Как это важно – записать и передать впечатления о незабываемой встрече! Особенно, если знаешь, что тебе даровано общение с человеком святой жизни.
Сегодня мы говорим о святом праведном Иоанне Кронштадтском и книге Сергея Животовского «На север с отцом Иоанном Кронштадтским».
Летом 1903 года петербургскому художнику Сергею Васильевичу Животовскому довелось сопровождать отца Иоанна Кронштадтского в его ежегодной поездке на Север, в родное село Сура Архангельской губернии. Об этом путешествии господин Животовский писал путевые очерки для газеты «Петербургский листок», сопровождая их своими рисунками и фотографиями. Как он пишет, вся поездка была сплошным триумфальным шествием отца Иоанна.
25 мая 1903 года, в день Святой Троицы, огромная толпа народа собралась на Английской набережной в Петербурге, чтобы проводить пароход, увозивший отца Иоанна Кронштадтского на север.
Животовский:
Трудно было отчалить от берега, так как провожающие со слезами на глазах, ухватившись за борт парохода, долго не хотели его отпускать. Когда же, наконец, пароход отделился от берега, из толпы раздался громкий голос:
– Батюшка, родной! Я бедный чиновник, четыре раза добивался увидеть вас, и все напрасно! Помогите, ради Бога! В семье у меня горе!
Батюшка попросил капитана, чтобы тот вновь причалил пароход к пристани, священник побеседовал с нуждающимся и передал ему пакет с деньгами…
К началу XX века популярность настоятеля Андреевского собора в Кронштадте протоиерея Иоанна Сергиева, или как звали его в народе — батюшки Иоанна Кронштадтского - достигла широких масштабов. Верующие почитали его как подвижника, неверующие были впечатлены благотворительной деятельностью отца Иоанна.
Во время ежегодного летнего путешествия батюшки Иоанна в родное село Суру по всем берегам Ново-Мариинского канала пароход встречали жители окрестных сел с иконами и хоругвями.
Животовский:
В каждом шлюзе происходила трогательная сцена встречи батюшки с моментально собравшимся народом.
«Солнышко ты наше красное! Голубчик ты ненаглядный! Помолись ты за нас грешных!» - слышалось из толпы.
Всем хотелось пожаловаться на свои невзгоды и получить утешение.
Глядя на неутомимого, по-юношески бодрого отца Иоанна, никому из его спутников и в голову не приходило жаловаться на усталость.
Когда пароход прибыл в Суру, батюшка ни минуты не сидел на месте — навещал родных и друзей, хлопотал о храме и школе, которые строились в селе Сура благодаря его активному участию.
Животовский:
Все только поражались энергией этого замечательного человека. Встать раньше всех, отслужить утреню и обедню и, не отдыхая, по тяжелой дороге проехать 36 вёрст в страшный зной — и не устать, при 74 годах от роду, — как хотите, а дело не совсем обыкновенное.
Во время пути отец Иоанн даже в плохую погоду допоздна сидел на палубе, читая Евангелие или наслаждаясь величественной красотой природы.
Автор книги «На Север с Иоанном Кронштадтским» передает один доверительный разговор с батюшкой…
Животовский:
- Вот когда я отдыхаю вполне, - говорит подошедший ко мне отец Иоанн, - только на пароходе и есть возможность провести время в полном спокойствии. Тяжела мне подчас бывает моя популярность: никуда нельзя показаться, нигде нельзя свободно пройти незамеченным.
И действительно, он принадлежит сам себе только тогда, когда со всех сторон окружен водой.
Всем старался помочь отец Иоанн Кронштадский – да ведь и сам Сергей Васильевич не стал исключением. В издание книги «На Север с Иоанном Кронштадтским» художник вложил весь свой капитал. Но по неопытности в коммерческих делах наделал долгов и оказался на грани банкротства. Узнав о бедственном положении Сергея Васильевича, протоиерей Иоанн Кронштадтский помог Животовскому расплатиться по векселям и выкупил часть тиража.
В настоящее время это уникальное дореволюционное издание переиздано. И мы тоже имеем возможность мысленно совершить путешествие «На север с отцом Иоанном Кронштадтским».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»