Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева:
— Здравствуйте, дорогие друзья. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА приветствует вас. Меня зовут Кира Лаврентьева. Сегодня мы будем говорить об образовании. Эти беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием. Сегодня у нас в гостях Сафонова Анна Владимировна, исполнительный директор издательства «Музыка», музыкант и очень многогранная женщина, потрясающая, честно говоря, дорогие наши слушатели, и я очень надеюсь, что вы тоже сейчас в этом убедитесь. Анна Владимировна, спасибо вам огромное, что вы нашли время сегодня к нам прийти.
Анна Сафонова:
— Кира, спасибо большое, во-первых, за приглашение, второе, за такое замечательное представление. Я очень постараюсь оправдать.
Кира Лаврентьева:
— Нет, правда. Я и читала и готовилась когда к интервью, мёд для глаз и для ушей. Почему? Потому что вы держите планку. Вы держите очень высокую планку, которая, особенно в наше время, когда засилие информации, гаджетов, непонятно чего со всех сторон, из всех утюгов, какой-то зачастую, особенно среди молодежи, низкого уровня информации, вы держите высокую планку знания, интеллекта и аристократизма. Я вам за это лично очень благодарна. Что еще хочу сказать. Дорогие друзья, если вы не знаете об издательстве «Музыка», вы обязательно посмотрите, потому что издательству уже более ста лет. Оно не только издает книги и ноты. Оно выполняет множество функций, о которых мы сейчас будем говорить, создает ежедневно огромное количество проектов, в том числе мультимедийных, адаптированных для всех телефонов, для всех гаджетов, у издательства есть приложение. Это настолько интересно и потрясающе, что я хочу спросить, Анна Владимировна, в первую очередь про вас. Вы музыкант, вы закончили училище имени Гнесиных, вы закончили Московскую консерваторию, по классу фортепиано все, естественно. Вы продолжаете сидеть на всех экзаменах, присутствовать в составе жюри ежегодно и по сей день. То есть вы важный человек в области музыки для нашей страны. Хочется узнать, как вы из академической среды перешли в среду издательскую? Это мне лично очень-очень интересно.
Анна Сафонова:
— Кир, мне очень просто об этом будет рассказывать, потому что вся моя жизнь посвящена учению и обучению музыке. Я начала учиться музыке с пяти лет. Сначала это был подготовительный класс, потом это было Гнесинская школа, потом это было училище при Московской государственной консерватории и, наконец, Московская государственная консерватория. Тот стержень, который был заложен — я буду говорить в нас, мне не хочется говорить в меня, потому что мое поколение людей, обучающихся музыке, получило высочайшего класса образование — и в нас заложен такой стержень, который нам позволяет идти по жизни, идти очень уверенно, идти очень ответственно. Ответственно за то поколение, которое мы сейчас воспитываем. Не важно, то ли это будет педагог, либо мы издатели, либо это исполнители, которые исполняют музыку. Нас именно музыкальное образование сделало такими, какие мы есть сегодня — ответственными. Я считаю, что российское музыкальное образование, даже можно сказать, советское, не имеет аналогов в мире, я в этом уверена. В этом уверена я, мои друзья. Многие из них находятся в разных странах мира, и все мы сходимся к одному, что именно то, что в нас было заложено советской, российской системой, дает возможность нести культурный код и передавать его следующим поколениям. Наверное, это самое главное вообще в профессии музыканта, как просветителя, как носителя именно культурного кода.
Кира Лаврентьева:
— Какие главные черты этого музыкального советского образования вы бы выделили лично для себя, самое главное, самое важное, что вы цените в этом советском музыкальном образовании?
Анна Сафонова:
— Пожалуй, это привитие с самого детства, во-первых, отношения к культуре. Отношение к культуре своей страны, отношение к педагогам, отношение к музыке, к искусству, возможность проявить себя, реализовать себя с самого раннего возраста. Когда ребенок начинает что-то исполнять, у него идет полный диалог с педагогом, у него идет привитие, во-первых, понятийного аппарата. Во-вторых, идет привитие того самого прекрасного, которое он должен передать своему слушателю. Это начинается с самого раннего возраста. То есть творческая личность формируется с того самого момента, как только ребенок начинает учиться музыке. Такова наша система. Нам ее давали не просто как какую-то схему или какой-то визуальный ряд или что-то такое, что сейчас дети видят в гаджетах. Нам ее давали очень основательно, именно видя последовательные системы, хорошо продуманные. И самое главное, что было и остается на сегодняшний день — это личность педагога, который отдает все свое сердце, все свои эмоции, все свое время, порой даже забывая домашние, семейные дела оставлояя, если это идет подготовка к экзаменам, к конкурсам. И, конечно, это роль родителей. И этот симбиоз, когда есть взаимопонимание, родители понимают, для чего они ребенка отдают учиться музыке. Вот для чего они это делают? А ведь раньше в советское время, обратите внимание, обучение музыке шло буквально следом за общим образованием, практически в каждой семье стоял инструмент.
Кира Лаврентьева:
— Да, запросто.
Анна Сафонова:
— Это было пианино.
Кира Лаврентьева:
— Абсолютно точно.
Анна Сафонова:
— Практически все дети ходили на какие-то воскресные лекции, они ходили в музыкальную школу, они участвовали в хоре. А что такое хор? Это чувство локтя, это сцена, хор это изучение музыкальных произведений, передача. Хор — это когда дети стоят на сцене и видят восхищенные глаза своих родителей в зале.
Кира Лаврентьева:
— Точно.
Анна Сафонова:
— Это публика, на которую они начинают выходить с раннего возраста, и это держит. И самое главное, конечно, это то, чего за последние годы очень мало, по крайней мере, что мы наблюдаем, это самодисциплина и обязательность. Именно самодисциплина ребенка, которая формируется с самого раннего возраста. Почему мне легко об этом говорить? Потому что я прошла этот курс. Вот мне пять лет, я сижу за инструментом сорок минут в день, час в день, и у меня висит на стене расписание. Оно висело в семь лет, но там количество занятий уже было больше. Например, весна на улице, кто-то играет и открыто окно, играют в классики.
Кира Лаврентьева:
— И хочется пойти гулять.
Анна Сафонова:
— И хочется идти туда, но ты сидишь за инструментом и понимаешь, что ты должен это сделать. А после этого ты пойдешь и будешь гулять. Видимо, еще раз повторяю, это все часть того стержня, о котором я говорила в самом начале нашей беседы.
Кира Лаврентьева:
— Да.
Анна Сафонова:
— Это обязательства к жизни, это то, что любого человека должно в этой жизни сдерживать и вести по жизни. Нельзя так: хочу да, хочу нет. Сколько детей слоняется по улицам сейчас, сколько слонялось в последние годы? Что они делают, скажите, что? Я к этому очень отношусь...
Кира Лаврентьева:
— Болезненно.
Анна Сафонова:
— Болезненно, да, потому что, видимо, наше поколение, которое реально получало много всего хорошего. У нас были прекрасные педагоги, классики, которые сейчас уже вошли в историю российской музыкальной и педагогической культуры. Мы смотрели на педагога, как на бога. Никогда педагог не входил в разряд, простите, пожалуйста, сферы обслуживания, как многие родители за последние тридцать лет привыкли считать. Я считаю, это просто преступление. Мы боялись педагога, наши родители боялись педагога. Ты не мог прийти на урок с невыученным заданием, просто не мог. Я училась у гениального педагога, это Нина Дмитриевна Рогаль-Левицкая. И у нас просто реально ее боялись все: моя бабушка, моя мама. Но боялись как? Боялись с уважением и с пиететом. Но зато когда мы, ее класс, выходили на сцену, нами гордились.
Кира Лаврентьева:
— Анна Владимировна, тут не могу не спросить. Одно дело, когда авторитет педагога, и ты боишься, это как страх Божий, ты не педагога боишься, а боишься его огорчить, боишься его подвести.
Анна Сафонова:
— Да, я согласна.
Кира Лаврентьева:
— Тебе очень важно держать эту планку ответственности, внутренней дисциплины, чтобы не разочаровать педагога, не разочаровать родителей. И это очень ценно, это приучает человека к труду и самосознанию очень важному, которого, кстати, не хватает, мне кажется, сейчас.
Анна Сафонова:
— Абсолютно согласна.
Кира Лаврентьева:
— Но, Анна Владимировна, мы же понимаем, что бывают педагоги, которые настолько трепетно относятся к своему делу, ну, настолько трепетно, что они немножко уже начинают перегибать. Знаю людей, которые говорят, что мой педагог бил меня по рукам, когда я ошибался.
Анна Сафонова:
— Меня тоже.
Кира Лаврентьева:
— Мой педагог меня травмировал, я теперь хожу к психологу. Где эта грань, которую надо терпеть спокойно, а где нужно уже думать, что делать, хотя бы просто думать?
Анна Сафонова:
— Битье по рукам, не знаю, к счастью, к сожалению, имело место быть, имело у меня в том числе. Конечно, это не было что-то такое болезненное.
Кира Лаврентьева:
— На постоянной основе.
Анна Сафонова:
— Нет, ни в коем случае. Нет, конечно. Любой педагог, я считаю, должен проходить какую-то экспертизу. Когда указания принимаются с фанатизмом, без головы, в любом деле будут перекосы, они будут. Другое дело, когда есть какие-то установки. Давайте, сейчас возьмем другую тему. Внешний вид. Казалось бы, внешний вид ребенка, который выходит на публику. Когда мы учились, к мероприятию, концерту готовились, бегали мама, бабушка бегали, платье, это все было оговорено педагогом, что ты наденешь. Это было много лет назад. Сейчас я сижу на выпускных экзаменах нескольких музыкальных ВУЗов. Я просто прихожу в ужас, когда выходят девушки либо в обтяжечку, либо в ботфортах с короткой юбкой, либо в майках, футболках. Не допустимо. Не допустимо. Пример. Тоже, может быть, это был перегиб, но однако. Училищем при Московской консерватории, так называемой Мерзляковкой, много лет руководила Лариса Леонидовна Артынова. Это легендарный директор, просто легендарный. Я училась в годы ее правления. Нам не разрешалось в училище ходить в брюках.
Кира Лаврентьева:
— Угу.
Анна Сафонова:
— Нет, нельзя. Это 77-81-й год. Ну, не разрешалось в брюках, она не позволяла. В один прекрасный день, выходной был, она одну из наших девочек студенток увидела в брюках около памятника Маяковскому, просто около зала, это был выходной день. Она подошла к ней и отчитала ее, что держи марку, не имеешь права. На «вы». Какое вы имеете право, вы представляете музыкальное училище при Московской государственной консерватории.
Кира Лаврентьева:
— Вот это да!
Анна Сафонова:
— С одной стороны, да, а с другой стороны, как это расценивать?
Кира Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. У нас в студии Сафонова Анна Владимировна, исполнительный директор издательства «Музыка». Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы продолжаем наш разговор. Это очень важно, Анна Владимировна, что вы поднимаете темы, которые сейчас уже не популярны. Сейчас у нас разговор о личных границах, о ресурсах, о том, как нельзя и слова сказать ребенку, о том, как его, не дай Бог, не унизить, не обидеть. И это, возможно, правильно. Но все же мы можем и здесь уходить в крайности и приходить в итоге к тому, что ребенок распускается, и самому ему это тоже не полезно. В этом смысле занятия музыкой — это как занятия профессиональным спортом, там совершенно не забалуешь, там нужно трудиться, трудить и еще раз трудиться. Хочется закончить наш разговор о том, как вы к издательскому делу пришли. Мне очень интересно, как вы к издательству «Музыка» приблизились в своей деятельности?
Анна Сафонова:
— Путь был не очень простым и прямым. Я в своей жизни всегда ставила в приоритет семью, поэтому по долгу службы моего супруга я ездила с ним. Мы находились какое-то время не в России. Возврат произошел очень плавно. Меня судьба свела с генеральным директором издательства, с Марком Александровичем Зильберквитом, с человеком, который издательство просто воссоздал, можно сказать, из руин. Наверное, многие знают, что издательство «Музыка» является правоприемником издательства Юргенсон, первое российское издательство. Марк Александрович, придя туда в роли директора, просто воссоздал. Были распроданы права, многие права были отданы на Запад, и, конечно, началась основательная работа по возвращению прав, по связям с наследниками, по разыскиванию каких-то редких хороших изданий. Наша основная работа — это учебники, это учебно-методические издания, ноты, это идет и сегодня приоритетным направлением. Конечно, есть редкие издания, которые мы продолжаем находить, издавать. Но учебная литература — это наш главный сегмент работы. Меня судьба свела с этим человеком много лет назад и с другими людьми, которые там работали до моего прихода. Я считаю, что это золотой фонд редакторов, которые работают. Это возрастные люди, но они издательству отдали кто-то сорок лет жизни, кто-то пятьдесят лет жизни уже. Мы понимаем, что профессия музыкального редактора на какое-то время ушла совсем в тень и даже не обучали. Нам сейчас очень трудно отыскивать молодых ребят, которые бы принимали участие в нашей работе, но мы это делаем. Наше старшее поколение до сих пор, слава Богу, идет с нами в ногу. Более того, я хочу сказать, что сегодня издательство, являясь самым крупным поставщиком нотной учебно-методической литературы — повторяю, мы уже более ста лет — но сегодня мы идем абсолютно в ногу со временем. Потому что мы поняли в какой-то момент, что сегодняшние дети — это дети 21-го века, и, например, преподавание такого предмета, как сольфеджио, который не в обиду никому будет сказано, является для многих скучным. Даже были примеры, нам говорили в музыкальных школах, были родители, которые были вынуждены забрать детей. Ну, не хочется им заниматься, учить сольфеджио и теорию музыки.
Кира Лаврентьева:
— Но им нельзя потакать.
Анна Сафонова:
— Им хочется сразу играть, сразу записать себя, выбросить все это в сеть. Но никуда не денешься, это основа. Мы с Марком Александровичем обнаружили что? Во многих московских школах поставлены были интерактивные доски, они стояли, просто стояли и педагоги не знали, что с ними делать. Было несколько людей, активных, которые согласились с нами сотрудничать. Мы приехали в школу, сели за парту, начали наблюдать за детьми, которые сидят и смотрят, например, на эти доски. Если педагог уже смог внедрить свою разработку небольшую, дети совершенно по-другому воспринимают этот предмет, сольфеджио. Когда идет работа с доской, дети активизировались, класс был весь внимание, все было замечательно. Но это были такие разработки педагогов совсем первичные, простые, и мы поняли, что мы должны вступить на путь создания электронных образовательных ресурсов именно по сольфеджио, по музыкальной литературе, по слушанию музыки — это три предмета, которые в музыкальной школе, в предпрофессиональных программах проходятся. Мы собрали коллектив, нашли айтишников, разработчиков, пригласили авторов, заключили договора с ведущими педагогами Москвы, в том числе училище при Московской консерватории, Гнесинской академии и самой консерватории. И начался процесс, очень хороший творческий процесс, в результате которого на сегодняшний день созданы ресурсы, которые называются электронные образовательные ресурсы, то есть это интерактивные учебные пособия для работы на интерактивных панелях, на телефонах, на ноутбуках, на планшетах, на всех видах гаджетов. Сегодня эти ресурсы внедрены во все музыкальные школы Москвы, при помощи департамента культуры Москвы произошла такая большая централизованная поставка во все школы. На сегодняшний день педагоги имеют возможность работать с этими ресурсами. Также идут поставки в регионы. Мы проводим очень много вебинаров, очень много, потому что идут запросы от педагогов. И конечно, показательным моментом, что мы на правильном пути, для нас явился 20-й год, когда были введены эпидемиологические ограничения, и как раз работа на дистанте позволила нашим ресурсам проявить себя. Более пятидесяти тысяч педагогов из всех регионов Российской Федерации были обеспечены нашими ресурсами, и мы вели уроки онлайн. То есть все эти педагоги проводили уроки в своих школах, находясь на дистанционке. Это одна из положительных черт по использованию ресурса. И самое главное, что сегодня этими ресурсами могут пользоваться дети не только в классе вместе с педагогом, они могут это использовать дома для работы на своих гаджетах. Следующий наш этап — создание электронной библиотечной системы. Мы ее уже выпустили, то есть практически все пособия музыки, а их в нашем архиве несколько тысяч, постоянно заполняются. Электронная библиотечная система, которая называется E-MUSICA, английская буква Е большая. На нашем сайте издательства «Музыка» можно увидеть разъяснение, можно увидеть демоверсию, можно войти посмотреть огромное количество наших изданий, некоторые объединены в коллекции по инструментам, некоторые объединены в коллекции специально по федеральным государственным требованиям для музыкальных школ и школ искусств. Что-то есть для общего образования в школах, что-то есть просто для широкого круга любителей музыки. Там есть полное собрание сочинений: Глинка, Рахманинов, Чайковский — это оцифровано и все внесено в электронную библиотечную систему. Очень много учебно-методических пособий, для педагогов сегодня это незаменимо. Из нашего архива музыки, золотого архива, мы в библиотеку сейчас включаем большое количество методических пособий. Это то, в чем нуждаются педагоги. Опять повторяю, это золотой фонд Российского музыкального образования.
Кира Лаврентьева:
— Анна Владимировна, это популяризация музыкального образования идет среди населения.
Анна Сафонова:
— Да, да.
Кира Лаврентьева:
— И это очень здорово. Но правильно ли я понимаю, что это приложение и вся информация на сайте и мультимедийные ваши проекты замечательные в некоторой степени разгружают родителей?
Анна Сафонова:
— Конечно.
Кира Лаврентьева:
— То есть ребенок может без мамы и репетитора сам в каком-то формате удобном для него изучать то же сольфеджио.
Анна Сафонова:
— Абсолютно точно. Все электронные образовательные ресурсы внесены в электронную библиотечную систему. Это можно скачать, это можно изучать дома на своих гаджетах. Более того, родители могут помогать, я хочу сказать, что они должны помогать. Например, есть такое классическое пособие наше — «Школа игры» Николаева.
Кира Лаврентьева:
— Да. Оранжевое, по-моему, такое.
Анна Сафонова:
— Да, оранжевое, по которому обучаются больше семидесяти лет. В чем прелесть? Приходит ребенок в музыкальную школу, родители не музыканты, получает ребенок задание, приходит домой, что он должен делать? Получил домашнее задание. Они видят значки, которые называются нотами, стоят какие-то цифры в начале нотной строки, которые называются счет, не более того. Еще есть какие-то p,f, легато, стаккато. Что это? И сидит родитель, который в конце вечера сходит с ума: да, не знаю я, что он тебе там назадавал, они обязаны, пусть они тебя и обучают. Все. Понимаем, что мотивация ребенка, мягко говоря, падает.
Кира Лаврентьева:
— Но и родителя можно тоже понять.
Анна Сафонова:
— Мы «Школу» Николаева озвучили, в чем вся прелесть? У «Школы» Николаева есть второе пособие — сольфеджио Калмыков и Фридкин, одноголосие и двухголосие. Эти два учебных пособия, которые идут по жизни, наверное, с нашими бабушками. Озвучено абсолютно всё, озвучена каждая мелодия. Ребенок видит эти нотки, эти значки, нажимает треугольничек плэйера, звучит мелодия. Ребенок понимает, что это. Это уже музыка, это уже не просто строка со значками непонятными. И так же мамы, папы или бабушки перестают психовать и видят, что да, реально звучит. Далее, двухголосие или исполнение в две руки, сначала записывается для правой руки, потом для левой руки, ребеночек правой рукой может играть, левой рукой слушать сопровождение и наоборот. Так же идет ансамблевое исполнение, то же самое идет в учебниках Калмыкова и Фридкина, когда можно пропеть, можно пропеть один голос, можно пропеть двухголосие, сопровождая себя. Огромное количество учебников по музыкальной литературе озвучено. Идет, например, рассказ об опере, о каком-то произведении, озвучены все главные темы. Педагогу не надо подбирать в поисках по интернету хорошее исполнение. Для педагога готов ресурс учебно-методического пособия. Для школьника, для учащегося среднего учебного звена все готово, все подобрано.
Кира Лаврентьева:
— Дорогие друзья, если вы нас слышите, пожалуйста, скачайте приложение, зайдите на сайт издательства «Музыка», посмотрите.
Анна Сафонова:
— Это не приложение, это на нашем сайте, надо открыть сайт ЭБС e-musica. Открываете и видите абсолютно всё, включая демоверсию электронных образовательных ресурсов.
Кира Лаврентьева:
— Быть может, если у вас нет образования, а вам хочется, чтобы ребенок его получил, то жизнь ваша станет намного проще после того, как вы с этим сайтом познакомитесь поближе. Дорогие друзья, также я напоминаю, что у нас в гостях исполнительный директор издательства «Музыка» Сафонова Анна Владимировна. Меня зовут Кира Лаврентьева. Это «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Мы вернемся после некоторой паузы.
Кира Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, меня зовут Кира Лаврентьева. И с радостью напоминаю вам, что у нас в гостях Сафонова Анна Владимировна, исполнительный директор издательства «Музыка». Анна Владимировна, слушаю я вас весь этот час, понимаю на 100%, каждая клеточка моей души созвучна всему тому, что вы говорите. Но также мы можем понять, что нас слушают разные люди с разной точкой зрения и с разными взглядами на жизнь. И, конечно, я не могу не задать вопрос, а зачем вообще музыка нужна ребенку, особенно маленькому, особенно в пять лет? Захочет, пойдет, не захочет, не пойдет. А если у него талант, например, к изобразительному искусству? А если он танцует хорошо? То есть всем ли надо идти в музыкальную школу, сузим вопрос с самого простого уровня. Всем ли надо? Или есть люди, которым не надо, не дано, слуха нет, голоса нет, способностей нет, сольфеджио не понимает ни в какую, ни с репетитором, ни с приложением, ни с сайтом, ни с чем? Есть ли какие-то исключения в вашем представлении о детском музыкальном образовании?
Анна Сафонова:
— На мой взгляд, элементарные азы детского музыкального образования должны получить все. Хорошо, начнем совсем сначала. Когда мама, находясь в положении, слушает музыку.
Кира Лаврентьева:
— Классическую.
Анна Сафонова:
— Классическую музыку, да. Уже есть абсолютно доказанные факты, что ребенок на эту музыку реагирует. Какое-то время назад был разработан проект между врачами и музыкантами как раз на эту тему, но, к сожалению, этот проект немного приостановился, будем надеяться, что когда-то удастся его возродить. Что касается двух-трех-четырехлетнего возраста абсолютно да. До пяти лет, да. Есть музыкальные инструменты, есть ксилофоны, есть прекрасные инструмент, который называется блокфлейта.
Кира Лаврентьева:
— Вообще.
Анна Сафонова:
— Это замечательный инструмент.
Кира Лаврентьева:
— У меня старший ребенок учился.
Анна Сафонова:
— Ребенок с совершенно раннего возраста может на нем что-то делать, импровизировать. Еще раз повторяю, ребенок начинает здесь самоутверждаться. Его слушают. Если мамочка послушает, что ребенок сыграл на этих нескольких маленьких инструментах, ребенок понимает, что его уважают, и он понимает, что он хочет делать дальше. Это мотивация, Это мотивация к какому-то его дальнейшему успеху. Дальше. Есть такое слово: «лего». Всего-навсего четыре буковки, которые в нашей жизни появились, наверное, уже в 80-х годах.
Кира Лаврентьева:
— В 90-х.
Анна Сафонова:
— В конце 80-х. Что было до того? А как мы жили до появления лего? Скажите, пожалуйста, почему наши дети были очень хорошо развиты и с пальчиками и с ручками. Как-то у них и кончики пальцев были и мелкая моторика была. При помощи чего?
Кира Лаврентьева:
— Инструмента.
Анна Сафонова:
— А не при помощи ли клавиш? Так вот я вам скажу: да, при помощи клавиш. А как идет взаимодействие пальчиков? Номера пальчиков написаны в нотах, и все это с памятью идет, со вниманием. Как-то не придавали последнее время, все эти факты ушли куда-то на задний план. Но ведь есть же взаимодействие рук, глаз, мозга, памяти. Я вам расскажу одну интересную вещь. Дети, занимающиеся музыкой с раннего возраста, приходят к 10 классу абсолютно другими, и мы это услышали в подтверждение наших мыслей. Мы были на нескольких съездах директоров школ общеобразовательных, они проводятся периодически, когда выступают директора школ и говорят о сдаче ЕГЭ, многие педагоги и директора говорят о том, что дети, которые занимаются музыкой, ЕГЭ сдают легче, потому что у них раньше вся эта мозаика, весь этот пазл уже сложен.
Кира Лаврентьева:
— Нейронные все связи, да.
Анна Сафонова:
— И они приходят уже к первому классу, если с пяти лет ребенок занимается, с определенным готовым аппаратом восприятия информации, почерк лучше, математика идет лучше. Это доказано всеми. Так почему не через музыку? Почему нет? Более того, занимаясь музыкой, ребенок слушает очень хорошие классические произведения.
Кира Лаврентьева:
— Вкус формирует.
Анна Сафонова:
— Он начинает интонировать, у него есть вкус. Ведь не просто же в школе Николаева «Петушок» на каких нотках? «Кукушечка», «Гуси», «Курочка» — это что? Это ассоциация с чем-то. Ребенок может уже что-то передать. Правда?
Кира Лаврентьева:
— Да.
Анна Сафонова:
— Он не просто смотрит на какие-то мультфильмы с глупыми, извиняюсь, мордами. Почему наши мультфильмы такие добрые, хорошие, музыкальные?
Кира Лаврентьева:
— Очень музыкальные.
Анна Сафонова:
— Волк это волк, кот это кот. И у них не дебильные лица, у них не какие-то гипертрофированные глаза и уши, все нормально, все на местах было у нашего поколения.
Кира Лаврентьева:
— А советские мультики вообще озвучивал чуть ли не симфонический оркестр.
Анна Сафонова:
— Конечно.
Кира Лаврентьева:
— Это же вообще! «Серую шейку» вспомним. Это же потрясающе.
Анна Сафонова:
— Симфонический оркестр озвучивает мультфильм.
Кира Лаврентьева:
— Да, симфонический оркестр, вдуматься только. Рисованные вот эти мультфильмы, в которых отрисовывался каждый кадр, несколько дней, несколько недель.
Анна Сафонова:
— Да, выражение лица.
Кира Лаврентьева:
— А какая богатая речь. Я всегда вспоминаю «Серую шейку», как глухаря озвучивает актер прекрасный, какая дикция у них у всех, какая тонкость произношения лингвистического и фонетического, просто потрясающе.
Анна Сафонова:
— Что касается выражения своих мыслей и речи. Мы в наших электронных ресурсах используем очень хорошую систему. Звучат отрывки музыки, и мы даем внизу несколько определений: взволнованно, торжественно, грустно, весело, энергично. И дается в таких квадратиках слова определяющие. Ребенок должен определить характер музыки. Соответственно звучит музыкальный момент, и он эти квадратики на доске подтягивает, если ты правильно угадал, значит, это определение остается в квадратике. Если нет, соответственно, убегает обратно.
Кира Лаврентьева:
— Интересно, да.
Анна Сафонова:
— Формирование понятийного аппарата. Формирование речи. Ну, не может ребенок: типа, ну да, ну как бы, чтобы. Опиши, скажи, картинку опиши, музыку опиши, что ты слышишь?
Кира Лаврентьева:
— Пока все, о чем мы сейчас говорим — это развитие мозга, развитие интеллекта. Что бы еще вы сюда добавили, Анна Владимировна? В плюсы музыкального образования.
Анна Сафонова:
— Плюсы музыкального образования, мы говорим с вами о каких-то физических возможностях, руки мы проговорили. Я бы сказала, что это мотивация к успеху обязательно. В любом случае, когда он получает музыкальное образование, перед кем-то, то ли перед своими сверстниками, перед педагогом, либо перед зрителем ребенок это показывает. Это тоже идет воспитание успехом.
Кира Лаврентьева:
— Ты трудишься, ты получаешь. Ты трудишься, ты сдаешь.
Анна Сафонова:
— Ты получаешь, тебя слышат. И ты получаешь обратную связь, тебе дают. У него коммуникация с этим миром уже происходит.
Кира Лаврентьева:
— Через труд.
Анна Сафонова:
— Да. Она не у себя в мобильном телефоне, в котором он сидит и играет, он молчит при этом. А здесь он вынужден коммуницировать, начиная со своих родителей, и родители должны всячески это поощрять. Вот он выучил пьесу, приди послушай и скажи: браво, ты сыграл, неважно, это, может быть пьеса на нескольких нотках.
Кира Лаврентьева:
— Да, да.
Анна Сафонова:
— Он ее выразил, он сидел очень ровно за инструментом.
Кира Лаврентьева:
— Ножки на подставочке.
Анна Сафонова:
— Да, да, спинка ровненькая. И конечно, я считаю, это дисциплина, уже формируется. Это как спорт, хочу да, хочу нет не бывает. Ты должен. В спорте есть тренировка, ты должен. Это тоже своего рода спорт.
Кира Лаврентьева:
— Когда здесь начинается самовыражение, как вы думаете?
Анна Сафонова:
— В пять лет.
Кира Лаврентьева:
— Я имею в виду, когда ребенок сможет о себе действительно что-то понять, сказать? В каком примерно возрасте вообще это происходит? Если не привязываться к музыке. По вашему опыту материнскому, по вашему опыту взаимодействия с детьми, как направлять ребенка правильно? Как подсказать ему, куда идти учиться, если он спрашивает? Как развивать его таланты? Как их увидеть, разглядеть? Понятно, что не все музыканты. Мы перед эфиром узнали, что у вас сын врач, например, и это не может не вызывать восхищения. Врачи учатся не менее десяти лет, это всегда было так, я надеюсь, есть и будет. То есть это изначально и всегда труд, с самого первого дня до последнего. Ты всегда трудишься, не можешь схалтурить, ты взаимодействуешь с другим человеком. Ты, может, хирург. Или ты офтальмолог. От тебя зависят другие люди, это колоссальная ответственность.
Анна Сафонова:
— Это ответственность, которую ты берешь на себя, как родитель, во-первых. Сейчас есть многие родители, это дети наших друзей, которые отдают своих детей с раннего возраста в разные, я не говорю, что должна быть обязательно музыка. Должны быть какие-то разные активности. Кто-то уже в пять лет в шахматы играет, кто-то танцует, кто-то занимается художеством. Но такая многозадачность сама потом выведет ребенка, и вы увидимте, есть дети, которым, как говорится, с генами передается. Да, у нас передалось с генами. Мы оставляли ребенка с няней, он должен был делать уроки, учить. Мы приходили, он сидел, перед ним открыт анатомический атлас, когда он был в пятом классе. Нам было смешно, но мы поняли...
Кира Лаврентьева:
— Не поспоришь тут уже.
Анна Сафонова:
— Не поспоришь. Но есть что-то другое. Поэтому методом исключения. Но в любом случае это закладывание из дома и плюс диалог с педагогом. Это очень важно, потому что только педагог увидит. Я вам скажу такую вещь, многие родители, наверное, со мной согласятся. Сами родители не могут быть хорошими педагогами детям.
Кира Лаврентьева:
— Нет, не могут, абсолютно. Это ужас.
Анна Сафонова:
— Я со своими детьми когда начинала заниматься, это заканчивалось скандалами.
Кира Лаврентьева:
— Да.
Анна Сафонова:
— И только педагог может сказать, потому что только там ребенок проявляется. Конечно, родитель должен с педагогом вести диалог. Ни в коем случае не относиться к нему, как это бывает часто, как к человеку, которому отдали и ты обязан учить. Ребята, никто ничего не обязан. Это призвание. Педагог это его работа. Да, он должен это делать, но он не обязан твоего ребенка растить человеком в одиночестве. Ты тоже должен это делать. Поэтому диалог родителя с педагогом и очень внимательное наблюдение, отношение к проявлениям ребенка, к любым его проявлениям. А потом это может дать такой росток, который...
Кира Лаврентьева:
— Всех удивит.
Анна Сафонова:
— Может быть линией жизни. Но с детьми надо заниматься. И когда я вижу мамочек, которые сидят в телефоне, просто ребенок или в манеже или ребенок на площадке носится — не бывает такого, детей надо воспитывать. Нельзя открещиваться от этого, ни школа не спасет, никто не спасет. Надо уйти из телефонов и воспитывать своих детей и видеть в них самое лучшее, и это поддерживать.
Кира Лаврентьева:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. У нас в студии Сафонова Анна Владимировна, исполнительный директор издательства «Музыка». Анна Владимировна, вы сказали сейчас критически важную вещь, потому что я тут очень часто задаю вопрос: ах, что же нам делать с детскими гаджетами, ах, что же нам делать с зависимостями от экрана? Но ведь надо начинать с себя, надо из своих рук убрать телефон. Это очень важно. Понятно, у нас есть работа и какие-то коммуникации, но помимо работы и коммуникаций еще много всего. И надо признаться, сейчас Великий пост, я узнала, что многие мои знакомые не ограничивают гаджеты хотя бы в Великий пост, чтобы ты читал книжку вместо телефона.
Анна Сафонова:
— Да.
Кира Лаврентьева:
— Чтобы ты что-то послушал, подумал, помолился вместо телефона. И ребенок на тебя смотрит, думает: ладно, может быть, в этом что-то и есть.
Анна Сафонова:
— А когда он прочитает что-то в этой книжке, еще хорошо бы с ним поговорить, обсудить и сказать: о чем ты сейчас читал, о чем ты думаешь? Когда мы говорим о том, что идет формирование мировоззрения ребенка, на кого мы это возлагаем? На гаджеты, на телевидение, на двор. На кого мы возлагаем? Мы должны начинать с себя. И не надо потом удивляться: мы же так читали, мы же так делали, мы же так, мы, мы. А что мы? А ребенок предоставлен тому, в чем он сегодня живет. Я предпочитаю ограждать. У меня внук растет, он совсем маленький еще, у меня полное желание его погрузить во все, в музыку, в живопись, в спорт.
Кира Лаврентьева:
— Чтобы он все попробовал, всему поучился.
Анна Сафонова:
— Чтобы он все попробовал, чтобы у него времени не оставалось на ерунду, и тогда некого будет винить. Я надеюсь очень.
Кира Лаврентьева:
— Несколько лет назад Татьяна Черниговская, известный нейропсихолог, лингвист, ученый сделала сенсационное заявление о том, что среди 87 миллиардов нейронных связей (в голове человека 87 миллиардов нейронных связей) очень большую долю занимают связи, которые вырабатываются вследствие обучения музыке. И те нейроны, которые возникают при обучении музыке, сказала Черниговская, никак больше не возникнут, чем бы ты ни занимался, они не появятся. Только если ты занимаешься музыкой, образуются конкретные нейроны, которые служат очень-очень хорошее дело мозгу. И не только в детстве, во взрослом возрасте, но и в старости избавляет от каких-то болезней, может быть, от старческих, связанных с дефицитом мозгового кровообращения. Что происходит дальше? Дальше все нейропсихологи начинают говорить об это в голос. Валентина Паевская, известный нейропсихолог, все начинают говорить: пожалуйста, отдавайте своих детей в музыкальную школу. И вроде бы хорошо, родители начинают массово отдавать детей в музыкальную школу, но вы сказали об этом в начале программы. Где-то первый-второй класс все заканчивается, потому что все спотыкаются на сольфеджио и уходят.
Анна Сафонова:
— Да.
Кира Лаврентьева:
— А учителя в свою очередь жалуются, что мама привела и увела, и чем он тут занимается, что он будет делать дома, как он будет разучивать эту пьеску, ей совершенно все равно. Она главное услышала, что ребенок должен учиться музыке, ее роль в этом нулевая, может быть, по причине занятости, может быть, по причине низкой мотивированности ее собственной, или потому, что очень трудно самой понять и заниматься. Вот тут вопрос. Насколько в образовательный процесс, мы уже говорили об этом, но я его еще раз поднимаю, должны все-таки быть включены родители, особенно если у них нет никакого педагогического таланта. Мало того, что родители, как вы сказали, не могут заниматься своими детьми, ну, не могут, это всегда какой-то нервяк, невроз, мы вспоминаем, что даже Рахманинов, притом что он был совершенно гениальный композитор, пианист, не мог обучать детей. К нему все равно приводили исправно детей, каждый раз это заканчивалось скандалами и нервами для обеих сторон, но он не мог, не было у человека педагогического дара. Если, Анна Владимировна, в семье несколько детей, мама замотана, ей надо работать, она с малышом, но ей очень хочется, чтобы дети учились в музыкальных школах, но она не может им физически помочь, и диалог с преподавателем не помогает, потому что она не может помочь. Что тогда, как быть? Все-таки мы возвращаемся к сайту, надо идти на сайт издательства «Музыка», и реально ребенку самому в этом разбираться? Возможно ли это в семь лет?
Анна Сафонова:
— Возможно. В семь лет возможно. Ребенок владеет уже игровыми системами. Если мама, или папа, или брат, или сестра помогут один раз, это не сложная история, честное слово, не сложная. Когда человек умеет читать, а ребенок уже читает, там абсолютно графически все ясно на наших ресурсах. Ребенок знает, куда надо нажать на кнопочку, чтобы мелодия зазвучала. Ребенок знает, как надо справляться с викторинами. Даже если мама не может этого сделать, уделить какое-то время она обязана.
Кира Лаврентьева:
— То есть надо смочь.
Анна Сафонова:
— Если вы хотите, надо смочь. Есть такое слово «надо» у мамы, у папы, у бабушки, у нас у всех, мы отдаем это детям, для чего тогда вы ведете их в музыкальную школу? Просто не сваливайте все на школу. У каждого педагога, я вам скажу сейчас парадоксальную вещь, и мы в этом убедились за многие годы обучения музыке, лично я убедилась, не каждый гениальный исполнитель может быть педагогом.
Кира Лаврентьева:
— Точно.
Анна Сафонова:
— Как правило, это разные вещи. Поэтому пример с Рахманиновым абсолютно показателен. Гениальный исполнитель весь в себе, он гений весь в себя.
Кира Лаврентьева:
— Да, он весь в своих переживаниях.
Анна Сафонова:
— А вот другая вещь — это педагог, Когда мы говорим, что педагог отдает сердце детям, в этой фразе заложено столько, невозможно по-другому сказать. И чем отличались наши педагоги российские всегда? Российская душа, российское сердце, российская самоотдача, наше воспитание не позволяет уйти с урока, не добившись того, что ты хочешь сделать. Это отсутствие формализма. По крайней мере, я в своей жизни сталкивалась с такими педагогами, нас так обучали. Ты хочешь это отдать, ты сделай. Если надо достучаться до родителей, а родители, правда, многие заняты, кто-то не хочет, кто-то не может, все равно найти подход, найти минуту, уделить время и объяснить родителю, что, так или иначе, с вашей помощью дома это будет легче. Цифровизация сегодня имеет очень много положительных сторон, и мы ее используем в хороших своих учебно-образовательных целях. Контакт со своим ребенком, нельзя отнекиваться, не поверю никогда, что нельзя найти времени объяснить ребенку, как пользоваться этим электронным ресурсом. Там игровых элементов много. Нет объяснения. Я считаю, что родитель должен, какое-то время уделять, это даст свои результаты, человек будет доволен. Когда у него ребенок будет обучаться в музыкальной школе, а не шататься во дворе.
Кира Лаврентьева:
— Когда вы поняли, что классическая музыка вас обогащает? Сознательно поняли, не просто потому, что родители отвели в музыкальную школу, а полюбили.
Анна Сафонова:
— Лет в десять-одиннадцать, когда наступал переходный возраст. Честно скажу, до этих пор была обязаловка. Человек, который занимается музыкой, эмоционально больше реагирует на этот мир, потому что хочешь — не хочешь, ты исполняешь произведение, тебе педагог опять-таки внушает, вливает все эти эмоции. И мы влюблялись-то раньше, мы влюблялись честно, откровенно и искренне в своих одноклассников, то есть какие-то эмоции нас переполняли. Музыка — тот инструмент человеческого, эмоционального состояния, который тебя очень здорово обогащает, просто очень здорово. Нас водили на концерты. Раньше были по воскресеньям такие лектории в Московской государственной консерватории, и обязательно каждое воскресенье или раз в две-три недели мы ходили с родителями, зал был полный. Нам рассказывали, там были прекрасные лекторы, нам рассказывали, показывали. Это здание, которое по кирпичику строится. Вообще воспитание человека нельзя пускать на самотек, иначе мы будем иметь то, что мы сегодня имеем с не очень хорошей частью нашей молодежи. Есть замечательные ребята, у которых глаза горят сегодня. А есть молодежь, которая, к сожалению, за последние тридцать лет — это уже не молодежь — это уже результаты того невоспитания и той совершеннейшей распущенности, которая была обличена в совершенно какие-то другие понятия. И, наверное, родителям в какой-то момент тогда показалось, что все можно, все надо, спокойный, свободный подход к ребенку: хочет так, пускай так, хочет курить, пускай курит, хочет пить пиво, родители вместе с баночками будут гулять по парку Горького. Это было лет десять-пятнадцать назад, и мы это видели прекрасно. А что? Будет знать как это. Это вообще другой подход. Это запущенность молодежи, и сейчас мы имеем многие результаты этого, когда нет какого-то стержня, нет мировоззрения своего, когда бы человек имел стержень. Почему верующие люди имеют стержень? Что их держит, давайте говорить уже об этом?
Кира Лаврентьева:
— Откровенно.
Анна Сафонова:
— Их держит вот этот стержень. Их держит вера. Эти люди очень много читают, они очень много знают, они устанавливают причинно-следственные связи в этой жизни. Ведь ничто просто так не приходит и не уходит. Когда человек обращается в веру, он, мягко говоря, немножко по-другому начинает смотреть на эту жизнь.
Кира Лаврентьева:
— В том числе и на страшные какие-то события.
Анна Сафонова:
— И на страшные события, вещи. Он объясняет это по-другому. И сейчас я хотела бы выразить искреннейшие свои соболезнования тем людям, которые потеряли в этой безумной трагедии...
Кира Лаврентьева:
— В Крокус Сити Холле.
Анна Сафонова:
— В Крокус Сити Холле. Я выражаю соболезнования от всего коллектива нашего издательского, мы в сети в тот же день выпустили много наших постов. Просто нет слов, хочется молчать, молчать...
Кира Лаврентьева:
— И плакать.
Анна Сафонова:
— Молчать и плакать и переосмысливать. В одном из репортажей человек, видимо, родственник, потерявший своих близких, сказал, буквально минутный был репортаж, день в день, он сказал очень хорошую вещь. Он сказал: цените все при жизни, говорите больше хороших слов, говорите больше любимым, просто говорите друг другу больше хорошего, любите друг друга при жизни. Это, видимо, в один момент, когда для людей разделилось на «до» и «после». И в этот момент произошло жуткое переосмысление у кого-то. Еще раз выражаю наше соболезнование от всего коллектива издательства «Музыка».
Кира Лаврентьева:
— Анна Владимировна, какой у вас любимый композитор?
Анна Сафонова:
— У меня — Рахманинов.
Кира Лаврентьева:
— Так и знала, почему-то я была уверена. Хочешь понять русскую душу, включи «Вокализ» Рахманинова.
Анна Сафонова:
— Второй концерт, я исполняла его на дипломе.
Кира Лаврентьева:
— Потрясающе. А я помню, когда я играла «Лунную сонату» Бетховена в школе, я так прочувствовала, что он хотел сказать, это просто удивительно. Вы говорите о том, что ты играешь эти произведения, тебе помогает педагог, и ты проживаешь с композитором какие-то очень глубинные вещи, то, что он не говорит словами, он говорит нотными знаками.
Анна Сафонова:
— Нотными знаками, да.
Кира Лаврентьева:
— Это потрясающе. А Бах? Он же глубоко духовен, глубоко религиозен. Ты его слушаешь, а это как молитва.
Анна Сафонова:
— Да.
Кира Лаврентьева:
— И это все надо уметь услышать, это же тоже надо настроить, немножко заставлять себя поначалу, заставлять слушать эту музыку.
Анна Сафонова:
— Да. Но для того, чтобы ее понять, надо что-то прочитать.
Кира Лаврентьева:
— Да.
Анна Сафонова:
— Еще раз хочу вернуться к нашим электронно-образовательным ресурсам. Собран комплекс, комплексный подход. Почему я говорю, сначала даны объясняющие материалы, идет обучающий текст, из которого ребенок узнаёт о композиторе, о произведении, дальше это разбор произведения. И дальше он слушает произведения. Где-то даны даже отрывки из кинофильмов, когда мы вводим в контекст времени, и ребенок видит декорации какие-то, интерьеры, костюмы. Все это идет в комплексе, чем удобны эти ресурсы, идет именно комплексный подход к обучению.
Кира Лаврентьева:
— Такой пространственный.
Анна Сафонова:
— Пространственный, да. Он реально облегчает восприятие. Нам было очень приятно, когда на каких-то уроках были ребята, которые, совершенно не стесняясь своих эмоций, увидев эти наши ресурсы, говорили: ну, вы крутые. И даже педагог, там была возрастная женщина, ей реально мальчишки в какой-то из подмосковных школ: вы крутая. Вы понимаете, что такое для педагога услышать это? Педагог, который ведет теоретические занятия этим сорванцам.
Кира Лаврентьева:
— Да, действительно.
Анна Сафонова:
— Мы, конечно же, продолжаем полностью выпуск всех наших книг, нот в печатном виде. Я приглашаю наших слушателей в наш прекрасный ассортиментный издательский отдел, мы находимся на Садовом Кольце, на Патриарших прудах, угол Малой Бронной, Большая Садовая, 2/46, внизу ассортиментный отдел, в котором работают прекрасные наши методисты. Они помогут подобрать, там очень много всего можно найти и для детей, и для родителей, и для педагогов, и просто для людей, которые расширяют свой кругозор. Ну и конечно электронно-библиотечная система, которая не имеет границ.
Кира Лаврентьева:
— Да, не гнушаемся, будем смотреть.
Анна Сафонова:
— В любой точке России это можно приобрести, прочитать. Здесь, конечно, немаловажен социальный аспект того, что это доступность.
Кира Лаврентьева:
— В начале нашей программе я как-то интуитивно сказала про планку, которую вы держите. Я еще подумала, как это я, не поговорив еще, как положено, не рассмотрев вас, уже сказала про планку. А теперь я понимаю, почему я сказала, Бог на сердце положил. Потому что действительно вы держите планку.
Анна Сафонова:
— Спасибо.
Кира Лаврентьева:
— Анна Владимировна, я вам очень благодарна. От себя благодарю вас, от лица, я думаю, многих наших слушателей, которые сейчас присутствовали на нашем разговоре, слушали нас.
Анна Сафонова:
— Спасибо.
Кира Лаврентьева:
— И напомню, что наши регулярные беседы об образовании мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая собирает лучшие, самые интересные опыты работы в области образования и воспитания. Узнать подробнее об этом проекте, стать участником или поддержать его можно на сайте clever-lab.pro. Мы прощаемся с Сафоновой Анной Владимировной, исполнительным директором издательства «Музыка». Анна Владимировна, желаем вам вдохновения. Вы вдохновлены и, пожалуйста, будьте вдохновлены всегда.
Анна Сафонова:
— Спасибо, спасибо.
Кира Лаврентьева:
— Пожалуйста, дай вам Бог сил, помощи Божией и всего самого наилучшего.
Анна Сафонова:
— Спасибо, взаимно, спасибо. Спасибо огромное. Спасибо, взаимно, всем вам здоровья. Спасибо.
Кира Лаврентьева:
— Всего хорошего.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.