армию спасения, в полк православных христиан с тем, чтобы украсить Церковь учением Христа, деятельно исполненным собственной жизнью новокрещеного.
А. Ананьев
— А каковы же тогда обязанности крестных? Я это задаю скорее даже не для себя, а для одной моей хорошей знакомой, которая является крестной мамой у троих прекрасных девочек в разное время и страшно переживает из-за того, что после крещения она практически их уже не видела, потому что так сложились обстоятельства: одна там уехала далеко за границу, другая недалеко за границу, третья живет хоть и неподалеку, но все равно не встречаются.
о. Артемий
— Куда б нас не забросила судьбина, духовное наше Отчество — это альма-матер, Матерь-Церковь. Если крестницы этой милой женщины такие, тропой бескорыстной любви двигаясь, определили для себя приход на рю Дарю в Париже — храм Александра Невского, где-нибудь в Чили тоже есть православный храм, в Австралии православный монастырь. И слава Богу, главная обязанность крестной — это духовная невидимая связь с крестниками, осуществляемая в молитве, ежедневном молитвенном возношении имен крещаемых пред взором Создателя, если обстоятельства не так драматичны и наши крестники находятся в зоне действия сети, ничто не препятствует побеседовать с ними по скайпу, благо цивилизации, послать им смс сообщение на WhatsApp: «Я поздравляю вас днем вашего крещения, зайчики мои дорогие, вот вам от меня фотография, которая напоминает вам о том незабываемом дне, когда я держала вас на руках», послать ценной бандеролью книгу отца Артемия «Учебник жизни», которую в свое время я написал и посвятил своей маме — это задушевный диалог с читателем от колыбели его до кончины. Словом, много у нас есть способов и возможностей вот эту связь духовную любви подтверждать и по благому участвовать в судьбах наших крестников, но самое главное, конечно — помогать родителям в воскресные и праздничные дни причащать детей, чтобы они — дети, соединялись со Христом и дух воскресшего Господа, дух чистоты и смирения, любви и радости осенял их сердца.
А. Ананьев
— Мы продолжаем разговор о крещении с протоиереем Артемием Владимировым. Вот, говоря об обязанностях крестных родителей мы понимаем, что это не только большая радость, но и огромная ответственность получается, потому что именно, вот как я понимаю роль крестных родителей — именно на их плечи возлагается ответственность в воспитании именно христианина. Кстати, в каком возрасте крестный должен, вот прямо должен — я настаиваю на этом — брать ребенка на руки идти с ним на литургию, рассказывать, что здесь происходит, вести его к первой исповеди, к первому причастию?
о. Артемий
— Давайте вспомним историю древней Церкви: в 1-м, 2-м, 3-м столетии, скажем, в Римской империи какой-нибудь Юлиус или Перпетуя — это римские имена, привлеченные благодатью Церкви, приходила такая душа и заявляла епископу о необходимости принять крещение, кто-то из членов общины должен был рекомендовать священнослужителю данное лицо оглашаемого, готовящегося принять крещение, засвидетельствовав о серьезности его намерения...
А. Ананьев
— Взяв за него ответственность?
о. Артемий
— Своя рекомендация — дело ответственное и такой человек содействовал просвещению еще некрещеного, вводил его в общину, знакомил его с обычаями христианской жизни, приобщал к каким-то делам милосердия, словом, готовил взрослого к крещению. Мы живем в стране 1000-летней христианской традиции, и у нас институт крестных сегодня, конечно, претерпел определенные изменения, ответственность на крестных есть, но она опосредована родительским желанием приобщить ребенка благодати крещения, крестный, понятное дело, не будет вторгаться в жизнь семьи крестника вопреки воле родительской, между ними — родителями по плоти и родителями по духу предполагается консенсус, то есть взаимное желание делать все необходимое и достаточное для нравственного возрастания малыша, поэтому родители сами стремятся в воскресный день посещать Божий храм, папа несет на руках своего полуторагодовалого сына, крестные встретятся в самом храме с крестничком, приготовят ему заблаговременно подарок: погремушку или молитвослов для самых маленьких, обнимет, поцелует, может быть, папа делегирует крестной почетную обязанность поднести ребенка к причастию после Божественной литургии крестная посетит дом своего крестника, папа с мамой, может быть, отправятся во МХАТ посмотреть на новые площадки, одну из ваших с супругой работ, посвященных нравственному возрождению человеческого рода, крестная посидит, посторожит маленького в манеже, дождется, покуда родители вернутся усталые, довольные — вот из этих живых связей, из этой ткани бытия и слагается та атмосфера доверия, радости, мира, любви, которые необходимы для того, чтобы свежий росточек младенческой души укрепился и явился цветок, лепестки знания, нравственного просвещения раскрыли себя под неподвижным солнцем любви, но я, кажется, уже вдаюсь в поэзию...
А. Ананьев
— Ну а как иначе? Отец Артемий, а вот если, продолжая разговор об ответственности крестных родителей, нередко бывает так, что в окружении родителей, которые очень хотят покрестить младенца, но не наблюдают они, много хороших людей, правда, и друзей близких много, но вот тех, кто действительно мог бы стать истинным крестным не наблюдается, вот в этой ситуации что делать? Вроде как подождать с крещением — это ж можно ждать всю жизнь, это неправильно, они понимают, что рискуют, и они хотят, чтобы ребенка крестили как можно раньше, а крестить абы с кем вот тоже как-то неправильно?
о. Артемий
— Думается, что в жизни современных православных христиан всегда найдется пастырь, священник, у которого папа и мама или хотя бы кто-то один из них окормляется и может спросить совета у батюшки, вокруг немало добрых людей и он, обладая уже духовным опытом, может рекомендовать, конечно, не против желания родителей и самого крестного познакомится с семьей и вступить с ними в это духовное родство, вступить на это поприще. Мне приходилось, нужно сказать, вот так восполнять недостающее звено и если родители — сами члены церковной общины, прихожане вашего храма, то, как правило, с большой радостью они, увидев уже знакомое им лицо, доверяя рекомендации пастыря, на руки этого новоиспеченного крестного полагают свое любимое дитя.
А. Ананьев
— Кстати, а священник может стать крестным отцом?
о. Артемий
— Может, батюшка может стать крестным и многие прихожане почитают за честь породниться со священником, конечно, батюшка достаточно загружен и ему, наверное, нелегко регулярно появляться в доме крестника, зато крестнику отрадно будет, встав на еще не крепкие ножки, приходить к крестному, так, чтобы батюшка со своей неизменной улыбкой, пушистой бородой встречал дитя, дарил ему подарки, заботливо, заблаговременно в его руки переданные его мудрыми родителями, таким образом пред глазами священника младенец превращается в отрока, отрок в юношу, юноша в зрелого мужа и складывается преемство поколений.
А. Ананьев
— Короткая памятка для тех, кто собирается стать крестным или для тех, кто ищет крестных сейчас и в ближайшее время собирается покрестить ребенка: каким образом крестному, с одной стороны или крестной и родителям вот этого ребенка, который собирается креститься, нужно готовиться к Таинству?
о. Артемий
— Прежде всего, если давненько не приходилось исповедоваться, в книжной церковной лавке взять книжицу об исповеди, о таинстве покаяния, у меня на примере есть книжица в нашем Алексиевском монастыре, обнимающая все стороны церковной жизни, называется она «Семь слов о таинствах Церкви»: и о Крещении, и о Миропомазании, и об исповеди — Таинстве Покаяния, и Венчании, и Соборовании, и о положении в священство. Небольшая книжица, но она раскрывает полностью горизонт церковной жизни внимательному читателю и, ознакомившись с содержанием этой или другой такой, похожей книжицы, сейчас их немало издано, в каждом храме выбор даже вы можете свой сделать, вы — родители, крестные, окажетесь у креста и Евангелия и хорошенечко сами поисповедаетесь за прожитые годы, месяцы, недели, так, чтобы благодать покаяния обновила ваши ум и сердце и с крыльями за спиной в назначенный день и час вы участвовали с чувством, с толком, с расстановкой в духовном просвещении, рождении свыше вашего крестника.
А. Ананьев
— С исповедью понятно. А что касается поста? Что касается каких-то, я вот слышал, что надо обязательно подарить серебряную ложку ребенку, который становится твоим крестником?
о. Артемий
— Можно и золотую, что ж скупиться.
А. Ананьев
— Да, но есть такие, утвержденные традициями подарки, есть какие-то утвержденные традициями застолья, которое обязательно должно быть и должно быть каким-то особенным. Вот есть какие-то еще вещи, какие надо знать?
о. Артемий
— Я бы не решился сказать «утвержденные традиции», любовь подыщет и поможет вам определиться с этими подношениями. Что препятствует крестным приобрести крещальный набор, в который входит светлая сорочка, платьице для девочки, простыночка, в которую завернут после крещения малыша-голыша? Сейчас прекрасный выбор крестиков, от серебряных до украшенных бриллиантами, главное, чтобы за вашим участием стояла ваша попечительная любовь, ваша душа, согретая молитвой о малыше. Да, действительно, я сам люблю дарить эти ложечки, на которых может быть выгравировано имя новокрещеного младенца, такая ложечка станет своего рода реликвией, особенно если она не из никеля, а хотя бы из мельхиора, молчу о других драгоценных металлах, и я встречал дореволюционные подобные ложечки, которые бережно сохранялись и передаваемы были потомкам.
А. Ананьев
— До меня только что дошло, ведь фраза «Родился с серебряной ложкой во рту» это, собственно, отсюда-то и пошла — от крещения.
о. Артемий
— Безусловно: «Родился в сорочке» — тоже, наверное, имеет отношение к таинству Крещения незамедлительно совершаемому после рождения малыша.
А. Ананьев
— Спасибо вам большое, отец Артемий. Я в очередной раз благодарен вам даже не столько за беседу, сколько за праздник общения, который вы дарите снова и снова. Сегодня мы о крещении говорили с духовником Алексеевского женского монастыря, протоиереем Артемием Владимировым, спасибо вам...
о. Артемий
— Взаимно, и я надеюсь, что наши радиослушатели, для которых данный предмет был интересен и актуален, с тем большим ведением и радостью приступят к этим приятным хлопотам и прежде всего позаботятся о собственной душе, покаянии, причащении Святых Христовых Тайн с тем, чтобы вступить в обязанности крестных во всеоружии.
А. Ананьев
— Я поздравляю Вас с Праздником Крещения! Меня зовут Александр Ананьев, радио «Вера». До новых встреч.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать болеющих детей, участников акции «Следуй за созвездием мечты»
Три года назад в результате болезни и сложной операции 9-летняя Лиза Журавская потеряла возможность ходить. С тех пор, при поддержке родных, она стремится вернуть себе свободу передвижения. Каждый день ребёнок старательно занимается на специальных тренажёрах, которые смастерил дедушка. Благодаря этому Лиза начала вставать с инвалидного кресла. Она мечтает однажды вернуться в спорт: раньше девочка занималась верховой ездой, баскетболом и акробатикой. Ещё одна её цель — когда-нибудь отправиться в увлекательное путешествие. Всё это придаёт девочке сил и мотивирует продолжать сложные занятия.
Чтобы процесс восстановления был наиболее эффективным, в дополнение к домашним упражнениям Лизе важно проходить реабилитацию в медицинском центре. Один из дорогостоящих курсов занятий со специалистами семье девочки помог оплатить фонд «Настенька». При участии благотворителей за короткие сроки фонд собрал необходимую сумму на помощь Лизе. И она уже побывала на восстановительном лечении.
После двух недель реабилитации девочка сделала несколько самостоятельных шагов, опираясь на трости. Врачи поражаются силе духа Елизаветы, которая упорно движется к своей мечте!
Чтобы и у других тяжелобольных детей была такая возможность, фонд «Настенька» проводит акцию «Следуй за созвездием мечты!». На странице акции размещены истории подопечных. Каждый загадал что-то очень важное — кто-то в будущем хочет стать пожарным или кондитером, а кто-то завести собаку, вместе с ней играть и гулять. Приняв участие в акции, вы поможете болеющим детям стать ближе к мечте. Собранные средства пройдут на оплату лечения, операций, реабилитаций и не только. Узнать об этом больше можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Взаимоотношения Древней Руси с другими государствами». Максим Дробышев
У нас в студии был кандидат исторических наук, доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Максим Дробышев.
Разговор шел о взаимоотношениях Древней Руси с восточными и западными государствами и какое влияние на Русь оказывали Европа и Византия.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер