
Сергей Комаров
Прочитал в одной из замечательных книг митрополита Вениамина (Федченкова) про одного швейцара в Париже, который, по благословению своего духовника, прочитывал за рабочий день три тысячи Иисусовых молитв. Он стоял перед входом в ресторан, кланялся посетителям, снимал шубы — а сам молился. Три тысячи молитв каждый день на протяжении многих лет! Кроме духовника, об этом никто не знал.
Думается: святой человек. А могло ли нам когда-нибудь прийти в голову такое словосочетание — святой швейцар? Мы не привыкли к такому, а такое есть. Потому что «дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». И святость всегда будет непривычна, непонятна, удивительна. Потому, что она не от мира сего.
Читая жития святых, постоянно приходится удивляться тому, насколько святость непредсказуема, иррациональна, а также незаметна и неузнаваема в грешном мире. Сами святые часто не узнавали святость друг в друге. Например, святитель Епифаний Кипрский очень не любил своего выдающегося современника, святителя Иоанна Златоуста, — открыто порицал, и способствовал осуждению вселенского учителя на печально известном Соборе под Дубом. Всю жизнь конфликтовали блаженный Феодорит Киррский и святитель Кирилл Александрийский, будучи идейными противниками в богословии.
Также бывает, что подвиг того или иного святого скрыт Богом, хотя мощи обретены нетленными и посмертные чудеса подтверждают святость. Например, отрок Артемий Веркольский. Двенадцатилетний мальчик из благочестивой семьи был убит молнией, и односельчане не отпели и не похоронили его, думая, что Бог покарал Артемия за какой-то тяжкий грех. Тело оставили на земле, набросав сверху веток. Но его мощи остались нетленными и благоуханными, и явили множество чудес. Чем отрок угодил Богу? Тайна.
Или вот святая Иулиания, княжна Ольшанская. Нашли нетленные мощи шестнадцатилетней девицы. О жизни ее почти ничего не известно. Чем она отличалась перед Богом среди множества других, умерших в том же возрасте? Бог ведает. Мы — нет.
Мир, однажды уже осудивший Праведника — Христа — часто не видит и не понимает святости. Как и свидетельствует об этом текст паремии, читаемой в честь святого на всенощной: «Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его».
Потому, нельзя думать, что сегодня уже нет святости. Святой может жить рядом, но мы святости не видим и меряем все по своим личным трафаретам. К тому же, в нашем сознании зачастую обитают некоторые шаблоны святости, которые могут помешать нам воспринимать святость живую, современную. Нам кажется, что если святой, то непременно монах, или епископ, или мученик, или юродивый. А ведь вовсе не обязательно. Святость в современном мире находит новые формы, имея все ту же, главную основу: любовь к Богу и ближнему.
История Церкви продолжается. А значит, продолжается история святости — самая удивительная и прекрасная история в мире.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Как праздновали Рождество в Российской империи

Фото: Robert Thiemann / Unsplash
Рождество Христово — один из самых любимых праздников в России. Уже не одно столетие к светлому торжеству наряжают ёлку, готовят для близких подарки и собираются всей семьёй. Многие рождественские традиции, дорогие каждому русскому сердцу, пришли к нам из царской России.
В Российской империи праздник Рождества Христова был одним из главных и долгожданных в календарном году. Самому торжеству предшествовал сорокадневный Рождественский пост. Народная мудрость гласит: «Пост ведёт к вратам Рая, а милостыня отворяет их». Поэтому в пост люди стремились творить дела милосердия: навещать страждущих в больницах и приютах, помогать нищим.
Из-за перехода с юлианского на григорианский календарь после революции, Рождество Христово стало отмечаться по новому стилю — 7 января. Но раньше, по старому стилю, это торжество праздновалось до Нового года — 25 декабря. К празднику готовили специальные угощения и наряды. В Сочельник (день накануне Рождества) на стол ставили кутью и узвар — сладкую кашу из цельных зёрен пшеницы и компот из сухофруктов, заправленный мёдом. Уже к рождественскому столу пекли пироги с разными начинками: капустой, рыбой и мясом.
Дети и взрослые с нетерпением ждали светлый праздник и шли всей семьёй на Богослужение. Вот как описывает настроение после праздничной службы Иван Шмелёв в романе «Лето Господне»: «Идёшь из церкви. Всё — другое. Снег — святой. И звёзды — святые, новые, рождественские звёзды. Рождество!» После богослужения семьи с приглашёнными гостями садились разговляться за праздничный стол и вручали друг другу подарки. Детям чаще всего дарили сладости и игрушки. Александр Блок вспоминал, что «праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки и чист, как смола».
Кстати, традиция украшать рождественские ели и дарить друг другу подарки укоренилась в России во второй четверти XIX века по инициативе царской семьи. Немецкую традицию заимствовал Николай I, который начал устраивать рождественскую ёлку по просьбе своей супруги — Александры Фёдоровны. Перед праздником император лично ходил по магазинам и лавкам, выбирая подарки для семьи и друзей. С тех пор царская семья стала ежегодно устраивать праздничную ёлку. Следом за царской семьёй эта традиция появилась и в домах дворян, а потом и в крестьянских избах. Для продажи рождественских деревьев даже устраивались специальные ёлочные базары. Так Рождество широко и радостно праздновалось всем русским народом.
Однако после революции 1917 года советская власть развернула борьбу с Православной Церковью. В СССР Рождество стало рабочим днём, а главным зимним праздником назначили Новый год. И всё-таки тёплые традиции Рождества оказались сильнее: многие дореволюционные обычаи были перенесены на празднование Нового года. В 1935 году для детей была устроена первая «новогодняя ёлка», а в семьях люди тайно продолжали праздновать Рождество Христово, сохранив для нас память о старинных русских традициях.
Все выпуски программы Открываем историю
Швейцарский поход Суворова. История подвига

Фото: Samual lim / Pexels
Еще со школьной скамьи многим знакома картина «Переход Суворова через Альпы» художника Василия Сурикова. На изображении прославленный полководец ведёт свою армию по обледенелым склонам гор, ободряя солдат и офицеров. Как же они оказались в Альпах среди снега на труднопроходимых перевалах?
После Великой Французской революции и свержения монархии, новая Французская республика, возглавляемая Законодательным собранием и Национальным конвентом, решила расширить пределы своих владений. С этим не были согласны многие европейские монархи, в том числе и российская императрица Екатерина II. В 1792 году была образована Первая антифранцузская коалиция, которая не смогла добиться успеха — французская армия завоевала Северную Италию, Швейцарию, левый берег Рейна и другие территории. И даже после этого Франция продолжила завоевания. В 1798 году сын Екатерины II, император Павел I, принял решение о вступлении России во Вторую антифранцузскую коалицию.
К этому моменту французскую армию в Италии возглавлял Наполеон Бонапарт, а успехи противника были настолько стремительными, что для ведения войны требовались лучшие полководцы. Поэтому из отставки вызвали генерала Александра Васильевича Суворова, не проигравшего ни одного сражения. Полководец встал во главе объединённых сил России и Австрии. Благодаря решительным действиям армии под его предводительством территория Италии была освобождена за несколько месяцев. Однако эти успехи напугали союзницу России — Австрию, которая имела виды на итальянские территории и теперь хотела избавиться от русской армии в Италии.
В это же время часть русской армии под руководством генерала Александра Римского-Корсакова вместе с австрийскими союзниками боролась с противником на швейцарском фронте. Чтобы заставить Суворова вывести русские войска из Италии, австрийские войска под командованием эрцгерцога Карла направились в Голландию, и русский корпус генерала Римского-Корсакова остался в Швейцарии один на один с превосходящим по численности противником. Суворов оказался вынужден вывести свои силы на помощь русской армии в Швейцарию. Так, новый поход, получивший название Швейцарского, был предназначен для спасения русской армии генерала Римского-Корсакова. Для этого войскам Суворова было необходимо пробиваться через горные перевалы Альп, вступая в бои с французами. Генерал попросил австрийцев лишь об одном — предоставить ему мулов и провиант для горного похода, но и тут союзники подвели. Мулы и провиант были доставлены не вовремя и в недостающем объеме, но ждать дольше Суворов не мог. 24 сентября 1799 года его армия с боем преодолела перевал Сент-Готард. Военные продвигалась по узким горным тропам, теряя мулов, лошадей, испытывая недостаток в продовольствии и вступая в бои с противником. 28 сентября армия Суворова достигла деревни Муототаль, где полководец узнал страшную новость: они не успели, и французы разгромили армию Римского-Корсакова. Сам Суворов оказался в ловушке. Горная долина Муотаталь была окружена французами.
В тот день на военном совете Суворов сказал офицерам: «Помощи теперь ждать не от кого, одна надежда на Бога, другая — на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск...<...> Мы на краю пропасти! Но мы русские! C нами Бог!» После этого полки генерала, с победоносными боями, преодолели гору Паникс и добрались до швейцарского города Кур, где стояли союзные войска. Семнадцатидневный поход был окончен: Суворов смог сохранить свою армию. Император Павел I присвоил полководцу звание «генералиссимуса».
Сегодня в Альпах на пути, который когда-то прошла армия непобеждённого полководца, на отвесной скале можно увидеть огромный высеченный крест в память о тех, кто не вернулся из Швейцарского похода. А еще это памятник мужеству и верности русских военных, посвятивших свою жизнь служению России.
Все выпуски программы Открываем историю
Чудов монастырь. История исчезнувшей святыни

Эта история началась в далёком 1357 году, когда московским княжеством правил Иван II — отец князя Дмитрия Донского. Из Золотой Орды, монгольского государства, покорившего Русь ещё в XIII веке, в Москву пришли недобрые вести: ослепла Тайдула, мать хана Джанибека. И повелитель Орды требовал, чтобы русский митрополит приехал в Сарай, ордынскую столицу (сейчас это территория Астраханской области), и исцелил больную.
Уповая на милость Божью, владыка Алексий покорился воле хана. По его молитвам Тайдула выздоровела. В благодарность за своё исцеление она пожаловала митрополиту ханский двор, расположенный в Московском Кремле. В память о случившемся митрополит Алексий решил основать на бывшем ханском дворе монастырь и заложил каменный храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Именно в день воспоминания об этом событии, случилось исцеление Тайдулы.
Чудо в Хонех произошло в IV веке во Фригии, на территории современной Турции, когда храм Архистратига Михаила был спасён от язычников, решивших соединить русло двух рек и направить на храм. Но явился Архистатиг Михаил и ударом жезла сделал в горе рядом с храмом расщелину, куда и устремился речной поток. С тех пор это место стало называться «Хоны» — с греческого «расщелина». А на старом ханском дворе в память об этом событии появился Чудов монастырь.
Основатель монастыря — митрополит Алексий умер в 1378 году. Спустя полвека были обретены его нетленные мощи, и владыку причислили к лику святых. При царе Иоанне III в XV веке к храму Чуда Архистратига Михаила пристроили придел во имя святителя Алексия, где установили раку с мощами святого.
Расположенный в самом сердце России, Чудов монастырь не раз становился свидетелем разных вех русской истории, например, событий Смутного времени. Существует версия, что иноком монастыря был будущий Лжедмитрий I — Григорий Отрепьев, выдававший себя за выжившего царевича Дмитрия. Позднее, в этих же стенах поляки заточили и заморили голодом патриарха Гермогена. Перед смертью он рассылал из темницы по разорённой русской земле грамоты, где просил народ объединиться против общего врага. Смута закончилась в 1613 году, когда на русское царство был избран Михаил Фёдорович Романов. Не прошло и двадцати лет, как в Чудовом монастыре крестили наследника царя Михаила — Алексея.
Серьёзным испытанием для монастыря стала осень 1812 года. Наполеон взял Москву — и кремлёвские храмы и монастыри подверглись разорению и поруганию. В алтаре соборного храма Чуда Архистратига Михаила французы устроили спальню маршала Даву. Вскоре войска Наполеона оставили Москву, и в городе начались долгие восстановительные работы. Разорённый Чудов монастырь отреставрировали в 1814 году.
Многовековая история монастыря оборвалась в 1930-м году. Русская святыня была уничтожена большевиками. В 2020-м на месте исчезнувшей обители открылся музей археологии Чудова монастыря. Часть сохранившихся фресок собора Чуда Архистратига Михаила сейчас выставляется в музее Андрея Рублёва и в Третьяковской галерее, где каждый может приобщиться к истории обители.
Все выпуски программы Открываем историю