В сентябре 1941 года гитлеровские части, наступавшие на Ленинград, заняли станцию Вырица. Вскоре немцам донесли, что в поселке есть некий полуживой старик-ясновидящий, очень почитаемый русскими. Несколько немецких офицеров в сопровождении переводчика вошли в дом, где увидели изможденного старца.
Немецкий капитан переводчику:
— Спроси его, скоро ли наши войска пройдут победным маршем по Дворцовой площади?
Переводчик старцу:
— Господин офицер спрашивают скоро ли войска великой Германии пройдут победным маршем по Дворцовой площади?
Старец:
— Этого никогда не будет!
Немецкий капитан::
— Вы уверены?!
Старец:
— А еще скажу я, что смерть к Вам придет под Варшавой в 1944 году.
Предсказание старца Серафима Вырицкого сбылось. Как сбылись и другие его пророчества, сделанные им в самую тяжелую для России пору: от лихолетья революции 17-го года до всенародного испытания Великой Отечественной...
В миру великого святого звали Василием Муравьевым. Родился он в крестьянской семье, в Ярославской губернии. С детства мальчик мечтал посвятить себя Богу, но по благословению монаха-схимника, Василий Николаевич сначала принял на себя тяготы мирского пути: стал коммерсантом-благотворителем, женился, воспитал детей. Путь к монашеству занял у него сорок лет.
Начав с самых низов, Василий Муравьев уже в 26 лет открыл контору по торговле пушниной. Это были времена расцвета российского купечества: сам Генри Форд призывал тогда учиться вести бизнес у русских. Став одним из крупнейших поставщиков меха в Европу, Василий Николаевич щедро одаривал монастыри, храмы, богадельни и больницы. В его успешной богатой семье всегда соблюдался самый строгий устав православной жизни.
Когда грянула Октябрьская революция, Василий Муравьев сделал невероятно странный поступок для своего времени: он не перевел бизнес за границу, как это делали другие, а пожертвовал весь капитал монастырям и принял постриг. Вслед за ним ушла в монахини и его супруга Ольга Ивановна.
Имя Серафим – в честь преподобного Серафима Саровского – Василий Муравьев получил, когда принял великую схиму – в 1926-м – в годы жесточайших гонений на церковь. Тогда среди православного люда пронеслась весть, что появился новый великий молитвенник и печальник земли Русской. За духовным окормлением потянулись к нему и священники, и монахи, и миряне, среди которых были ученые, врачи, деятели культуры. Знаменитый академик Павлов, отец современной физиологии, часто приходил к иеросхимонаху Серафиму на исповедь и беседы.
В конце 20-х годов у старца Серафима проявился дар исцеления. Однажды к нему привели женщину, которая никак не могла войти в храм: ее трясло так, что она даже не могла поднять руку для крестного знамения.
До конца своих дней старец Серафим помогал больным. По его молитвам люди исцелялись даже от слепоты и умственных помешательств, о чем сохранилось множество свидетельств.
Осенью 1941- го немцы заняли Вырицу, где жил Серафим. С этого времени старец стал с ещё большим усердием молиться о спасении России. В течение тысячи дней, на протяжении всей войны, он простаивал многие часы на камне, подобно преподобному Серафиму Саровскому. Об этом сохранились воспоминания его внука:
«В саду, за домом выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг — ведь можно было молиться и в келии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам».
3 апреля 1949 года со словами: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир», - Серафим Вырицкий перешёл в жизнь вечную. Во время отпевания одним из четырех воспитанников духовных школ, удостоившихся стоять у гроба великого старца, был Алексей Ридигер – будущий Святейший Патриарх Алексий II.
А спустя полвека, в 2000 году, старец Серафим Вырицкий был причислен к лику святых.
«Не нужно просить у Бога ничего, кроме исполнения воли Всевышнего, ибо Господь сам знает, что ниспослать нам».
Псалом 88. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Переживая испытания, люди начинают сомневаться в Боге, иногда упрекают Его, напоминают Ему о том, что Он есть любовь и не должен допускать человеческих страданий. Порой подобные кризисы заканчиваются отходом от веры. Но чем на самом деле должны заканчиваться наши возмущения и вопрошания? Ответить на этот вопрос помогает 88-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 88.
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой».
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как поражённого; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет её, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоём радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоём радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознёс избранного из народа.
21 Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя, и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах».
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрёг завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад остриё меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моём от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Итак, перед нами довольно большой текст, который на первый взгляд состоит из трёх блоков. В первом автор восхищается Богом и говорит о Его величии. Господь для него источник истины и милости, Он владычествует над природой и миром людей, Он возвышает и низводит царей, и рассеивает любых врагов. Этот блок заканчивается очень важной идеей: блажен народ, который такого Бога называет своим Богом, блаженны те, кого Господь называет своим народом. Со всей очевидностью вторая часть, а это, конечно, прямая речь Бога, является усилением первой. Псалмопевец цитирует обещания Божии, которые даны Им Давиду и его потомкам. И, естественно, речь идёт о покровительстве и верности Бога своему благословению. Однако в третьей части тональность резко меняется, потому что для автора псалма очевидно, что современные ему иудеи в беде. Говоря о Боге, автор употребляет слова: «отринул», «презрел», «прогневался», «пренебрёг», «поверг» и «разрушил». В своих горьких думах псалмопевец уподобляется Иову и обращает к Творцу мольбу, в которой звучит и просьба, и вопрос: вспомни, какой мой век, то есть как коротка моя жизнь... И ответь, неужели люди сотворены для суеты и ложных надежд? Ведь никакой человек, сколько бы он ни жил, не может избежать смерти... Автор не утверждает своей безгрешности, не оправдывается, но, как кажется, лишь скорбит. И всё же, на самом деле на этом псалом не заканчивается. В нём есть несопоставимая по размеру четвёртая часть, которая состоит всего из нескольких слов. Вопреки всей своей скорби, псалмопевец оказывается способен благословить Бога и даже утверждать, что это истинно так. И, несомненно, в этих кратких словах заключена великая сила. Радоваться Богу и доверять Ему, когда у тебя всё хорошо и ты процветаешь, довольно легко. Но вверить себя Его суду и Его промыслу, когда ты в глубочайшем кризисе, проявление подлинного смирения перед Творцом, которое только и может помочь во дни испытаний.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Кол., 259 зач., III, 17 - IV, 1.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой люди оказываются возмущены словами библейских авторов, потому что те кажутся им несправедливыми и устаревшими. Но таковы ли они на самом деле? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 3-й и 4-й глав послания апостола Павла к Коллосянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
Глава 4.
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.
Одного священника как-то спросили, почему люди Библии были такими жестокими. Почему Моисей давал такие законы? Почему, например, беспрекословно подчинил детей родителям? Почему апостол Павел говорил, что муж глава жены и не выступал против рабства? Отвечая на этот вопрос, священник сказал: "Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: «Что предки остальных людей делали две или три тысячи лет назад? Были ли они в то время, когда Моисей давал законы или Павел писал свои послания, такими же просвещёнными и развитыми, как люди XXI века? Или они были людьми своего времени? И ответ, конечно, очевиден. Всё человечество после грехопадения совершенно развратилось и ко временам праотца Ноя было очень злым, и все дела этих людей были направлены против Бога. В свою очередь Господь через Ноя, Авраама и, конечно же, через Моисея постепенно возвращал людей на верный путь, к тому, чтобы они соответствовали Его замыслу.
Именно поэтому, читая Писание и в том числе послания апостола Павла, важно понимать, что он писал одновременно и для определённой аудитории, и для всех учеников во все времена. В результате его мысль может показаться противоречивой, в то время как на самом деле он раскрывает истину в её сложности и многогранности. В сегодняшнем отрывке мы видим, как Павел практически воспроизводит нормы своего времени... С другой же, по-иному расставляет акценты, подчёркивая, что христиане те же формы наполняют новым содержанием. Неслучайно в послании к Римлянам он говорил, что «слава и честь, и мир от Бога всякому делающему доброе, как иудею, так и эллину», то есть обычная человеческая доброта важна для Бога. Однако Коллосянам он пишет, что христиане призваны быть выше обычной нравственности, призваны всё делать во имя Христа...
В связи с таким уточнением меняется содержание отношений, которые по форме могут соответствовать своему времени. Например, жён он призывает не просто повиноваться мужьям, но так, чтобы это соответствовало Божьему замыслу, а не языческим представлениям о подчинении. Почему апостол и добавляет призыв к мужьям: любить жён и не быть суровыми. Подобным образом и дети не просто призваны уважать родителей, что было естественно для патриархального общества, но и отцы призваны не раздражать детей и не доводить их до уныния. Это последнее замечание, кажущееся сегодня таким естественным, было совершенно революционно для семейных отношений того времени. Наконец, призывая рабов быть послушными господам, Павел призывает самих господ помнить, что у них самих есть общий для всех Господь на небесах. Сначала это могло быть непонятно, но в итоге привело общество к пониманию того, что все люди обладают равными достоинством образа Божьего.
Иными словами, возмущаться отсталостью Библии можно только от незнания культуры древнего мира. Разобравшись же, понимаешь, что привычные для нас представления о любви и уважении людей друг ко другу, появились в нашей жизни именно благодаря христианскому благовестию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать социальную работу Церкви

До рождения первого ребёнка Ольга, жительница города Казани, работала юристом. А потом захотела попробовать себя в творчестве, и пошла учиться на керамиста. Со временем это неожиданное увлечение превратилось в большое доброе дело. Ольга — человек верующий, ходит в храм Серафима Саровского, и однажды местный священник предложил ей пойти и помочь в мастерской, где занимаются с особенными детьми. Женщина прислушалась к совету и провела для ребятишек с инвалидностью творческое занятие. Ольгу настолько это впечатлило, что она, посоветовавшись со батюшкой, решила организовать подобный проект при храме Серафима Саровского.
Так в городе Казани появился Центр духовного и творческого развития «Перемена», поддержанный Русской Православной Церковью. Сегодня в нём действуют гончарная, свечная, кожевенная, кулинарная мастерские и даже киностудия. Вместе здесь занимаются дети с особенностями развития и ребята из воскресной школы. Один мальчик с аутизмом, Ваня, когда только начал посещать мастерские, был скованным и замкнутым. А сейчас, спустя два года, он приходит сюда с большой радостью — обнимает всех педагогов и общается с другими детьми.

Поддержку в центре «Перемена» находят не только дети, но и подростки с инвалидностью. Ребята с 16 лет учатся профессионально создавать изделия из воска, керамики, гипса и кожи, а затем реализуют свою продукцию. Они осознают, что сами могут делать качественный продукт, который захотят купить.
Центр «Перемена» — один из многих благотворительных проектов Русской Православной Церкви. Поддержать его и другие добрые инициативы можно на сайте Синодального отдела по благотворительности. Ваша помощь позволит изменить жизни тысяч людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







