В 374 году Медиолан – город, который сейчас зовется Миланом, был охвачен волнениями. После смерти епископа Авксентия прошло уже довольно много времени, а христианская община никак не могла выбрать нового архипастыря. Еретики-ариане, еще не обличённые соборным решением, настаивали, чтобы медиоланскую кафедру занял кандидат, разделяющий их взгляды. Христиане, сохранившие верность истинному учению Церкви, предлагали своих ставленников. Казалось, согласия достичь невозможно.
И тут произошёл удивительный случай. Во время очередного собрания, протекающего в напряженных спорах, вдруг раздался чистый мальчишеский голос: «Амвросия в епископы!». Этот детский возглас, прозвучавший неожиданно и громко, заставил взрослых замолчать и задуматься – а что, если и в самом деле избрать архипастырем медиоланского градоначальника? Кандидатуру Амвросия поддержало большинство. Ариане надеялись склонить императорского чиновника на свою сторону. Верные чада Церкви уповали на то, что этот кандидат славился в народе своей честностью, основанием для которой была несомненная вера в Бога. Лишь один человек решительно возражал против избрания Амвросия епископом – это он сам. Он еще не был крещён, а только проходил, по традиции того времени, многолетний подготовительный путь к принятию Таинства.
Считая себя недостойным епископства, Амвросий пытался оговорить себя, и пробовал уехать из Медиолана. Верующие остановили градоначальника, сам император обратился к нему с просьбой уступить просьбам общины – и только после этого Амвросий согласился принять епископскую кафедру. Он крестился и за семь дней прошёл все ступени церковной иерархии, от чтеца до архипастыря. После этого раздал свое имущество, и полностью посвятил себя служению Церкви.
Епископ Амвросий противодействовал арианству и как богослов, и как мудрый устроитель церковной жизни, избавив многих из своей паствы от еретического заблуждения. Святитель стал отцом для христиан, и в послушание ему себя вверяли все – от простых горожан до важных сановников. Под духовным влиянием Медиоланского архипастыря находился и сам император Феодосий.
В 390 году в одном из городов Римской империи – в Фессалониках, произошли стихийные волнения. Городские власти бросили в тюрьму за бытовую провинность любимого народом колесничего. Горожане потребовали освободить героя скачек, а затем, не стерпев отказа, побили камнями нескольких императорских чиновников. Феодосий, расценив происшедшее как мятеж, отдал приказ убить определённое число фессалоникийцев, без различения пола и возраста. Такое варварское распоряжение правителя вызвало гнев святителя Амвросия. И когда вскоре после этих событий император прибыл на богослужение в Медиоланский собор, епископ не пустил его на порог.
Епископ Амвросий:
Остановись, Феодосий! Человек, проливший столько людской крови, не может войти в храм, посвященный Иисусу Христу, который свою кровь пролил ради Спасения людей и заповедовал нам жить в любви и милосердии!
Пристыженным и растерянным выглядел грозный правитель империи. Не смея поднять глаза на епископа, он произнес вполголоса.
Император Феодосий:
И Давид согрешил, но не лишился милости Господней.
Епископ Амвросий:
Ты подражал Давиду в преступлении, так подражай ему и в раскаянии!
Только спустя восемь месяцев епископ простил Феодосия и допустил его до церковных Таинств. Святитель Амвросий также настоял, чтобы император принял указ, по которому исполнение смертных приговоров откладывалось не менее, чем на месяц, во избежание скоропалительных расправ.
Епископ Амвросий был почитаем за пламенные проповеди. Его речи обратили ко Христу многих людей, в том числе и автора знаменитой «Исповеди», святого Августина, именуемого Блаженным. Богословские труды Медиоланского архипастыря находили благодарных читателей и при его жизни, и после кончины, на протяжении многих веков. Но современники и сограждане любили святителя как отца, который для каждого находил место в своем сердце. Горько было медиоланцам, когда владыка Амвросий пророчески объявил им о том, что пришло время ему отойти к Богу. «Что нам бояться смерти, если мы имеем Всеблагого Господа?», – утешал опечалившихся чад епископ.
Святитель Амвросий отошёл от земного бытия на Пасху, когда вся Церковь, земная и Небесная, празднует Воскресение Христово. Он ушёл из жизни в Жизнь, в вечную пасхальную радость.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема