
Фото: Nikolay Marinov/Unsplash
Не является секретом, что некоторые церковные праздники в эпоху раннего христианства заменили собой праздники языческие. Например, Рождество Христово не случайно стало праздноваться 25 декабря по старому стилю. 25 декабря античные язычники отмечали день зимнего солнцестояния, празднуя начало прибавления светового дня. Церковь заменила почитание солнца на поклонение настоящему Солнцу мира — Господу Иисусу Христу.
Еще одним примером замены языческого праздника на христианский является день церковной памяти святого императора Константина и его матери Елены. Наибольшей популярностью этот праздник среди православных пользуется в Болгарии. Причем болгары вот уже много веков cчитают святых Константина и Елену покровителями фермеров и сельского хозяйства. Хотя при жизни ни Константин, ни Елена фермерством, конечно же, не занимались.
Причина коллизии опять же в замещении языческого праздника христианским. Когда-то 21 мая болгары поклонялись духам природы, прося у них хорошего урожая. После принятия христианства покровителями сельского хозяйства стали святые Константин и Елена, церковная память которых в Болгарии празднуется 21 мая. В этот день многие болгары фермеры и крестьяне стараются попасть в храм на утреннее богослужение, потому что во время него возносятся молитвенные прошения о добром урожае.
По окончании богослужения устраивается крестный ход с иконами святых Константина и Елены. Только идет он не вокруг храма, а обычно к местным источникам или рекам. Болгары верят, что в день святых Константина и Елены природа окончательно просыпается от зимнего сна, поэтому необходимо освятить, в первую очередь, источники воды, от которых деревья и растения черпают свои силы.
Во время крестного хода священник у каждого источника или речки служит молебен об освящении воды, а затем кропит участвующих в крестном ходе прихожан. После освящения последнего источника на ближайшей к нему поляне устраивается праздник. Главным его угощением служит курбан. Так в Болгарии называют испеченное на углях мясо ягненка. Конечно же, кроме мяса участники праздника угощаются и иными блюдами, а также вином — традиционным спутником болгарского застолья.
После застолья начинаются различные игры. В частности, устанавливаются большие качели, на которых можно взлететь на несколько метров от земли. С наступлением темноты начинается наиболее эффектная, но не одобряемая Церковью часть праздника. Из костра, на котором жарился ягненок, достаются угли, которые раскладываются ровным слоем в центре поляны. Участники праздника встают в круг, запевают молитвенные песнопения в честь Константина и Елены, а затем поочередно начинают по углям ходить, держа в руках икону святых. Идут они по углям, надо сказать, довольно медленно. При этом ни то что не слышно криков от боли, почти у всех идущих по углям на лице видна улыбка. Кстати, ожогов на ступнях вы тоже не увидите. Некоторые говорят, что хитрые болгары предварительно смазывают ступни особым средством, а некоторые считают, что это чудо, случившееся по молитвам к святым Константину и Елене.
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема